- Биография Кожедуба кратко
- Детство и юность
- Начало военной службы
- Подвиги во время Великой Отечественной войны
- Послевоенная карьера
- Награды и признание
- Интересные факты
- Позывной «02»
- Собственный механик
- «Свой» самолет
- Немецкий ас
- «Огневой таран»
- Встреча с противником
- Семья и увлечения
- Значимые даты
- Детство и юность⁚
- Военные годы⁚
- Послевоенная деятельность⁚
Биография Кожедуба кратко
Иван Никитович Кожедуб ‒ трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов. 8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой.
Детство и юность
Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины) в крестьянской семье. С детства увлекался авиацией, строил модели самолетов. После окончания семи классов школы в 1934 году поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
В техникуме Кожедуб увлекся спортом, занимался в аэроклубе. В 1939 году он окончил Шосткинский аэроклуб и был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков имени Ворошилова. С началом Великой Отечественной войны Кожедуб остался в школе инструктором и готовил летчиков для фронта.
Молодой Кожедуб рвался на фронт, но его просьбы долгое время отклонялись. Лишь в ноябре 1942 года он добился перевода в действующую армию. В марте 1943 года старший сержант Кожедуб прибыл в 240-й истребительный авиационный полк, вооруженный самолетами Ла-5.
Детство и юность Ивана Кожедуба прошли в атмосфере любви к своей родине и стремления к знаниям. Он усердно учился, активно занимался спортом и мечтал о небе. Эти качества, заложенные в детстве, помогли ему стать одним из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны.
Начало военной службы
В марте 1943 года старший сержант Кожедуб прибыл на Воронежский фронт в состав 240-го истребительного авиационного полка 302-й истребительной авиационной дивизии, вооруженного самолетами Ла-5. Сначала ему, как молодому летчику, не доверяли участие в серьезных боевых операциях, поручая лишь патрулирование и разведку.
Свой первый боевой вылет Кожедуб совершил 26 марта 1943 года в районе Курской дуги. Однако дебют оказался неудачным⁚ его Ла-5 был атакован немецким истребителем Me-109, а сам Кожедуб чудом остался жив, получив повреждения самолета. Вернувшись на аэродром, он был на грани отчисления из полка, но за него вступился опытный летчик майор И. М. Солдатов, заметивший потенциал молодого пилота.
6 июля 1943 года во время воздушного боя на Курской дуге٫ прикрывая бомбардировщики Пе-2٫ Кожедуб одержал свою первую воздушную победу٫ сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Эта победа стала поворотным моментом в его летной карьере. Кожедуб быстро освоился в бою и проявил себя как мужественный и хладнокровный летчик.
С первых дней на фронте Кожедуб стремился учиться у опытных товарищей, перенимая их мастерство. Он тщательно анализировал каждый свой вылет, совершенствуя тактику воздушного боя. Именно в этот период закладывались основы его будущих побед и славы одного из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны.
Подвиги во время Великой Отечественной войны
Слава о мастерстве Кожедуба росла с каждым боевым вылетом. Он участвовал в самых ожесточенных сражениях Великой Отечественной войны⁚ Курской битве, освобождении Правобережной Украины, Ясско-Кишиневской операции, боях в небе Румынии и Польши, штурме Берлина.
Кожедуб летал на истребителе Ла-5, а позже на Ла-7, который стал для него любимой машиной. Он разработал свою собственную тактику ведения воздушного боя, основанную на внезапности атаки, точности стрельбы и виртуозном владении техникой пилотирования.
К концу войны на счету Кожедуба было 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев и 64 сбитых самолета противника, включая истребители Me-109 и FW-190, бомбардировщики Ju-87 и Ju-88, штурмовик Hs-129, а также американский истребитель P-51 Mustang, по ошибке атаковавший его самолет.
За свои подвиги Кожедуб был трижды удостоен звания Героя Советского Союза (4 февраля 1944, 19 августа 1944, 18 августа 1945). Он стал единственным летчиком в истории СССР, трижды получившим это высокое звание за годы Великой Отечественной войны.
Имя Кожедуба стало легендой, символом мужества, героизма и высочайшего летного мастерства советских летчиков. Его подвиги вдохновляли на подвиги тысячи бойцов и командиров, приближая долгожданную победу над врагом.
Послевоенная карьера
После окончания Великой Отечественной войны Иван Кожедуб продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. Он окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а затем и Академию Генерального штаба.
Кожедуб командовал авиационным полком, дивизией, корпусом. В 1964 году ему было присвоено звание маршала авиации. С 1971 года Кожедуб занимал должность первого заместителя начальника Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС СССР.
Несмотря на высокие звания и должности, Кожедуб не оставлял летного дела. Он освоил реактивную технику и сам участвовал в испытательных полетах новых самолетов. Кожедуб внес значительный вклад в развитие советской авиации, совершенствование боевой подготовки летного состава.
Иван Никитович активно участвовал в общественной жизни, избирался депутатом Верховного Совета СССР. Он написал несколько книг о войне и своих боевых товарищах, в которых делился бесценным опытом, пропагандировал мужество и патриотизм;
До конца своих дней Кожедуб оставался верен авиации, был примером для подражания для многих поколений летчиков. Его имя навсегда вписано в историю советской авиации как символ мужества, героизма и высочайшего профессионализма.
