Шеллинг⁚ краткая биография
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) ― немецкий философ, представитель немецкого идеализма и философии романтизма. Родился в семье пастора, учился в Тюбингенском и Лейпцигском университетах.
Ранние годы и становление философии
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился 27 января 1775 года в небольшом городке Леонберг, Германия, в семье пастора. Раннее детство Шеллинга прошло в атмосфере религиозности и строгой протестантской морали, что оказало значительное влияние на формирование его личности и философских взглядов.
Образование Шеллинг получил в престижных учебных заведениях. Сначала он учился в Тюбингенской семинарии, где проявил блестящие способности к философии и теологии. В 1792 году он продолжил обучение в Лейпцигском университете, где познакомился с философией Канта и Фихте, оказавшими огромное влияние на его интеллектуальное развитие.
Именно в Лейпциге начался стремительный взлет философской карьеры Шеллинга. В возрасте 23 лет он был приглашен на должность профессора в Йенский университет – один из ведущих центров немецкого идеализма. В Йене Шеллинг сблизился с главными представителями этого направления – Гёльдеромлином, братьями Шлегелями, Новалисом.
Ранний период творчества Шеллинга отмечен глубоким интересом к натурфилософии – направлению, стремившемуся постичь единство и закономерности развития природы. В своих ранних работах, таких как «Идеи к философии природы» (1797) и «О мировой душе» (1798), Шеллинг пытался преодолеть дуализм субъекта и объекта, характерный для философии Канта, и представить природу как живой, динамичный организм, пронизанный творческой силой.
Натурфилософия Шеллинга
В конце XVIII ‒ начале XIX века Шеллинг активно разрабатывал свою натурфилософию, которая стала важным этапом в развитии не только немецкого идеализма, но и всего философского осмысления природы. В основе шеллинговской натурфилософии лежит идея о том, что природа не является инертной механической системой, как полагали материалисты, а представляет собой живой, динамичный организм, пронизанный творческой силой.
Шеллинг стремится преодолеть дуализм субъекта и объекта, характерный для философии Канта, и показать, что природа является не просто объектом познания для человека, а самораскрытием Абсолюта – бесконечного и бессознательного творческого начала; Природа, по Шеллингу, развивается по своим внутренним законам, стремясь к самопознанию и самоосуществлению.
Важнейшим понятием натурфилософии Шеллинга является «мировая душа» – бессознательная, иррациональная сила, пронизывающая всю природу и являющаяся источником ее развития. Мировая душа, по Шеллингу, стремится к осознанию самой себя, и этот процесс осуществляется через возникновение и развитие все более сложных форм природной организации – от неорганической материи к растениям, животным и, наконец, к человеку, в котором мировая душа достигает самосознания.
Натурфилософия Шеллинга оказала значительное влияние на развитие естествознания, особенно на становление таких наук, как биология и геология. Идеи Шеллинга о развитии, эволюции и взаимосвязи всех природных явлений предвосхитили многие открытия в этих областях знания.
Трансцендентальный идеализм
В начале XIX века Шеллинг переходит от натурфилософии к трансцендентальному идеализму, фокусируясь на проблеме сознания и познания. Этот период его творчества, известный как йенский период, ознаменован созданием таких важных работ, как «Система трансцендентального идеализма» (1800) и «Изложение моей системы философии» (1801).
В центре трансцендентального идеализма Шеллинга лежит понятие Абсолюта – бесконечного и безусловного творческого начала, лежащего в основе как природы, так и сознания. Абсолют, по Шеллингу, не является ни субъектом, ни объектом, а представляет собой их тождество, некую индифферентную точку, из которой разворачивается вся многообразная реальность.
Шеллинг утверждает, что познание мира не является пассивным отражением внешней реальности, а представляет собой активный творческий процесс, в котором сознание конструирует мир из самого себя. В этом процессе важную роль играет интуиция – непосредственное, не опосредованное рассудком схватывание истины.
Трансцендентальный идеализм Шеллинга оказал огромное влияние на развитие немецкой философии, став связующим звеном между философией Канта и Гегеля. Идеи Шеллинга о творческой природе сознания, о роли интуиции в познании, о единстве субъекта и объекта в Абсолюте нашли свое дальнейшее развитие в работах многих выдающихся мыслителей XIX и XX веков.
Философия тождества
В период с 1801 по 1806 год Шеллинг разрабатывает свою «философию тождества» – один из самых сложных и дискуссионных этапов его творчества. В этот период он отходит от субъективного идеализма Фихте и трансцендентального идеализма своего раннего периода и стремится построить философию, основанную на принципе абсолютного тождества субъекта и объекта.
Центральным понятием философии тождества Шеллинга становится Абсолют, который он определяет как «индифференцию субъекта и объекта», как «точку равновесия», в которой снимаются все противоположности. Абсолют не является ни сознанием, ни природой, а представляет собой их нерасчлененное единство, из которого они возникают в процессе самоотрицания и самораскрытия.
Для познания Абсолюта, по Шеллингу, недостаточно ни рассудка, ни интуиции. Необходимо выйти за пределы как субъективного, так и объективного, достичь состояния «интеллектуального созерцания», в котором сознание сливается с Абсолютом.
Философия тождества Шеллинга вызвала острые дискуссии в философском мире. Ее критиковали за мистицизм, за отрицание различий между субъектом и объектом, за уход от реальных проблем познания и практики. Однако, несмотря на критику, философия тождества оказала значительное влияние на развитие немецкой философии, особенно на творчество Гегеля.
