Недоросль Фонвизин⁚ краткий пересказ по действиям и явлениям
В комедии «Недоросль» Денис Фонвизин мастерски высмеивает невежество и жестокость дворянства XVIII века. В пяти действиях разворачивается история избалованного Митрофанушки, недоросля, не желающего учиться и являющегося отражением пороков своих родителей.
Действие 1
Действие первое комедии «Недоросль» знакомит нас с госпожой Простаковой, властной и жестокой помещицей, которая держит в страхе всю свою семью и крепостных. Единственным объектом ее слепой любви является сын Митрофан, шестнадцатилетний недоросль, избалованный и невежественный.
Пьеса начинается с того, как Простакова ругает портного Тришку за якобы испорченный кафтан для Митрофана, хотя на самом деле одежда сшита хорошо. К скандалу присоединяются муж Простаковой, безвольный подкаблучник, и ее брат, Тарас Скотинин, который мечтает жениться на Софье, богатой родственнице Простаковых.
Софья, сирота, воспитанная в добрых традициях, становится объектом притязаний сразу двух женихов⁚ грубого и невежественного Скотинина, мечтающего завладеть ее деревней и разводить там свиней, и ленивого Митрофана, которому женитьба представляется лишь способом избавиться от уроков.
В разгар споров о предстоящей свадьбе Софья получает письмо от своего дяди, Стародума, которого все считали погибшим. В письме Стародум сообщает, что возвращается из Сибири, где сколотил состояние, и намерен забрать племянницу к себе.
Простакова, узнав о богатстве Стародума, тут же решает женить на Софье Митрофана, надеясь завладеть состоянием дядюшки. Однако, никто из Простаковых не умеет читать, поэтому для прочтения письма приглашают гостя – Правдина, честного и неподкупного чиновника, который прибыл в имение с целью разобраться в жалобах крестьян на жестокость помещицы.
Известие о богатстве Софьи становится поворотным моментом в первом действии, меняя планы героев и настраивая их на борьбу за богатство и выгодную партию. На этом интригующем моменте первое действие комедии заканчивается, оставляя зрителя в ожидании дальнейшего развития событий.
Действие 2
Действие второе «Недоросля» начинается с прибытия в дом Простаковых нового действующего лица – офицера Милона, друга Правдина. В разговоре с Правдиным Милон признаётся, что ищет свою возлюбленную, которую увезли родственники. Судьба сводит его с Софьей, и молодые люди с радостью узнают друг друга.
Тем временем Простакова, одержимая идеей женитьбы Митрофана на Софье, старается всячески угодить Стародуму, ожидая его приезда. Она демонстрирует показную заботу о племяннице, готовя для неё и дяди комнаты.
Митрофан, в свою очередь, продолжает радовать зрителя своим невежеством, отказываясь от учёбы и мечтая о скорой женитьбе. Простакова, защищая любимого сыночка от любых посягательств, даже нанимает ему новых учителей⁚ отставного солдата Цыфиркина для занятий математикой и семинариста Кутейкина для обучения грамоте.
Кульминацией второго действия становится приезд Стародума. Правдин, давно знакомый со Стародумом, рад видеть его. Простакова же встречает гостя с лестью и подобострастием, представляя Митрофана примерным юношей. Стародум, однако, не поддаётся на уловки Простаковой и не скрывает своего презрения к невежеству и грубости хозяев дома.
Второе действие завершается сценой, где Простакова пытается убедить Стародума в том, что Митрофан – достойный жених для Софьи, а сам недоросль, устав от расспросов, засыпает. Этот эпизод ещё раз подчёркивает пропасть между миром Стародума, основанном на чести, долге и просвещении, и миром Простаковой, где царят невежество, корысть и насилие.
Действие 3
Третье действие «Недоросля» посвящено, главным образом, столкновению двух противоположных мировоззрений⁚ просвещенного и гуманного Стародума и невежественного, корыстного мира Простаковой и Скотинина.
Стародум, видя искреннюю радость Софьи от встречи с ним, делится с ней своими взглядами на жизнь, воспитание, долг и честь. Он убеждается, что племянница разделяет его ценности, и решает сделать ее своей наследницей.
В это время Простакова пытается любой ценой добиться расположения Стародума, надеясь на выгодную женитьбу Митрофана. Она устраивает шумящий приём в его честь, на котором старается выставить сына в выгодном свете, но все её попытки оборачиваются конфузом, лишь подчёркивая невежество Митрофана;
Тем временем Правдин, наблюдая за происходящим, получает письмо, в котором ему предписывают взять под опеку имение Простаковой при первом же случае проявления жестокости с её стороны.
В финале третьего действия Стародум, узнав о чувствах Милона и Софьи, даёт своё благословение на их брак. Простакова в ярости от такого поворота событий. Она намерена добиться своего и женить Софью на Митрофане, несмотря ни на что.
Таким образом, третье действие комедии «Недоросль» является кульминационным, обостряя конфликт между героями и предвещая неминуемую развязку. Становится очевидным, что торжество справедливости не за горами, и Простакова со своим невежественным сыном понесут заслуженное наказание.
