Вольтер⁚ краткая биография
Франсуа-Мари Аруэ, известный всему миру под псевдонимом Вольтер (1694-1778), был одним из самых влиятельных философов, писателей и общественных деятелей эпохи Просвещения. Родившись в Париже в семье нотариуса, он получил блестящее образование в иезуитском колледже. Вольтер прославился своими острыми сатирами, критикой религиозной нетерпимости и защитой свободы слова.
Ранние годы и начало литературной деятельности
Франсуа-Мари Аруэ, будущий Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в Париже٫ в семье нотариуса Франсуа Аруэ и его жены Мари Маргариты Домар. С ранних лет он демонстрировал острый ум и любознательность. Отец٫ желавший видеть сына юристом٫ отправил его учиться в престижный иезуитский колледж Людовика Великого.
Годы, проведенные в колледже (1704-1711), стали для юного Франсуа-Мари временем формирования бунтарского духа и свободолюбивых взглядов. Он преуспевал в учебе, изучая классическую литературу, философию, историю, но строгая дисциплина и религиозная догматика иезуитов вызывали у него протест. Уже тогда он начал писать стихи, отличавшиеся сатирической направленностью.
По окончании колледжа, по настоянию отца, Вольтер изучал право, но его истинной страстью оставалась литература. Он вращался в кругу парижской интеллигенции, посещал литературные салоны, где блистал остроумием и эрудицией. В 1712 году он написал свою первую пьесу, трагедию «Амулий и Нумитор», однако настоящий успех пришел к нему позже.
В 1717 году за едкие сатирические стихи, направленные против регента Филиппа Орлеанского, Вольтер был заключен в Бастилию. Этот эпизод стал поворотным в его жизни. В тюрьме он провел почти год, работая над поэмой «Генриада» ⸺ героическим эпосом, прославлявшим короля Генриха IV, и трагедией «Эдип», которая после постановки в 1718 году принесла ему громкий успех и сделала его имя известным всей Франции.
Ранний период творчества Вольтера отмечен становлением его сатирического дарования и интересом к драматургии. Он выступал против социальных пороков, религиозного фанатизма, злоупотреблений власти, отстаивая идеалы свободы, справедливости, разума. Эти годы стали прологом к его блестящей карьере писателя, философа, борца за права человека, чье имя стало символом эпохи Просвещения.
Зрелые годы⁚ творчество и общественная деятельность
Зрелые годы Вольтера были отмечены необычайной творческой активностью, общественной деятельностью и постоянной борьбой за свои убеждения. Он пишет пьесы, поэмы, философские трактаты, исторические исследования, ведет обширную переписку, активно участвует в общественной жизни Франции.
В 1726 году после конфликта с влиятельным аристократом Вольтер вынужден был покинуть Францию и отправиться в Англию. Три года٫ проведенные в этой стране (1726-1729)٫ оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения. Он восхищался английской системой правления٫ свободой слова٫ религиозной терпимостью٫ которые контрастировали с абсолютизмом и консерватизмом Франции.
Вернувшись на родину, Вольтер издает ряд произведений, в которых отразились его английские впечатления, – «Философские письма» (1734), «Обычаи и дух народов» (1735). В этих книгах он пропагандировал идеи конституционной монархии, гражданских свобод, религиозной толерантности, что вызвало резкое недовольство властей. «Философские письма» были публично сожжены, а сам Вольтер был вынужден бежать из Парижа.
В последующие годы он живет в разных местах – в замке Сирей у своей подруги маркизы дю Шатле, в Пруссии при дворе Фридриха II, в Женеве. Несмотря на преследования и гонения, Вольтер продолжает писать, создавая одни из самых известных своих произведений – философские повести «Кандид» (1760), «Простодушный» (1767), трагедию «Заира» (1732), исторические труды «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751).
