Пропала совесть: Краткий пересказ и анализ произведения Салтыкова-Щедрина

Пропала совесть: Краткий пересказ и анализ произведения Салтыкова-Щедрина Краткие пересказы

Краткий пересказ рассказа «Пропала совесть»

В рассказе Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» описывается общество, которое столкнулось с неожиданной проблемой – исчезновением совести.​ Люди перестали испытывать угрызения совести, что привело к разгулу эгоизма и пороков.​

Исчезновение совести и реакция общества

В один момент, словно по волшебству, совесть исчезла из жизни людей.​ Салтыков-Щедрин подчеркивает внезапность этого события, описывая совесть как нечто материальное, что можно потерять или выбросить.​ Реакция общества на пропажу совести оказалась поразительно равнодушной.​ Люди продолжали заниматься своими делами, словно ничего не произошло.​ Более того, многие даже не заметили отсутствия этого важного нравственного ориентира.​ Автор иронично замечает, что некоторые даже почувствовали себя свободнее и раскованнее, избавившись от «последнего ига».​ Исчезновение совести открыло дорогу самым низменным человеческим инстинктам⁚ лжи, обману, предательству.​ Люди, словно опьяненные своей безнаказанностью, начали без зазрения совести использовать друг друга ради достижения собственных целей.​ Автор с горечью констатирует, что общество, лишившееся совести, быстро погружается в пучину порока и безнравственности.​ Салтыков-Щедрин не дает однозначного ответа на вопрос, куда именно пропала совесть. Она уподобляется ненужной тряпке, которую люди равнодушно отшвыривают, не желая иметь с ней ничего общего.​ Этот образ подчеркивает тотальное нравственное падение общества, где совесть стала обузой, мешающей достижению корыстных целей.​

Странствия совести⁚ от кабатчика до финансиста

Выброшенная за ненадобностью, совесть начинает свое странствие по рукам, уподобляясь бесхозной вещи, которую никто не хочет брать себе. По иронии судьбы, первым, кто подбирает совесть, оказывается несчастный пропойца. Внезапно к нему возвращается ясность мысли, и он с ужасом осознает весь груз своих прошлых проступков. Однако совесть оказывается непосильной ношей для человека, привыкшего топить свои беды в вине.​ Он оставляет совесть в кабатке у Прохорыча.​ Кабатчик, взявший совесть из корыстных побуждений, также не выдерживает ее гнета.​ Она мешает ему вести привычный бизнес, заставляя задумываться о безнравственности своего занятия.​ Даже его жена, Арина Ивановна, прагматичная и черствая женщина, приходит в ужас от проснувшейся у мужа совести.​

Далее совесть попадает к квартальному надзирателю Ловцу, человеку, привыкшему жить за счет взяток и казнокрадства.​ Внезапный приступ совести оборачивается для него настоящей трагедией.​ Он теряет способность брать взятки, его мучают угрызения совести, и он становится посмешищем в глазах окружающих.​ Наконец, совесть попадает к финансисту Бржоцкому, символу беспринципности и наживы.​ Однако и в этом циничном мире совесть не находит себе места. Салтыков-Щедрин показывает, что совесть несовместима с миром корысти и наживы, где господствуют алчность и эгоизм.

Совесть и ребенок⁚ надежда на будущее

Пройдя через череду испытаний и не найдя себе пристанища среди взрослых, совесть оказывается на грани исчезновения. Кажется, что мир окончательно погряз в пороке и безнравственности.​ Однако Салтыков-Щедрин оставляет проблеск надежды.​ Совесть обращается с мольбой к последнему своему обладателю, прося найти для нее приют в чистом сердце ребенка.​ Именно в детской душе, не испорченной пороками взрослого мира, совесть может найти благодатную почву для своего возрождения.​

Автор видит в детях залог нравственного обновления общества.​ Он верит, что совесть, воспитанная с детства, сможет преодолеть эгоизм и пороки и создать более справедливый и нравственный мир.​ Образ ребенка становится символом надежды на торжество добра и справедливости.​ Салтыков-Щедрин призывает не забывать о важности нравственного воспитания, которое должно лежать в основе формирования личности.​ Только так, по мнению автора, можно преломить гибельные тенденции, царящие в современном ему обществе.​

Финал сказки оставляет открытым вопрос о том, удастся ли совести прижиться в новом мире.​ Однако сам факт обращения к образу ребенка говорит о том, что Салтыков-Щедрин не теряет веры в человечество.​ Он призывает читателя задуматься о своей собственной совести и о том, какое наследие мы оставим будущим поколениям.​

Анализ произведения

Рассказ Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» – это острая сатира на российское общество, погрязшее в безнравственности и равнодушии.​ Автор мастерски использует гротеск и аллегорию, чтобы показать губительные последствия утраты нравственных ориентиров.​

Сатира Салтыкова-Щедрина⁚ обличение пороков общества

«Пропала совесть» – это яркий пример сатирического таланта Салтыкова-Щедрина, мастера едкой и беспощадной критики пороков современного ему общества.​ Автор использует гротеск и аллегорию, чтобы высмеять бездуховность, жадность, лицемерие, царящие в российской действительности.​ Исчезновение совести становится в рассказе не просто моральным падением отдельных личностей, а символом глубокого кризиса всего общества.​