Действие 4
Четвёртое действие «Недоросля» становится переломным в комедии. Стародум, решив испытать Митрофана и убедиться в его полной непригодности в качестве жениха для Софьи, соглашается устроить «экзамен» для недоросля.
Во время «экзамена» Митрофан демонстрирует полное отсутствие знаний и элементарной логики. Он не может отличить существительное от прилагательного, не знает, что такое география, путается в простейших арифметических действиях; Простакова, пытаясь помочь сыну, лишь усугубляет ситуацию своими нелепыми репликами и невежественными замечаниями.
Стародум, наблюдая за этим фарсом, окончательно убеждается в правоте своего решения выдать Софью за Милона. Он объявляет о помолвке молодых людей, чем приводит Простакову в бешенство.
Не желая мириться с поражением, Простакова решает пойти на крайние меры. Ночью она приказывает своим людям похитить Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном.
В финале четвёртого действия Милон, узнав о коварном плане Простаковой, бросается спасать свою возлюбленную. Правдин, став свидетелем попытки похищения, использует свои полномочия и объявляет о взятии имения Простаковой под опеку.
Таким образом, в четвёртом действии «Недоросля» злодеяния Простаковой достигают своего апогея, что неминуемо влечет за собой наказание. Добродетель и справедливость, олицетворяемые Стародумом, Софьей и Милоном, одерживают верх над невежеством, корыстью и жестокостью.
Действие 5
Пятое действие «Недоросля» представляет собой развязку комедии, где добродетель торжествует, а порок и невежество оказываются посрамлены.
Милон спасает Софью от принудительного венчания, разоблачив перед всеми коварный план Простаковой. Попытка помещицы оправдать свои действия лишь подтверждает её низость и лицемерие.
Правдин, исполняя полученный приказ, объявляет о лишении Простаковой права распоряжаться своим имением и крепостными. Её безграничная власть, основанная на жестокости и невежестве, приходит к концу.
Скотинин, испугавшись наказания, поспешно ретируется, бросив сестру на произвол судьбы. Даже Митрофан, чувствуя перемену в расстановке сил, отворачивается от матери, грубо оттолкнув ее в момент отчаяния.
Стародум, Софья и Милон, не желая мстить Простаковой, решают не предавать дело огласке. Однако Правдин, видя истинное лицо недоросля, решает отправить Митрофана на службу в армию, где он, возможно, научится дисциплине и порядку.
Комедия завершается рассуждениями Стародума о важности правильного воспитания, которое должно прививать молодым людям любовь к знаниям, честность, чувство долга и справедливости. Финальная фраза пьесы⁚ «Вот злонравия достойные плоды!» — становится ёмким и назидательным итогом всей истории.
Таким образом, пятое действие «Недоросля» утверждает победу просвещения над невежеством, справедливости над произволом. Комедия Фонвизина, несмотря на двухсотлетнюю историю, не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая о важности образования, нравственности и человечности.
Основные персонажи и их краткая характеристика
В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею персонажей, воплощающих различные стороны русской действительности XVIII века. Вот некоторые из них⁚
- Госпожа Простакова – властная и жестокая помещица, символ невежества и деспотизма. Она безгранично любит своего сына Митрофана, но любовь эта слепа и губительна. Ради его благополучия она готова на любые подлости и преступления.
- Митрофан – шестнадцатилетний недоросль, избалованный и невежественный юноша, продукт порочной системы воспитания. Он ленив, глуп, жесток и эгоистичен.
- Тарас Скотинин – брат Простаковой, грубый и невежественный человек, помешанный на разведении свиней. Он мечтает жениться на Софье ради ее богатства и возможности расширить свои владения.
- Софья – племянница Простаковой, добрая, умная и образованная девушка. Она становится объектом преследования со стороны Скотинина и Митрофана, но её честность и благородство помогают ей противостоять их домогательствам.
- Стародум – дядя Софьи, честный и просвещенный человек, носитель передовых идей. Он противостоит невежеству и деспотизму Простаковой, защищает Софью и помогает ей обрести счастье с Милоном.
- Правдин – государственный чиновник, честный и неподкупный человек. Он борется с произволом помещиков, защищает крепостных и восстанавливает справедливость.
- Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Он смелый, благородный и честный человек, готовый на все ради своей любви.
Каждый из персонажей «Недоросля» играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии основной идеи комедии – обличении невежества, жестокости и деспотизма, царивших в дворянской среде XVIII века.
Коротко о главных персонажах
Комедия Фонвизина «Недоросль» наполнена яркими персонажами, каждый из которых воплощает определенный тип или социальное явление России XVIII века. Давайте познакомимся поближе с главными героями⁚
Госпожа Простакова
Госпожа Простакова – властная помещица, центральный антагонист пьесы. Она олицетворяет собой невежество, жестокость и деспотизм, царившие в дворянской среде. Простакова – тиран в собственном доме, она держит в страхе не только крепостных, но и мужа, и даже брата. Единственный объект ее слепой и всепоглощающей любви – сын Митрофан, которого она всячески балует и потакает всем его прихотям, воспитывая в нем лень, эгоизм и невежество.
