Собачье сердце: краткий пересказ по главам

Собачье сердце: краткий пересказ по главам Краткие пересказы

Собачье сердце⁚ краткий пересказ по главам

Глава 1-3⁚ От бродячей жизни к роскоши

Бродячий пёс Шарик получает ожоги от повара столовой. Животное, просто искавшее себе еду на помойке, уже не в первый раз сталкивается с жестокостью этого человека.​ Пёс жалуется на свою тяжёлую судьбу и сапогом его бьют, и кипятком обливают, и кирпичом избивают по рёбрам.​

Дальше Шарик рассуждает о людях о гнусных дворниках, о поварах, и о машинисточках, которые за фильдеперсовые чулки от любовника терпят французскую любовь.​

Сидя в подворотне, пёс видит некоего господина.​ И этот господин даёт Шарику кусок краковской колбасы.​ Преисполненный благодарности, пёс идёт вслед за мужчиной.​ Вместе они приходят в дом, где Филиппа Филипповича (именно так зовут этого доброго прохожего) приветствует швейцар.​ И, о чудо, никто не гонит животного из теплого дома.​

Пока они поднимаются в квартиру, Шарик вспоминает о том, как он научился читать разные буквы.​ М с вывески мясного магазина, А и Б с Главрыбы.​

Пса и Филиппа Филипповича встречает горничная Зина, и, буквально с порога, его хотят отвести в смотровую. Шарику эта идея приходится не по вкусу, и он пробует сбежать. Его ловят и Зина, и Ф.​ Ф.​ , и ещё один господин (доктор Борменталь).​ Животному обрабатывают раны, бинтуют.

Пока Шарик приходит в себя, он наблюдает необычного посетителя в этой квартире с зелёными волосами, морщинистым розовым лицом. Ноги его тоже были странными одна прыгала, как у детского щелкуна, а вторая не сгибалась.​ Он рассказывает Филиппу Филипповичу о своём необычайном успехе у дам и благодарит его.​

После мужчины приходит дама, упорно скрывающая свой возраст.​ Она получает некий чудодейственный укол и рассказывает о своей великой страсти к одному мужчине.​ Ф.​ Ф. сообщает даме, что вставит ей яичники обезьяны.​

Посетители меняются один за другим, Шарик засыпает.​

Проснувшись, он видит, что пришли четыре человека из нового домоуправления Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин. Они пытаются убедить профессора Преображенского (Филипп Филлипович), что семь комнат ему одному много, и домоуправление хочет, чтобы он отдал хотя бы две. В ответ на это ученый звонит своему другу и пациенту, Петру Александровичу.​ После непродолжительного разговора с начальством у просителей отпадает желание забирать лишние комнаты.​

Напоследок они пытаются продать профессору журналы в пользу детей Германии, но ничего не выходит.​

Компания, назвав хозяина ненавистником пролетариата, удаляется.​

Преображенский и Борменталь обедают.​ Шарик сидит тут же и получает в качестве обеда кусок осетрины и ростбиф.​

Глава 4-6⁚ Преображение Шарика

С другого этажа слышны звуки общего собрания, и профессор очень расстраивается по этому поводу.​ Он вспоминает, что до марта 1917 года в доме была калошница, и ни одной пары обуви с неё не пропадало, а теперь нет калошницы, и ходят все в грязной обуви по мраморным лестницам.​ Также его расстраивает то, что убрали цветы с площадок, и электричество теперь пропадает регулярно.

Обед заканчивается, Борменталь уходит, а Преображенский собирается в Большой театр на Аиду.​

Псу на секунду кажется, что он в волшебном сне, где о нём заботятся, кормят, и вот-вот он проснётся и снова окажется на улице.​

Но сном казалась уже подворотня.​ Шарик поправился, оброс и с интересом рассматривал себя в зеркале. Филипп Филиппович стал для него хозяином и Богом, пёс радостно его встречал, жевал пиджак и неизменно присутствовал на обедах.​ Его не наказали даже за пожёванные калоши и лишь немного за разодранное чучело совы.​ Шарику купили ошейник, и он довольно быстро освоился с ним и уже гордо шествовал мимо бродячих собак.​

В какой-то момент он решил наведаться в царство Дарьи Петровны на кухню. Первые пару раз его прогнали, но потом он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как она работает.​

Но в один день Шарика словно кольнуло предчувствием, нахлынула тоска.​ Есть не хотелось. После прогулки с Зиной всё шло, кажется, своим чередом.​ Ровно до того момента, как профессору позвонили.​

Приехал доктор Борменталь с дурно пахнущим чемоданом.​ Шарика заперли в ванной и оставили без обеда. Пёс метался в темноте и выл.​ Потом его притащили в смотровую.​ На него надели ошейник, ткнули в нос ватой и ноги вдруг перестали держать Шарика.​

