Краткое содержание комедии «Мещанин во дворянстве»
Господин Журден, богатый мещанин, одержим идеей стать дворянином. Он нанимает учителей танцев, музыки, фехтования и философии, чтобы те помогли ему приобщиться к высшему свету. Журден заказывает дорогой костюм, учится изящным манерам и мечтает о браке дочери с аристократом.
Мечты о дворянстве
Господин Журден, главный герой комедии, — богатый мещанин, живущий в своем уютном мире, где все измеряется деньгами и комфортом. Он доволен своим достатком, но его душу гложет неутолимая жажда большего — он бредит дворянством. Эта мечта становится его навязчивой идеей, определяющей каждый его шаг и движение. Журден убежден, что принадлежность к высшему свету сделает его истинно счастливым, избавит от комплекса мещанина и откроет двери в мир изысканности и утонченности.
В своих грезах он видит себя окруженным графами и маркизами, участвующим в светских раутах и блистающим остроумием в элегантных беседах. Он жаждет поклонения и восхищения, мечтает о том, чтобы его имя произносили с придыханием и завистью. Журден готов на все, чтобы прикоснуться к миру аристократии, даже если это означает выглядеть смешным и нелепым в глазах окружающих.
Он начинает свою трансформацию, окружая себя учителями, которые, по его мнению, должны привить ему аристократические манеры и вкус. Он заказывает себе роскошные наряды, которые должны подчеркнуть его (якобы) утонченный стиль. Он пытается говорить высоким штилем, наполняя свою речь замысловатыми фразами и вычурными оборотами, заимствованными из книг и услышанными в светских салонах.
Однако все его попытки выглядят пародийно и нелепо, выдавая в нем выскочку, который отчаянно пытается втиснуться в чуждый ему мир. Он становится легкой добычей для мошенников и льстецов, которые видят в нем источник легкой наживы, готовый платить любые деньги за иллюзию приближенности к мечте.
Уроки аристократизма
Одержимый своей манией стать дворянином, господин Журден пускается во все тяжкие, начиная свою трансформацию с наивной серьезностью и непоколебимой уверенностью в своей правоте. Он превращает свой дом в некое подобие школы благородных манер, наняв целый штат учителей, каждый из которых должен привить ему какую-то гран аристократизма.
Учителя , музыки, танцев, фехтования, философии — с трудом скрывают свое снисхождение к недалекому, но богатому выскочке. Они учат его искусству комплимента, правилам этикета, умению вести светскую беседу и даже владеть шпагой. Каждый из них превозносит свою науку, называя ее самой важной для настоящего дворянина. Бедный Журден, словно жаждущий знаний школяр, впитывает в себя их наставления, пытаясь повторить сложные па и запомнить замысловатые фразы.
Однако все его усилия приводят лишь к комичным ситуациям. Он выглядит нелепо, пытаясь изобразить из себя утонченного знатока искусства, его движения скованны и неуклюжи, а речь напоминает набор заученных фраз, лишенных всякого смысла. Он становится объектом насмешек со стороны слуги Николь и даже собственной жены, госпожи Журден, которая относится к его увлечению с иронией и недоумением.
Тем не менее, сам Журден остается глух к критике и продолжает упорно следовать своей мечте. Он свято верит, что каждый новый урок приближает его к заветной цели — стать частью высшего света, где его богатство и новоприобретенные манеры (как ему кажется) откроют перед ним все двери.
Нелепый влюбленный
Стремление господина Журдена к дворянству подпитывается не только тщеславием, но и романтическими чувствами. Он влюбляется в маркизу Доримену , женщину из высшего света, воплощающую в его глазах утонченность и элегантность. Однако его чувства наивны и комичны, как и все его попытки стать частью аристократического мира.
Журден осыпает маркизу дорогими подарками и комплиментами, которые звучат скорее нелепо, чем галантно. Он устраивает в ее честь пышный обед, на котором пытается блеснуть своими (якобы) изысканными манерами и знанием светского этикета. Однако все его усилия производят на Доримену обратный эффект — она видит в нем лишь смешного и наивного выскочку.