Митрофан
Митрофан – шестнадцатилетний недоросль, вокруг которого разворачивается основная интрига пьесы. Он является продуктом порочной системы воспитания, воплощая собой лень, невежество и бездуховность молодого поколения дворян. Митрофан не проявляет интереса ни к учебе, ни к чему-либо, кроме еды и праздного времяпрепровождения. Он труслив, эгоистичен и жесток, легко обижает слабых и предает близких, как это происходит в финале пьесы с его собственной матерью.
Тарас Скотинин
Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, персонаж, имя которого говорит само за себя. Грубый, невежественный и жадный, он одержим лишь одной страстью – разведением свиней. Скотинин мечтает жениться на Софье исключительно из корыстных побуждений, рассчитывая завладеть ее деревней и расширить свои владения для разведения своих любимых животных.
Софья
Софья – племянница госпожи Простаковой, добрая, умная и образованная девушка, полная противоположность своему окружению. Она рано лишилась родителей и стала жертвой корыстных интересов Простаковых и Скотинина. Однако, несмотря на юный возраст и хрупкость, Софья обладает сильным характером, чувством собственного достоинства и твердыми моральными принципами. Она противостоит невежеству и грубости, сохраняя чистоту души и веру в настоящую любовь.
Стародум
Стародум – дядя Софьи, персонаж, олицетворяющий собой мудрость, честность и просвещенность. Он заработал свое состояние честным трудом в Сибири, вернувшись на родину с твердым намерением помочь племяннице и оградить ее от посягательств недостойных людей. Стародум – носитель передовых идей, он выступает за просвещение, справедливость и гуманное отношение к людям.
Правдин
Правдин – государственный чиновник, честный и неподкупный человек, стремящийся восстановить справедливость и защитить слабых от произвола. Он прибывает в имение Простаковой с целью расследовать жалобы крепостных и наказать виновных. Правдин олицетворяет собой новую, прогрессивную силу в российском обществе, стремящуюся к установлению законности и порядка.
Милон
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Он благороден, смел, честен и бескорыстен. Милон искренне любит Софью и готов на все, чтобы защитить ее от посягательств негодяев. Он является достойным избранником Софьи, разделяя ее нравственные ценности и идеалы.
Вместе эти персонажи создают яркую и запоминающуюся картину русской действительности XVIII века, обличают пороки дворянства и утверждают важность просвещения, нравственности и человечности.
Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в XVIII веке, и по сей день не теряет своей актуальности, поражая силой сатирического обличения невежества, жестокости и деспотизма. Через череду комических ситуаций, ярких образов и острых диалогов автор мастерски разоблачает пороки дворянского общества своего времени.
Краткий пересказ по действиям и явлениям позволяет проследить за развитием основного конфликта пьесы⁚ противостоянием просвещения и невежества, добра и зла. Мы видим, как слепая материнская любовь госпожи Простаковой, помноженная на атмосферу вседозволенности и невежества, порождает чудовище в лице Митрофана – недоросля, лишенного каких-либо нравственных ориентиров.
В противовес этому миру невежества и порока Фонвизин противопоставляет образы положительных героев⁚ просвещенного Стародума, благородного Милона, честного Правдина и, конечно же, чистой и доброй Софьи. Они олицетворяют собой идеалы разума, справедливости и гуманности, которые, по мнению автора, должны стать основой для преображения общества.
Финал комедии оптимистичен⁚ порок наказан, добродетель торжествует. Простакова лишается своей власти, Митрофана отправляют на службу, а Софья обретает счастье с любимым человеком. Однако, торжество справедливости не затмевает главную мысль, которую автор стремится донести до зрителя⁚ проблема недорослей – это не просто проблема отдельных личностей, а следствие глубоких социальных пороков, требующих немедленного решения.
«Недоросль» – это не просто комедия, это страстный призыв к просвещению, к воспитанию нового поколения, свободного от предрассудков и невежества. Фонвизин верит в то, что только образование, нравственное совершенствование и сознательное служение Отечеству способны изменить существующий порядок вещей и построить более справедливое и гуманное общество.
Именно поэтому, несмотря на комичность ситуаций и гротескность образов, «Недоросль» оставляет после себя глубокий след в душе зрителя, заставляя задуматься о важных нравственных вопросах, актуальных и по сей день.
Спасибо за краткий, но информативный пересказ! Помогло освежить в памяти содержание комедии. Жду с нетерпением разбора остальных действий!
Прекрасный анализ! Автор очень точно подметил главные конфликты и интриги первого действия. Сразу видно глубокое знание текста.
Отличный пересказ! Кратко, но очень емко передана суть первого действия. Сразу вспоминаются все эти колоритные персонажи — Простакова, Скотинин, Митрофанушка. С нетерпением жду продолжения!
Очень полезный материал для школьников! Помогает быстро вспомнить содержание и главных героев. Жду пересказ следующих действий!
Очень интересно и доступно изложено! Даже тот, кто не читал комедию, сможет понять суть происходящего. Жду продолжения!