Шеллинг: краткая биография

Шеллинг: краткая биография Краткие биографии

Шеллинг⁚ краткая биография

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) ― немецкий философ, представитель немецкого идеализма и философии романтизма.​ Родился в семье пастора, учился в Тюбингенском и Лейпцигском университетах.

Ранние годы и становление философии

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился 27 января 1775 года в небольшом городке Леонберг, Германия, в семье пастора. Раннее детство Шеллинга прошло в атмосфере религиозности и строгой протестантской морали, что оказало значительное влияние на формирование его личности и философских взглядов.​

Шеллинг: краткая биография

Образование Шеллинг получил в престижных учебных заведениях. Сначала он учился в Тюбингенской семинарии, где проявил блестящие способности к философии и теологии.​ В 1792 году он продолжил обучение в Лейпцигском университете, где познакомился с философией Канта и Фихте, оказавшими огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Именно в Лейпциге начался стремительный взлет философской карьеры Шеллинга.​ В возрасте 23 лет он был приглашен на должность профессора в Йенский университет – один из ведущих центров немецкого идеализма.​ В Йене Шеллинг сблизился с главными представителями этого направления – Гёльдеромлином, братьями Шлегелями, Новалисом.​

Ранний период творчества Шеллинга отмечен глубоким интересом к натурфилософии – направлению, стремившемуся постичь единство и закономерности развития природы.​ В своих ранних работах, таких как «Идеи к философии природы» (1797) и «О мировой душе» (1798), Шеллинг пытался преодолеть дуализм субъекта и объекта, характерный для философии Канта, и представить природу как живой, динамичный организм, пронизанный творческой силой.​

Натурфилософия Шеллинга

В конце XVIII ‒ начале XIX века Шеллинг активно разрабатывал свою натурфилософию, которая стала важным этапом в развитии не только немецкого идеализма, но и всего философского осмысления природы.​ В основе шеллинговской натурфилософии лежит идея о том, что природа не является инертной механической системой, как полагали материалисты, а представляет собой живой, динамичный организм, пронизанный творческой силой.​

Шеллинг стремится преодолеть дуализм субъекта и объекта, характерный для философии Канта, и показать, что природа является не просто объектом познания для человека, а самораскрытием Абсолюта – бесконечного и бессознательного творческого начала; Природа, по Шеллингу, развивается по своим внутренним законам, стремясь к самопознанию и самоосуществлению.​

Важнейшим понятием натурфилософии Шеллинга является «мировая душа» – бессознательная, иррациональная сила, пронизывающая всю природу и являющаяся источником ее развития.​ Мировая душа, по Шеллингу, стремится к осознанию самой себя, и этот процесс осуществляется через возникновение и развитие все более сложных форм природной организации – от неорганической материи к растениям, животным и, наконец, к человеку, в котором мировая душа достигает самосознания.​

Натурфилософия Шеллинга оказала значительное влияние на развитие естествознания, особенно на становление таких наук, как биология и геология. Идеи Шеллинга о развитии, эволюции и взаимосвязи всех природных явлений предвосхитили многие открытия в этих областях знания.​

Трансцендентальный идеализм

В начале XIX века Шеллинг переходит от натурфилософии к трансцендентальному идеализму, фокусируясь на проблеме сознания и познания.​ Этот период его творчества, известный как йенский период, ознаменован созданием таких важных работ, как «Система трансцендентального идеализма» (1800) и «Изложение моей системы философии» (1801).

