Философская повесть Михаила Лермонтова «Фаталист» – завершающая часть романа «Герой нашего времени», погружающая читателя в размышления о предопределенности и свободе воли. Спор о существовании рока, внезапная гибель офицера и рискованный поступок Печорина – Лермонтов ставит под сомнение возможность человека влиять на свою судьбу.
История создания новеллы «Фаталист»
История создания новеллы «Фаталист», последней части романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, окутана завесой таинственности и домыслов. Исследователи творчества писателя выдвигают различные версии, опираясь на мемуары современников и анализ текста произведения.
Одна из наиболее распространенных версий гласит, что сюжет новеллы основан на реальном событии, свидетелем которого, возможно, был сам Лермонтов. Известно, что писатель, обладая страстным и мятежным характером, нередко оказывался втянутым в опасные ситуации, подобные тем, что описаны в «Фаталисте».
Биографы Лермонтова указывают на то, что прототипом поручика Вулича, главного оппонента Печорина в споре о предопределении, мог послужить друг писателя, Александр Александрович Столыпин. Согласно этой версии, Лермонтов и Столыпин стали свидетелями случая, когда офицер, играя с заряженным пистолетом, случайно застрелился.
Другая версия связывает создание «Фаталиста» с эпизодом из жизни дяди Лермонтова, Афанасия Алексеевича Столыпина (старшего). Якобы именно он, будучи в нетрезвом состоянии, едва не стал жертвой нападения казака. Эта версия подтверждается некоторыми деталями текста, например, описанием дома казака и его поведения.
Некоторые литературоведы усматривают в «Фаталисте» влияние творчества английского поэта Джорджа Байрона, кумира Лермонтова. В своих мемуарах Байрон описывал случай, когда его школьный товарищ, одержимый идеей предопределения, приставил к виску заряженный пистолет и нажал на курок. Подобно герою Байрона, Вулич из «Фаталиста» бросает вызов судьбе, пытаясь доказать свою власть над ней.
Несмотря на обилие версий, ни одна из них не получила окончательного подтверждения. Тайна создания «Фаталиста» продолжает волновать исследователей и по сей день, делая эту новеллу еще более притягательной и загадочной.
Краткий пересказ сюжета
Действие новеллы «Фаталист» разворачивается в казачьей станице, где главный герой, Григорий Александрович Печорин, проводит время в компании офицеров. Одной из тем их разговоров становится вопрос о предопределении судьбы. Офицер Вулич, серб по происхождению, убежденный фаталист, утверждает, что жизнь и смерть человека предрешены свыше. Печорин, скептически настроенный, оспаривает эту точку зрения, считая, что человек сам кузнец своего счастья.
Чтобы доказать свою правоту, Вулич предлагает рискованный эксперимент. Он берет со стены заряженный пистолет и приставляет дуло к своему виску. Офицеры, пораженные безрассудством Вулича, замирают в тревожном ожидании. Однако выстрела не следует – пистолет дает осечку. Вулич, торжествуя, заявляет, что сегодня ему не суждено умереть, и уходит из комнаты.
Несмотря на то, что Вулич остался жив, Печорин замечает на его лице печать смерти и предсказывает, что тот умрет в этот же день. Предсказание Печорина сбывается⁚ ночью Вулича зарубает шашкой пьяный казак. Печорин, потрясенный случившимся, начинает сомневаться в своих убеждениях и решает испытать судьбу.
Узнав, что убийца Вулича скрывается в доме, Печорин, не дожидаясь подмоги, бросается на его поимку. Он рискует жизнью, вступая в схватку с вооруженным казаком, и в итоге одерживает верх. Этот поступок заставляет Печорина задуматься о том, что, возможно, человек способен бросить вызов судьбе и выйти победителем из схватки с роком.
Финал новеллы остается открытым⁚ автор не дает однозначного ответа на вопрос о том, существует ли предопределение или человек сам вершит свою судьбу. Печорин, переживший череду драматических событий, так и не приходит к окончательному выводу, оставляя читателя наедине с размышлениями о тайнах бытия.
