Глава 1⁚ Попадание в плен
Жилин, офицер на Кавказе, получает письмо от матери с просьбой навестить её перед смертью. Он отправляется в опасный путь один, так как обоз движется медленно. В пути его настигают татары. Костылин, попутчик Жилина, в панике убегает, бросив товарища. Жилин отважно сражается, но его лошадь подстрелена, и он попадает в плен.
Глава 2⁚ Жилин и Костылин в плену. Требование выкупа
Татары приводят Жилина в аул — горное селение, и запирают в сарае. Вскоре туда же притаскивают и Костылина, который струсил в бою и пытался спастись бегством. Выясняется, что татарин, пленивший Жилина, — хозяин Костылина. По законам горцев, пленники должны отправить письма родным с просьбой о выкупе⁚ за Жилина, три тысячи рублей, а за Костылина — целых пять тысяч, ведь тот побогаче.
Жилин прикидывается бедным и пишет адрес неправильно, надеясь сбежать самостоятельно. Он целыми днями изучает местность, высматривает лазейки в сарае, наблюдает за жизнью в ауле. Костылин же, напротив, погряз в унынии и апатии. Он целыми днями лежит в сарае, пишет письма и ждет выкупа, надеясь лишь на помощь родных.
В плену Жилин быстро находит общий язык с местными жителями, особенно с детьми. Он мастерит для них игрушки из глины, чинит разные вещи. Однажды Жилин починил часы татарину, хозяину Костылина. Слава о нем, как о мастере на все руки, быстро разнеслась по аулу.
Дина, дочь хозяина, проникается к Жилину симпатией. Девочка приносит ему молоко и лепешки, поражаясь его доброте, силе духа и несгибаемому желанию вырваться на свободу. Жилин решает не терять времени и начинает готовиться к побегу. Он мастерит из подручных материалов кирку, чтобы рыть подкоп, и планирует бежать вместе с Костылиным.
Глава 3⁚ Жизнь в ауле
Жизнь в ауле течет размеренно и непривычно для русских офицеров. Дни Жилина заполнены наблюдением за чужим бытом и тайной подготовкой к побегу. Он старается больше общаться с горцами, чтобы лучше узнать их обычаи и нравы. Жилин учит татарский язык, расспрашивает о горных тропах, присматривается к окрестностям, готовясь к побегу.
Костылин же, напротив, совсем пал духом. Он целыми днями лежит в сарае, жалуеться на судьбу, ругает Жилина за его оптимизм и веру в скорое освобождение. Тяжелое положение усугубляют проблемы со здоровьем⁚ Костылин страдает от боли в ногах, натертых во время неудачного побега.
Тем временем Жилин, используя свои навыки и смекалку, завоевывает авторитет среди жителей аула. Он чинит часы, мастерит игрушки для детей, лечит людей. Особенно теплые отношения у Жилина складываются с Диной — дочерью хозяина. Добрая и отзывчивая девочка проникается симпатией к пленнику, жалеет его, тайком носит ему еду, помогает советами.
Однажды в аул приезжает татарин, с которым у Жилина произошла стычка во время плена. Он узнает офицера и рассказывает хозяину, что тот требовал меньший выкуп, обманув его. Разгневанный хозяин запирает пленников в яму и грозит продать их в соседний аул, если не получит выкуп в течение двух недель.
Жилин понимает, что надеяться на чудо больше нельзя — нужно бежать. Он уговаривает Костылина на вторую попытку побега, обещая помощь Дины.
Глава 4⁚ Подготовка к побегу
После того, как хозяин заточил пленников в яму и пригрозил продажей, Жилин решает действовать решительно. Он уговаривает отчаявшегося Костылина бежать. Ночью, пользуясь темнотой, Жилин продолжает рыть подкоп. Он работает усердно и осторожно, чтобы не привлекать внимания хозяев. Дина, тронутая смелостью и упорством Жилина, помогает ему⁚ носит лепешки, чтобы у пленников были силы, и тайком от всех относит землю подальше от сарая.
Жилин тщательно продумывает план побега. Он определяет по звездам направление, в котором нужно идти, чтобы добраться до русской крепости. Офицер понимает, что путь предстоит неблизкий и полон опасностей. Нужно быть готовым ко всему⁚ и к преследованию, и к голоду, и к трудностям перехода через горы.
Жилин старается подбодрить трусливого Костылина, убеждая его, что свобода стоит любых усилий. Он учит товарища ориентироваться по звездам, делится своими запасами провизии, припасенными на случай побега.
Наконец, подкоп готов. Жилин с волнением предвкушает предстоящий побег. Он верит в успех, ведь за время плена он хорошо изучил местность, привык к горным тропам и, главное, не утратил силу духа и жажду свободы;
Глава 5⁚ Неудавшийся побег. Выкуп Костылина. Побег Жилина
Ночью, едва дождавшись темноты, Жилин и Костылин выбираются из сарая через подкоп. Они крадутся к лесу, надеясь, что там их не заметят. Однако слабость и страх Костылина губят все планы. Он то и дело стонет, жалуется на боль в ногах, цепляется за кусты, чем привлекает внимание.
