Краткая биография Н․Г․ Чернышевского⁚ главное
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) ⸺ русский писатель٫ философ٫ литературный критик٫ публицист и революционер-демократ․ Родился в Саратове в семье священника․ Известен своими философскими трудами٫ литературной критикой٫ романом «Что делать?»․ Был арестован и сослан в Сибирь за свои революционные взгляды․
Ранние годы и образование
Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника Гавриила Ивановича Чернышевского․ С раннего детства Николай проявлял необыкновенную тягу к знаниям․ Отец, заметив это, сам взялся за обучение сына․ Чернышевский-старший был человеком образованным и обладал обширной библиотекой, что позволило Николаю приобщиться к миру литературы и истории․
В 1842 году Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию․ Несмотря на то, что он был сыном священника и получил глубокие познания в богословии, годы обучения в семинарии способствовали формированию у него критического отношения к религии и духовенству․ Чернышевский всё больше увлекался идеями французских просветителей и материалистической философией․
В 1846 году, окончив семинарию, Чернышевский поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета․ Годы, проведенные в Петербурге, стали временем становления Чернышевского как революционного демократа․ Он активно участвовал в студенческих кружках, где обсуждались политические и социальные проблемы России․ В университете Чернышевский изучал философию, историю, литературу, иностранные языки․ Он в совершенстве овладел французским, немецким, английским, итальянским, польским, древнегреческим и латинским языками․
Университетское образование оказало огромное влияние на формирование мировоззрения Чернышевского․ Именно в студенческие годы он сблизился с представителями передовой интеллигенции, проникся идеями утопического социализма и начал свою литературную деятельность․
Философские взгляды и влияние
Философские взгляды Николая Чернышевского формировались под влиянием идей материализма, утопического социализма и антропологизма Людвига Фейербаха․ Чернышевский был убежденным материалистом, считая, что в основе всего сущего лежит материя, а сознание являеться продуктом деятельности мозга․ Он верил в безграничные возможности человека и считал, что общество должно быть построено на принципах разума, справедливости и равенства․
Чернышевский развивал идеи утопического социализма, критикуя капиталистический строй за эксплуатацию человека человеком․ Он считал, что идеальным общественным устройством является социализм, при котором не будет частной собственности на средства производства, а труд станет делом свободным и творческим․
Большое влияние на Чернышевского оказали идеи Фейербаха, особенно его антропологический принцип, согласно которому человек является высшей ценностью․ Чернышевский видел в человеке существо деятельное, стремящееся к счастью и совершенству․ Он считал, что общество должно быть организовано так, чтобы способствовать всестороннему развитию личности․
Философские взгляды Чернышевского нашли отражение в его литературных произведениях, публицистике и литературной критике․ Он оказал огромное влияние на развитие русской общественной мысли, став одним из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России․ Идеи Чернышевского о необходимости социальных преобразований, о роли народа в истории, о значении науки и просвещения вдохновляли не одно поколение российских революционеров и общественных деятелей․
Литературная деятельность
Литературная деятельность Николая Гавриловича Чернышевского неразрывно связана с его революционно-демократическими убеждениями․ Он видел в литературе мощное орудие борьбы за социальную справедливость и просвещение народа․ Свои идеи Чернышевский воплощал в литературной критике, публицистике и художественных произведениях․
Чернышевский был одним из ведущих литературных критиков своего времени․ В своих статьях он ратовал за реалистическое искусство, за правдивое изображение жизни народа и острых социальных проблем․ Он высоко ценил творчество Николая Гоголя, Александра Герцена, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, видя в них своих единомышленников в борьбе за лучшее будущее России․
Вершиной литературного творчества Чернышевского стал роман «Что делать?», написанный им в заключении в Петропавловской крепости․ Этот роман стал настоящим манифестом революционной демократии, в нём Чернышевский изобразил образы «новых людей» ⏤ революционеров, борющихся за свержение самодержавия и построение социалистического общества․ Роман «Что делать?» оказал огромное влияние на несколько поколений русской молодежи, став настольной книгой для многих революционеров․
