Пер Гюнт⁚ краткий пересказ
Пьеса повествует о жизни молодого норвежца Пера Гюнта, искателя приключений и мечтателя․ Покинув родную деревню и любимую Сольвейг, Пер пускается в странствия по миру, где его ждут испытания, богатство, слава и разочарование․
История создания
Пьеса «Пер Гюнт» увидела свет в 1867 году, став результатом двухлетней работы Генрика Ибсена в Италии, куда он уехал после получения писательской стипендии․ Это произведение, наряду с драмой «Бранд» (1865), принято считать знаковым в творчестве драматурга, представляющим собой две стороны одной медали – стремления человека к самореализации․
На создание «Пера Гюнта» Ибсена вдохновили народные сказки и легенды его родной Норвегии, в частности, предания о Петере Христианссоне Асбьёрнсене, известном ловце медведей и хвастуне․ Образ Пера Гюнта, таким образом, глубоко укоренен в норвежском фольклоре, представляя собой собирательный образ хитреца и фантазера․
Интересно, что первоначально пьеса была за conceived как эпическая поэма, и лишь позднее Ибсен переработал ее в драматическую форму․ В «Пере Гюнте» ярко проявилось новаторство Ибсена как драматурга⁚ отход от традиционной структуры драмы, использование фантастических элементов, психологизм в изображении персонажей․
Стоит отметить, что на родине Ибсена, в Норвегии и Дании, «Пер Гюнт» был принят довольно прохладно․ Критики упрекали автора в излишней мрачности, отсутствии четкой морали и негативном изображении норвежского народа․ Однако со временем, во многом благодаря музыке Эдварда Грига, написанной к пьесе, «Пер Гюнт» получил признание и стал одним из самых известных произведений мировой драматургии․
Сюжет
«Пер Гюнт» – это история о долгом и извилистом пути героя к самому себе․ Сюжет охватывает значительную часть жизни Пера, начиная с его беззаботной юности в норвежской деревне и заканчивая возвращением на родину старым, разочарованным человеком․
В начале пьесы Пер предстает перед нами хвастливым и легкомысленным юношей, склонным к фантазиям и авантюрам․ Он влюбляется в прекрасную Сольвейг, но, испугавшись ответственности, сбегает из деревни, бросив ее․ Так начинается его полное опасностей и приключений путешествие по миру․
Пер оказывается в царстве троллей, где едва не становится жертвой коварного Доврского деда․ Он странствует по Африке, торгует рабами, соблазняет женщин, ищет легкой наживы и славы, примеряя на себя разные маски, но не находя своего истинного «я»․
Годы спустя, разбогатев, но потеряв все иллюзии, Пер возвращается в Норвегию․ Он сталкивается с призраками своего прошлого, с собственным страхом смерти, с необходимостью дать ответ на вопрос, кем же он был на самом деле․ Встреча с постаревшей, но сохранившей верность Сольвейг становится для него моментом истины и прозрения․
Финал пьесы остается открытым⁚ неясно, обрел ли Пер Гюнт прощение и покой в объятиях Сольвейг или его душа будет вечно скитаться в поисках смысла жизни․
Персонажи
Мир «Пера Гюнта» населен яркими и запоминающимися персонажами, каждый из которых воплощает определенную идею или жизненную позицию․ Сам Пер Гюнт – это архетип человека-хамелеона, стремящегося ускользнуть от себя, от ответственности, от выбора․ Он меняет маски, профессии, возлюбленных, но так и не обретает своего истинного лица․
Сольвейг – антипод Пера․ Это воплощение верности, всепрощающей любви и самопожертвования․ Она остается верна своей любви к Перу, несмотря на его предательство и долгие годы разлуки․ В ее образе Ибсен воплотил идеал женственности и душевной чистоты․
Доврский дед – персонаж из норвежской мифологии, король троллей, олицетворяющий темные силы природы и искушение легким путем․ Он предлагает Перу богатство и власть в обмен на душу, но тот отказывается, не желая жертвовать своей свободой, пусть даже иллюзорной․
Ингрид – девушка, которую Пер похищает в начале пьесы․ Она становится жертвой его эгоизма и безответственности․ Ингрид олицетворяет собой тех, кто страдает от поступков Пера, кто оказывается на обочине его жизненного пути․
