Краткое содержание рассказа «Филипок» Льва Толстого
Маленький мальчик Филипок мечтал учиться в школе вместе со старшим братом. Однажды, пока родители были заняты, он тайком отправился в школу. Преодолев страх и сомнения, Филипок добрался до школы и попал на урок. Учитель, видя такое рвение к знаниям, оставил мальчика учиться.
Желание учиться
Маленький Филипок, герой рассказа Льва Толстого, жил в деревне и, как все дети, любил играть. Но однажды, наблюдая за старшим братом, собирающимся в школу вместе с другими деревенскими ребятами, Филипок почувствовал острое желание учиться. Он видел, как брат Костя усердно выводил буквы, слышал обрывки рассказов о школьной жизни, и в его маленьком сердечке зародилась мечта – сидеть за партой, учиться читать и писать, как и все остальные дети.
Это желание с каждым днем становилось все сильнее. Филипок с завистью смотрел вслед уходящим в школу ребятам, представляя себя на их месте. Он пытался расспрашивать брата о том, чему учат в школе, но Костя, занятый своими мальчишескими делами, не обращал особого внимания на вопросы младшего. И тогда Филипок решил сам освоить грамоту. Он упрашивал брата показать ему буквы, старательно выводил их на песке, пытаясь запомнить. Жажда знаний горела в нем ярким пламенем, заставляя забыть об играх и шалостях.
Филипок мечтал о том дне, когда он, как и Костя, наденет новенькую рубаху, возьмет в руки букварь и с гордостью отправится в школу. Он представлял, как сядет за парту, как учитель будет хвалить его за старание и прилежание. Эта мечта стала для маленького Филипка путеводной звездой, освещая его путь к знаниям.
Попытка попасть в школу
Однажды утром, когда все деревенские ребята, в т.ч. и старший брат Костя, отправились в школу, Филипок, оставшись дома с бабушкой, решился на отчаянный шаг. Он не мог больше сдерживать своего желания учиться и решил, во что бы то ни стало, попасть в школу. Воспользовавшись тем, что бабушка задремала, Филипок надел старенький отцовский тулуп, слишком большой для него, отыскал где-то завалявшуюся шапку и, крадучись, вышел из избы.
Сердце Филипка стучало в груди, как пойманная птица. Он бежал по дороге, стараясь догнать ушедших ребят, но вскоре понял, что это ему не удастся. Тогда Филипок решил идти прямо в школу. Он представлял себе, как удивится учитель, увидев его на пороге класса, как обрадуются ребята, как он с гордостью сядет за парту и начнет учиться.
Однако путь до школы оказался не таким простым, как представлялось Филипку. Ему пришлось преодолевать немалые препятствия⁚ перепрыгивать через ручьи, обходить глубокие лужи, пробираться сквозь заросли кустарника. Но ничто не могло остановить маленького упрямца, движимого огромным желанием учиться. Он смело шел вперед, не обращая внимания ни на холод, ни на усталость.
Наконец, вдали показалось здание школы. Филипок ускорил шаг, его сердце забилось еще сильнее от радостного предчувствия. Он уже видел себя сидящим за партой, рядом с другими ребятами, внимательно слушающим учителя. Вот он, заветный порог школы! Филипок, собрав все свое мужество, взялся за ручку двери...
Переступив порог школы, Филипок оказался в просторных сенях, где царил полумрак и висели пальто и шапки учеников. В нос ударил незнакомый запах чернил, мела и чего-то неуловимо волнующего. Сердце мальчика, еще недавно полное радостного предвкушения, вдруг сжалось от необъяснимого страха. Он остановился, не решаясь идти дальше.
В этот момент из класса послышались громкие голоса, смех, а затем – звенящий детский голос, читающий по слогам. Филипок поежился. Ему вдруг представился строгий учитель с указкой в руке, сердито смотрящий на него из-под нахмуренных бровей. А что, если учитель прогонит его, не захочет учить такого маленького? А вдруг ребята начнут смеяться над ним, над его старым тулупом и слишком большой шапкой?
Филипок почувствовал, как к горлу подкатывает комок. Он хотел было повернуть назад, выбежать из этой незнакомой и пугающей обстановки. Ноги сами несли его к выходу, но в этот момент в нем проснулась какая-то неведомая сила. Он вспомнил о своей мечте, о том, как страстно желал учиться, как усердно пытался запомнить буквы. Неужели он струсит, отступится от своей цели из-за какого-то глупого страха?
Филипок замер, раздираемый сомнениями. С одной стороны, ему хотелось броситься наутёк, спрятаться от всех в родной избе. С другой – он понимал, что это будет означать поражение, отказ от заветной мечты. Внутренняя борьба продолжалась несколько мгновений, которые показались Филипку вечностью.
Встреча с незнакомкой и решение идти дальше
Внезапно дверь школы отворилась, и на крыльцо вышла женщина с ведром в руках. Увидев Филипка, нерешительно топчущегося у входа, она удивленно спросила⁚ «Ты чего тут стоишь, мальчик? А ну, говори-ка!»
Филипок, испуганный неожиданным появлением незнакомки, пробормотал что-то невнятное. Женщина, добродушная старушка, работавшая при школе уборщицей, наклонилась к мальчику и ласково спросила⁚ «Ты, никак, в школу пришел? Аль потерялся? «
Филипок, тронутый ее добротой, осмелился и тихонько прошептал⁚ «Я учиться хочу...»
Старушка рассмеялась⁚ «Эко ты смелый какой! Мал еще, поди, учиться-то. Рано тебе еще в школу, поиграй пока на улице».
Но Филипок, собрав всю свою решимость, твердо заявил⁚ «Нет, я уже большой! Я буквы знаю! Пустите меня в школу!»