Пёс лежит на столе, с выстриженными животом и головой.​ Профессор и доктор обсуждают предстоящую операцию. Преображенский признаётся, что жаль будет потерять пса, а ведь он уже привык к Шарику.​

Сперва животному заменили семенные железы на человеческие.​ А потом вскрыли череп и заменили одну из частей мозга гипофиз.​ Операция закончена, пёс жив.​ Но профессор уверен, что ненадолго.​

Дневник Борменталя.​ Он описывает подробности прошедшей операции и дни после неё. Сперва пёс в предсмертном состоянии, с высокой температурой.​ Несколько дней спустя появляются улучшения нормализуется пульс, реакция зрачков.​ 29 декабря Борменталь фиксирует выпадение шерсти на лбу и боках пса.​ Потом первый лай٫ который похож на стоны.​ Шерсть продолжает выпадать٫ а сам пёс вырастает примерно на 30 см.​ 31 декабря٫ в полдень٫ Шарик отчётливо произносит абыр٫ а 1 января смеётся.​ Вечером произносит слово абырвалг.​ 2 января встаёт.​

Глава 7-9⁚ Рождение Шарикова

Потом ругает Преображенского по матери, и говорит слово пивная.​ Хвост отваливается. Лексикон Шарика пополняется словами извозчик, мест нету, вечерняя газета, лучший подарок детям и бранью.​

Шерсть осталась только на голове, груди и подбородке.​ Половые органы как у формирующегося мужчины.​

8 января профессор понимает, что его теория была неверна⁚ замена гипофиза не омолаживает, а очеловечивает.​

Шарик ходит самостоятельно по квартире и ругается.​ Профессор просит его прекратить, но это не даёт эффекта.​

Его заставляют носить одежду.​ Пациент начинает есть за столом, осознанно ругаться и поддерживать разговор.​

Профессор сидит над историей болезни мужчины, от которого Шарику пересадили гипофиз.​ Клим Чугункин, 25 лет пьяница, вор.​ Бывший пёс окончательно формируется в человека маленького, плохо сложенного, курящего и самостоятельного во всём.​

У двери в приёмную висит лист с записками от всех жильцов квартиры.​ Там и запреты на семечки, и мораторий на игру на музыкальных инструментах, и вопрос о том когда придёт стекольщик, и переписка о том, что Шарик куда-то ушёл, и Зина должна его привести.​

Преображенский читает заметку в газете, написанную Швондером.​ Тот обвиняет профессора в наличии незаконнорожденного сына и слишком большом количестве комнат.

Приходит Шарик в галстуке, рваном пиджаке и лаковых ботинках.​ Преображенский отчитывает его за внешний вид и за то, что Шарик спит на кухне, мешая женщинам.​

В ходе диалога становится ясно что из себя являет собеседник он разбрасывает окурки, неаккуратен с писсуаром, грубит женщинам.

Также Шарик предъявляет претензию, что он не просил его в человека превращать, и может подать на профессора в суд.​ Ещё он хочет получить паспорт и остальные документы.​ Именоваться планирует как Полиграф Полиграфович Шариков.​

Вместе со Швондером Филипп Филиппович оформляет новому человеку паспорт.​

Внезапно в квартире появляется кот, Шариков загоняет его в ванную и запирается там, случайно свернув по пути трубу.​ Чтобы его оттуда извлечь, приходится развернуть целую спасательную операцию швейцар Фёдор лезет через слуховое окно в ванную.​ Шариков спасён, квартира слегка подтоплена.​

Глава 10-12⁚ Конфликт и его последствия

Фёдор рассказывает, что жильцы дома Шарикова уже очень не любят то он в одного он камнями кидал, то кухарку чужую приобнял.​ А платить за нанесённый ущерб Филиппу Филипповичу.​

Обед.​ Шариков сидит с салфеткой за воротничком. Но это не влияет на его поведение. Он налегает на водку, а профессор и доктор Борменталь понимают это наследство его донора Клима.​ Они планируют вечер.​ Герой, как и всегда, хочет пойти в цирк.​ Ученый предлагает ему посетить театр, но тот отказывается, говоря, что это всё контрреволюция одна.​

Шариков начинает пропаганду идеи всё поделить.​ А то кто-то живёт в семи комнатах, а кто-то по помойкам шарится.​ В ответ ему предлагают скинуться на ликвидацию последствий потопа.​ Профессор не принял 39 человек, а значит пусть за это платит жилец квартиры.​ Тот возмущён.​ Ему припоминают то, что он убил чужую кошку, хватал за грудь женщину, а потом ещё и укусил её.​ Ему пытаются объяснить необходимость получения образования и социализации. Но единственная книга, которую Шариков готов читать переписка Энгельса с Каутским.​

