Краткая биография Поленова
Василий Дмитриевич Поленов (1 июня 1844‚ Санкт-Петербург — 18 июля 1927‚ усадьба Борок) ― выдающийся русский художник-передвижник‚ мастер пейзажной‚ исторической и жанровой живописи. Прославился картинами‚ наполненными светом‚ воздухом и лиризмом‚ в которых органично сочетались пленэрная живопись и декоративность.
Ранние годы и становление художника
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в образованной дворянской семье. Отец‚ Дмитрий Васильевич Поленов‚ был известным историком‚ археологом и библиографом. Мать‚ Мария Алексеевна‚ урожденная Воейкова‚ увлекалась живописью и писала детские рассказы.
С ранних лет Василия окружала атмосфера искусства и любви к знаниям. Важную роль в формировании его личности сыграли поездки в имение бабушки в Ольшанку Тамбовской губернии‚ где он впитывал красоту русской природы и знакомился с народными сказками и преданиями.
Первые уроки рисования Поленов получил дома. В 1859-1861 годах он занимался у Павла Петровича Чистякова‚ будущего известного педагога Академии художеств‚ который привил ему основы мастерства и пробудил интерес к изучению натуры.
В 1860 году‚ путешествуя с отцом по древнерусским городам‚ юный Поленов делал зарисовки архитектурных памятников‚ демонстрируя хорошую технику рисунка и владение перспективой.
В 1863 году Поленов окончил петербургскую гимзию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно он посещал вечерние классы Академии художеств. Посещение занятий в обоих учебных заведениях было распространенной практикой в то время⁚ получение университетского образования считалось необходимым для детей из интеллигентных семей.
Годы учебы в Академии художеств совпали с периодом бурных общественных дискуссий о путях развития российской культуры. Поленов был увлечен идеями демократизации искусства‚ близкими движению передвижников.
Академический период и пенсионерская поездка
В 1867 году‚ продолжая обучение в университете‚ Поленов поступил в Академию художеств уже как вольноприходящий студент. С 1869 года‚ окончив университет‚ он полностью посвятил себя занятиям живописью в мастерской исторической живописи Павла Чистякова.
В 1871 году Поленов окончил Академию художеств‚ получив за картину «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль. Эта награда давала право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу для совершенствования художественного мастерства.
С 1872 по 1876 годы Поленов путешествовал по Европе‚ посетил Германию‚ Италию и Францию. Он знакомился с классическим и современным искусством‚ копировал картины старых мастеров в музеях‚ писал этюды с натуры.
В Париже Поленов увлекся пленэрной живописью‚ позволяющей передать естественное освещение и воздушную перспективу. Он брал уроки в мастерской Шарля Глейра‚ одного из ведущих представителей французского импрессионизма.
Во время пенсионерской поездки Поленов создал ряд значительных произведений‚ свидетельствовавших о его стремлении соединить лучшие традиции русской реалистической школы с достижениями европейской живописной культуры.
Творческий путь и поиски стиля
Вернувшись в Россию в 1876 году‚ Поленов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок‚ разделяя их стремление сделать искусство доступным народу и отображать в нём реальную жизнь. Он участвовал в выставках передвижников‚ представляя на суд зрителей свои жанровые сцены‚ пейзажи и картины на исторические темы.
В конце 1870-х годов Поленов совершил путешествие по странам Балканского полуострова и Ближнего Востока. Эта поездка оказала огромное влияние на его творчество‚ обогатив его новыми сюжетами и колористическими решениями.
В 1881-1882 годах Поленов работал над масштабным полотном «Христос и грешница»‚ в котором он стремился передать евангельский сюжет через призму реалистических образов и пейзажей‚ увиденных им на Востоке.
Поленов много работал как пейзажист‚ мастерски передавая красоту русской природы‚ тихие уголки старой Москвы‚ очарование усадебной жизни. Он одним из первых русских художников стал использовать пленэрную живопись‚ привнося в свои работы ощущение света‚ воздуха и пространства.
В своих произведениях Поленов органично сочетал реалистичность изображения с декоративностью‚ лиризмом и тонким поэтическим чувством. Он стремился не только запечатлеть увиденное‚ но и передать свои чувства и переживания‚ создавая картины‚ наполненные светом‚ гармонией и любовью к жизни.
