Тайна судьбы в новелле Лермонтова Фаталист

Тайна судьбы в новелле Лермонтова Фаталист Краткие пересказы

Философская повесть Михаила Лермонтова «Фаталист» – завершающая часть романа «Герой нашего времени», погружающая читателя в размышления о предопределенности и свободе воли.​ Спор о существовании рока, внезапная гибель офицера и рискованный поступок Печорина – Лермонтов ставит под сомнение возможность человека влиять на свою судьбу.​

История создания новеллы «Фаталист»

История создания новеллы «Фаталист», последней части романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, окутана завесой таинственности и домыслов.​ Исследователи творчества писателя выдвигают различные версии, опираясь на мемуары современников и анализ текста произведения.​

Одна из наиболее распространенных версий гласит, что сюжет новеллы основан на реальном событии, свидетелем которого, возможно, был сам Лермонтов.​ Известно, что писатель, обладая страстным и мятежным характером, нередко оказывался втянутым в опасные ситуации, подобные тем, что описаны в «Фаталисте».​

Биографы Лермонтова указывают на то, что прототипом поручика Вулича, главного оппонента Печорина в споре о предопределении, мог послужить друг писателя, Александр Александрович Столыпин. Согласно этой версии, Лермонтов и Столыпин стали свидетелями случая, когда офицер, играя с заряженным пистолетом, случайно застрелился.​

Другая версия связывает создание «Фаталиста» с эпизодом из жизни дяди Лермонтова, Афанасия Алексеевича Столыпина (старшего).​ Якобы именно он, будучи в нетрезвом состоянии, едва не стал жертвой нападения казака.​ Эта версия подтверждается некоторыми деталями текста, например, описанием дома казака и его поведения.​

Некоторые литературоведы усматривают в «Фаталисте» влияние творчества английского поэта Джорджа Байрона, кумира Лермонтова.​ В своих мемуарах Байрон описывал случай, когда его школьный товарищ, одержимый идеей предопределения, приставил к виску заряженный пистолет и нажал на курок.​ Подобно герою Байрона, Вулич из «Фаталиста» бросает вызов судьбе, пытаясь доказать свою власть над ней.

Несмотря на обилие версий, ни одна из них не получила окончательного подтверждения.​ Тайна создания «Фаталиста» продолжает волновать исследователей и по сей день, делая эту новеллу еще более притягательной и загадочной.

Краткий пересказ сюжета

Действие новеллы «Фаталист» разворачивается в казачьей станице, где главный герой, Григорий Александрович Печорин, проводит время в компании офицеров.​ Одной из тем их разговоров становится вопрос о предопределении судьбы.​ Офицер Вулич, серб по происхождению, убежденный фаталист, утверждает, что жизнь и смерть человека предрешены свыше. Печорин, скептически настроенный, оспаривает эту точку зрения, считая, что человек сам кузнец своего счастья.​

Чтобы доказать свою правоту, Вулич предлагает рискованный эксперимент. Он берет со стены заряженный пистолет и приставляет дуло к своему виску.​ Офицеры, пораженные безрассудством Вулича, замирают в тревожном ожидании.​ Однако выстрела не следует – пистолет дает осечку.​ Вулич, торжествуя, заявляет, что сегодня ему не суждено умереть, и уходит из комнаты.​

Несмотря на то, что Вулич остался жив, Печорин замечает на его лице печать смерти и предсказывает, что тот умрет в этот же день.​ Предсказание Печорина сбывается⁚ ночью Вулича зарубает шашкой пьяный казак.​ Печорин, потрясенный случившимся, начинает сомневаться в своих убеждениях и решает испытать судьбу.​

Узнав, что убийца Вулича скрывается в доме, Печорин, не дожидаясь подмоги, бросается на его поимку. Он рискует жизнью, вступая в схватку с вооруженным казаком, и в итоге одерживает верх.​ Этот поступок заставляет Печорина задуматься о том, что, возможно, человек способен бросить вызов судьбе и выйти победителем из схватки с роком.​

Финал новеллы остается открытым⁚ автор не дает однозначного ответа на вопрос о том, существует ли предопределение или человек сам вершит свою судьбу.​ Печорин, переживший череду драматических событий, так и не приходит к окончательному выводу, оставляя читателя наедине с размышлениями о тайнах бытия.

