Ревизор Гоголь краткий пересказ по главам

Ревизор Гоголь краткий пересказ по главам Краткие пересказы

Ревизор Гоголь краткий пересказ по главам

Действие первое⁚ Тревожное известие

Действие комедии разворачивается в уездном городе N, где жизнь течет размерено и предсказуемо. Все меняется в одночасье, когда городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает чиновников на экстренное совещание. Причиной переполоха становится письмо от друга, сообщающее о скором приезде ревизора из Петербурга – молодого человека инкогнито.

Известие повергает чиновников в ужас.​ Каждый из них, прекрасно осознавая собственные грехи и злоупотребления, начинает лихорадочно придумывать, как скрыть свои проделки от всевидящего ока столичного проверяющего.​

Городничий, олицетворяющий собой собирательный образ нечистого на руку чиновника, дает подчиненным распоряжения – навести хотя бы видимость порядка в городе⁚ убрать мусор с улиц, привести в божеский вид присутственные места, а главное – создать впечатление честных и добросовестных служащих.​

Тем временем в местном трактире, изрядно потрепанный дорогой и вынужденный голодать, останавливается молодой повеса Иван Александрович Хлестаков со своим слугой Осипом.​ Хлестаков, проигравшийся в карты по дороге из Петербурга, пребывает в упадническом настроении – у него нет ни гроша, а перспектива дальнейшего путешествия без денег представляется ему весьма туманной.​

В это же время городничий, взбудораженный известием о приезде ревизора, мечется по городу, контролируя выполнение своих указаний.​ Он лично инспектирует больницу, суд, учебные заведения, оставляя после себя еще больший хаос и суматоху.​

Действие второе⁚ Появление мнимого ревизора

Слухи о приезде ревизора обрастают невероятными подробностями и наводят панику на всех жителей города.​ Чиновники в страхе перед разоблачением готовы на все, чтобы задобрить мнимого ревизора.​

Тем временем Хлестаков, изнывая от голода в местном трактире, привлекает внимание городничего и его свиты своим столичным лоском и манерами.​ Испуганные чиновники, не дождавшись официального представления, принимают Хлестакова за важного проверяющего, путешествующего инкогнито.​

Хлестаков, поначалу озадаченный таким вниманием к своей персоне, быстро понимает, какую выгоду можно извлечь из сложившейся ситуации.​ Он решает подыграть, выдавая себя за высокопоставленного чиновника, наделенного особыми полномочиями.​

Городничий и чиновники, ослепленные страхом и желанием угодить «ревизору», не замечают очевидных несоответствий в поведении и речах Хлестакова.​ Они наперебой осыпают его знаками внимания, приглашают на обеды, предлагают взятки, надеясь скрыть свои прегрешения.​

Хлестаков, пользуясь своим мнимым положением, с удовольствием принимает знаки внимания, наслаждается роскошными обедами и, не моргнув глазом, берет взятки у чиновников, которые сами навязывают ему деньги, боясь разоблачения.​

Ситуация становится все более абсурдной и комичной⁚ чем больше Хлестаков выдает себя за важную персону, тем больше ему верят запуганные чиновники.

Действие третье⁚ Хлестаков в ударе

С каждым часом Хлестаков все больше входит во вкус, наслаждаясь ролью важной персоны. Он без зазрения совести принимает щедрые подношения от чиновников, пользуется гостеприимством городничего, флиртует с его женой и дочерью.​

Ослепленные страхом чиновники, стремясь ублажить мнимого ревизора, устраивают в его честь пышные приемы, осыпают комплиментами и лестью.​ Хлестаков, опьяненный всеобщим вниманием и лестью, начинает верить в собственное величие.​

В доме городничего Хлестаков становится центром всеобщего внимания.​ Он без умолку рассказывает небылицы о своей столичной жизни, выдавая себя за влиятельного чиновника, приближенного к царю.​ При этом он не скупится на фантастические детали, описывая свои роскошные владения, литературные таланты и головокружительные успехи у женщин.​

Чиновники, затаив дыхание, слушают россказни Хлестакова, боясь пропустить хоть слово.​ Каждый его вымысел воспринимается ими как неоспоримая истина. Даже самые невероятные истории Хлестакова вызывают у них неподдельный восторг и трепет.​

В этой атмосфере всеобщего обожания и раболепия Хлестаков чувствует себя настоящим властелином. Он с легкостью манипулирует чиновниками, пользуясь их страхом и корыстью.​

