Орест Кипренский: Жизнь и творчество выдающегося русского портретиста

Орест Кипренский: Жизнь и творчество выдающегося русского портретиста Краткие биографии

Орест Кипренский⁚ Краткая биография

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) ⎻ выдающийся русский художник-портретист٫ мастер романтизма.​ Родился 13 (24) марта 1782 года. Известен своими проникновенными портретами современников٫ в числе которых Пушкин٫ Жуковский٫ Крылов.​

Орест Кипренский: Жизнь и творчество выдающегося русского портретиста

Ранние годы и обучение

Орест Кипренский появился на свет 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской, неподалеку от Копорья (ныне Ленинградская область).​ Его происхождение было окутано тайной⁚ он был внебрачным сыном помещика Алексея Степановича Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. Официально отцом мальчика записали крепостного Адама Швальбе, мужа Анны.​

Благодаря усилиям отца Орест получил вольную грамоту в шестилетнем возрасте. Дьяконов позаботился о будущем сына, определив его в Воспитательное училище при Академии художеств в Петербурге.​ Это событие определило дальнейший жизненный путь Кипренского.

С 1788 по 1803 год Кипренский обучался в Академии художеств.​ Его учителями были выдающиеся мастера⁚ Габриэль Франсуа Дуайен, известный своими декоративными работами, и портретист Григорий Иванович Угрюмов.​ Академические годы были отмечены многочисленными наградами за успехи в рисовании и живописи.​ Уже в ранних работах проявлялся несомненный талант Кипренского.

В 1804 году Кипренский представил на выставке Академии художеств свой первый портрет – изображение отчима, Абрама Швальбе. Картина, выполненная в технике лессировки, привлекла внимание публики тонкостью исполнения и мастерской игрой света и тени.​

В 1805 году за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Кипренский был удостоен Большой золотой медали, что открывало перед ним возможность для пенсионерской поездки в Италию.​ Однако Наполеоновские войны помешали осуществлению этой мечты на долгие годы.

Расцвет творчества

Начало XIX века стало временем становления Кипренского как признанного мастера портрета.​ Его работы пользовались огромной популярностью у столичной знати, аристократии и представителей творческой интеллигенции.​ Кипренский виртуозно передавал не только внешнее сходство, но и внутренний мир моделей, их характеры и настроения.​

В 1809 году художник отправляется в Москву, где проводит три плодотворных года.​ Здесь он создает целую галерею портретов выдающихся современников⁚ писателей Карамзина и Жуковского, поэта Батюшкова, генерала Ермолова.​ Московский период отмечен ярким расцветом таланта Кипренского, утверждением его собственного стиля, в котором органично сочетались классическая школа и романтические тенденции.​

Вернувшись в Петербург, Кипренский продолжает активно работать.​ Он пишет портреты императора Александра I, графа Ростопчина, других видных деятелей своего времени.​ Особенной известностью пользуется его «Портрет Е.​П.​ Ростопчиной» (1814)٫ отличающийся тонкостью психологизма и изысканностью колорита.​

К этому периоду относятся и работы Кипренского в историческом жанре.​ Его картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805) получила высокую оценку критиков и была удостоена Большой золотой медали Академии художеств.

Творчество Кипренского этого периода отличается зрелостью мастерства, глубиной проникновения в душевный мир человека, стремлением передать не только внешнюю форму, но и духовный облик модели.​

Признание и успех

К 1810-м годам Кипренский становится одним из самых востребованных и высокооплачиваемых портретистов России.​ Его слава выходит далеко за пределы страны, его работы получают признание в Европе.

В 1816 году мечта Кипренского осуществилась – он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию.​ Там он с упоением изучает шедевры итальянских мастеров٫ восхищается произведениями Рафаэля٫ Тициана٫ Леонардо да Винчи.​ Вдохновленный итальянским искусством٫ Кипренский создает ряд замечательных полотен⁚ «Читатели газет в Неаполе»٫ «Девочка с плодами»٫ «Вид римского Колизея» и другие.​

В 1822 году Кипренский удостаивается высокой чести – его избирают членом-корреспондентом Академии художеств в Петербурге.​ Эта награда стала официальным признанием его заслуг перед отечественным искусством.

В Италии художник продолжает писать портреты, среди которых особо выделяются «Портрет А.А. Дельвига» (1821)٫ «Портрет Е.​С. Авдулиной» (1823).​ В этих работах еще ярче проявился талант Кипренского как тонкого психолога٫ способного уловить и передать на холсте самые неуловимые оттенки человеческих эмоций.​

Итальянский период стал временем наивысшего творческого взлета Кипренского.​ Здесь он обрел полную свободу самовыражения, его талант раскрылся с новой силой.​

Поздние годы и трагический финал

Несмотря на успех и признание, жизнь Кипренского в Италии омрачали трагические события.​ В 1828 году он возвращается в Россию٫ но былая слава уже померкла. В столице появились новые художественные тенденции٫ изменились вкусы публики.​

В 1836 году Кипренский создает один из самых проникновенных своих шедевров – «Портрет А.​С.​ Пушкина» (1827). Эта работа٫ полная жизни и внутренней энергии٫ стала вершиной портретного мастерства художника.​ Она как будто предчувствовала близкую трагедию – в этом же году Пушкин погиб на дуэли.​

Личная жизнь Кипренского была полна испытаний.​ Его брак с Анной-Марией Фалькуччи, бывшей натурщицей, оказался непродолжительным.​ Художник тяжело переживал разлуку с сыном, которого не имел права увезти из Италии.​

В конце жизни Кипренский много болел.​ Он умер в Риме 5 (17) октября 1836 года от воспаления легких.​ Его похоронили на римском кладбище Тестаччо.​ На его могиле установили памятник с надписью «В память Ореста Кипренского٫ профессора портретной живописи».​