Сама маркиза — дама расчетливая и практичная. Она с удовольствием принимает знаки внимания Журдена, пользуясь его деньгами и восхищением, но не испытывает к нему никаких романтических чувств. Ее интересует лишь собственный комфорт и возможность поддержать свой высокий статус в обществе.
Комизм ситуации заключается в том, что Журден абсолютно слеп к истинной природе Доримены и ее чувствам. Он упорно не замечает ее равнодушия и продолжает ухаживать за ней с усердием, достойным лучшего применения. Его любовь , это скорее любовь к образу, к идее, чем к реальной женщине.
Обман и разоблачение
В мире господина Журдена, ослепленного мечтой о дворянстве, появляются хитрецы, готовые воспользоваться его наивностью и тщеславием; Граф Дорант, оказавшийся в затруднительном финансовом положении, решает использовать Журдена в своих интересах. Зная о его страсти к маркизе Доримене, граф выдает себя за ее поклонника и посредника в их отношениях.
Дорант щедро осыпает Журдена льстивыми речами, восхищаясь его (якобы) изысканным вкусом и аристократическими манерами. Он убеждает Журдена, что Доримена тайно влюблена в него, но стесняется своих чувств. Дорант предлагает свои услуги в качестве посредника, обещая передавать маркизе подарки и любовные послания от имени Журдена.
Наивный мещанин становится легкой добычей для ловкого обманщика. Он с радостью отдает Доранту огромные суммы денег на подарки для Доримены, не подозревая, что они оседают в карманах хитрого графа. Журден покупает драгоценности, ткани, даже организует пышный бал — и все это якобы для своей возлюбленной, которая на самом деле ничего не знает о его чувствах.
Обман раскрывается случайно, благодаря слугам, которые становятся невольными свидетелями разговора Доранта и Доримены. Они рассказывают все госпоже Журден, которая решает раскрыть мужу глаза на происходящее. Журден отказывается верить в обман, но в конце концов ему приходится смириться с горькой правдой.
Торжество любви и сатира на снобизм
В то время как господин Журден предается своим иллюзиям о дворянстве и любви к маркизе, в его собственном доме разворачивается история настоящей любви, лишенная всякого расчета и снобизма. Дочь Журдена, Люсиль, влюблена в скромного юношу по имени Клеонт.
Клеонт не может похвастаться знатным происхождением и богатством, но обладает благородством души и искренними чувствами к Люсиль. Он просит руки девушки у ее отца, но Журден, ослепленный своей манией величия, категорически отказывает ему. Он видит в Клеонте лишь ничтожного мещанина, недостойного его дочери, которую он мечтает выдать замуж за настоящего дворянина.
Однако любовь, как известно, не знает сословных преград. Слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрый план, как обвести вокруг пальца тщеславного Журдена и помочь влюбленным соединиться. Он устраивает театрализованное представление, в котором Клеонт выступает в роли турецкого принца, а сам Ковьель — в роли его толмача.
Ослепленный блеском «восточной роскоши» и завороженный лестью хитрого слуги, Журден с радостью соглашается отдать дочь замуж за «турецкого принца». Он видит в этом браке возможность приблизиться к мечте о дворянстве и продемонстрировать всем свою значимость.
В финале комедии обман, конечно же, раскрывается. Но Журдену уже не до гнева — он счастлив видеть свою дочь счастливой рядом с любимым человеком.
Коротко о главных персонажах
Господин Журден
Главный герой комедии, богатый мещанин, одержимый идеей стать дворянином. Он — человек недалекого ума, тщеславный и наивный, легко становящийся жертвой лести и обмана. Он готов тратить огромные деньги на учителей, дорогие наряды и подарки, лишь бы приблизиться к миру аристократии, о котором имеет весьма смутное представление.
Журден смешон в своих попытках казаться тем, кем он не является. Он выглядит нелепо, пытаясь копировать манеры и речь дворян, попадает в комичные ситуации из-за своего невежества и наивности. Однако в глубине души он не злой человек, а скорее заблудший мечтатель, жаждущий красоты и признания. В конце комедии он, хоть и с трудом, но признает свои ошибки и приходит к пониманию истинных ценностей.
