Хренников Тихон Николаевич⁚ Краткая биография
Хренников Тихон Николаевич – выдающийся советский и российский композитор‚ пианист‚ музыкально-общественный деятель и педагог. Родился 10 июня 1913 года в городе Ельце.
Ранние годы и образование
Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня (28 мая по старому стилю) 1913 года в городе Ельце Орловской губернии (ныне Липецкой области). Он был десятым‚ самым младшим ребенком в семье. Отец‚ Николай Иванович‚ работал приказчиком у местных купцов‚ а мать‚ Варвара Васильевна‚ вела домашнее хозяйство.
Музыкальный талант Тихона проявился в раннем детстве. С девяти лет он начал учиться играть на рояле‚ пел в школьном и церковном хорах‚ пробовал сочинять собственные музыкальные произведения.
В 1928 году‚ в возрасте пятнадцати лет‚ Хренников приехал в Москву‚ где показал свои работы известному музыканту и педагогу Михаилу Гнесину. Гнесин раз увидел потенциал юного дарования и в 1929 году Тихон поступил в Третий показательный государственный музыкальный техникум имени Гнесиных (ныне Музыкальное училище имени Гнесиных). Там он обучался одновременно в классе фортепиано у Эфраима Гельмана и в классе композиции у Михаила Гнесина‚ а также изучал полифонию у композитора Генриха Литинского.
В 1932 году‚ окончив Гнесинский техникум‚ Хренников был принят сразу на второй курс Московской консерватории. Его наставниками стали выдающиеся музыканты⁚ Виссарион Шебалин по композиции и Генрих Нейгауз по фортепиано. Уже в студенческие годы Хренников активно сочинял музыку⁚ писал произведения для фортепиано‚ романсы‚ музыку к театральным постановкам.
Начало творческого пути⁚ Театр и кино
Творческий путь Тихона Хренникова начался еще в студенческие годы. В 1933 году он начал сотрудничать с Московским детским театром под руководством Натальи Сац‚ с которой его связала многолетняя дружба. По заказу Сац Хренников написал музыку к антифашистской пьесе Николая Шестакова «Мик»‚ которая была тепло встречена публикой.
В 1936 году‚ сразу после окончания Московской консерватории‚ Хренников по предложению Владимира Немировича-Данченко приступил к работе над своей первой оперой «В бурю» по роману Николая Вирты «Одиночество». Премьера оперы‚ посвященной периоду Гражданской войны‚ состоялась в 1939 году в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка имела большой успех‚ а один из первых спектаклей посетил Иосиф Сталин.
Осенью того же года в Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего» в постановке Ильи Рапопорта с музыкой Хренникова. Особенно полюбились зрителям романс «Как соловей о розе» и Серенада Клаудио «Ночь листвою чуть колышет» на слова Павла Антокольского.
В 1939 году Хренников написал музыку к фильму «Бороться до конца» (режиссеры – Сигизмунд Навроцкий и В. Файнберг)‚ а в 1941 году – к ставшей невероятно популярной музыкальной кинокомедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Именно в этом фильме впервые прозвучала «Песня о Москве» на стихи Виктора Гусева‚ ставшая одним из символов столицы.
Ранние работы Хренникова в театре и кино определили основные направления его творчества⁚ яркая мелодичность‚ простота и доступность музыкального языка в сочетании с глубоким лиризмом снискали молодому композитору любовь широкой публики.
Хренников в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны творческая жизнь Тихона Хренникова‚ как и многих других советских композиторов‚ круто изменилась. Он активно включился в работу на Всесоюзном радио‚ создавая передачи для фронта‚ писал патриотические песни‚ самыми известными из которых стали «Все за родину»‚ «Есть на свете хороший городок»‚ «Прощание».
В октябре 1941 года Хренников с семьей был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург)‚ где с декабря того же года возглавил музыкальную часть Центрального театра Красной армии. Там он написал музыку к спектаклю «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова в постановке Алексея Попова. Эта музыка легла в основу балета «Гусарская баллада» (1979) на либретто Олега Виноградова и одноименного фильма Эльдара Рязанова (1962).
В 1942 году Хренников был вызван в Москву для участия в конкурсе на создание нового гимна СССР. В том же году состоялась премьера его Второй симфонии (до минор).
В 1944 году Хренников вошёл в состав Художественного совета по кинематографии и написал музыку к одному из самых известных фильмов о войне – «В шесть часов вечера после войны» режиссера Ивана Пырьева.
В марте 1945 года Хренников был направлен в распоряжение политуправления 1-го Белорусского фронта. Он выступал с концертами в действующих частях‚ госпиталях‚ а в мае 1945 года вместе с частями 8-й гвардейской армии вошёл в Берлин. 7 мая Хренников принял участие в легендарном «Концерте победителей»‚ который транслировался по радио из берлинской студии.
Военные годы стали для Хренникова временем напряженной творческой работы‚ наполненной патриотическим пафосом и верой в победу над врагом.
Во главе Союза композиторов СССР
В 1948 году в жизни Тихона Хренникова произошел неожиданный поворот⁚ он был назначен Иосифом Сталиным генеральным секретарем оргкомитета Союза советских композиторов‚ а вскоре и избран на пост главы этой влиятельной организации. Хренников возглавлял Союз композиторов СССР на протяжении 43 лет – с 1948 по 1991 год‚ став фактически «музыкальным руководителем» страны.
Его назначение совпало с началом борьбы с «формализмом» в музыке‚ развязанной советскими властями. Под огонь критики попали многие крупные композиторы‚ в т.ч. Дмитрий Шостакович‚ Сергей Прокофьев‚ Арам Хачатурян. Хренникову пришлось лавировать в сложной политической обстановке‚ пытаясь‚ с одной стороны‚ выполнять установки партийного руководства‚ а с другой – защищать своих коллег от необоснованных обвинений.