Вскоре их замечает татарин, проезжавший по дороге. Он поднимает тревогу. Пленников ловят и возвращают хозяину. Разъяренные горцы бросают Жилина и Костылина в глубокую яму, заковывают в колодки и ужесточают охрану.
Жилин не теряет надежды на освобождение, но понимает, что бежать из ямы без посторонней помощи невозможно. Он вспоминает о Дине и ее доброте. Офицер решает доверить девочке свою судьбу.
Дина не обманывает надежд Жилина. Ночью она приходит к яме с длинной палкой, помогает ему выбраться и показывает путь к свободе. Жилин, прощаясь с Диной, дарит ей на память куклу, которую сделал для нее в плену.
Костылин же остается в яме, ожидая выкупа от родных. Вскоре он возвращается в крепость измученный, больной и едва живой. А Жилин, преодолев все трудности и опасности, благополучно добирается до своих.
Коротко о главных персонажах
Иван Жилин
Иван Жилин — русский офицер, главный герой рассказа. Он смелый, решительный, находчивый и выносливый человек. Жилин не привык сдаваться перед трудностями, он всегда готов бороться за свою свободу и не теряет присутствия духа даже в самых тяжелых ситуациях.
Жилин обладает многими положительными качествами⁚ он добр, отзывчив, способен сочувствовать и помогать другим. Он быстро находит общий язык с людьми, в том числе и с горцами, несмотря на языковой барьер и различия в культуре.
Жилин — мастер на все руки⁚ он умеет чинить часы, мастерить игрушки, лечить людей. Эти навыки помогают ему завоевать уважение и доверие окружающих.
Костылин
Костылин — русский офицер, антипод Жилина. Он слабовольный, трусливый, безынициативный и зависимый человек. В отличие от Жилина, Костылин не готов бороться за свою свободу и предпочитает плыть по течению, надеяясь на помощь извне.
Костылин постоянно жалуется на судьбу, упрекает Жилина в излишней активности и оптимизме. Он не способен приспособиться к непривычным условиям, не пытается найти общий язык с горцами, чем еще больше усугубляет свое и без того тяжелое положение.
В итоге Костылин оказывается не способен на решительные действия и вынужден ждать выкупа от родных, тогда как Жилин, благодаря своей смелости, находчивости и силе воли, обретает свободу.
Дина
Дина — молодая черкешенка, дочь хозяина Жилина. Она добрая, отзывчивая и сострадательная девочка, которая сочувствует пленному офицеру. Дина восхищается смелостью и упорством Жилина, его умением мастерить красивые вещи.
Она тайком от всех приносит ему еду, помогает советами, а в конце концов рискует собственной свободой, чтобы помочь ему бежать. Дина — символ человечности и доброты, которые не знают границ и преград.
Краткий вывод
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» — это история о силе человеческого духа, о противостоянии трусости и мужеству, о способности сохранить достоинство и человечность в самых трудных жизненных ситуациях.
На примере двух главных героев — Жилина и Костылина — Толстой показывает, как по-разному могут вести себя люди, оказавшись в плену. Жилин не падает духом, не теряет надежды на освобождение, активно борется за свою свободу. Он использует все свои умения и навыки, чтобы выжить и вернуться домой.
Костылин же, напротив, опускает руки, погрязает в унынии и бездействии. Он ждет помощи от других, не прилагая никаких усилий для собственного освобождения. Неудивительно, что именно Жилин, благодаря своей силе воли, смекалке и доброте, встречает долгожданную свободу.
Важную роль в рассказе играет и образ Дины — девочки-горянки, которая помогает Жилину бежать. Дина — это символ человечности, которая не знает национальных границ. Она видит в Жилине не врага, а человека, достойного уважения и сочувствия. Ее образ привносит в рассказ ноты добра, тепла и надежды.
«Кавказский пленник» — это произведение, которое учит нас быть смелыми, решительными, не сдаваться перед трудностями, верить в себя и в любовь. Этот рассказ актуален и в наши дни, ведь он говорит о вечных ценностях⁚ о дружбе, о сострадании, о силе человеческого духа, способного преодолеть любые испытания.
Спасибо за подробный пересказ! Освежил в памяти произведение, захотелось перечитать повесть целиком.
Хороший разбор произведения! Особенно ценно, что выделены ключевые моменты каждой главы. Помогает лучше понять смысл.
Жилин вызывает восхищение! Несмотря на тяжелые условия, он не сдается и ищет способ вырваться на свободу. Настоящий пример мужества!
Очень интересный анализ! Особенно понравилась интерпретация поведения Жилина и Костылина. Действительно, их характеры ярко проявляются в плену.
Захватывающее начало! Сразу видно, что Жилин — настоящий герой, сильный и решительный. Интересно, как сложится его судьба дальше?