Анитра – дочь бедуинского вождя, страстная и властная красавица, которую Пер пытается соблазнить․ Она символизирует чувственные удовольствия и соблазны мира, которым Пер не в силах противостоять․
Пуговичник – загадочный персонаж, который появляется в финале пьесы․ Он предлагает переплавить душу Пера вместе с другими «отходами», считая его жизнь лишенной смысла․ Пуговичник – это своеобразный судья, который оценивает поступки Пера и выносит ему суровый приговор․
Пер Гюнт в музыке
Произведение Генрика Ибсена «Пер Гюнт» получило широкое музыкальное воплощение, но наиболее известным и любимым является, безусловно, творение норвежского композитора Эдварда Грига․ В 1874 году Ибсен сам обратился к Григу с просьбой написать музыку к постановке своей драмы․
Григ, вдохновленный образами и идеями пьесы, создал не просто сопровождение, а самостоятельное музыкальное произведение, полное драматизма, лиризма и национального колорита․ Музыка Грига не иллюстрирует буквально текст Ибсена, а скорее передает атмосферу и настроение пьесы, раскрывает внутренний мир героев․
Среди наиболее известных музыкальных фрагментов «Пера Гюнта» можно назвать⁚ лирическую и трогательную «Песню Сольвейг», ставшую символом вечной любви и преданности; зловещую и таинственную «В пещере горного короля», рисующую образ мрачного мира троллей; яркую и темпераментную «Арабскую пляску», передающую экзотику Востока; торжественную и величественную «Утро», символизирующую надежду и возрождение․
«Музыка к драме «Пер Гюнт»» Эдварда Грига снискала огромную популярность во всем мире, став неотъемлемой частью культурного наследия․ Ее фрагменты часто используются в кино, театре, рекламе, а сюиты из «Пера Гюнта» входят в репертуар многих симфонических оркестров․ Музыка Грига помогла пьесе Ибсена обрести новую жизнь на сцене, сделав историю Пера Гюнта еще более яркой, эмоциональной и запоминающейся․
Пер Гюнт в кинематографе
История Пера Гюнта, полная драматизма и философских размышлений, не раз привлекала внимание кинематографистов․ Существует несколько экранизаций знаменитой пьесы Генрика Ибсена, каждая из которых предлагает свое прочтение этого сложного произведения․
Одной из первых киноверсий «Пера Гюнта» стал немой фильм немецкого режиссера Рихарда Освальда, вышедший на экраны в 1915 году․ Эта экранизация, хотя и следовала основным сюжетным линиям пьесы, была далека от глубины и многогранности первоисточника․
Более удачной попыткой перенести историю Пера Гюнта на большой экран стала экранизация 1941 года, снятая в США режиссером Дэвидом Брэдли․ В главной роли выступил известный актер Чарльз Лафтон․ Фильм отличался интересными режиссерскими находками и сильной актерской игрой, однако в нем были значительно сокращены и изменены некоторые сюжетные линии․
В 1971 году вышла на экраны норвежско-британская экранизация «Пера Гюнта», снятая режиссером Питером Сасди․ Фильм отличался масштабностью, красивыми пейзажными съемками и попыткой передать национальный колорит пьесы․
В последующие годы также были созданы телевизионные версии «Пера Гюнта» в разных странах, в т․ч․ в СССР (1979 год, режиссер Бернард Лордски) и России (2006 год, режиссер Юрий Кулаков)․ Каждая из этих экранизаций, сохраняя основные сюжетные линии и образы пьесы Ибсена, предлагала свое видение этой истории, акцентируя внимание на разных аспектах произведения․
Коротко о главных персонажах
Пер Гюнт
Главный герой, вокруг судьбы которого разворачиваются события пьесы․ Пер – натура противоречивая и сложная․ С одной стороны, он мечтатель, жаждущий приключений, неутомимый фантазер, способный на сильные чувства․ С другой – эгоистичный, безответственный и легкомысленный человек, не способный на глубокую привязанность, часто действующий импульсивно, не задумываясь о последствиях․
На протяжении всей пьесы Пер бежит от самого себя, от необходимости сделать выбор, принять ответственность за свою жизнь․ Он меняет маски, роли, страны, возлюбленных, но так и не находит своего места в мире․ Лишь в конце жизни, вернувшись на родину, Пер осознает глубину своих заблуждений и ценность настоящей любви, которую он упустил․
