Страх и сомнения

Страх и сомнения Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Филипок» Льва Толстого

Маленький мальчик Филипок мечтал учиться в школе вместе со старшим братом.​ Однажды, пока родители были заняты, он тайком отправился в школу.​ Преодолев страх и сомнения, Филипок добрался до школы и попал на урок.​ Учитель, видя такое рвение к знаниям, оставил мальчика учиться.​

Желание учиться

Маленький Филипок, герой рассказа Льва Толстого, жил в деревне и, как все дети, любил играть.​ Но однажды, наблюдая за старшим братом, собирающимся в школу вместе с другими деревенскими ребятами, Филипок почувствовал острое желание учиться.​ Он видел, как брат Костя усердно выводил буквы, слышал обрывки рассказов о школьной жизни, и в его маленьком сердечке зародилась мечта – сидеть за партой, учиться читать и писать, как и все остальные дети.​

Это желание с каждым днем становилось все сильнее.​ Филипок с завистью смотрел вслед уходящим в школу ребятам, представляя себя на их месте.​ Он пытался расспрашивать брата о том, чему учат в школе, но Костя, занятый своими мальчишескими делами, не обращал особого внимания на вопросы младшего.​ И тогда Филипок решил сам освоить грамоту.​ Он упрашивал брата показать ему буквы, старательно выводил их на песке, пытаясь запомнить. Жажда знаний горела в нем ярким пламенем, заставляя забыть об играх и шалостях.​

Филипок мечтал о том дне, когда он, как и Костя, наденет новенькую рубаху, возьмет в руки букварь и с гордостью отправится в школу.​ Он представлял, как сядет за парту, как учитель будет хвалить его за старание и прилежание. Эта мечта стала для маленького Филипка путеводной звездой, освещая его путь к знаниям.​

Попытка попасть в школу

Однажды утром, когда все деревенские ребята, в т.​ч.​ и старший брат Костя, отправились в школу, Филипок, оставшись дома с бабушкой, решился на отчаянный шаг.​ Он не мог больше сдерживать своего желания учиться и решил, во что бы то ни стало, попасть в школу.​ Воспользовавшись тем, что бабушка задремала, Филипок надел старенький отцовский тулуп, слишком большой для него, отыскал где-то завалявшуюся шапку и, крадучись, вышел из избы.​

Сердце Филипка стучало в груди, как пойманная птица.​ Он бежал по дороге, стараясь догнать ушедших ребят, но вскоре понял, что это ему не удастся.​ Тогда Филипок решил идти прямо в школу.​ Он представлял себе, как удивится учитель, увидев его на пороге класса, как обрадуются ребята, как он с гордостью сядет за парту и начнет учиться.​

Однако путь до школы оказался не таким простым, как представлялось Филипку.​ Ему пришлось преодолевать немалые препятствия⁚ перепрыгивать через ручьи, обходить глубокие лужи, пробираться сквозь заросли кустарника.​ Но ничто не могло остановить маленького упрямца, движимого огромным желанием учиться. Он смело шел вперед, не обращая внимания ни на холод, ни на усталость.​

Наконец, вдали показалось здание школы.​ Филипок ускорил шаг, его сердце забилось еще сильнее от радостного предчувствия.​ Он уже видел себя сидящим за партой, рядом с другими ребятами, внимательно слушающим учителя.​ Вот он, заветный порог школы! Филипок, собрав все свое мужество, взялся за ручку двери.​..​

Переступив порог школы, Филипок оказался в просторных сенях, где царил полумрак и висели пальто и шапки учеников.​ В нос ударил незнакомый запах чернил, мела и чего-то неуловимо волнующего.​ Сердце мальчика, еще недавно полное радостного предвкушения, вдруг сжалось от необъяснимого страха.​ Он остановился, не решаясь идти дальше.