Поленов-пейзажист
Василий Поленов по праву считается одним из основоположников русского лирического пейзажа. Именно в этом жанре наиболее полно раскрылось его умение видеть и передавать поэзию повседневности‚ красоту русской природы‚ очарование неброских‚ на первый взгляд‚ мотивов.
Поленов стремился писать пейзажи с натуры‚ уделяя большое внимание изучению изменений состояния природы в зависимости от освещения‚ времени суток‚ погоды. Его этюды‚ выполненные в разное время года‚ поражают свежестью цветовой палитры и точностью передачи воздушной перспективы.
Художник любил изображать природу в ее спокойных‚ гармоничных проявлениях. Реки и озера‚ залитые солнцем луга‚ тихие усадебные парки — эти мотивы присутствуют во многих его работах.
Одним из самых известных произведений Поленова является картина «Московский дворик» (1878). В этой работе художник сумел передать атмосферу уютного‚ тихого уголка старой Москвы‚ где время словно бы остановилось.
Поленов не стремился к детализации‚ его пейзажи отличаются обобщенностью образов‚ лаконичностью композиции. Но при этом они наполнены глубоким лиризмом‚ тонким поэтическим чувством. Художник как бы приглашает зрителя остановиться‚ прислушаться к тишине‚ проникнуться красотой и гармонией окружающего мира.
Общественная деятельность и поздние годы
Василий Поленов был не только талантливым художником‚ но и активным общественным деятелем. Он считал‚ что искусство должно служить народу‚ нести красоту и просвещение в массы.
В 1882 году Поленов приобрёл небольшое имение Борок на берегу реки Оки‚ где впоследствии создал свой «художественный уголок». Он построил дом-мастерскую‚ разбил парк‚ организовал народный театр и художественную школу для крестьянских детей.
Поленов был убеждён‚ что театр обладает огромным воспитательным потенциалом. Он сам писал пьесы‚ проектировал декорации и костюмы‚ ставил спектакли‚ в которых с удовольствием играли и взрослые‚ и дети.
В 1890-е годы Поленов преподавал в Московском училище живописи‚ ваяния и зодчества‚ где воспитал целую плеяду талантливых художников; Среди его учеников были Исаак Левитан‚ Константин Коровин‚ Абрам Архипов и другие.
В советское время Поленов продолжал активно работать. Он создал ряд значительных произведений‚ участвовал в выставках‚ занимался общественной деятельностью. В 1926 году ему было присвоено звание Народного художника Республики.
Василий Дмитриевич Поленов скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе Борок. Его имя заняло почётное место в истории русского искусства‚ а его картины и сегодня поражают своей искренностью‚ поэтичностью и глубоким лиризмом.
Интересные факты
Жизнь и творчество Василия Дмитриевича Поленова были наполнены не только яркими красками‚ но и множеством увлекательных событий и необычных фактов⁚
- Семейное призвание к искусству⁚ Василий Поленов родился в семье‚ где искусство занимало особое место. Его мать‚ Мария Алексеевна‚ была художницей-любителем и детской писательницей. Сестра‚ Елена Дмитриевна Поленова‚ также стала известной художницей‚ мастером книжной иллюстрации и силуэтного портрета.
- Двойная учеба⁚ Поленов был разносторонне одаренным человеком. Он успешно сочетал учебу на юридическом факультете Петербургского университета с занятиями в Академии художеств. Подобная практика‚ хоть и требовала огромных усилий‚ свидетельствовала о широте интересов и стремлении к всестороннему развитию‚ характерном для представителей интеллигенции того времени.
- Пленэрная революция⁚ Поленов стал одним из первых русских художников‚ кто активно использовал пленэрную живопись – технику работы на открытом воздухе‚ позволяющую добиться особой естественности в передаче света и цвета. Его картины‚ наполненные светом и воздухом‚ произвели настоящую революцию в русском пейзаже.
- Восточное вдохновение⁚ Путешествие на Восток в конце 1870-х годов оказало огромное влияние на творчество Поленова. Он привёз из этой поездки множество этюдов и зарисовок‚ которые послужили материалом для его картин на библейские сюжеты и восточные темы. Яркие краски‚ необычные пейзажи‚ колоритные типажи навсегда остались в его памяти и творчестве.