Поздний период творчества
После 1806 года философия Шеллинга претерпевает значительные изменения. Он постепенно отходит от философии тождества, разочаровываясь в возможности рационального познания Абсолюта. В этот период, известный как поздний период творчества, Шеллинг все больше внимания уделяет вопросам религии, мифологии, истории.
Одним из ключевых мотивов поздней философии Шеллинга становится идея о «трагизме бытия», о неразрешимом противоречии между свободой человека и необходимостью, между идеалом и реальностью. Шеллинг приходит к выводу, что рациональное мышление не способно постичь тайну бытия, что истина открывается только в иррациональном опыте, в искусстве, в религиозном откровении.
В своих поздних работах, таких как «Философия мифологии» (1842) и «Философия откровения» (1854), Шеллинг разрабатывает концепцию «позитивной философии», основанной на идее о том, что философия должна не столько объяснять мир, сколько преображать его, вдохновляя человека на творческую деятельность.
Поздний период творчества Шеллинга оказал значительное влияние на развитие иррационализма, философии жизни, экзистенциализма. Идеи Шеллинга о трагизме бытия, о пределах разума, о роли иррационального в жизни человека предвосхитили многие искания философии XX века.
Интересные факты
Жизнь и творчество Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга полны интересных и порой неожиданных моментов, которые раскрывают его не только как выдающегося философа, но и как незаурядную личность, человека своего времени.
- Вундеркинд. Шеллинг с детства поражал окружающих своими интеллектуальными способностями. В 16 лет он уже блестяще закончил гимназию, а в 23 года стал профессором Йенского университета, одного из ведущих научных центров того времени.
- Дружба с Гёльдерлином и Гегелем. В Йене Шеллинг близко сошёлся с Фридрихом Гёльдерлином и Гегелем. Вместе они работали над созданием новой философии, которая должна была преодолеть ограничения кантианства и открыть новые пути познания мира и человека.
- Романтическая натура. На раннем этапе своего творчества Шеллинг был увлечен идеями романтизма, особенно его привлекала идея о единстве человека и природы, о творческой силе воображения.
- Критика Канта. Шеллинг высоко ценил заслуги Канта, но считал его философию незавершенной. Он критиковал Канта за дуализм субъекта и объекта, за то, что тот не смог, по его мнению, до конца раскрыть творческую природу сознания.
- Влияние на философию искусства. Философия Шеллинга, особенно его идеи о творческой природе сознания и о роли интуиции в познании, оказали огромное влияние на романтическую эстетику, на философию искусства Новалиса, Шлегелей, Ваккенродера.
- Интерес к мифологии. В поздний период своего творчества Шеллинг проявлял большой интерес к мифологии. Он считал, что мифы содержат в себе глубинную мудрость, отражающую первоначальное, доисторическое единство человека и мира.
- Философия откровения. В конце жизни Шеллинг разрабатывал свою «философию откровения», в которой стремился соединить философию и религию, разум и веру. Он считал, что истина открывается человеку не только в процессе рационального познания, но и через религиозный опыт, через мистическое откровение.
Значимые даты
Жизнь Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга была насыщена событиями, отражающими как его личный путь, так и этапы развития немецкой философии. Вот некоторые из ключевых дат⁚
- 1775, 27 января. Рождение Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга в городке Леонберг, Германия, в семье пастора. Эта дата ознаменовала появление на свет одного из ярчайших представителей немецкого идеализма.
- 1790-1798. Обучение в Тюбингенской семинарии и Лейпцигском университете. В этот период Шеллинг знакомится с философией Канта и Фихте, формируется его интерес к натурфилософии.
- 1798-1803. Йенский период. Шеллинг преподает в Йенском университете, где сближается с Гёльдерлином, Шлегелями, Новалисом. Этот период отмечен расцветам его натурфилософских идей, созданием работ «Идеи к философии природы», «О мировой душе».
- 1800. Публикация «Системы трансцендентального идеализма» – одной из ключевых работ Шеллинга, в которой он излагает основы своего трансцендентального идеализма.
- 1801-1806. Разработка «философии тождества». В этот период Шеллинг публикует работы «Изложение моей системы философии», «Философские исследования о сущности человеческой свободы» и др., в которых он стремится обосновать идею абсолютного тождества субъекта и объекта.
- 1806-1841. Мюнхенский и Берлинский периоды. Шеллинг отходит от философии тождества, все больше внимания уделяя вопросам религии, мифологии, истории. Он читает лекции в Мюнхене и Берлине, которые привлекают широкую аудиторию, но не публикует крупных работ.
- 1842-1854. Поздний период творчества. Шеллинг работает над своими поздними философскими системами٫ публикует «Философию мифологии» и «Философию откровения»٫ в которых излагает идеи своей «позитивной философии».
- 1854, 20 августа. Смерть Шеллинга в Бад-Рагаце, Швейцария. Философ, мыслитель, оставивший после себя богатое наследие, завершил свой земной путь, но его идеи продолжили свое развитие в истории философии.
Доступно и интересно даже для неспециалиста. Автор понятно объясняет сложные философские концепции Шеллинга.
Неплохая статья, но хотелось бы больше информации о позднем периоде творчества Шеллинга и его критике гегелевской философии.
Спасибо за статью! Кратко и по делу изложена биография Шеллинга и основные идеи его философии. Особенно интересно было узнать про его натурфилософию.
Очень интересно и доступно написано о Шеллинге! Раньше мало что знала о нём, а тут прям захотелось поглубже изучить его философию.