В этот момент из класса послышались громкие голоса, смех, а затем – звенящий детский голос, читающий по слогам. Филипок поежился. Ему вдруг представился строгий учитель с указкой в руке, сердито смотрящий на него из-под нахмуренных бровей.​ А что, если учитель прогонит его, не захочет учить такого маленького? А вдруг ребята начнут смеяться над ним, над его старым тулупом и слишком большой шапкой?​

Филипок почувствовал, как к горлу подкатывает комок.​ Он хотел было повернуть назад, выбежать из этой незнакомой и пугающей обстановки.​ Ноги сами несли его к выходу, но в этот момент в нем проснулась какая-то неведомая сила.​ Он вспомнил о своей мечте, о том, как страстно желал учиться, как усердно пытался запомнить буквы.​ Неужели он струсит, отступится от своей цели из-за какого-то глупого страха?

Филипок замер, раздираемый сомнениями.​ С одной стороны, ему хотелось броситься наутёк, спрятаться от всех в родной избе.​ С другой – он понимал, что это будет означать поражение, отказ от заветной мечты.​ Внутренняя борьба продолжалась несколько мгновений, которые показались Филипку вечностью.​

Встреча с незнакомкой и решение идти дальше

Внезапно дверь школы отворилась, и на крыльцо вышла женщина с ведром в руках.​ Увидев Филипка, нерешительно топчущегося у входа, она удивленно спросила⁚ «Ты чего тут стоишь, мальчик?​ А ну, говори-ка!​»

Филипок, испуганный неожиданным появлением незнакомки, пробормотал что-то невнятное.​ Женщина, добродушная старушка, работавшая при школе уборщицей, наклонилась к мальчику и ласково спросила⁚ «Ты, никак, в школу пришел?​ Аль потерялся?​ «

Филипок, тронутый ее добротой, осмелился и тихонько прошептал⁚ «Я учиться хочу.​..​»

Старушка рассмеялась⁚ «Эко ты смелый какой!​ Мал еще, поди, учиться-то.​ Рано тебе еще в школу, поиграй пока на улице».​

Но Филипок, собрав всю свою решимость, твердо заявил⁚ «Нет, я уже большой!​ Я буквы знаю!​ Пустите меня в школу!​»

Уборщица, удивленная таким упорством, покачала головой и сказала⁚ «Ну, коли так хочешь учиться – иди. Только гляди, учитель строгий у нас, не любит шалопаев».​

Эти слова, словно волшебный толчок, развеяли последние сомнения Филипка.​ Он решительно шагнул в сени, снял с головы слишком большую шапку и, не оглядываясь, направился к двери класса, откуда доносились голоса учителя и учеников.​

Первый опыт обучения

Филипок робко переступил порог класса.​ В просторной комнате, залитой ярким солнечным светом, стоял гул голосов.​ Дети, сидевшие за длинными столами, повернули головы к вошедшему мальчику, и наступила тишина.​ Внимание всех присутствующих, в т.​ч.​ и учителя, стоявшего у доски с указкой в руке, оказалось приковано к Филипку.​

Мальчик, растерявшись от такого количества взглядов, остановился у порога, не зная, что делать дальше.​ Учитель, видя смущение ребенка, ласково спросил⁚ «Ты что хочешь, мальчик?​ Зачем пришел?​»

Филипок, собрав всю свою смелость, пролепетал⁚ «Я учиться хочу.​.​.​ Я буквы знаю…»

Учитель, улыбнувшись в седую бороду, подошел к Филипку и, потрепав его по голове, сказал⁚ «Ну, коли так – садись за парту. Посмотрим, чему тебя брат научил».​

Филипок, счастливый и гордый, прошел на свободное место и сел на скамью рядом с другим мальчиком. Учитель, открыв букварь, начал урок. Филипок, затаив дыхание, следил за каждым его словом, за каждым движением указки.​ Он старательно выводил в тетради незнакомые буквы, повторял за учителем слова, отвечал на вопросы.​ И хотя не все у него получалось, а некоторые буквы никак не хотели выводиться ровно, Филипок был счастлив.​ Он осуществил свою мечту – попал в школу и прикоснулся к миру знаний.

