Краткое содержание рассказа «Счастливый случай» Зощенко
Рассказ Михаила Зощенко «Счастливый случай» начинаеться с описания расточительного, по мнению автора, использования бумаги в Америке. Там на каждого жителя приходится по 25 килограммов бумаги в год, из которой делают не только книги и газеты, но даже одноразовую посуду. В противовес этому в России, по мнению автора, бумаги пока мало, хотя и больше, чем в довоенное время.
Далее автор переносит нас на Сясьский бумажный комбинат, куда приезжает ответственный работник. Он поражен царящими там беспорядком и кустарщиной. Отсутствие подъездных путей заставляет рабочих вручную перевозить на тачках шлак и отходы, сваливая их тут же, у печей. Образовавшиеся горы мусора напоминают Альпы;
Для решения проблемы создаются комиссии, принимается решение о строительстве узкоколейки. Начинается расчистка путей, и тут происходит невероятное⁚ под завалами мусора рабочие обнаруживают уже готовые рельсы с вагонетками. Оказывается, под горой мусора скрывался целый подъездной путь!
Бумага в Америке и в нашей стране
Рассказ Михаила Зощенко «Счастливый случай» открывается размышлениями автора о ценности бумаги и ее использовании в разных странах. В качестве примера разительного контраста он приводит Америку, где, по его словам, на каждого жителя в год приходится по 25 килограммов бумаги. Автор с иронией описывает американскую любовь к бумаге, упоминая, что там из нее делают не только книги и газеты, но даже одноразовые стаканчики, считая это гигиеничным.
Эта ситуация противопоставляется положению дел в России, где бумаги, по мнению автора, пока недостаточно, хоть ее производство и превышает довоенный уровень. Зощенко с грустью отмечает, что в сознании соотечественников бумага часто ассоциируется не с чтением и просвещением, а с бюрократическими проволочками, счетами и очередями на почте.
Автор мастерски передает контраст между изобилием и расточительством в отношении бумаги в Америке и дефицитом, с которым сталкиваются в России. Он высмеивает как американскую любовь к одноразовым вещам, так и российскую бюрократическую систему, которая порождает горы ненужной документации. В то же время чувствуется надежда автора на то, что в будущем производство бумаги в России возрастет, и она станет доступнее для всех.
Сясьский комбинат и его проблемы
После размышлений о бумаге автор переносит нас на Сясьский бумажный комбинат, ставший наглядным примером бесхозяйственности и разгильдяйства. Прибывший на комбинат ответственный работник с ужасом обнаруживает горы мусора, грязь и кустарные методы работы. Отсутствие элементарных подъездных путей вынуждает рабочих вручную перевозить на тачках шлак и колчеданные сгарки, сваливая их прямо у печей.
Зощенко с сатирической точностью описывает образовавшиеся горы отходов, сравнивая их с Альпами. Эта гипербола подчеркивает масштабы проблемы и халатность руководства комбината, годами не замечавшего или не желавшего замечать вопиющих нарушений.
Картина, представленная автором, вызывает горькую усмешку⁚ вместо современного предприятия мы видим картину запустения и бесхозяйственности. Складывается впечатление, что о необходимости организовать производство, соответствующее элементарным нормам, никто и не задумывался.
Неожиданная находка
Запущенность Сясьского комбината настолько велика, что руководство решает проложить узкоколейку для вывоза отходов. Начинается расчистка территории, и тут происходит невероятное⁚ под горами мусора рабочие обнаруживают... рельсы! Да не просто рельсы, а целый готовый подъездной путь с вагонетками, чудесным образом сохранившийся под завалами.
Зощенко описывает эту находку с присущей ему иронией. Нелепость ситуации, когда на строительство того, что уже давно существует, собирались тратить время и ресурсы, вызывает у читателя смех сквозь слезы. Автор не дает прямого ответа на вопрос, как такое могло произойти, но и без того ясно, что многолетняя халатность и некомпетентность руководства комбината привели к абсурдной ситуации.
Счастливая случайность оборачивается горькой сатирой на реалии того времени. Вместо того чтобы радоваться находке, читатель испытывает смешанные чувства⁚ с одной стороны, облегчение от того, что удалось избежать лишних трат, а с другой – горькое осознание того, насколько глубоко укоренились разгильдяйство и бесхозяйственность.
Размышления о причинах и следствиях
Неожиданная находка на Сясьском комбинате становится для Зощенко поводом для размышлений о более глубоких проблемах, скрывающихся за внешней нелепостью ситуации. Автор иронично замечает, что, конечно, можно списать всё на текучесть кадров и «склонность погрязней жить», но очевидно, что дело не только в этом.
Зощенко не даёт прямых ответов, но подводит читателя к мысли о том, что подобные «счастливые случаи» – скорее правило, чем исключение. Безответственность, халатность, нежелание видеть и решать проблемы – вот что порождает абсурд, царящий на страницах рассказа.