Трагический финал жизни не умаляет величия творческого наследия Кипренского.​ Он остался в истории искусства как выдающийся мастер романтического портрета, поэт человеческой души, сумевший передать на холсте сложный и противоречивый внутренний мир своих современников.​

Наследие Кипренского

Орест Кипренский оставил после себя богатое творческое наследие, которое сыграло значительную роль в развитии русской портретной живописи XIX века.​ Его работы хранятся в крупнейших музеях России, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, а также в частных коллекциях.​

Кипренский стал одним из родоначальников романтического направления в русском искусстве.​ Его портреты отличаются особым психологизмом, стремлением передать не только внешнее сходство, но и богатый внутренний мир человека, его чувства, переживания, духовные поиски.​

Художник виртуозно владел техникой живописи, умело использовал игру света и тени, создавая объемные, почти скульптурные образы.​ Его колорит отличается богатством и разнообразием, от сдержанных, благородных тонов до ярких, насыщенных красок.​

Творчество Кипренского оказало огромное влияние на последующие поколения русских художников.​ Его работы служили образцом для многих мастеров портрета, вдохновляли на создание новых художественных форм и приемов.​

Имя Ореста Кипренского по праву входит в сокровищницу мировой художественной культуры.​ Его произведения и сегодня поражают своей красотой, глубиной и выразительностью, заставляя нас вновь и вновь восхищаться талантом великого мастера.​

Орест Кипренский: Жизнь и творчество выдающегося русского портретиста

Интересные факты

Жизнь и творчество Ореста Кипренского полны интересных фактов, которые раскрывают не только его художественный гений, но и сложный, противоречивый характер⁚

  • Незаконнорожденный сын.​ Кипренский родился вне брака.​ Его отец, помещик А.​С. Дьяконов, признал сына, дав ему свою фамилию и обеспечив достойное образование.​ Однако происхождение художника долгое время оставалось тайной и стало известно лишь после его смерти.​
  • Талантливый самоучка.​ Несмотря на обучение в Академии художеств, Кипренский считал себя скорее самоучкой. Он много работал самостоятельно, изучая работы старых мастеров и развивая свой собственный стиль.​
  • Портретист-психолог.​ Кипренский стремился раскрыть внутренний мир своих моделей, их мысли и чувства. Он часто изображал людей в моменты душевных переживаний, что придавало его портретам особую проникновенность.​
  • Мастер светотени. Кипренский виртуозно владел техникой светотени, что позволяло ему создавать объемные, почти скульптурные образы.​ Его работы отличаются особой выразительностью и драматизмом.​
  • Признание в Италии.​ Кипренский пользовался большой популярностью в Италии.​ Он был избран членом Флорентийской академии художеств, а его автопортрет был помещен в знаменитую Галерею Уффици.​
  • Трагическая любовь.​ Личная жизнь Кипренского была несчастливой. Он был женат на бывшей натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая была намного моложе его.​ Брак оказался неудачным, и художник тяжело переживал разлуку с женой и сыном.​
  • Забытый на родине.​ Вернувшись в Россию, Кипренский не нашел былого признания.​ Его работы казались уже не столь современными, а его самого считали представителем уходящей эпохи.​
  • «Портрет Пушкина» – вершина творчества.​ Одной из последних и самых знаменитых работ Кипренского стал «Портрет А.​С.​ Пушкина» (1827).​ Этот портрет считается одним из лучших изображений великого поэта.​

Орест Кипренский: Жизнь и творчество выдающегося русского портретиста

Значимые даты

Жизнь Ореста Кипренского, наполненная творческими взлетами и личными драмами, отразилась в ряду значимых дат⁚

  • 1782, 13 (24) марта – рождение Ореста Адамовича Кипренского в усадьбе Нежинская, под Петербургом.​
  • 1788 – поступление в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.​
  • 1803 – окончание Академии художеств со званием «художник XIV класса».​
  • 1804 – первая публичная выставка портрета отчима, А.​Швальбе, в Академии художеств.​
  • 1805 – награждение Большой золотой медалью за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».​
  • 1809 – 1812 – творческая поездка в Москву, создание галереи портретов известных личностей.​
  • 1816 – начало пенсионерской поездки в Италию.​
  • 1822 – избрание членом-корреспондентом Академии художеств в Петербурге.​
  • 1823 – триумф на выставке во Флоренции, признание итальянских мастеров.
  • 1827 – создание знаменитого «Портрета А.​С.​ Пушкина».​
  • 1828 – возвращение в Россию после длительного пребывания в Италии.​
  • 1836, 5 (17) октября – смерть Ореста Кипренского в Риме от воспаления легких.​

Эти даты – лишь вехи на пути художника, чьё творчество продолжает волновать и вдохновлять и сегодня, напоминая о сложности и красоте человеческой жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Морозова

    Замечательно написанная биография! Чувствуется глубокое знание материала и любовь автора к творчеству Кипренского. С нетерпением жду продолжения!

  2. Петр Орлов

    Прекрасный обзор жизни и творчества художника! Особенно ценно, что упомянуты не только самые известные факты, но и детали, которые помогают лучше понять личность Кипренского.

  3. Екатерина Смирнова

    Спасибо за интересную статью! Было бы здорово увидеть в тексте больше репродукций картин Кипренского, чтобы можно было сразу оценить его мастерство.

  4. Лидия Соловьева

    Очень интересная статья! Всегда поражалась таланту Кипренского, а после прочтения захотелось узнать о нем еще больше. Спасибо автору за увлекательное повествование!

  5. Андрей Ильин

    Очень познавательно! Раньше я мало знал о Кипренском, но эта статья пробудила мой интерес к его творчеству. Обязательно схожу в музей, чтобы увидеть его картины вживую.