Коротко о главных персонажах

Филипок

Главный герой рассказа — маленький мальчик по имени Филипок.​ Автор не дает ему подробного портрета, но несколькими штрихами обрисовывает характер и душевный склад ребенка.​ Филипок — живой, активный, любознательный мальчик.​ Он страстно желает учиться, с завистью смотрит на старшего брата, отправляющегося в школу, пытается самостоятельно овладеть грамотой.

Филипок обладает решительным характером и не боится трудностей.​ Он тайком уходит из дома, преодолевает страх и сомнения, чтобы добиться своей цели.​ Несмотря на юный возраст, Филипок проявляет упорство и настойчивость, отстаивая свое право на учебу.​ Первый опыт обучения приносит ему не только радость, но и понимание того, что путь к знаниям требует труда и терпения.

Старший брат (Костя)

Старший брат Филипка, Костя, предстает в рассказе как обычный деревенский мальчик.​ Он уже ходит в школу, учится читать и писать, чем вызывает восхищение и зависть младшего брата. Костя не слишком обращает внимание на устремления Филипка, поглощенный своими мальчишескими делами. Тем не менее, он являеться для Филипка примером для подражания, символом того мира знаний, к которому так стремится маленький герой.​

Учитель

Образ учителя в рассказе набросан автором немногими штрихами, но в то же время он является очень важным.​ Учитель предстает перед нами как мудрый и добрый наставник, способный разглядеть в маленьком мальчике искреннее желание учиться.​ Он не прогоняет Филипка, а, напротив, дает ему шанс прикоснуться к миру знаний.​ В его отношении к Филипку чувствуется понимание и поддержка, что помогает мальчику преодолеть свои страхи и поверить в свои силы.

Образ учителя в рассказе символизирует важность роли наставника в жизни ребенка, способного открыть двери в мир знаний и помочь раскрыть свои способности.​

Краткий вывод

Рассказ Льва Толстого «Филипок» – это история о непреодолимой тяге к знаниям, о смелости и решительности, которые помогают преодолеть любые преграды. Маленький Филипок, движимый мечтой об учебе, совершает настоящий подвиг, отправляясь в школу один, без ведома взрослых.​ Он преодолевает страх, сомнения, трудности пути, чтобы осуществить свое заветное желание.

Автор показывает, что жажда знаний может быть настолько сильной, что она заставляет ребенка преодолеть свои страхи и сомнения. Филипок не боится ни строгого учителя, ни насмешек ребят.​ Он готов учиться, готов трудиться, чтобы познать новый мир – мир грамоты и знаний.​

Рассказ учит нас быть настойчивыми в достижении своих целей, не бояться трудностей и всегда стремиться к новому; Он напоминает о том, как важно поддерживать в детях любознательность, помогать им раскрывать свои таланты и способности. Образ учителя, который с пониманием и добротой относится к маленькому ученику, подчеркивает важность роли наставника в жизни ребенка.​

Несмотря на свою простоту и безыскусность, рассказ «Филипок» несет в себе глубокий смысл.​ Он учит нас ценить знания, быть смелыми и решительными, не бояться трудностей и всегда стремиться к своей мечте.​ Эта история остается актуальной и в наши дни, напоминая о том, что путь к знаниям открыт для каждого, кто искренне стремится к ним.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина Смирнова

    Какой милый рассказ! Маленький Филипок — настоящий пример для подражания. Его стремление к знаниям вдохновляет.

  2. Ольга Иванова

    Очень поучительная история о том, как важно иметь мечту и не бояться идти к ней, несмотря ни на что.

  3. Мария Кузнецова

    Трогательная история о жажде знаний. Филипок — настоящий герой, который не побоялся трудностей и добился своей цели.

  4. Иван Петров

    Толстой прекрасно передал детские эмоции и переживания. Читаешь и будто сам возвращаешься в детство.

  5. Андрей Сидоров

    Простой и в то же время глубокий рассказ. Заставляет задуматься о важности образования и о том, как важно поддерживать детскую любознательность.