- Краткая биография Мольера
- Ранние годы и начало театральной карьеры
- Расцвет творчества⁚ Парижский период
- Знаменитые пьесы и театральные успехи
- Личная жизнь и последние годы
- Критика и наследие Мольера
- Коротко о главных персонажах
- Тартюф («Тартюф»)
- Гарпагон («Скряга»)
- Дон Жуан («Дон Жуан»)
- Аргон («Мещанин во дворянстве»)
- Аргант («Школа жён»)
- Краткий вывод
Краткая биография Мольера
Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер, родился в Париже в 1622 году. Получив хорошее образование٫ он выбрал театр٫ отказавшись от карьеры юриста и семейного дела. В 21 год основал «Блистательный театр»٫ но столичная публика не приняла труппу.
Ранние годы и начало театральной карьеры
Жан-Батист Поклен, будущий великий комедиограф, известный миру под псевдонимом Мольер, родился 15 января 1622 года в семье преуспевающего парижского буржуа. Его отец, Жан Поклен, служил королевским обойщиком и камердинером, что обеспечивало семье стабильное и высокое положение в обществе; Детство Жана-Батиста прошло в атмосфере достатка и комфорта, но, несмотря на желание отца видеть сына продолжателем семейного дела, юношу влекло искусство.
Получив прекрасное образование в престижном Клермонском колледже, где он изучал право, Мольер не стал связывать свою жизнь с юриспруденцией. Театр манил его гораздо сильнее. В 1643 году, в возрасте 21 года, он принимает ключевое решение, организует собственную театральную труппу под названием «Блистательный театр». Вместе с друзьями-единомышленниками он окунается в мир искусства, полный надежд и творческих поисков.
Однако первые шаги Мольера на театральном поприще были далеки от триумфа. Парижская публика, избалованная выступлениями именитых трупп, холодно встретила молодых актёров. «Блистательный театр» столкнулся с финансовыми трудностями и был вынужден покинуть столицу. Начался долгий и непростой период странствий по провинции, который, однако, стал для Мольера настоящей школой жизни и театрального мастерства.
Расцвет творчества⁚ Парижский период
После тринадцати лет странствий по провинциальным городам, оттачивая свое мастерство и завоевывая признание публики, Мольер с триумфом возвращается в Париж. Произошло это в 1658 году, когда труппа Мольера по приглашению брата короля, Филиппа Орлеанского, получила возможность выступить перед самим Людовиком XIV.
Выступление имело оглушительный успех. Король был очарован талантом Мольера и предоставил его труппе зал в Лувре для постоянных выступлений. С этого момента начинается период расцвета творчества Мольера. Он создает свои лучшие пьесы, которые приносят ему славу непревзойденного комедиографа и реформатора театрального искусства.
Парижский период ознаменован созданием целой галереи ярких, запоминающихся персонажей, ставших символами человеческих пороков и слабостей. Скряга, Тартюф, Дон Жуан, Мещанин во дворянстве – эти имена стали нарицательными, а пьесы Мольера прочно вошли в золотой фонд мировой драматургии.
Однако успех и признание не всегда шли рука об руку со спокойствием и благополучием. Острый сатирический талант Мольера, беспощадно высмеивавший лицемерие, ханжество, невежество и другие пороки современного ему общества, нажил ему немало врагов. Его пьесы вызывали ярость и негодование тех, кто узнавал в сатирических образах себя, и Мольер не раз подвергался нападкам и гонениям со стороны влиятельных недоброжелателей.
Знаменитые пьесы и театральные успехи
Парижский период творчества Мольера ознаменовался созданием целой плеяды блестящих комедий, которые и сегодня не сходят с театральных подмостков мира. Его пьесы, сочетающие в себе искрометный юмор, сатирическую остроту и глубокий психологизм, стали настоящим событием в театральной жизни Франции XVII века и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Среди наиболее известных произведений Мольера – «Смешные жеманницы» (1659), осмеивающая моду на прециозность и искусственность; «Школа мужей» (1661) и «Школа жён» (1662), высмеивающие устаревшие взгляды на воспитание и отношения между полами; «Тартюф» (1664), разоблачающая лицемерие и ханжество; «Дон Жуан» (1665), трактующая тему безверия и распущенности; «Мизантроп» (1666), посвященная проблеме противостояния личности и общества; «Скряга» (1668), бичующая алчность и скупость; «Мещанин во дворянстве» (1670), высмеивающая подражание дворянским манерам; «Мнимый больной» (1673), высмеивающая врачебное невежество и человеческие слабости.