Анализ главы «Фаталист»

Глава «Фаталист» — философская кульминация романа «Герой нашего времени», где Лермонтов исследует сложный вопрос о предопределенности и свободе воли.​ В центре повествования — спор Печорина и Вулича, олицетворяющих два противоположных взгляда на жизнь и смерть.​

Вулич, убежденный фаталист, верит в неотвратимость судьбы.​ Его эксперимент с заряженным пистолетом — отчаянная попытка бросить вызов року, доказать свою власть над ним.​ В глазах Вулича — спокойствие человека, уверенного в своей правоте, готового принять любой исход.​ Его гибель от руки пьяного казака — трагическое подтверждение его убеждений, но не однозначный ответ на вопрос о предопределении.​

Печорин, изначально скептик, отрицающий фатум, после гибели Вулича сталкивается с собственными противоречиями.​ Он предчувствует смерть Вулича, но не пытается его остановить, словно подчиняясь неведомой силе.​ Рискуя собой, Печорин хватает убийцу, демонстрируя силу воли и готовность бороться за справедливость.​ Однако финал не дает ему ответа⁚ был ли это просто порыв или предопределенный ход событий?​

Лермонтов не навязывает читателю определенного мнения, а побуждает к самостоятельному анализу.​ Он использует ряд художественных приемов, усиливающих напряжение.​ Ночная атмосфера станицы, тревожные предчувствия, внезапные повороты сюжета — все это создает атмосферу загадочности и неизбежности.​

В «Фаталисте» отразились философские искания самого Лермонтова, его сомнения и противоречия. Писатель не дает готовых ответов, а приглашает читателя к диалогу, к размышлениям о сущности человеческой жизни, о роли рока и свободы воли в судьбе каждого.

Смысл названия и основная мысль произведения

Название новеллы «Фаталист» недвусмысленно указывает на центральную тему произведения, проблему фатализма, веры в предопределение. Лермонтов, однако, не ограничивается простым противопоставлением фатализма и свободной воли.​ Название — это своеобразная призма, сквозь которую читатель рассматривает события и поступки героев, пытаясь осмыслить сложность человеческого бытия;

Вулич, открыто называющий себя фаталистом, стремится доказать свою правоту экспериментом, бросая вызов судьбе.​ Его гибель выглядит закономерным подтверждением его убеждений. Но является ли она результатом рока или следствием его собственного выбора, его стремления испытать судьбу?

Печорин, изначально отрицающий фатализм, в течение повествования сам неоднократно сталкивается с проявлениями рока. Он предчувствует смерть Вулича, рискует собой, ловя убийцу, словно ведомый некой невидимой силой. Финал остается открытым⁚ победа над казаком — это проявление свободы воли или лишь звено в цепи предопределенных событий?​

Основная мысль произведения заключается не в том, чтобы дать однозначный ответ на вопрос о существовании фатума.​ Лермонтов показывает, что человек существует в сложном переплетении внешних обстоятельств и внутренних импульсов.​ Мы можем верить в предопределение или отвергать его, но жизнь все равно будет подбрасывать нам испытания, заставляя делать выбор и нести ответственность за свои поступки.​

Коротко о главных персонажах

В новелле Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», как и во всем романе «Герой нашего времени», особое внимание уделяется психологизму, глубокому раскрытию внутреннего мира героев.​ Несмотря на камерность повествования, Лермонтов создает яркие, запоминающиеся образы, которые становятся воплощением различных взглядов на жизнь, смерть и судьбу.​

Григорий Александрович Печорин

Главный герой романа, от лица которого ведется повествование в «Фаталисте».​ Печорин — сложная, противоречивая натура, «герой своего времени», страдающий от хандры и не находящий себе места в жизни.​ Он умен, образован, наблюдателен, обладает аналитическим складом ума, но при этом циничен, эгоистичен, склонен к авантюрам и саморазрушению.​ В начале новеллы Печорин скептически относится к идее предопределения, считая, что человек сам творит свою судьбу. Однако гибель Вулича, которую он предчувствовал, заставляет его усомниться в своих убеждениях.​ Пытаясь разобраться в себе и в тайнах бытия, Печорин бросается в пучину событий, рискуя жизнью и испытывая судьбу.​ Финал новеллы не дает однозначного ответа на вопрос о том, пришел ли Печорин к какому-либо выводу относительно фатализма или же остался в своих сомнениях.​