- «Абрамцевский кружок»⁚ Поленов был близким другом семьи Мамонтовых и активным участником «Абрамцевского кружка» – сообщества художников‚ музыкантов‚ актеров‚ объединенных идеями возрождения национальной культуры. Он создавал декорации и костюмы для домашних спектаклей‚ участвовал в создании керамической мастерской в Абрамцеве.
- Театр для народа⁚ Поленов был убеждён‚ что искусство должно быть доступно всем. В своей усадьбе Борок он организовал народный театр‚ где ставил спектакли для крестьян и их детей. Сам писал пьесы‚ создавал декорации и костюмы‚ учил актерскому мастерству.
- «Абсолютный глаз» и любовь к фотографии⁚ Современники отмечали феноменальную зрительную память и точность глаза Поленова. Он увлекался фотографией‚ считая её важным вспомогательным инструментом для художника. В его архиве сохранилось множество фотографий‚ которые он делал во время своих путешествий и которые использовал в работе над картинами.
Все эти факты позволяют лучше понять многогранную личность Василия Дмитриевича Поленова – не только талантливого художника‚ но и педагога‚ общественного деятеля‚ человека широких интересов и убеждений.
Значимые даты
Жизнь и творчество Василия Дмитриевича Поленова были насыщены важными событиями‚ оставившими след в истории русской живописи. Вот некоторые из ключевых дат⁚
- 1 июня 1844 года⁚ Рождение Василия Дмитриевича Поленова в Санкт-Петербурге‚ в семье‚ где высоко ценили искусство и образование. Этот день положил начало пути будущего мастера‚ чьи произведения станут символом лирического пейзажа и исторической живописи.
- 1863 год⁚ Окончание Поленовым гимназии и поступление на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно он начинает посещать вечерние классы Академии художеств‚ демонстрируя свою разносторонность и тягу к искусству.
- 1871 год⁚ Блестящее окончание Поленовым Академии художеств. Его картина «Воскрешение дочери Иаира» удостоена большой золотой медали‚ открывшей перед молодым художником двери в мир большого искусства и позволившей отправиться в пенсионерскую поездку за границу.
- 1872-1876 годы⁚ Годы пенсионерской поездки Поленова по Европе. Он посещает Германию‚ Италию‚ Францию‚ знакомится с шедеврами мирового искусства‚ перенимает опыт европейских мастеров‚ увлекается пленэрной живописью. Этот период стал важным этапом в становлении его творческого метода.
- 1876 год⁚ Возвращение Поленова в Россию и вступление в Товарищество передвижных художественных выставок. Он разделяет идеи передвижников о приближении искусства к народу‚ о реалистическом отображении жизни.
- 1878 год⁚ Создание картины «Московский дворик»‚ ставшей одним из самых известных и любимых зрителями произведений Поленова. Эта работа‚ наполненная тихой поэзией и светом‚ отразила характерные черты творчества мастера – лиризм‚ внимание к деталям‚ любовь к русской природе.
- 1881-1882 годы⁚ Работа над монументальным полотном «Христос и грешница»‚ в котором Поленов стремится соединить евангельский сюжет с реалистической манерой и восточным колоритом.
- 1882 год⁚ Поленов приобретает имение Борок на Оке‚ которое становится для него не только домом‚ но и местом для творчества‚ экспериментов‚ воплощения своих идей в области театра‚ педагогики‚ народного просвещения.
- 18 июля 1927 года⁚ Кончина Василия Дмитриевича Поленова в усадьбе Борок. Завершился жизненный путь художника‚ оставившего яркий след в истории русской живописи‚ но его картины продолжают волновать и привлекать зрителей своей красотой‚ душевностью и искренностью.
Поленов — мастер света! Его картины всегда такие воздушные, наполненные солнцем. Сразу видно, что художник был влюблен в русскую природу.
Интересно было узнать о влиянии бабушкиного имения на творчество Поленова. Сразу представляются эти бескрайние просторы и природа, которые потом найдут отражение в его картинах.
Удивительно, как в одном человеке сочетались талант художника и юриста! Видимо, разностороннее образование было нормой для того времени.
Интересно было бы узнать больше о влиянии передвижников на творчество Поленова. Какие идеи демократизации искусства его увлекали?
Всегда поражался тому, как точно Поленов передавал архитектуру в своих работах. Видно, что сказывалось влияние отца-историка и ранние зарисовки памятников.