Пьесы Мольера пользовались огромной популярностью у публики, но нередко вызывали резкую критику со стороны представителей церкви и придворной аристократии. Острый сатирический дар Мольера, беспощадно высмеивавшего пороки современного ему общества, нажил ему немало врагов. Его обвиняли в безбожии, безнравственности, подрыве устоев общества.
Личная жизнь и последние годы
Личная жизнь Мольера, как и его творчество, была полна драматизма и противоречий. В 1662 году он женился на Арманде Бежар, молодой актрисе своей труппы, которая была младше его на 20 лет. Этот брак, ставший поводом для многочисленных сплетен и пересудов, принёс Мольеру немало переживаний.
Несмотря на то, что Арманда родила ему троих детей, их семейная жизнь не была безоблачной. Ревность, подозрения, интриги недоброжелателей отравляли их отношения. Тем не менее, Мольер продолжал любить свою жену и поддерживал её актёрскую карьеру.
Последние годы жизни Мольера были омрачены болезнью. Он страдал от туберкулёза, который прогрессировал на фоне постоянных стрессов и переутомления. Однако, несмотря на тяжёлый недуг, Мольер не оставлял любимого дела. Он продолжал писать пьесы, ставить спектакли, играть на сцене.
17 февраля 1673 года во время четвёртого представления своей последней пьесы «Мнимый больной», в которой он сам исполнял главную роль, Мольеру стало плохо на сцене. Он с трудом закончил спектакль, а через несколько часов скончался у себя дома. Церковь отказала ему в христианском погребении, и только благодаря вмешательству короля Мольер был похоронен на кладбище Сен-Жозеф.
Критика и наследие Мольера
Творчество Мольера всегда вызывало неоднозначную реакцию. Его острые, злободневные комедии, бичующие пороки современного общества, вызывали не только восторг и восхищение, но и резкую критику, а порой и откровенную ненависть со стороны тех, кто узнавал себя в сатирических образах.
Особое негодование пьесы Мольера вызывали у представителей церкви, которые обвиняли его в безбожии, безнравственности, подрыве устоев веры. Консервативная часть общества усматривала в его творчестве угрозу традиционным ценностям и моральным устоям. Недоброжелатели Мольера интриговали против него при дворе, стремясь очернить его имя в глазах короля.
Однако, несмотря на все нападки и гонения, Мольер оставался верен себе и своему сатирическому дару. Он продолжал писать пьесы, разоблачающие лицемерие, ханжество, невежество, жадность, глупость – все те пороки, которые мешали человеку быть лучше. И именно эта бескомпромиссность, эта верность своим идеалам сделали его творчество бессмертным;
Мольер по праву считается одним из величайших комедиографов всех времен и народов. Его пьесы, переведенные на все языки мира, не сходят с театральных подмостков уже более трех столетий. Его имя стало символом острой социальной сатиры, а его герои – нарицательными образами человеческих пороков и слабостей.
Коротко о главных персонажах
Пьесы Мольера населены яркими, запоминающимися персонажами, которые стали нарицательными образами, олицетворяющими те или иные человеческие пороки. Их имена стали синонимами скупости, лицемерия, ханжества, глупости, тщеславия. Вот некоторые из них⁚
Тартюф («Тартюф»)
Религиозный ханжа, прикрывающий свою алчность и сластолюбие маской набожности. Он ловко манипулирует людьми, играя на их религиозных чувствах, и добивается своего, используя чужую доверчивость и наивность. Образ Тартюфа стал синонимом лицемерия и ханжества;
Гарпагон («Скряга»)
Старый скряга, одержимый манией накопительства. Он готов пожертвовать счастьем своих детей, лишь бы сохранить свои сокровища. Гарпагон стал синонимом скупости и жадности.