Поручик Вулич

Офицер, серб по происхождению, служивший вместе с Печориным.​ Вулич — яркий представитель фатализма.​ Он абсолютно убежден в том, что жизнь и смерть человека предопределены свыше, и никакие усилия не могут изменить уже написанный сценарий. Вулич — человек смелый, решительный, готовый отстаивать свои убеждения до конца. Его эксперимент с заряженным пистолетом — не просто безрассудная игра со смертью, а своеобразный вызов року, попытка доказать свою правоту на самом краю пропасти.​ Гибель Вулича, наступившая в тот же день, как будто подтверждает его слова о предопределении. Однако Лермонтов не дает однозначной оценки этому событию, оставляя читателя в размышлениях.​

Другие персонажи

Помимо Печорина и Вулича, в новелле действуют и другие персонажи⁚ офицеры, собравшиеся на вечер, пьяный казак, убивший Вулича.​ Несмотря на то, что их роли менее значительны, они также вносят свой вклад в раскрытие темы фатализма и свободы воли.​ Офицеры, наблюдающие за экспериментом Вулича, воплощают различные оттенки отношения к вопросу о предопределении⁚ от скептицизма до суеверного страха. Пьяный казак, ставший невольным орудием рока, подчеркивает непредсказуемость и иррациональность жизни.

Краткий вывод

Новелла Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», завершающая роман «Герой нашего времени», — это философское размышление о сложных вопросах человеческого бытия, о роли судьбы и свободной воли в жизни человека.​ Лермонтов не даёт готовых ответов, а подталкивает читателя к собственным размышлениям, оставляя финал открытым и многозначительным.​

В центре повествования — спор Печорина и Вулича, представляющих два противоположных взгляда на предопределение. Вулич, убеждённый фаталист, верит в неизбежность судьбы.​ Его эксперимент с заряженным пистолетом и трагическая гибель — иллюстрация его убеждений.​ Печорин, изначально скептически настроенный, после гибели Вулича оказывается втянут в водоворот событий, которые заставляют его усомниться в своих взглядах. Рискуя собой, он преследует убийцу, словно бросая вызов року.​ Но даёт ли это ему ответ на главный вопрос?​

Лермонтов мастерски создает атмосферу таинственности и напряжения, используя приемы психологизма, яркие образы и символы.​ Ночная темнота, предчувствия героев, внезапные повороты сюжета — все это усиливает философское звучание новеллы.​

«Фаталист» , это не только размышление о предопределении и свободе воли, но и глубокий психологический анализ человека, оказавшегося перед лицом непостижимых тайн бытия. Печорин, как и сам Лермонтов, ищет смысл жизни в мире, где царят случайность и неизбежность.​ И хотя однозначного ответа нет, сам процесс поиска, сомнений и метаний становится важнейшей частью человеческого пути.

Произведение оставляет после себя ощущение неразрешимой загадки, заставляя задуматься о собственном месте в мире, о том, что определяет наши поступки — свободная воля или неумолимый рок.​ Именно эта многогранность и глубина делают «Фаталиста» одним из самых пронзительных и философски насыщенных произведений русской литературы.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга

    История создания «Фаталиста» так же увлекательна, как и сама повесть. Загадки и версии о прототипах героев делают произведение еще более интересным.

  2. Ирина

    Споры о предопределении всегда актуальны. Лермонтов мастерски передает атмосферу неопределенности и напряжения, держа читателя в напряжении до самого конца.

  3. Михаил

    Образ Печорина в «Фаталисте» особенно противоречив. Он словно бросает вызов судьбе, но в то же время не может избежать ее рокового влияния.

  4. Сергей

    Лермонтов — мастер психологизма! Он тонко передает душевные метания героев, их сомнения и страхи перед неизбежным.

  5. Антон

    Интересно, как Лермонтов переплетает реальные события со своими философскими размышлениями. «Фаталист» заставляет задуматься о границах свободы и влиянии судьбы на наши жизни.