В центре трансцендентального идеализма Шеллинга лежит понятие Абсолюта – бесконечного и безусловного творческого начала, лежащего в основе как природы, так и сознания.​ Абсолют, по Шеллингу, не является ни субъектом, ни объектом, а представляет собой их тождество, некую индифферентную точку, из которой разворачивается вся многообразная реальность.​

Шеллинг утверждает, что познание мира не является пассивным отражением внешней реальности, а представляет собой активный творческий процесс, в котором сознание конструирует мир из самого себя.​ В этом процессе важную роль играет интуиция – непосредственное, не опосредованное рассудком схватывание истины.​

Трансцендентальный идеализм Шеллинга оказал огромное влияние на развитие немецкой философии, став связующим звеном между философией Канта и Гегеля.​ Идеи Шеллинга о творческой природе сознания, о роли интуиции в познании, о единстве субъекта и объекта в Абсолюте нашли свое дальнейшее развитие в работах многих выдающихся мыслителей XIX и XX веков.​

Философия тождества

В период с 1801 по 1806 год Шеллинг разрабатывает свою «философию тождества» – один из самых сложных и дискуссионных этапов его творчества.​ В этот период он отходит от субъективного идеализма Фихте и трансцендентального идеализма своего раннего периода и стремится построить философию, основанную на принципе абсолютного тождества субъекта и объекта.​

Центральным понятием философии тождества Шеллинга становится Абсолют, который он определяет как «индифференцию субъекта и объекта», как «точку равновесия», в которой снимаются все противоположности.​ Абсолют не является ни сознанием, ни природой, а представляет собой их нерасчлененное единство, из которого они возникают в процессе самоотрицания и самораскрытия.​

Для познания Абсолюта, по Шеллингу, недостаточно ни рассудка, ни интуиции. Необходимо выйти за пределы как субъективного, так и объективного, достичь состояния «интеллектуального созерцания», в котором сознание сливается с Абсолютом.​

Философия тождества Шеллинга вызвала острые дискуссии в философском мире.​ Ее критиковали за мистицизм, за отрицание различий между субъектом и объектом, за уход от реальных проблем познания и практики.​ Однако, несмотря на критику, философия тождества оказала значительное влияние на развитие немецкой философии, особенно на творчество Гегеля.

Поздний период творчества

После 1806 года философия Шеллинга претерпевает значительные изменения.​ Он постепенно отходит от философии тождества, разочаровываясь в возможности рационального познания Абсолюта.​ В этот период, известный как поздний период творчества, Шеллинг все больше внимания уделяет вопросам религии, мифологии, истории.​

Одним из ключевых мотивов поздней философии Шеллинга становится идея о «трагизме бытия», о неразрешимом противоречии между свободой человека и необходимостью, между идеалом и реальностью.​ Шеллинг приходит к выводу, что рациональное мышление не способно постичь тайну бытия, что истина открывается только в иррациональном опыте, в искусстве, в религиозном откровении.​

В своих поздних работах, таких как «Философия мифологии» (1842) и «Философия откровения» (1854), Шеллинг разрабатывает концепцию «позитивной философии», основанной на идее о том, что философия должна не столько объяснять мир, сколько преображать его, вдохновляя человека на творческую деятельность.

Поздний период творчества Шеллинга оказал значительное влияние на развитие иррационализма, философии жизни, экзистенциализма.​ Идеи Шеллинга о трагизме бытия, о пределах разума, о роли иррационального в жизни человека предвосхитили многие искания философии XX века.

Шеллинг: краткая биография

Интересные факты

Жизнь и творчество Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга полны интересных и порой неожиданных моментов, которые раскрывают его не только как выдающегося философа, но и как незаурядную личность, человека своего времени.​

