Краткий пересказ произведения «Галоша»
Рассказчик теряет в трамвае галошу. По совету вагоновожатого он отправляется на её поиски в камеру забытых вещей, где хранятся все найденные в трамваях вещи. Сотрудники камеры находят его галошу, но требуют предоставить справку из домоуправления, подтверждающую факт пропажи.
Об авторе и произведении
Михаил Михайлович Зощенко – известный русский писатель советского периода, мастер сатирического рассказа. Его произведения отличаются простотой языка, лаконичностью и точностью деталей, юмором, высмеивающим недостатки советской действительности.
Рассказ «Галоша» был написан в 1927 году и является ярким примером сатирической прозы Зощенко. В нем автор с присущим ему юмором и меткостью высмеивает бюрократизм, царивший в советских учреждениях.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю наглядно представить себя на месте главного героя и прочувствовать всю абсурдность ситуации, в которой он оказался.
«Галоша» – это не просто рассказ о потерянной вещи. Это сатира на бездушие и формализм системы, где человеческая проблема теряется за множеством формальностей и инструкций.
Рассказ актуален и по сей день, ведь проблема бюрократии, к сожалению, не исчезла, а лишь обрела новые формы.
Сюжет рассказа
Главный герой рассказа, от лица которого ведётся повествование, по дороге на работу в давке в трамвае теряет галошу. Он замечает пропажу только на остановке, когда бежать за трамваем уже поздно. Знакомый вагоновожатый советует ему обратиться в камеру забытых вещей при трамвайном депо.
На следующий день герой отправляется в депо. Сотрудник камеры, выслушав незатейливую историю о пропаже, заявляет, что у них может быть много галош двенадцатого размера, и просит указать особые приметы. Рассказчик описывает свою потрёпанную галошу⁚ с оторванным носком, стоптанным каблуком и протертыми боками. К его удивлению, галошу находят;
Обрадованный герой уже готов получить свою потерю обратно, но не тут-то было! Сотрудник камеры заявляет, что не может отдать галошу без подтверждающих документов. Необходимо принести справку из домоуправления, удостоверяющую факт проживания героя по указанному адресу и подтверждающую пропажу галоши.
Делать нечего, и герой отправляется в домоуправление. Ему приходится долго убеждать недоверчивого председателя выдать ему нужную справку. Получив заветный документ, он, наконец, возвращается в камеру забытых вещей и получает свою старую, потрёпанную галошу.
В финале рассказа герой с горечью осознает, что во время поисков потерял вторую галошу. И если бы это случилось в трамвае, он бы знал, как действовать, а так – дело гиблое.
Герои рассказа
В рассказе «Галоша» Михаил Зощенко создал яркие и запоминающиеся образы, несмотря на краткость произведения.
Рассказчик, обычный советский человек, мелкий служащий, от лица которого ведется повествование. Он живет небогато, поэтому потеря старой галоши – для него настоящее событие. Герой наивен и простодушен, свято верит в порядок и бюрократические правила, царящие в новой системе. Он с готовностью отправляется в домоуправление за справкой, подтверждающей его право на потерю.
Сотрудник камеры забытых вещей – педантичный и принципиальный бюрократ, строго следующий инструкциям. Для него не имеет значения ни сама потерянная вещь (старая галоша), ни личность потерявшего. Он готов вернуть пропажу только при условии соблюдения всех формальностей.
Председатель домоуправления – ещё один яркий представитель бюрократической системы. Он недоверчив, скрупулезен и требует от героя подробных объяснений по поводу пропажи галоши.
Хотя в рассказе нет персонажей с явно выраженными негативными чертами, Зощенко мастерски высмеивает их формализм, бездушие и равнодушие к проблемам маленького человека.
Основная мысль произведения
В своем сатирическом рассказе «Галоша» Михаил Зощенко высмеивает абсурдность и гротескность бюрократической системы, которая ставит формальности выше здравого смысла и человеческих потребностей.
Автор показывает, как рядовая, казалось бы, ситуация с потерей галоши превращается в настоящий квест с прохождением множества инстанций и сбором справок. Бюрократическая машина бездушна и неповоротлива, она требует от человека строгого соблюдения всех правил и инструкций, даже если это не имеет никакого практического смысла.
Зощенко подчеркивает, что в такой системе человек перестает быть личностью, он превращается в винтик, безымянную единицу. Его проблема не имеет значения, важно лишь формальное соблюдение процедур.
Рассказ актуален и в наши дни, ведь проблема бюрократизма не утратила своей остроты. Люди по-прежнему сталкиваются с бездушием и формализмом чиновников, для которых главное — соблюсти букву закона, а не помочь человеку.
«Галоша» — это не просто смешная история, это настоящее зеркало, в котором отражаются пороки общества, где бюрократическая машина подавляет человеческую индивидуальность.
Анализ произведения
Рассказ «Галоша» является ярким примером сатирической прозы Михаила Зощенко, где автор с помощью юмора и гротеска высмеивает недостатки советской действительности.