Уборщица, удивленная таким упорством, покачала головой и сказала⁚ «Ну, коли так хочешь учиться – иди. Только гляди, учитель строгий у нас, не любит шалопаев».
Эти слова, словно волшебный толчок, развеяли последние сомнения Филипка. Он решительно шагнул в сени, снял с головы слишком большую шапку и, не оглядываясь, направился к двери класса, откуда доносились голоса учителя и учеников.
Первый опыт обучения
Филипок робко переступил порог класса. В просторной комнате, залитой ярким солнечным светом, стоял гул голосов. Дети, сидевшие за длинными столами, повернули головы к вошедшему мальчику, и наступила тишина. Внимание всех присутствующих, в т.ч. и учителя, стоявшего у доски с указкой в руке, оказалось приковано к Филипку.
Мальчик, растерявшись от такого количества взглядов, остановился у порога, не зная, что делать дальше. Учитель, видя смущение ребенка, ласково спросил⁚ «Ты что хочешь, мальчик? Зачем пришел?»
Филипок, собрав всю свою смелость, пролепетал⁚ «Я учиться хочу... Я буквы знаю…»
Учитель, улыбнувшись в седую бороду, подошел к Филипку и, потрепав его по голове, сказал⁚ «Ну, коли так – садись за парту. Посмотрим, чему тебя брат научил».
Филипок, счастливый и гордый, прошел на свободное место и сел на скамью рядом с другим мальчиком. Учитель, открыв букварь, начал урок. Филипок, затаив дыхание, следил за каждым его словом, за каждым движением указки. Он старательно выводил в тетради незнакомые буквы, повторял за учителем слова, отвечал на вопросы. И хотя не все у него получалось, а некоторые буквы никак не хотели выводиться ровно, Филипок был счастлив. Он осуществил свою мечту – попал в школу и прикоснулся к миру знаний.
Коротко о главных персонажах
Филипок
Главный герой рассказа — маленький мальчик по имени Филипок. Автор не дает ему подробного портрета, но несколькими штрихами обрисовывает характер и душевный склад ребенка. Филипок — живой, активный, любознательный мальчик. Он страстно желает учиться, с завистью смотрит на старшего брата, отправляющегося в школу, пытается самостоятельно овладеть грамотой.
Филипок обладает решительным характером и не боится трудностей. Он тайком уходит из дома, преодолевает страх и сомнения, чтобы добиться своей цели. Несмотря на юный возраст, Филипок проявляет упорство и настойчивость, отстаивая свое право на учебу. Первый опыт обучения приносит ему не только радость, но и понимание того, что путь к знаниям требует труда и терпения.
Старший брат (Костя)
Старший брат Филипка, Костя, предстает в рассказе как обычный деревенский мальчик. Он уже ходит в школу, учится читать и писать, чем вызывает восхищение и зависть младшего брата. Костя не слишком обращает внимание на устремления Филипка, поглощенный своими мальчишескими делами. Тем не менее, он являеться для Филипка примером для подражания, символом того мира знаний, к которому так стремится маленький герой.
Учитель
Образ учителя в рассказе набросан автором немногими штрихами, но в то же время он является очень важным. Учитель предстает перед нами как мудрый и добрый наставник, способный разглядеть в маленьком мальчике искреннее желание учиться. Он не прогоняет Филипка, а, напротив, дает ему шанс прикоснуться к миру знаний. В его отношении к Филипку чувствуется понимание и поддержка, что помогает мальчику преодолеть свои страхи и поверить в свои силы.
Образ учителя в рассказе символизирует важность роли наставника в жизни ребенка, способного открыть двери в мир знаний и помочь раскрыть свои способности.
Краткий вывод
Рассказ Льва Толстого «Филипок» – это история о непреодолимой тяге к знаниям, о смелости и решительности, которые помогают преодолеть любые преграды. Маленький Филипок, движимый мечтой об учебе, совершает настоящий подвиг, отправляясь в школу один, без ведома взрослых. Он преодолевает страх, сомнения, трудности пути, чтобы осуществить свое заветное желание.
Автор показывает, что жажда знаний может быть настолько сильной, что она заставляет ребенка преодолеть свои страхи и сомнения. Филипок не боится ни строгого учителя, ни насмешек ребят. Он готов учиться, готов трудиться, чтобы познать новый мир – мир грамоты и знаний.
Рассказ учит нас быть настойчивыми в достижении своих целей, не бояться трудностей и всегда стремиться к новому; Он напоминает о том, как важно поддерживать в детях любознательность, помогать им раскрывать свои таланты и способности. Образ учителя, который с пониманием и добротой относится к маленькому ученику, подчеркивает важность роли наставника в жизни ребенка.
Несмотря на свою простоту и безыскусность, рассказ «Филипок» несет в себе глубокий смысл. Он учит нас ценить знания, быть смелыми и решительными, не бояться трудностей и всегда стремиться к своей мечте. Эта история остается актуальной и в наши дни, напоминая о том, что путь к знаниям открыт для каждого, кто искренне стремится к ним.
Какой милый рассказ! Маленький Филипок — настоящий пример для подражания. Его стремление к знаниям вдохновляет.
Очень поучительная история о том, как важно иметь мечту и не бояться идти к ней, несмотря ни на что.
Трогательная история о жажде знаний. Филипок — настоящий герой, который не побоялся трудностей и добился своей цели.
Толстой прекрасно передал детские эмоции и переживания. Читаешь и будто сам возвращаешься в детство.
Простой и в то же время глубокий рассказ. Заставляет задуматься о важности образования и о том, как важно поддерживать детскую любознательность.