Помимо романа «Что делать?», Чернышевский является автором ряда повестей, рассказов, драматических произведений, а также работ по философии, истории, экономике, эстетике․ Его перу принадлежат такие произведения, как «Алферьев», «Повести в повести», «Пролог», «Эстетические отношения искусства к действительности»․
Несмотря на преследования со стороны властей и многолетнюю ссылку, Чернышевский не прекращал своей литературной деятельности․ Его произведения, проникнутые верой в светлое будущее человечества, и сегодня не утратили своей актуальности и продолжают волновать умы читателей․
Революционная деятельность и ссылка
Революционные взгляды Николая Чернышевского не могли остаться незамеченными властями․ Он активно участвовал в революционно-демократическом движении, пропагандируя идеи социализма и свержения самодержавия․ Чернышевский был близок к кружку петрашевцев, сотрудничал с журналом «Современник», который стал трибуной революционной демократии․
В 1862 году Чернышевский был арестован по подозрению в составлении прокламации «К барскому крестьянству», в которой содержался призыв к свержению самодержавия․ Следствие по делу Чернышевского длилось более двух лет и проходило с грубейшими нарушениями законности․
Несмотря на отсутствие прямых доказательств вины Чернышевского, суд приговорил его к семи годам каторжных работ и пожизненной ссылке в Сибирь․ Каторгу Чернышевский отбывал в Нерчинских рудниках, затем был переведен на поселение в Вилюйск, а позже в Астрахань․
Долгие годы ссылки не сломили дух Чернышевского․ Он продолжал писать, тайно пересылая свои произведения в Россию․ В ссылке Чернышевский создал ряд произведений, в том числе роман «Пролог», повесть «История одной девушки», а также работы по философии, экономике, истории․
Революционная деятельность и ссылка Чернышевского оказали огромное влияние на развитие русского освободительного движения․ Его идеи вдохновляли целые поколения революционеров, а его литературные произведения стали настоящей школой борьбы за социальную справедливость и свободу․
Последние годы и наследие
После долгих лет ссылки, в 1883 году Чернышевскому было разрешено вернуться из Сибири, но жить ему было позволено только в Астрахани, под надзором полиции․ В 1889 году, благодаря хлопотам родных, Чернышевский получил разрешение вернуться в родной Саратов․ Однако здоровье писателя, подорванное тяжелыми условиями каторги и ссылки, было серьезно подорвано․
17 (29) октября 1889 года Николай Гаврилович Чернышевский скончался в Саратове от кровоизлияния в мозг․ Его кончина стала тяжелой утратой для всей прогрессивной общественности России․
Несмотря на то, что большую часть своей жизни Чернышевский провел в заключении и ссылке, он оставил после себя богатое литературное и философское наследие․ Его романы, повести, рассказы, критические статьи и философские трактаты оказали огромное влияние на развитие русской литературы, общественной мысли и освободительного движения․
Чернышевский стал одним из идеологов русского революционного народничества․ Его идеи о социальной справедливости, о необходимости борьбы с самодержавием, о великой роли народа в истории вдохновляли не одно поколение русских революционеров․
Имя Николая Гавриловича Чернышевского заняло почетное место в истории русской культуры и общественной мысли․ Он вошел в историю как блестящий писатель, проницательный критик, глубокий мыслитель и бесстрашный борец за свободу и счастье своего народа․
Интересные факты
Жизнь и творчество Николая Гавриловича Чернышевского полны интересных фактов, которые раскрывают его как многогранную личность и талантливого мыслителя․ Вот некоторые из них⁚
- Полиглот с юных лет․ Чернышевский обладал феноменальной памятью и лингвистическими способностями․ К моменту окончания университета он в совершенстве владел французским, немецким, английским, итальянским, польским языками, а также древнегреческим и латинским․ Его познания в языках позволяли ему свободно читать произведения мировой литературы в оригинале и быть в курсе новейших научных течений․
- «Что делать?» ⏤ роман, написанный в тюрьме․ Свой самый известный роман «Что делать?» Чернышевский написал, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости․ Роман, ставший программным произведением для революционеров-демократов, был создан в условиях строжайшей изоляции, что свидетельствует о несгибаемой воле и творческой энергии Чернышевского․
- «Неистовый Вера»․ Супруга Чернышевского, Ольга Соколовна, была женщиной незаурядной и разделяла революционные взгляды мужа․ Она помогала ему в работе, переписывала рукописи, переводила тексты․ Существует версия, что повесть Чернышевского «Алферьев» была написана под влиянием рассказа жены о своей первой любви․ В истории русской литературы Ольга Соколовна осталась под прозвищем «Неистовый Вера» ⸺ так называли её в кругу знакомых за страстный и независимый характер․