Действие четвертое⁚ Развязка близка

Наслаждаясь своим мнимым могуществом, Хлестаков решает продолжить игру и диктует Осипу хвастливое письмо другу в Петербург, в котором описывает свои похождения в городе N и невероятное влияние, которое он имеет на местных чиновников.​

Тем временем, слухи о похождениях «ревизора» достигают купцов, которые также решают заручиться поддержкой столичного гостя. Они являются к Хлестакову с жалобами на произвол городничего и щедрыми подношениями.​

Хлестаков, не упускающий возможности поживиться, принимает дары от купцов, обещая разобраться в ситуации.​ Он чувствует себя всемогущим, не подозревая, что развязка близка.

И действительно, вскоре в город прибывает известие о том, что настоящий ревизор уже едет в город и остановился в местной гостинице.​ Городничий, охваченный ужасом, понимает, что стал жертвой обмана.​

В это же время Хлестаков, получив от Осипа известие о прибытии почтовой кареты, решает поспешно покинуть город N.​ Он прощается с чиновниками, уверяя их в своей скорой помощи из столицы, и уезжает, оставляя после себя хаос и смятение.​

Городничий, осознав масштаб своего позора и неминуемость наказания, клянет Хлестакова последними словами. Однако его гнев сменяется еще большим ужасом, когда становится известно о приезде настоящего ревизора.​

Действие пятое⁚ Немая сцена

Весть о приезде настоящего ревизора мгновенно разносится по городу, повергая чиновников в состояние ужаса и растерянности.​ Все их старания скрыть свои проделки оборачиваются прахом.

Городничий, не зная, как загладить свою вину и избежать неминуемого наказания, встречает настоящего ревизора с заискивающим раболепием.​ Однако столичный чиновник, в отличие от своего мнимого предшественника, оказывается немногословным и суровым человеком.​

Кульминацией пьесы становится знаменитая «немая сцена».​ В разгар бала, устроенного городничим в честь ревизора, жандарм объявляет о прибытии столичного чиновника с требованием немедленно явиться к нему городничему и всем причастным.​

В этот момент все маски сброшены.​ Чиновники, пораженные ужасом, застывают в нелепых позах, не в силах произнести ни слова.​ Их лица искажены гримасами страха и отчаяния. Зритель видит перед собой всю глубину их нравственного падения.​

«Немая сцена» длится всего несколько минут, но в ней сконцентрирована вся сила гоголевской сатиры.​ Застывшие фигуры чиновников становятся символом бездуховности, лицемерия и коррупции, царящих в обществе.​

Пьеса завершается приездом жандарма, который объявляет о вызове городничего к государю.​ Эта новость становится последним ударом для чиновников, повергая их в окончательное отчаяние.​

Коротко о главных персонажах

В своей комедии «Ревизор» Гоголь создал целую галерею ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых олицетворяет собой определенный тип людей и пороки того времени.

Иван Александрович Хлестаков

Молодой, легкомысленный и беспринципный чиновник из Петербурга.​ Хлестаков – пустой и недалекий человек, живущий сиюминутными желаниями.​ Он не отличается ни умом, ни сообразительностью, но при этом обладает невероятным умением приспосабливаться к любым обстоятельствам.​ Оказавшись в роли ревизора, Хлестаков с легкостью обманывает чиновников, пользуясь их страхом и глупостью.​

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий, главный фигурант комедии.​ Это типичный представитель провинциального чиновничества⁚ хитрый, изворотливый, корыстный и беспринципный.​ Он привык управлять городом как своей вотчиной, беря взятки и закрывая глаза на злоупотребления подчиненных.​ Приезд ревизора становится для него настоящим кошмаром, который обнажает все его темные делишки.​

Анна Андреевна

Жена городничего, провинциальная кокетка.​ Она мечтает о столичной жизни, роскоши и внимании мужчин.​ Анна Андреевна легкомысленна, глупа и тщеславна. Появление Хлестакова пробуждает в ней надежду на романтическое приключение и возможность вырваться из провинциальной скуки.​

Марья Антоновна

Дочь городничего, молодая и наивная девушка.​ В отличие от своей матери, Марья Антоновна более скромна и сдержана.​ Она мечтает о настоящей любви и искренних чувствах.​ Хлестаков, с его показной галантностью и лживыми обещаниями, на время пленяет ее воображение, но в конечном итоге она разочаровывается в нем.