Хренников сыграл важную роль в организации гастролей советских музыкантов за рубежом‚ а также в приглашении в СССР известных зарубежных исполнителей. Благодаря его усилиям в 1958 году впервые посетила СССР группа американских композиторов‚ а в 1962 году состоялся первый приезд в Советский Союз Игоря Стравинского.
В то же время Хренников‚ будучи убежденным сторонником социалистического реализма в музыке‚ не всегда был готов к восприятию новых веяний и направлений в искусстве. Так‚ в 1979 году он подверг резкой критике творчество целой группы композиторов-авангардистов‚ что имело для них негативные последствия.
Должность главы Союза композиторов СССР сделала Хренникова одной из самых влиятельных фигур в советском музыкальном мире‚ но в то же время поставила его в зависимость от идеологических установок власти.
Поздние годы и наследие
Несмотря на огромную занятость общественной работой‚ Тихон Хренников никогда не оставлял композиторского творчества. В 1950-е годы он создал историческую оперу «Фрол Скобеев» (позднее переименованную в «Безродный зять»)‚ премьера которой состоялась в 1950 году‚ но была встречена критикой и вскоре снята с репертуара. В 1957 году в Большом театре была поставлена опера «Мать» по роману Максима Горького.
С 1961 года Хренников преподавал в Московской консерватории‚ с 1966 года – в звании профессора. Среди его учеников – многие известные музыканты‚ в т.ч. Вячеслав Овчинников‚ Максим Дунаевский‚ Александр Чайковский‚ Александр Градский.
Хренников продолжал писать музыку до глубокой старости. В его творческом наследии – оперы‚ балеты‚ симфонии‚ концерты‚ камерные сочинения‚ музыка к кинофильмам и театральным постановкам‚ а также множество песен‚ ставших популярными.
Тихон Николаевич Хренников скончался 14 августа 2007 года в Москве в возрасте 94 лет. Он похоронен на своей родине‚ в Ельце.
Музыка Хренникова отличается мелодичностью‚ доступностью‚ ярким национальным колоритом. Он был мастером крупных музыкальных форм‚ а также автором множества песен‚ которые и сегодня пользуются любовью слушателей.
Творчество Хренникова неразрывно связано с историей советской музыки. Он был одной из ключевых фигур музыкальной жизни страны на протяжении почти всего XX века.
Интересные факты
Тихон Хренников был страстным футбольным болельщиком. Он был поклонником московского «Спартака» и даже входил в состав правления этого клуба.
Хренников был автором музыки к более чем 30 кинофильмам. Его песни звучат в таких знаменитых картинах‚ как «Свинарка и пастух»‚ «В шесть часов вечера после войны»‚ «Верные друзья»‚ «Гусарская баллада» и многих других.
В 1973 году Хренникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был также лауреатом Ленинской премии‚ трех Сталинских премий‚ Государственных премий СССР и России.
Хренников славился своей феноменальной памятью. Он мог вспомнить и сыграть любое свое произведение‚ написанное много лет назад.
Композитор был известен своей любовью к шуткам и розыгрышам. Он обладал прекрасным чувством юмора и всегда был душой компании.
Несмотря на то‚ что Хренников многие годы возглавлял Союз композиторов‚ он никогда не был членом Коммунистической партии.
В Ельце‚ на родине композитора‚ открыт музей-усадьба Тихона Хренникова. В Москве на доме‚ где он жил‚ установлена мемориальная доска.
Значимые даты
10 июня 1913 года – рождение Тихона Николаевича Хренникова в городе Ельце.
1929 год – поступление в Третий показательный государственный музыкальный техникум имени Гнесиных.
1932 год – окончание техникума имени Гнесиных и поступление на второй курс Московской консерватории.
1933 год – начало сотрудничества с Московским детским театром под руководством Натальи Сац; написание музыки к спектаклю «Мик».
1936 год – окончание Московской консерватории; начало работы над оперой «В бурю»; написание музыки к спектаклю «Много шума из ничего».
1939 год – премьера оперы «В бурю» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
1941 год – написание музыки к кинофильму «Свинарка и пастух» (в т.ч. знаменитой «Песни о Москве»).
1942 год – участие в конкурсе на создание нового гимна СССР; премьера Второй симфонии (до минор).
1944 год – вхождение в состав Художественного совета по кинематографии; написание музыки к фильму «В шесть часов вечера после войны».
1948 год – избрание на пост главы Союза композиторов СССР (руководил организацией до 1991 года).
1950 год – премьера оперы «Фрол Скобеев» (позднее переименована в «Безродный зять»).
1957 год – премьера оперы «Мать» в Большом театре.
1961 год – начало преподавательской деятельности в Московской консерватории.
1973 год – присвоение звания Героя Социалистического Труда.
14 августа 2007 года – смерть Тихона Николаевича Хренникова в Москве.
Жду продолжения биографии! Интересно узнать больше о музыке Хренникова к спектаклям.
Статья информативная, но хотелось бы больше подробностей о творчестве Хренникова в театре и кино.
Спасибо за интересную статью! Вдохновляет история о том, как Хренников уже в студенческие годы активно сочинял музыку.
Очень интересно было узнать о ранних годах жизни Хренникова. В статье хорошо показано, как рано проявился его музыкальный талант.
Прекрасная статья о выдающемся композиторе! С удовольствием прочитала о его учебе у таких мастеров, как Гнесин, Шебалин, Нейгауз.