Краткое содержание рассказа «Вертел»
В рассказе рассказывается о мальчике Прошке, работающем на гранильной фабрике. Из-за тяжёлой работы он слаб и худ. Однажды с Прошкой знакомится барский сын Володя. Противопоставление судеб героев подводит к трагическому финалу.
Тяжелая доля Прошки
Главный герой рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» ⸺ мальчик Прошка. С раннего детства он вынужден работать на гранильной фабрике, принадлежащей жадному и бессердечному хозяину Ухову. Прошка выполняет самую тяжёлую и монотонную работу — он «вертел», вращая колесо для шлифовки камней.
Условия труда невыносимы⁚ сырой тёмный угол, тяжёлый физический труд, скудное питание и постоянные побои от старших рабочих калечат и без того слабое здоровье мальчика. Прошка лишён детства, у него нет ни дома, ни семьи, ни друзей, ни игрушек. Он одинок в своем горе и обречён на медленную смерть от непосильного труда.
Единственной отрадой для Прошки становятся редкие минуты созерцания клочка неба, который он видит из окна мастерской. Этот крохотный кусочек свободы напоминает мальчику о том, что где-то есть другой, прекрасный мир, недоступный для него.
Трагизм положения Прошки усугубляется контрастом с беззаботной жизнью барского сына Володи, с которым он знакомится. Володя, избалованный и капризный мальчик, поражен силой духа и трудолюбием Прошки. Он видит в нём пример для подражания, но не осознает всей глубины трагедии, разыгрывающейся на его глазах.
Знакомство с барыней и Володей
Однажды в мастерскую к Ухову приезжает барыня Анна Ивановна с сыном Володей. Она хочет показать мальчику, как живут и работают бедные дети, чтобы воспитать в нем сострадание и уважение к труду.
Встреча с Прошкой производит на барыню и ее сына сильное впечатление. Анна Ивановна поражена тяжелыми условиями труда и болезненным видом мальчика. Она пытается выяснить у хозяина, как тот обращается со своими работниками, но хитрый Ухов уверяет ее, что заботится о них, как о родных.
Володя, избалованный барский сын, видит в Прошке ровесника, но поражен его молчаливой покорностью судьбе и недетской серьезностью. Мальчики знакомятся, и Володя с любопытством разглядывает инструменты Прошки. Ему даже хочется самому попробовать покрутить тяжелое колесо, но это оказывается ему не под силу.
Барыня покупает у Ухова несколько камней и просит, чтобы их доставил Прошка. Так происходит первая встреча мальчика с другим миром — миром роскоши и благополучия, который так разительно отличается от его собственного.
Прошка в гостях у Володи
Барыня, впечатленная знакомством с Прошкой, приглашает его в гости. Для мальчика это первое в жизни посещение богатого дома; Он с робким любопытством рассматривает роскошную обстановку, пробует незнакомые лакомства, слушает игру на фортепиано.
Володя с гордостью демонстрирует Прошке свои многочисленные игрушки, которых у того никогда не было. Но, к удивлению барыни, Прошка не проявляет зависти или жадности. Он словно отвык от детских игр и радостей, и его больше интересует работа Володиных механических игрушек, чем возможность поиграть с ними.
Анна Ивановна пытается разговорить Прошку, расспрашивает о его жизни. Она тронута его недетской серьезностью и искренностью. Барыня предлагает Прошке остаться у нее, обещает учить его грамоте, но мальчик отказывается, не представляя себе жизни без привычного тяжелого труда.
Визит в богатый дом оставляет в душе Прошки сложные чувства. Он увидел другую сторону жизни, но не чувствует себя ее частью. Этот день еще больше подчеркивает его сиротство и одиночество.
Володя в гостях у Прошки
Встреча с Прошкой производит на впечатлительного Володю неизгладимое впечатление. Он начинает идеализировать тяжёлый труд мальчика, считая его героическим. Володе хочется быть похожим на Прошку, делить с ним тяготы жизни, и он уговаривает мать отпустить его в мастерскую.
Анна Ивановна, желая перевоспитать избалованного сына, соглашается на этот эксперимент. Она приводит Володю в мастерскую и просит Ухова разрешить мальчику попробовать себя в роли «вертела».
Володя с энтузиазмом берётся за работу, но быстро устаёт. Он не привык к физическому труду, его руки не слушаются, а монотонность работы наводит на него скуку. Прошка, наблюдая за потугами барского сына, понимает всю наивность и недолговечность его порыва.
Несмотря на кратковременность своего трудового энтузиазма, Володя выносит из посещения мастерской важный урок. Он начинает ценить свой беззаботный образ жизни и ещё больше сочувствует тяжёлой доле Прошки.
Болезнь и смерть Прошки
Тяжелый труд, скудное питание, отсутствие заботы и свежего воздуха подтачивают и без того слабое здоровье Прошки. Он начинает часто болеть, его мучает кашель, силы покидают мальчика.
Анна Ивановна, узнав о болезни Прошки, посылает к нему доктора. Но время уже упущено. Доктор понимает, что мальчику нужен покой, уход и питание, но изменить его судьбу уже не в его силах.