Дон Жуан («Дон Жуан»)
Молодой повеса и распутник, живущий ради наслаждений и не признающий никаких моральных норм. Он цинично соблазняет женщин, не испытывая к ним никаких чувств, кроме жажды обладания. Дон Жуан стал синонимом легкомыслия, цинизма и распущенности.
Аргон («Мещанин во дворянстве»)
Богатый буржуа, мечтающий выбиться в дворянское сословие. Он смешон в своем слепом подражании аристократическим манерам, не понимая, что истинное благородство не в титулах, а в душе. Аргон стал синонимом мещанского тщеславия и снобизма.
Аргант («Школа жён»)
Старый ревнивец, стремящийся удержать свою молодую жену под строгим контролем. Он смешон в своей подозрительности и тирании, которые толкают его жену в объятия молодого возлюбленного. Аргант стал синонимом ревности и тирании в семейных отношениях.
Это лишь некоторые из ярких персонажей, созданных гением Мольера. Их образы, отличающиеся жизненной правдой и психологической достоверностью, стали неотъемлемой частью мировой литературы и продолжают волновать умы и сердца зрителей вот уже несколько столетий.
Краткий вывод
Жизнь и творчество Мольера — это яркий пример беззаветного служения искусству, пример борьбы за право говорить правду со сцены, обличать пороки общества, высмеивать глупость и лицемерие. Отказавшись от карьеры юриста и спокойной жизни, уготованной ему судьбой, Мольер посвятил себя театру, став одним из величайших комедиографов мира;
Его путь был тернист и нелегок. Начав с неудачи в Париже, он прошел долгий путь странствий по провинции, оттачивая свое мастерство, создавая свой театр. Возвращение в столицу стало триумфом, но и здесь его ждали не только слава и признание, но и зависть, интриги, нападки со стороны тех, кого задевала его сатира.
Несмотря на все преграды, Мольер создал плеяду блестящих комедий, которые и сегодня не сходят со сцены. «Тартюф», «Скряга», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» — эти и другие пьесы стали классикой мировой драматургии, а их герои — нарицательными образами человеческих пороков.
Мольер не боялся говорить правду, высмеивать сильных мира сего, обличать лицемерие и ханжество. Он верил в силу смеха, в то, что сатира может помочь человеку стать лучше, избавиться от своих пороков. Именно эта вера, эта бескомпромиссность сделали его творчество бессмертным.
Мольер оставил после себя не только гениальные пьесы, но и целую школу театрального искусства. Он был новатором во всем ౼ в драматургии, режиссуре, актерской игре. Его идеи оказали огромное влияние на развитие театра во всем мире.
И сегодня, перечитывая Мольера, мы не перестаем удивляться его проницательности, его умению видеть суть вещей, его острому уму и неиссякаемому юмору. Его пьесы ౼ это не только зеркало, отражающее нравы XVII века, но и вечные уроки жизни, актуальные и по сей день.
Удивительно, как Мольер, несмотря на сопротивление публики, сумел сохранить верность своему призванию.
Всегда поражался смелости Мольера, который не побоялся бросить вызов условностям и посвятить себя театру.
Статья краткая, но информативная. Хорошо описан путь Мольера к славе, от провинциальных подмостков до парижской сцены.
Интересно было узнать о ранних годах Мольера и о том, как он начинал свой путь в театре. Несмотря на неудачи, он не сдавался и в итоге добился признания.
Замечательный рассказ о жизни и творчестве великого комедиографа! С удовольствием прочитала.
Спасибо за интересную статью! Мольер — гениальный драматург, чьи пьесы актуальны и по сей день.
Кратко, но емко. Статья даёт представление о жизни и творческом пути Мольера.
Интересно было бы узнать больше о постановках Мольера, о том, как создавались его пьесы.
Статья пробудила интерес к творчеству Мольера. Обязательно прочту его комедии!