Салтыков-Щедрин высмеивает все слои российского общества⁚ от простого народа, представленного образом беспробудного пьяницы, до верхов власти в лице бездушного финансиста.​ Никто не выдерживает испытания совестью, она становится чужеродным элементом в мире, где господствуют корысть и нажива.​ Автор не щадит никого, его сатира направлена на то, чтобы разбудить общество, заставить его задуматься о своем нравственном облике.​

Язык рассказа также служит оружием сатиры.​ Салтыков-Щедрин использует резкие контрасты, гротескные образы, чтобы еще ярче высветить пороки своих героев. Он не боится использовать грубые, просторечные выражения, чтобы придать своей сатире еще большую остроту и беспощадность. «Пропала совесть» – это не просто критика отдельных недостатков, а глубокий философский разговор о судьбе России, о том, что может произойти с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Коротко о главных персонажах

В сказке «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин создает целую галерею образов, каждый из которых олицетворяет собой определенный порок или социальный тип.

Совесть

Главная героиня рассказа, которая, однако, лишена привычных черт персонажа. Она представлена скорее как абстрактное понятие, которое материализуется в виде ненужной тряпки, которую все передают друг другу.​ Совесть становится символом утраченных нравственных ориентиров, которые не могут найти себе места в мире, где царят корысть и нажива.​

Пропойца

Первый, кто подбирает совесть.​ Это образ деклассированного человека, опустившегося на дно жизни.​ Однако именно в нем еще теплится искра нравственности.​ Внезапно обретенная совесть вызывает в нем угрызения совести, он осознает весь груз своих проступков.​ Но он слишком слаб, чтобы вынести это бремя, и поэтому избавляется от совести при первой же возможности.​

Прохорыч

Кабатчик, у которого пропойца оставляет совесть.​ Это образ мелкого предпринимателя, для которого главное – прибыль.​ Совесть мешает ему вести привычный бизнес, и он тоже старается от нее избавиться.​

Квартальный надзиратель Ловец

Образ мелкого чиновника, привыкшего брать взятки.​ Совесть делает его несчастным, он теряет покой и сон.​ Ловец символизирует собой ту часть общества, которая живет за счет коррупции и злоупотребления служебным положением.

Финансист Бржоцкий

Образ крупного дельца, для которого нет ничего святого, кроме денег.​ Он совершенно равнодушен к страданиям других людей.​ Бржоцкий – это воплощение беспринципности и цинизма, которые царят в мире больших денег.​

Ребенок

Образ ребенка в конце сказки символизирует надежду на будущее.​ Только в чистой, не испорченной пороками душе ребенка совесть может найти приют и возродиться. Салтыков-Щедрин призывает читателя задуматься о важности нравственного воспитания, которое должно лежать в основе формирования личности.​

Краткий вывод

Сказка Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» – это не просто занимательный рассказ, а глубокое и многогранное произведение, которое заставляет задуматься о важных нравственных проблемах.​ Под пером мастера сатиры история об исчезновении совести превращается в жестокий приговор современному ему обществу, погрязшему в пороках и бездуховности.​

Автор показывает, что утрата совести – это не просто личная трагедия отдельных людей, а настоящая катастрофа, которая ведет к разрушению нравственных устоев всего общества. Салтыков-Щедрин не дает готовых ответов, он заставляет читателя самостоятельно задуматься над тем, какое место в нашей жизни занимает совесть, и каковы последствия ее утраты.​

Несмотря на трагизм сюжета, сказка не лишена надежды.​ Образ ребенка в конце произведения символизирует собой возможность нравственного возрождения. Салтыков-Щедрин вериn, что именно от нового поколения зависит, удастся ли преодолеть кризис и вернуть совести ее законное место в жизни общества.

«Пропала совесть» – это произведение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Оно все так же заставляет нас задуматься о том, что происходит с нами и с миром вокруг, и призывает к нравственному обновлению.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Елена Смирнова

    Актуальная и по сей день тема! Как будто Салтыков-Щедрин писал о нашем времени. Спасибо, что напомнили об этом произведении!

  2. Андрей Николаев

    Замечательно, что выделили момент внезапности исчезновения совести. Салтыков-Щедрин словно показывает, насколько легко общество может отказаться от морали.

  3. Ольга Сидорова

    Прекрасный пересказ! Кратко, но ёмко передана суть произведения. Особенно впечатляет описание реакции общества на пропажу совести — словно так и должно быть.

  4. Дмитрий Петров

    Интересно было бы узнать, как развивается сюжет дальше. Что же станет с совестью? Найдется ли ей место в этом безнравственном мире?

  5. Анна Кузнецова

    Салтыков-Щедрин — мастер сатиры! Его произведения, хоть и написаны давно, не теряют своей актуальности. Спасибо за напоминание о великом писателе!

  6. Сергей Иванов

    Хороший краткий пересказ. Позволяет освежить в памяти содержание произведения. Образ совести, переходящей из рук в руки, очень выразителен.

  7. Петр Иванов

    Интересный анализ! Действительно, Салтыков-Щедрин мастерски изображает общество, потерявшее нравственные ориентиры. Образ совести, скитающейся без пристанища, очень точно передает глубину морального падения.