Барыня предлагает забрать Прошку к себе, обещает выходить его, но мальчик отказывается. Он слишком привык к своей убогой жизни и боится меняться даже ради спасения. Кроме того, Прошка не хочет становиться обузой для своих новых знакомых.
В конце рассказа Прошка умирает в одиночестве и забвении. Его смерть становится трагическим итогам безрадостного детства, проведенного в тяжелом труде и лишениях.
Финал рассказа пробуждает в читателе чувства горечи и сострадания к судьбе маленького труженика. Автор призывает к милосердию и вниманию к детям, лишенным родительской ласки и вынужденным с ранних лет бороться за выживание.
Коротко о главных персонажах
Прошка (Вертел)
Главный герой рассказа, мальчик-сирота, работающий на гранильной фабрике. Автор не называет его настоящего имени, лишь указывая на тяжёлый труд прозвищем «Вертел».
Прошка ⸺ олицетворение детского труда и бесправия в царской России. Он вынужден работать с ранних лет в нечеловеческих условиях, лишён детства, семьи и заботы. Несмотря на тяжелую долю, Прошка сохраняет лучшие человеческие качества⁚ трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства, благородство. Он не озлобился на мир, не жалуется на свою судьбу, а принимает её как данность.
Трагизм образа Прошки усиливается контрастом с беззаботной жизнью барского сына Володи. Встреча с семьей барыни становится для него лишь коротким проблеском света в тёмном царстве, усугубляя одиночество и обреченность.
Володя
Сын барыни Анны Ивановны, мальчик из богатой семьи. Он живет в роскоши, ни в чем не нуждается, окружен заботой и любовью. В отличие от Прошки, у него есть все возможности для счастливого детства⁚ образование, игрушки, красивые вещи, путешествия.
Володя ⸺ добрый и отзывчивый мальчик, он искренне сочувствует Прошке, восхищается его трудолюбием и силой духа. Он пытается понять жизнь своего сверстника, но делает это наивно, по-детски.
Образ Володи подчеркивает несправедливость социального устройства, где судьба человека предопределена его происхождением.
Анна Ивановна
Барыня, мать Володи. Женщина добрая и отзывчивая, она искренне сочувствует Прошке и пытается помочь ему. Однако её попытки изменить судьбу мальчика оказываются безуспешными.
Образ Анны Ивановны отражает трагедию «лишнего человека», который видит несправедливость окружающего мира, но не в силах её изменить.
Алексей Иванович Ухов
Хозяин гранильной фабрики, на которой работает Прошка. Жестокий и жадный эксплуататор, он наживается на детском труде, не считая нужным обеспечить своих работников даже самыми необходимыми условиями для жизни.
Образ Ухова символизирует бессердечность и жестокость общества, основанного на наживе и социальном неравенстве.
Краткий вывод
Рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Вертел» ⸺ это пронзительная история о трагической судьбе ребенка, лишенного детства и обреченного на медленную смерть от непосильного труда. Автор мастерски рисует безрадостную картину жизни простых людей в царской России, где царят нищета, болезни, бесправие и жестокость.
В центре повествования — контраст между двумя мирами⁚ миром богатства и роскоши, представленным семьей барыни, и миром нищеты и бесправия, который олицетворяет собой главный герой ⸺ мальчик Прошка.
Автор не дает читателю возможности остаться равнодушным к судьбе Прошки. Трагический финал рассказа заставляет задуматься о несправедливости социального устройства, где жизнь человека ценится так дешево.
Рассказ «Вертел» актуален и в наши дни, напоминая о том, что проблемы детского труда, социального неравенства и бесправия все еще существуют в мире. Автор призывает к милосердию, состраданию и ответственности за тех, кто слабее и беззащитнее нас.
Мастерство Мамина-Сибиряка проявляется в умении создавать яркие, запоминающиеся образы и трогательные сцены, которые производят на читателя глубокое эмоциональное воздействие. Язык рассказа прост и доступен, но в то же время выразителен и красок.
«Вертел», это не просто рассказ, а настоящий крик души писателя, который не мог оставаться равнодушным к страданиям народа. Это произведение, которое заставляет задуматься о жизни, о своем месте в ней и о том, что мы можем сделать, чтобы изменить мир к лучшему.
Интересно, как встреча с Прошкой повлияет на дальнейшую жизнь Володи? Задумается ли он о несправедливости?
Контраст между Прошкой и Володей очень ярко показывает пропасть между бедными и богатыми в то время.
Хочется верить, что такие рассказы заставляли людей задуматься о тяжелой жизни рабочих и детях, вынужденных работать наравне со взрослыми.
Жалко, что у Прошки нет никого, кто мог бы ему помочь. Даже маленький лучик надежды в виде неба не спасает его от тяжелой участи.
Тяжелая и грустная история, показывающая всю несправедливость жизни. Бедный Прошка!
Мамин-Сибиряк мастерски описывает тяжелую атмосферу фабрики и страдания маленького рабочего.