Анализ главы «Фаталист»
Глава «Фаталист» — философская кульминация романа «Герой нашего времени», где Лермонтов исследует сложный вопрос о предопределенности и свободе воли. В центре повествования — спор Печорина и Вулича, олицетворяющих два противоположных взгляда на жизнь и смерть.
Вулич, убежденный фаталист, верит в неотвратимость судьбы. Его эксперимент с заряженным пистолетом — отчаянная попытка бросить вызов року, доказать свою власть над ним. В глазах Вулича — спокойствие человека, уверенного в своей правоте, готового принять любой исход. Его гибель от руки пьяного казака — трагическое подтверждение его убеждений, но не однозначный ответ на вопрос о предопределении.
Печорин, изначально скептик, отрицающий фатум, после гибели Вулича сталкивается с собственными противоречиями. Он предчувствует смерть Вулича, но не пытается его остановить, словно подчиняясь неведомой силе. Рискуя собой, Печорин хватает убийцу, демонстрируя силу воли и готовность бороться за справедливость. Однако финал не дает ему ответа⁚ был ли это просто порыв или предопределенный ход событий?
Лермонтов не навязывает читателю определенного мнения, а побуждает к самостоятельному анализу. Он использует ряд художественных приемов, усиливающих напряжение. Ночная атмосфера станицы, тревожные предчувствия, внезапные повороты сюжета — все это создает атмосферу загадочности и неизбежности.
В «Фаталисте» отразились философские искания самого Лермонтова, его сомнения и противоречия. Писатель не дает готовых ответов, а приглашает читателя к диалогу, к размышлениям о сущности человеческой жизни, о роли рока и свободы воли в судьбе каждого.
Смысл названия и основная мысль произведения
Название новеллы «Фаталист» недвусмысленно указывает на центральную тему произведения, проблему фатализма, веры в предопределение. Лермонтов, однако, не ограничивается простым противопоставлением фатализма и свободной воли. Название — это своеобразная призма, сквозь которую читатель рассматривает события и поступки героев, пытаясь осмыслить сложность человеческого бытия;
Вулич, открыто называющий себя фаталистом, стремится доказать свою правоту экспериментом, бросая вызов судьбе. Его гибель выглядит закономерным подтверждением его убеждений. Но является ли она результатом рока или следствием его собственного выбора, его стремления испытать судьбу?
Печорин, изначально отрицающий фатализм, в течение повествования сам неоднократно сталкивается с проявлениями рока. Он предчувствует смерть Вулича, рискует собой, ловя убийцу, словно ведомый некой невидимой силой. Финал остается открытым⁚ победа над казаком — это проявление свободы воли или лишь звено в цепи предопределенных событий?
Основная мысль произведения заключается не в том, чтобы дать однозначный ответ на вопрос о существовании фатума. Лермонтов показывает, что человек существует в сложном переплетении внешних обстоятельств и внутренних импульсов. Мы можем верить в предопределение или отвергать его, но жизнь все равно будет подбрасывать нам испытания, заставляя делать выбор и нести ответственность за свои поступки.
Коротко о главных персонажах
В новелле Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», как и во всем романе «Герой нашего времени», особое внимание уделяется психологизму, глубокому раскрытию внутреннего мира героев. Несмотря на камерность повествования, Лермонтов создает яркие, запоминающиеся образы, которые становятся воплощением различных взглядов на жизнь, смерть и судьбу.
Григорий Александрович Печорин
Главный герой романа, от лица которого ведется повествование в «Фаталисте». Печорин — сложная, противоречивая натура, «герой своего времени», страдающий от хандры и не находящий себе места в жизни. Он умен, образован, наблюдателен, обладает аналитическим складом ума, но при этом циничен, эгоистичен, склонен к авантюрам и саморазрушению. В начале новеллы Печорин скептически относится к идее предопределения, считая, что человек сам творит свою судьбу. Однако гибель Вулича, которую он предчувствовал, заставляет его усомниться в своих убеждениях. Пытаясь разобраться в себе и в тайнах бытия, Печорин бросается в пучину событий, рискуя жизнью и испытывая судьбу. Финал новеллы не дает однозначного ответа на вопрос о том, пришел ли Печорин к какому-либо выводу относительно фатализма или же остался в своих сомнениях.