Награды и признание
За свой вклад в победу над фашистской Германией и многолетнюю службу на благо Родины Иван Никитович Кожедуб был удостоен множества высоких наград и званий, как советских, так и иностранных.
- 4 февраля 1944 года ౼ за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника;
- 19 августа 1944 года ౼ за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника;
- 18 августа 1945 года ౼ за высокое воинское мастерство٫ отвагу и мужество٫ проявленные в боях.
- Ленина (трижды);
- Красного Знамени (семь раз);
- Александра Невского;
- Отечественной войны I степени (дважды);
- Красной Звезды;
- «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
- «Золотая Звезда» (трижды);
- «За боевые заслуги»;
- «За оборону Сталинграда»;
- «За взятие Берлина»;
- многие другие юбилейные и памятные медали.
Иностранные награды⁚
- орден «Virtuti militari» V класса (Польша);
- Крест Грюнвальда III степени (Польша);
- медаль «За Одру, Нису и Балтику» (Польша);
- медаль «За Варшаву 1939-1945» (Польша);
- Distinguished Flying Cross (США).
Имя Ивана Кожедуба стало синонимом воинской доблести, мужества и мастерства. Его подвиги увековечены в названиях улиц, скверов, школ и других объектов по всей России и Украине. Память о легендарном летчике бережно хранится в сердцах поколений.
Интересные факты
Жизнь и подвиги Ивана Никитовича Кожедуба полны ярких и удивительных моментов, которые раскрывают его не только как легендарного летчика, но и как незаурядную личность. Вот некоторые из них⁚
Позывной «02»
На протяжении всей войны Кожедуб летал с позывным «02». Этот номер был нарисован на борту его самолетов. Интересно, что «01» считался несчастливым номером в авиации, и летчики старались его избегать.
Собственный механик
У Кожедуба был личный механик ‒ старшина Василий Муравьев, который готовил его самолет к каждому вылету. Они были неразлучны на протяжении всей войны, и Кожедуб считал Муравьева своим талисманом.
«Свой» самолет
Кожедуб был очень привязан к своему боевому Ла-7, на котором он одержал большинство побед. После войны он добился, чтобы этот самолет передали в музей.
Немецкий ас
Однажды Кожедуб вступил в бой с немецким асом, на счету которого было более 60 побед. Бой был очень тяжелым, но Кожедуб одержал верх. Позже выяснилось, что немецкий летчик был сбит именно им.
«Огневой таран»
Кожедуб был одним из немногих летчиков, кто применил «огневой таран» ౼ рискованный прием, когда самолет противника поражается огнем из бортового оружия с предельно близкой дистанции.
Встреча с противником
После войны Кожедуб встречался с некоторыми немецкими летчиками, с которыми ему довелось сражаться в небе. Они с уважением отзывались о его летном мастерстве и мужестве.
Семья и увлечения
Кожедуб был женат, у него было двое детей. Он увлекался рыбалкой, охотой, любил проводить время на природе. Несмотря на всенародную славу, Кожедуб оставался скромным и доступным человеком.
Иван Никитович Кожедуб ౼ это не просто имя в списке героев. Это символ мужества, чести и безграничной преданности Родине. Его жизнь и подвиги ‒ яркий пример для подражания для всех поколений.
Значимые даты
Жизнь Ивана Никитовича Кожедуба ౼ это череда важных событий, каждое из которых оставило свой след в истории и в памяти людей. Вот некоторые из них⁚
Детство и юность⁚
- 8 июня 1920 года ౼ рождение Ивана Никитовича Кожедуба в селе Ображеевка٫ Черниговская губерния.
- 1934 год ౼ окончание семи классов школы и поступление в химико-технологический техникум в городе Шостка.
- 1939 год ‒ окончание Шосткинского аэроклуба и призыв в Красную Армию.
- 1940 год ౼ окончание Чугуевской военной авиационной школы летчиков имени Ворошилова.
Военные годы⁚
- Март 1943 года ‒ прибытие на Воронежский фронт в состав 240-го истребительного авиационного полка.
- 6 июля 1943 года ‒ первая воздушная победа, сбитый немецкий бомбардировщик Ju-87.
- 4 февраля 1944 года ‒ первое присвоение звания Героя Советского Союза.
- 19 августа 1944 года ‒ второе присвоение звания Героя Советского Союза.
- 18 августа 1945 года ‒ третье присвоение звания Героя Советского Союза.
Послевоенная деятельность⁚
- 1949 год ‒ окончание Военно-воздушной академии имени Жуковского;
- 1956 год ౼ окончание Академии Генерального штаба.
- 1964 год ‒ присвоение звания маршала авиации.
- 1971 год ‒ назначение на должность первого заместителя начальника Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС СССР.
- 8 августа 1991 года ‒ смерть Ивана Никитовича Кожедуба.
Каждая из этих дат ‒ это веха в биографии легендарного летчика, которая напоминает нам о его подвиге, мужестве и безграничной преданности своей Родине.
Настоящий ас! Десять сбитых самолетов — это невероятный результат. Важно помнить о подвигах наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину.
Хорошо написанная биография, кратко и по существу. Интересно было узнать о детстве и юности Кожедуба, о том, как он пришел в авиацию.
Очень интересно и познавательно! Спасибо, что напомнили о подвиге этого легендарного летчика. Кожедуб — настоящий герой, гордость нашей страны!