Финал рассказа, где автор полушутливо предлагает «копать дальше» в поисках «заболтавшейся» бумажной фабрики, звучит как горькая насмешка над системой, не способной эффективно использовать собственные ресурсы. За кажущейся простотой и юмором скрывается острая сатира на пороки советской действительности.
Надежда на светлое будущее
Несмотря на сатирическую направленность и высмеивание пороков системы, «Счастливый случай» не оставляет чувства безысходности. Зощенко, мастерски используя гротеск и иронию, все же даёт нам проблеск надежды на лучшее будущее.
Образ «заболтавшейся» под горой мусора бумажной фабрики, который возникает в финале рассказа, можно трактовать как метафору нераскрытого потенциала страны. Автор как будто говорит нам⁚ стоит только копнуть поглубже, разобраться в причинах беспорядка и халатности, и мы обнаружим, что обладаем всем необходимым для процветания.
Мечта о том, чтобы бумаги было много, чтобы «и книги, и учебники продавались бы на каждом шагу», звучит как призыв к переменам, к более разумному и бережному отношению к ресурсам, к построению общества, где знания и просвещение будут в приоритете.
Финальная фраза о том, что «бумага! как много в этом чудном слове для сердца нашего слилось», звучит как гимн этому простому, но такому важному материалу, который символизирует для Зощенко прогресс, культуру и просвещение.
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Счастливый случай» Михаил Зощенко не создает привычных образов героев с прописанными характерами и мотивацией. Вместо этого он использует обобщенные типы, характерные для сатирического изображения действительности.
Рассказчик
Сам автор выступает в роли рассказчика, ироничного наблюдателя, с присущим ему юмором комментирующего происходящее. Он не является прямым участником событий, но его едкие замечания и меткие сравнения создают сатирический эффект, заставляя читателя задуматься над абсурдностью ситуации.
Ответственный работник
Еще один персонаж, появляющийся на страницах рассказа — безымянный ответственный работник, приезжающий на Сясьский комбинат. Он олицетворяет собой формальный подход к решению проблем. Несмотря на то, что он «увидел там горы мусора, грязи и кустарщину», его реакция ограничивается созданием комиссий и планами по строительству, которые оборачиваются излишними в свете неожиданной находки.
Рабочие
Рабочие комбината, обнаружившие рельсы под завалами мусора, представлены как безликая масса, покорно исполняющая указания. Они не удивляются абсурдности ситуации, не задают лишних вопросов, а просто продолжают работать.
Обобщенные образы
Важно отметить, что отсутствие ярко выраженных индивидуальных черт у персонажей рассказа «Счастливый случай» — это художественный прием, позволяющий Зощенко создать сатирическое обобщение, типизировать пороки системы. Автор фокусируется не на отдельных людях, а на системе в целом, которая порождает безответственность, халатность и неэффективность.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Зощенко «Счастливый случай», несмотря на свой небольшой объем и кажущуюся простоту, представляет собой яркий пример сатирического осмысления действительности. Автор мастерски использует гротеск, иронию и гиперболу, чтобы высмеять бесхозяйственность, разгильдяйство и формализм, царившие в советском обществе.
Сопоставляя расточительное использование бумаги в Америке с дефицитом и бюрократическими препонами, с которыми сталкиваются в России, Зощенко поднимает важные вопросы о рациональном использовании ресурсов, о ценностях и приоритетах общества.
История Сясьского комбината, где под горами мусора обнаруживается готовый подъездной путь, становится метафорой неэффективности системы, неспособной видеть и использовать собственные ресурсы.
Однако «Счастливый случай», это не только сатира на пороки системы. За иронией и сарказмом скрывается надежда автора на перемены к лучшему, на то, что общество сможет преодолеть халатность и безответственность, направив свои силы на созидание.
Рассказ актуален и сегодня, напоминая нам о важности бережного отношения к ресурсам, о необходимости бороться с бюрократизмом и стремиться к эффективному управлению.
Сначала кажется, что рассказ о бумаге, а потом понимаешь, что о чем-то большем.
Типичная для Зощенко сатира на советскую действительность. Легко читается, несмотря на поднятые проблемы.
Классика! Зощенко всегда актуален.
Неожиданная концовка! Вот уж действительно, счастливый случай.
Люблю Зощенко за его юмор и умение подмечать детали. «Счастливый случай» не стал исключением.
А ведь и правда, сколько бумаги мы тратим впустую! Рассказ актуален и сегодня.
Грустная история на самом деле. О том, как халатность и бесхозяйственность приводят к абсурду.
Интересный рассказ! Зощенко как всегда высмеивает нелепость ситуации. Найти готовые рельсы под горой мусора — это что-то!
Заставляет задуматься о том, как мы относимся к ресурсам. И смешно, и грустно одновременно.