- Зашифрованные послания․ Во время заключения и ссылки Чернышевский был лишен возможности свободно общаться с внешним миром․ Однако он нашел способ передавать свои мысли и идеи, используя для этого эзопов язык․ В своих письмах к родным и знакомым он использовал аллегории, метафоры, иносказания, которые понимали только посвященные․
- «Не читал, но осуждаю!» Фраза, ставшая крылатой и часто употребляющаяся для описания предвзятого отношения, на самом деле не принадлежит Чернышевскому․ Её авторство приписывают министру народного просвещения А․В․ Головнину, который, якобы, произнес её на заседании Государственного совета, говоря о романе «Что делать?»․ Несмотря на это, фраза прочно ассоциируется с именем Чернышевского и стала своеобразным символом гонений на свободную мысль и прогрессивные идеи․
- Вдохновитель многих․ Личность и творчество Чернышевского оказали огромное влияние на многих выдающихся деятелей русской культуры и общественной мысли․ К числу его последователей и поклонников себя относили писатели Н․А․ Некрасов, Ф․М․ Достоевский, Л․Н․ Толстой, революционеры-народники Д․В․ Каракозов, С․Л․ Перовская, А․И․ Желябов и многие другие․
Николай Чернышевский ⏤ это не только выдающийся писатель и мыслитель, но и человек необыкновенной судьбы, полной драматизма и трагизма․ Его жизнь и творчество являются ярким примером бескомпромиссного служения своим идеалам, верности своим убеждениям и безграничной веры в силу человеческого разума и духа․
Значимые даты
Жизнь и творчество Николая Гавриловича Чернышевского были насыщены событиями, оставившими яркий след в истории русской общественной мысли и литературы․ Вот некоторые ключевые даты⁚
- 12 (24) июля 1828 года․ Рождение Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове в семье священника; Этот день положил начало жизненного пути будущего писателя, критика и революционера, чье имя станет символом борьбы за социальную справедливость и свободу․
- 1846 год․ Окончание Саратовской духовной семинарии․ Годы, проведенные в ее стенах, сформировали у Чернышевского критическое отношение к религиозным догмам и пробудили интерес к философии и общественным наукам․
- 1850 год․ Завершение обучения в Санкт-Петербургском университете․ Петербургский период стал временем становления Чернышевского как революционного демократа․ Он активно включается в студенческие кружки, где кипит обсуждение острых социальных проблем России․
- 1853-1862 годы․ Сотрудничество с журналом «Современник»․ В этот период Чернышевский становится одним из ведущих литературных критиков России․ Его статьи, отличавшиеся глубиной анализа и смелостью суждений, оказывали огромное влияние на развитие русской литературы․
- Июль 1862 года․ Арест по обвинению в революционной пропаганде․ Этот арест положил начало многолетним испытаниям٫ которые выпали на долю Чернышевского за его бескомпромиссность в отстаивании своих убеждений․
- Май 1864 года․ Гражданская казнь и ссылка в Сибирь․ Публичная процедура гражданской казни на Мытнинской площади стала символом расправы над свободомыслием, а последовавшая ссылка ⏤ периодом лишений и испытаний, не сломивших дух писателя․
- 1863-1864 годы․ Написание романа «Что делать?»․ В условиях тюремного заключения Чернышевский создает роман, ставший манифестом революционной демократии․ «Что делать?» ⸺ произведение, которое вдохновляло не одно поколение борцов за социальную справедливость․
- 1883 год․ Возвращение из Сибири․ После долгих лет ссылки Чернышевскому было разрешено вернуться в Европейскую часть России, но свобода его была ограничена․
- 17 (29) октября 1889 года․ Смерть Николая Гавриловича Чернышевского в Саратове․ Уход из жизни писателя и мыслителя стал большой потерей для России․
Значимые даты жизни Николая Чернышевского ⸺ это вехи на пути формирования его личности, его борьбы за свои идеалы․ Каждая из дат ⏤ это часть истории не только самого Чернышевского, но и истории России, её общественной мысли и литературы․
Познавательная статья! Сразу видно, что автор глубоко изучил тему. Особенно интересно было узнать о влиянии образования на формирование мировоззрения Чернышевского.
Очень интересно и доступно написано о жизни и взглядах Чернышевского. Автор хорошо раскрывает его философские идеи и влияние на русскую культуру.
Статья понравилась, но хотелось бы больше подробностей о ссылке Чернышевского в Сибирь. Какой именно вклад он внес в революционное движение?
Замечательный обзор жизни и творчества Чернышевского! Автор кратко, но емко излагает основные вехи его биографии и философские взгляды.