Осип

Слуга Хлестакова, простой и практичный мужик. В отличие от своего легкомысленного барина, Осип обладает здравым смыслом и трезвым взглядом на жизнь.​ Он видит насквозь фальшь и лицемерие окружающих, но вынужден подчиняться прихотям Хлестакова.​

Помимо главных героев, в комедии «Ревизор» действует множество второстепенных персонажей, которые также ярко обличают пороки общества⁚ взяточники-чиновники, продажные судьи, равнодушные врачи, невежественные помещики.​ Все они создают колоритную картину провинциальной жизни России XIX века.

Краткий вывод

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя ⎻ это острое и беспощадное обличение пороков русского общества первой половины XIX века.​ Под прицелом сатиры писателя оказываются взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие, невежество, царившие в провинциальных городах того времени.​

Сюжет комедии, разворачивающийся вокруг мнимого ревизора, становится зеркалом, в котором отражается вся неприглядная сущность чиновничьего аппарата.​ Гоголь мастерски высмеивает страх перед наказанием, царящий в чиновничьей среде, и показывает, как легко этот страх толкает людей на самые нелепые и безнравственные поступки.​

Образ Хлестакова, пустого и ничтожного человека, который благодаря стечению обстоятельств превращается в объект всеобщего поклонения, является яркой иллюстрацией нравственной деградации общества.​ Хлестаковщина – это не просто желание присвоить чужое, это стремление казаться, а не быть, пускать пыль в глаза, пользоваться чужой глупостью и страхом.​

«Ревизор» ⸺ это не просто комедия, это грозное предупреждение, адресованное не только современникам Гоголя, но и будущим поколениям.​ Ведь и сегодня, спустя почти два столетия после написания пьесы, проблемы, поднятые в ней, не утратили своей актуальности. Коррупция, бюрократия, чинопочитание, стремление казаться, а не быть – все эти пороки, высмеянные Гоголем, по-прежнему отравляют нашу жизнь.​

Сила «Ревизора» не только в остроте сатиры, но и в гениальном мастерстве Гоголя, который создал живые, запоминающиеся образы, ставшие нарицательными.​ Городничий Сквозник-Дмухановский, Хлестаков, Бобчинский и Добчинский – эти персонажи давно перешагнули рамки литературного произведения и стали символами определенных типов людей и социальных явлений.

Комедия «Ревизор» ⸺ это не просто сатира на нравы, это призыв к пробуждению совести, к борьбе с лицемерием и бездуховностью.​ Гоголь верил в то, что смех обладает огромной силой, способной изменить мир к лучшему.​ И действительно, «Ревизор» заставляет нас смеяться, но этот смех сквозь слезы, смех, заставляющий задуматься о себе, о своем месте в обществе, о том, что мы можем сделать, чтобы искоренить зло, которое нас окружает.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Иванов

    Хороший пересказ, но не хватает описания характеров персонажей. Например, хотелось бы больше узнать о личности Хлестакова и его роли в развитии сюжета.

  2. Анна Новикова

    Краткий и ёмкий пересказ. Понравилось, что выделены основные события каждого действия. Хотелось бы увидеть больше таких материалов по классической литературе.

  3. Мария Васильева

    Спасибо за краткий пересказ! Помог вспомнить сюжет перед походом в театр на постановку «Ревизора».

  4. Андрей Андреев

    Пересказ хороший, но слишком краткий. Хотелось бы увидеть более развернутое изложение событий, особенно финала комедии.

  5. Ольга Сидорова

    Прекрасный способ быстро ознакомиться с содержанием «Ревизора». Рекомендую всем, кто хочет освежить знания школьной программы или готовится к экзаменам.

  6. Иван Петров

    Классика русской литературы! «Ревизор» актуален и по сей день, высмеивая пороки общества и человеческой природы. Гоголь мастерски создает яркие образы, которые запоминаются надолго.

  7. Сергей Попов

    Неплохой пересказ, но не хватает анализа проблематики произведения. «Ревизор» — это не просто комедия, а острая сатира на российскую действительность.

  8. Елена Смирнова

    Пересказ краткий, но информативный. Помогает освежить в памяти основные моменты комедии перед прочтением полной версии. Интересно было бы увидеть иллюстрации к каждому действию.

  9. Дмитрий Кузнецов

    Интересно было бы узнать больше о том, как Гоголь создавал эту комедию, какие исторические события и личности послужили прототипами для его героев.