Поручик Вулич
Офицер, серб по происхождению, служивший вместе с Печориным. Вулич — яркий представитель фатализма. Он абсолютно убежден в том, что жизнь и смерть человека предопределены свыше, и никакие усилия не могут изменить уже написанный сценарий. Вулич — человек смелый, решительный, готовый отстаивать свои убеждения до конца. Его эксперимент с заряженным пистолетом — не просто безрассудная игра со смертью, а своеобразный вызов року, попытка доказать свою правоту на самом краю пропасти. Гибель Вулича, наступившая в тот же день, как будто подтверждает его слова о предопределении. Однако Лермонтов не дает однозначной оценки этому событию, оставляя читателя в размышлениях.
Другие персонажи
Помимо Печорина и Вулича, в новелле действуют и другие персонажи⁚ офицеры, собравшиеся на вечер, пьяный казак, убивший Вулича. Несмотря на то, что их роли менее значительны, они также вносят свой вклад в раскрытие темы фатализма и свободы воли. Офицеры, наблюдающие за экспериментом Вулича, воплощают различные оттенки отношения к вопросу о предопределении⁚ от скептицизма до суеверного страха. Пьяный казак, ставший невольным орудием рока, подчеркивает непредсказуемость и иррациональность жизни.
Краткий вывод
Новелла Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», завершающая роман «Герой нашего времени», — это философское размышление о сложных вопросах человеческого бытия, о роли судьбы и свободной воли в жизни человека. Лермонтов не даёт готовых ответов, а подталкивает читателя к собственным размышлениям, оставляя финал открытым и многозначительным.
В центре повествования — спор Печорина и Вулича, представляющих два противоположных взгляда на предопределение. Вулич, убеждённый фаталист, верит в неизбежность судьбы. Его эксперимент с заряженным пистолетом и трагическая гибель — иллюстрация его убеждений. Печорин, изначально скептически настроенный, после гибели Вулича оказывается втянут в водоворот событий, которые заставляют его усомниться в своих взглядах. Рискуя собой, он преследует убийцу, словно бросая вызов року. Но даёт ли это ему ответ на главный вопрос?
Лермонтов мастерски создает атмосферу таинственности и напряжения, используя приемы психологизма, яркие образы и символы. Ночная темнота, предчувствия героев, внезапные повороты сюжета — все это усиливает философское звучание новеллы.
«Фаталист» , это не только размышление о предопределении и свободе воли, но и глубокий психологический анализ человека, оказавшегося перед лицом непостижимых тайн бытия. Печорин, как и сам Лермонтов, ищет смысл жизни в мире, где царят случайность и неизбежность. И хотя однозначного ответа нет, сам процесс поиска, сомнений и метаний становится важнейшей частью человеческого пути.
Произведение оставляет после себя ощущение неразрешимой загадки, заставляя задуматься о собственном месте в мире, о том, что определяет наши поступки — свободная воля или неумолимый рок. Именно эта многогранность и глубина делают «Фаталиста» одним из самых пронзительных и философски насыщенных произведений русской литературы.
История создания «Фаталиста» так же увлекательна, как и сама повесть. Загадки и версии о прототипах героев делают произведение еще более интересным.
Споры о предопределении всегда актуальны. Лермонтов мастерски передает атмосферу неопределенности и напряжения, держа читателя в напряжении до самого конца.
Образ Печорина в «Фаталисте» особенно противоречив. Он словно бросает вызов судьбе, но в то же время не может избежать ее рокового влияния.
Лермонтов — мастер психологизма! Он тонко передает душевные метания героев, их сомнения и страхи перед неизбежным.
Интересно, как Лермонтов переплетает реальные события со своими философскими размышлениями. «Фаталист» заставляет задуматься о границах свободы и влиянии судьбы на наши жизни.