После обеда Борменталь отправляется в цирк вместе с Шариковым.​ Оставшись один, Преображенский достаёт банку, в которой плавает кусочек мозга пса.​

Шариков получил свои документы.​ Но называть его по имени-отчеству Борменталь и Преображенский отказываются.​ А герой, в свою очередь, не хочет быть Господином Шариковым, потому что господа все в Париже.​ Профессор понимает, что влияние Швондера всё сильнее.​ И он предлагает жертве эксперимента, в таком случае, съехать из квартиры.​ Тот в ответ показывает бумаги от Швондера, что Преображенский обязан предоставить ему жилплощадь. Обстановка становится всё более напряженной.​

Жилец ведёт себя всё развязнее крадёт деньги, приходит пьяным и с непонятными товарищами (которые крадут у профессора шапку, трость и пепельницу), обвиняет в краже Зину.​ После этой истории профессор и доктор окончательно понимают сделать из Шарикова стОящего человека не выйдет.​ И смысла во всей этой операции и открытии нет.​ Потому что создавать гениев могут простые женщины и эволюция, пусть и из тонн всякой мрази.​ Именно гипофиз создаёт личность, и потому они получили Клима Чугункина вора и пьяницу.​

Борменталь предлагает отравить получившееся ничтожество, но Филипп Филиппович отказывается.

Появляется Дарья Петровна с пьяным Шариковым.​ Он забрался в спальню к женщинам.​

Глава 13-15⁚ Возвращение к истокам

Наутро Шариков исчезает нет его ни в доме, ни в профкоме.​ Выясняется, что он отбыл на рассвете вместе со всеми своими документами.​ Накануне он взял деньги в профкоме и одолжил у Дарьи Петровны. Спустя три дня герой появляется, и сообщает, что поступил на должность заведующего в подотдел очистки Москвы от бродячих животных.

Ещё несколько дней спустя Шариков приводит в дом машинистку Васнецову свою невесту.​ Профессор встречает незваных гостей в халате. Васнецова рассказывает, что Полиграф Полиграфович оклеветал её, рассказав, что они жили вместе, а потом бросил.​ И теперь она осталась без работы.​ Шариков всё отрицает.​

Преображенский требует, чтобы новоиспечённый жених покинул квартиру.​ Тот в ответ грозится револьвером. Тогда Борменталь набрасывается на Шарикова и пытается его обезвредить.​ В квартире начинается погром.​

Через десять дней после этого происшествия профессор и доктор сидят у себя в квартире и играют в шахматы. Никто не знает, что произошло на самом деле, но в милиции получили заявление от Борменталя о пропаже Шарикова.​ Профессора и доктора несколько раз вызывали на допросы, обыскивали квартиру.​

Жизнь вернулась в привычное русло. Правда, Шарик никуда не исчез.​ Он лежал на ковре, довольно поглядывая на всех вокруг.​ На голове у него красовалось темное пятно, а на шее шрам от ошейника.​ Профессор читал книгу, а пёс дремал.​

Внезапно раздался звонок в дверь.​ На пороге стояли Швондер и ещё двое.​ Они хотели осмотреть квартиру, ссылаясь на ордер. Но профессор ответил отказом, и компания удалилась ни с чем.​ Проводив их, Преображенский вернулся к Шарику, погладил его и пообещал больше никогда не прогонять.

Коротко о главных персонажах

Шарик/Полиграф Полиграфович Шариков — главное действующее лицо повести.​ В начале повествования предстаёт перед читателями в образе бездомного пса, который вынужден выживать на улицах Москвы.​ Он наблюдателен, умеет читать, рассуждает о жизни, людях и классовом неравенстве.​ После операции преображается в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.​ Но сохраняет некоторые повадки например, привычку ловить блох или гоняться за котами. Как человек Шариков оказывается наглым, хамоватым и неблагодарным типом. Он не стремится к знаниям, быстро попадает под влияние Швондера, который видит в нём лишь инструмент для борьбы с интеллигенцией.​ Вместо того, чтобы учиться и развиваться, Шариков начинает пить, дебоширить и доносить на профессора.​ В конце концов, он превращается в угрозу не только для Преображенского и Борменталя, но и для всего дома.