Госпожа Журден
Жена господина Журдена, женщина здравомыслящая и практичная. Она с иронией и недоумением наблюдает за увлечением мужа дворянством, не уставая указывать ему на его абсурдное поведение. Госпожа Журден не питает иллюзий относительно своего происхождения и положения в обществе, она ценит домашний уют, семью и простые радости жизни.
Она любит своего мужа, несмотря на все его странности, и пытается вернуть его к реальности, уберечь от ошибок и разочарований. В отличие от Журдена, она обладает трезвым взглядом на вещи и способностью отличать истинное от ложного.
Люсиль
Дочь господина и госпожи Журден, девушка умная, образованная и чувствительная. Она не разделяет снобизма своего отца и влюбляется в Клеонта , юношу небогатого и не знатного, но честного и благородного. Люсиль тверда в своих чувствах и готова бороться за свое счастье, несмотря на противодействие отца.
Она — воплощение истинной любви, которая не зависит от социального статуса и материального достатка. Люсиль умна и находчива, она принимает активное участие в плане Ковьеля, чтобы обмануть отца и добиться права выйти замуж по любви.
Клеонт
Возлюбленный Люсиль, юноша благородный и искренний. Он не богат и не может похвастаться знатным происхождением, но обладает теми качествами, которые делают его достойным любви Люсиль — честностью, умом и добрым сердцем. Клеонт готов бороться за свою любовь и не боится противостоять даже влиятельному отцу своей избранницы.
Краткий вывод
Комедия «Мещанин во дворянстве» — это искрометная сатира на человеческие слабости, в частности, на тщеславие, снобизм и стремление казаться лучше, чем ты есть; Мольер с присущим ему остроумием и наблюдательностью высмеивает господина Журдена, который становится смешон в своих попытках проникнуть в мир аристократии.
Однако за комизмом ситуаций скрывается глубокий смысл. Автор поднимает важные социальные и нравственные проблемы⁚ противоречия между сословиями, силу денег и истинную ценность человека. Он показывает, что благородство души и искренние чувства гораздо важнее знатного происхождения и материального достатка.
Несмотря на то, что комедия была написана в XVII веке, она не теряет своей актуальности и в наши дни. Ведь и сегодня мы часто встречаем людей, подобных господину Журдену, — ослепленных амбициями, стремящихся к внешнему блеску и признанию, забывая о том, что истинное счастье заключается в любви, дружбе и внутренней гармонии.
Пьеса «Мещанин во дворянстве» , это не только остроумная комедия, но и мудрое размышление о жизни, ценностях и месте человека в мире. Она учит нас быть самими собой, ценить то, что у нас есть, и не гоняться за иллюзорными идеалами.
В конце концов, истинная любовь побеждает все преграды, а тщеславие и снобизм оказываются лишь смешными и жалкими пороками. Мольер призывает нас к простоте, естественности и искренности, напоминая, что истинное счастье — не в титулах и богатстве, а в гармонии с собой и окружающим миром.
Несмотря на то, что комедия была написана несколько веков назад, она не утратила своей злободневности. Журдены существуют и в нашем обществе, стремясь к внешнему блеску и забывая о истинных ценностях.
Комедия, которая заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни. Журден, гоняясь за призрачным счастьем, упускает настоящее.
Интересно наблюдать за метаморфозами Журдена, за тем, как он меняется под влиянием своей мечты. Хотя, конечно, его наивность и глупость вызывают скорее смех, чем сочувствие.
Прекрасное описание стремления к мнимым ценностям! Журден готов на все, чтобы прослыть дворянином, даже выглядеть смешным и жалким.
Классическая комедия Мольера, которая не теряет своей актуальности и в наши дни! Журден — вечный образ человека, который стремится к тому, чего не понимает и к чему не принадлежит.
Яркие и запоминающиеся персонажи, искрометный юмор, динамичный сюжет — все это делает комедию «Мещанин во дворянстве» настоящим шедевром.
Интересно, как бы вел себя Журден в наше время? Наверное, скупал бы дорогие машины и дома, чтобы пустить пыль в глаза окружающим.
Мольер мастерски высмеивает человеческие слабости и пороки. Журден — собирательный образ глупца, который становится жертвой собственных иллюзий.