Одной из главных особенностей произведения является его язык. Зощенко использует простую, разговорную речь, насыщенную просторечиями и канцеляризмами, что создает комический эффект и делает образы героев более реалистичными.
Автор мастерски использует приём гиперболы, преувеличивая масштабы бюрократических процедур. Потеря простой галоши превращается в настоящее испытание для главного героя, который вынужден пройти через череду абсурдных и унизительных процедур.
Несмотря на комичность ситуации, в рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы. Зощенко критикует бездушие и формализм бюрократической системы, которая подавляет человеческую индивидуальность.
«Галоша» ー это не просто смешная история, это произведение с глубоким социальным подтекстом. Зощенко заставляет читателя задуматься о том, как важно сохранять человечность и здравый смысл в любой ситуации, не поддаваться бездушному давлению системы.
Коротко о главных персонажах
В рассказе Михаила Зощенко «Галоша», несмотря на его небольшой объём и кажущуюся простоту, автор создает яркие и запоминающиеся образы, которые отражают реалии советского общества того времени.
Рассказчик (главный герой)
Это обычный советский человек, мелкий служащий, от лица которого ведётся повествование. Мы не знаем его имени, возраста, профессии — всё это отходит на второй план перед типичностью его образа. Он живет небогато, поэтому потеря старой галоши — для него настоящее событие.
Герой наивен и простодушен, свято верит в порядок и бюрократические правила, царящие в новой системе. Он с готовностью отправляется в домоуправление за справкой, подтверждающей его право на потерю. При этом он не лишен самоиронии и умения смеяться над собой.
Образ рассказчика близок и понятен читателю. Он вызывает сочувствие и одновременно заставляет задуматься о том, насколько легко человек может стать заложником абсурдных правил и системы.
Сотрудник камеры забытых вещей
Это первый представитель бюрократической машины, с которым сталкивается главный герой. Это педантичный и принципиальный бюрократ, для которого не имеет значения ни сама потерянная вещь (старая галоша), ни личность потерявшего.
Он действует строго по инструкции, требуя от рассказчика невозможного , справки из домоуправления о пропаже галоши. Его не волнует, сколько времени и сил потребуется герою для получения этой бумажки.
Образ сотрудника камеры забытых вещей , это сатирический образ бездушного чиновника, который ставит соблюдение формальностей выше интересов живого человека.
Председатель домоуправления
Это ещё один яркий представитель бюрократической системы. Он недоверчив, скрупулезен и также требует от героя подробных объяснений по поводу пропажи галоши.
Председатель домоуправления — это символ бюрократической волокиты и абсурда. Он готов выдать справку о пропаже галоши, но только после того, как герой предоставит ему исчерпывающие доказательства своего «права» на эту потерю.
В целом, герои рассказа «Галоша» — это не просто отдельные персонажи, а типичные представители советского общества 20-х годов XX века, где царили бюрократизм, формализм и бездушие.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша», это сатирическое произведение, в котором автор с помощью юмора и гротеска высмеивает абсурдность и бездушие бюрократической системы. Несмотря на небольшой объём и кажущуюся простоту сюжета, рассказ поднимает важные социальные проблемы, актуальные и по сей день.
Зощенко мастерски показывает, как рядовая ситуация с потерей галоши превращается в настоящее испытание для главного героя, который вынужден столкнуться с бездушием и формализмом чиновников. Автор не даёт прямых оценок происходящему, но его позиция ясна⁚ бюрократическая система подавляет человеческую индивидуальность, превращая людей в винтики громадной машины.
Язык рассказа заслуживает отдельного внимания. Зощенко использует просторечия, канцеляризмы, что создаёт комический эффект и делает образы героев более реалистичными.
«Галоша» — это не просто смешная история, это произведение с глубоким социальным подтекстом. Зощенко заставляет читателя задуматься о том, насколько важно сохранять человечность и здравый смысл в любой ситуации, не поддаваться бездушному давлению системы.
Сила рассказа «Галоша» заключается в его актуальности. Проблема бюрократизма не утратила своей остроты и в наши дни. Люди по-прежнему сталкиваются с бездушием и формализмом чиновников, для которых главное , соблюсти букву закона, а не помочь человеку. Именно поэтому произведения Зощенко, написанные почти сто лет назад, не теряют своей актуальности и в наши дни.
А ведь и правда, справку из домоуправления! Гениально высмеивал Зощенко эти нелепые порядки.
Читал этот рассказ ещё в школе. Смешно и грустно одновременно. Наша действительность, ничего не меняется.
Камера забытых вещей… Целое приключение из-за одной галоши. Зощенко — непревзойдённый сатирик!
Какой прекрасный язык, какая ирония! Зощенко — мастер слова, умеющий в нескольких фразах передать абсурдность ситуации.
Интересно, а что было бы, если бы герой всё-таки принёс справку? Зощенко умел оставлять читателя в размышлениях.
Классический Зощенко! До сих пор актуально, к сожалению. Сколько раз сталкивалась с подобной бюрократией, когда без бумажки ты букашка.