  • Вундеркинд.​ Шеллинг с детства поражал окружающих своими интеллектуальными способностями.​ В 16 лет он уже блестяще закончил гимназию, а в 23 года стал профессором Йенского университета, одного из ведущих научных центров того времени.​
  • Дружба с Гёльдерлином и Гегелем.​ В Йене Шеллинг близко сошёлся с Фридрихом Гёльдерлином и Гегелем.​ Вместе они работали над созданием новой философии, которая должна была преодолеть ограничения кантианства и открыть новые пути познания мира и человека.​
  • Романтическая натура.​ На раннем этапе своего творчества Шеллинг был увлечен идеями романтизма, особенно его привлекала идея о единстве человека и природы, о творческой силе воображения.​
  • Критика Канта. Шеллинг высоко ценил заслуги Канта, но считал его философию незавершенной.​ Он критиковал Канта за дуализм субъекта и объекта, за то, что тот не смог, по его мнению, до конца раскрыть творческую природу сознания.​
  • Влияние на философию искусства. Философия Шеллинга, особенно его идеи о творческой природе сознания и о роли интуиции в познании, оказали огромное влияние на романтическую эстетику, на философию искусства Новалиса, Шлегелей, Ваккенродера.​
  • Интерес к мифологии.​ В поздний период своего творчества Шеллинг проявлял большой интерес к мифологии. Он считал, что мифы содержат в себе глубинную мудрость, отражающую первоначальное, доисторическое единство человека и мира.​
  • Философия откровения.​ В конце жизни Шеллинг разрабатывал свою «философию откровения», в которой стремился соединить философию и религию, разум и веру. Он считал, что истина открывается человеку не только в процессе рационального познания, но и через религиозный опыт, через мистическое откровение.​

Шеллинг: краткая биография

Значимые даты

Жизнь Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга была насыщена событиями, отражающими как его личный путь, так и этапы развития немецкой философии.​ Вот некоторые из ключевых дат⁚

  1. 1775, 27 января.​ Рождение Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга в городке Леонберг, Германия, в семье пастора.​ Эта дата ознаменовала появление на свет одного из ярчайших представителей немецкого идеализма.​
  2. 1790-1798.​ Обучение в Тюбингенской семинарии и Лейпцигском университете.​ В этот период Шеллинг знакомится с философией Канта и Фихте, формируется его интерес к натурфилософии.​
  3. 1798-1803.​ Йенский период.​ Шеллинг преподает в Йенском университете, где сближается с Гёльдерлином, Шлегелями, Новалисом.​ Этот период отмечен расцветам его натурфилософских идей, созданием работ «Идеи к философии природы», «О мировой душе».​
  4. 1800.​ Публикация «Системы трансцендентального идеализма» – одной из ключевых работ Шеллинга, в которой он излагает основы своего трансцендентального идеализма.​
  5. 1801-1806.​ Разработка «философии тождества».​ В этот период Шеллинг публикует работы «Изложение моей системы философии», «Философские исследования о сущности человеческой свободы» и др.​, в которых он стремится обосновать идею абсолютного тождества субъекта и объекта.
  6. 1806-1841.​ Мюнхенский и Берлинский периоды.​ Шеллинг отходит от философии тождества, все больше внимания уделяя вопросам религии, мифологии, истории.​ Он читает лекции в Мюнхене и Берлине, которые привлекают широкую аудиторию, но не публикует крупных работ.​
  7. 1842-1854.​ Поздний период творчества.​ Шеллинг работает над своими поздними философскими системами٫ публикует «Философию мифологии» и «Философию откровения»٫ в которых излагает идеи своей «позитивной философии».​
  8. 1854, 20 августа.​ Смерть Шеллинга в Бад-Рагаце, Швейцария.​ Философ, мыслитель, оставивший после себя богатое наследие, завершил свой земной путь, но его идеи продолжили свое развитие в истории философии.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ирина

    Доступно и интересно даже для неспециалиста. Автор понятно объясняет сложные философские концепции Шеллинга.

  2. Дмитрий

    Неплохая статья, но хотелось бы больше информации о позднем периоде творчества Шеллинга и его критике гегелевской философии.

  3. Ольга

    Спасибо за статью! Кратко и по делу изложена биография Шеллинга и основные идеи его философии. Особенно интересно было узнать про его натурфилософию.

  4. Петр

    Очень интересно и доступно написано о Шеллинге! Раньше мало что знала о нём, а тут прям захотелось поглубже изучить его философию.