Профессор Филипп Филиппович Преображенский — гениальный хирург, занимающийся проблемой омоложения.​ Он проводит эксперимент по пересадке гипофиза человека собаке, в результате чего Шарик превращается в человека.​ Но результат эксперимента оказывается далёк от ожиданий профессора.​

Преображенский представитель старой интеллигенции, который с трудом принимает новую реальность послереволюционной России.​ Он не приемлет хамство и невежество, ценит культуру и порядок, из-за чего часто вступает в конфликты с Шариковым и Швондером.​

Доктор Иван Арнольдович Борменталь — молодой учёный, ассистент и ученик профессора Преображенского.​ Он предан своему учителю и полностью разделяет его научные интересы.​ В отличие от Преображенского, Борменталь более лоялен к Шарикову и пытается найти с ним общий язык.​

Именно Борменталь ведёт дневник, в котором подробно описывает все этапы эксперимента и изменения, происходящие с Шариком.​ Когда ситуация выходит из-под контроля, именно он становится инициатором обратной трансформации Шарикова.​

Швондер — председатель домкома, главный антагонист профессора Преображенского.​ Он стремится установить в доме свои порядки, отобрать у профессора часть жилплощади.​

Швондер типичный представитель новой власти, невежественный и ограниченный человек, который пытается скрыть свою некомпетентность за революционными лозунгами.​

Именно он становится идейным вдохновителем Шарикова, внушает ему мысли о классовой борьбе и несправедливости.​

Зина — молодая девушка, горничная профессора Преображенского.​ Она исполнительна, добра и заботлива, старается угодить профессору и поддерживать порядок в доме.​

Зина типичная представительница простого народа, которая с уважением относится к интеллигенции и старается перенять её привычки.​

Дарья Петровна — кухарка профессора Преображенского.​ Она добрая и заботливая женщина, которая прекрасно готовит и старается создать в доме уютную атмосферу.

Краткий вывод

«Собачье сердце» — это сатирическая повесть, в которой Михаил Булгаков высмеивает идеи революции, нового строя и их влияние на общество.​ Автор показывает, что насильственное изменение природы человека, как и общества, не приводит ни к чему хорошему.​

Эксперимент профессора Преображенского это метафора революции, которая, по мнению Булгакова, не создала нового человека, а лишь пробудила в людях низменные инстинкты.​

Шариков, созданный из пса, символизирует новую формацию людей, пришедших к власти после революции. Они необразованны, агрессивны, не умеют ценить прекрасное и стремятся разрушить всё, что создавалось веками.​

Профессор Преображенский, представитель старой интеллигенции, оказывается бессильным перед напором невежества и хамства. Он понимает, что его эксперимент провалился, и пытается исправить ошибку, вернув Шарикова в прежнее состояние.​

Повесть «Собачье сердце» это не только сатира на советскую действительность, но и философское размышление о природе человека, о границах дозволенного в науке, о последствиях социальных экспериментов.​

Основные темы, поднимаемые в повести⁚

  • ответственность учёного за свои открытия;
  • проблема нового человека и нового общества;
  • конфликт старого и нового мира;
  • проблема нравственного выбора.​

«Собачье сердце» актуальная и по сей день повесть, которая заставляет задуматься о том, к чему могут привести благие намерения, и какова цена прогресса.​

Главная мысль повести заключается в том, что нельзя насильно менять природу человека и общества.​ Революция, как и эксперимент Преображенского, не может создать нового человека, а лишь разрушает старые устои и порождает хаос.​

«Собачье сердце» это предостережение всем нам о том, что нужно быть осторожными со своими желаниями и не пытаться играть в Бога.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Мария Кузнецова

    Интересно, а почему выбрали именно такой формат пересказа — по главам? Может быть, стоило сделать хронологический?

  2. Дмитрий Сидоров

    Отлично! Кратко и по делу. Как раз то, что нужно, чтобы освежить в памяти сюжет.

  3. Елена Васильева

    Очень интересно! Жду продолжения пересказа! Интересно, как дальше сложится судьба Шарика.

  4. Екатерина Смирнова

    Очень интересный пересказ! Сразу захотелось перечитать «Собачье сердце». Особенно понравилась деталь про то, как Шарик буквы учил.

  5. Сергей Павлов

    Хороший пересказ, но мне кажется, стоило бы упомянуть о том, что это произведение Булгакова.

  6. Ольга Петрова

    Неплохо, но слишком уж коротко. Хотелось бы больше подробностей о жизни Шарика до встречи с профессором.

  7. Андрей Николаев

    Немного суховат пересказ, но в целом неплохо. Главное — основные события переданы верно.

  8. Анна Михайлова

    А где же юмор? «Собачье сердце» — это же сатира! А здесь всё как-то слишком серьёзно.

  9. Алексей Иванов

    Хороший краткий пересказ, но мне кажется, не хватает описания атмосферы произведения. Впрочем, для тех, кто не читал, будет полезно.