Сольвейг
Возлюбленная Пера, антипод главного героя․ Это образ чистой, всепрощающей любви и безграничной верности․ Сольвейг жертвует всем ради любви к Перу⁚ она покидает отчий дом, терпит лишения, годами ждет его возвращения, несмотря на его предательство и забвение․
В ее образе воплощены лучшие женские качества⁚ душевная красота, нравственная чистота, самопожертвование и безусловная любовь․ Сольвейг становится для Пера своеобразным нравственным ориентиром, символом утраченного рая и возможности искупления․
Доврский дед
Мифический персонаж, король троллей, воплощение темных сил природы и искушения легким путем․ Доврский дед предлагает Перу богатство, власть и удовольствия в обмен на его душу․ Он символизирует соблазны мира, которые подстерегают человека на жизненном пути, стремление к легкой наживе и уходу от ответственности․
Анитра
Дочь бедуинского вождя, яркая, страстная, но вместе с тем расчетливая и властная красавица․ Анитра символизирует чувственные удовольствия, соблазны плоти, стремление к роскоши и наслаждениям․ Она на короткое время становится возлюбленной Пера, но их связь оказывается мимолетной и поверхностной․
Пуговичник
Загадочный персонаж, который появляеться в финале пьесы․ Он предлагает переплавить душу Пера вместе с другими «отходами», считая его жизнь лишенной смысла․ Пуговичник — это своеобразный символ безжалостного времени и судьи, который подводит итог жизни человека․
Краткий вывод
«Пер Гюнт» Генрика Ибсена – это не просто увлекательная история о приключениях и странствиях, но глубокое философское произведение, затрагивающее вечные темы поиска смысла жизни, стремления к самопознанию, противостояния иллюзиям и реальности․
На протяжении всей пьесы Пер Гюнт, словно в зеркале, видит разные стороны жизни⁚ любовь и предательство, богатство и нищету, радость и страдание․ Он примеряет на себя разные маски, играет разные роли, но так и не может найти свое истинное «я»․
Лишь в конце жизни, устав от скитаний и разочаровавшись в своих иллюзиях, Пер возвращается к истокам – в родную деревню, к любви Сольвейг, которая ждала его все эти годы․ Финал пьесы остается открытым⁚ обретет ли Пер прощение и покой в ее объятиях или его душа обречена на вечные скитания?
Ибсен не дает однозначного ответа, заставляя читателя и зрителя самостоятельно размышлять над этими вопросами․
«Пер Гюнт» – это не только история конкретного человека, но и аллегория жизненного пути каждого из нас․ Это напоминание о том, как важно не растратить себя по пустякам, не променять свою душу на мнимые ценности, найти свой путь и сохранить верность себе и своим идеалам․
Пьеса Ибсена не теряет своей актуальности и в наши дни, заставляя задуматься о том, что значит быть человеком, каковы наши истинные ценности и в чем смысл нашего существования․
Интересный пересказ! Всегда хотела познакомиться с этим произведением, но классическая литература часто кажется слишком сложной. А тут кратко и по делу изложены основные моменты. Спасибо!
Не знала, что на родине Ибсена «Пер Гюнт» не сразу был принят. Иногда нужно время, чтобы оценить по достоинству великие произведения.
Интересно узнать о связи пьесы с норвежским фольклором. Пер Гюнт — неоднозначный персонаж, и его образ, оказывается, имеет глубокие корни.
Спасибо за интересный материал! Кратко, но ёмко и познавательно. Захотелось перечитать «Пера Гюнта»!
Никогда не думал, что «Пер Гюнт» основан на народных сказках. Всегда считал Ибсена очень серьезным и даже мрачным писателем. Нужно будет прочитать пьесу целиком.
Очень ёмкий пересказ, помогает освежить в памяти основные моменты пьесы. Вспоминается и прекрасная музыка Грига!
Хороший краткий пересказ для тех, кто только знакомится с творчеством Ибсена. Заставляет задуматься о смысле жизни, о выборе пути.
Всегда поражалась, как Ибсен умел сочетать в своих пьесах реализм и фантастику. «Пер Гюнт» — яркий пример такого сочетания.