Вольтер активно выступает против религиозного фанатизма, защищает несправедливо осужденных, борется за свободу слова и мысли. Его имение Ферней на границе Франции и Швейцарии становится центром притяжения для передовых людей Европы. Вольтер превращается в символ эпохи Просвещения, его идеи о свободе, разуме, справедливости вдохновляют людей на борьбу за лучший мир.
Философские взгляды и идеи Вольтера
Философские взгляды Вольтера формировались под влиянием английского эмпиризма, французского рационализма, а также его собственного богатого жизненного опыта. Он был убежденным сторонником разума, просвещения, прогресса, критиковал религиозный фанатизм, нетерпимость, суеверия.
Одним из ключевых понятий в философии Вольтера является деизм. Он верил в существование Бога как Творца Вселенной, но отрицал божественное вмешательство в дела людей и догматы церкви. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», – эта знаменитая фраза Вольтера отражает его представление о религии как о необходимом инструменте нравственности, порядка в обществе.
Вольтер был страстным борцом за справедливость, гуманизм, толерантность. Он осуждал рабство, пытки, религиозные преследования, выступал за свободу совести, равенство всех перед законом. «Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать», – эти слова стали символом его борьбы за свободу слова.
В своих философских повестях, таких как «Кандид», «Простодушный», «Задиг», Вольтер с помощью сатиры, иронии, гротеска высмеивал общественные пороки, невежество, фанатизм. Он призывал к критическому мышлению, просвещению, утверждая, что только разум и знание могут сделать человека свободным и счастливым.
Философское наследие Вольтера оказало огромное влияние на развитие европейской мысли. Его идеи о свободе, равенстве, братстве легли в основу французского Просвещения, а затем и всего западного либерализма. Он научил людей мыслить критически, бороться за свои права, верить в торжество разума и прогресса.
Поздние годы и наследие
Последние два десятилетия жизни Вольтер провел в своем имении Ферней, расположенном на границе Франции и Швейцарии. Здесь он создал настоящий интеллектуальный центр, куда съезжались философы, писатели, ученые со всей Европы. Несмотря на преклонный возраст, Вольтер продолжал активно работать, писать, бороться за справедливость.
Он не оставался равнодушным к несправедливости и жестокости, свидетелем которых становился. Так, в 1762 году он встал на защиту протестанта Жана Каласа٫ обвиненного в убийстве сына и казненного на основании ложных показаний. Вольтер добился пересмотра дела и посмертного оправдания Каласа٫ превратив этот случай в символ борьбы с религиозным фанатизмом и судебным произволом;
В Фернее Вольтер написал свои последние крупные произведения – философскую повесть «Простодушный» (1767), трагедию «Ирен» (1778) и другие. Он продолжал переписываться с монархами и влиятельными деятелями Европы, отстаивая идеи просвещения, гуманизма, толерантности.
В феврале 1778 года Вольтер, уже будучи тяжело больным, решил вернуться в Париж, чтобы присутствовать на премьере своей новой пьесы «Ирен». Его приезд вызвал настоящую сенсацию, его встречали как национального героя. Однако торжество было недолгим – 30 мая 1778 года Вольтер скончался в возрасте 83 лет.
Смерть Вольтера стала огромной потерей для всего просвещенного мира. Он оставил после себя огромное литературное наследие – пьесы, повести, романы, трактаты, письма, которые и сегодня поражают своей актуальностью, остротой мысли, блеском стиля. Но главное – он оставил после себя идеи, которые изменили мир, идеалы свободы, разума, гуманизма, которые продолжают вдохновлять людей на борьбу за лучший мир.
Значение Вольтера в истории и культуре
Вольтер по праву считается одним из величайших мыслителей и писателей XVIII века, оказавшим огромное влияние на формирование современного западного мира. Его идеи стали знаменем эпохи Просвещения, вдохновляли революционеров по обе стороны Атлантики и продолжают оставаться актуальными и по сей день.
Вольтер был неутомимым борцом за разум, свободу совести, справедливость, толерантность. Он критиковал религиозный фанатизм, деспотизм, суеверия, отстаивал права человека на свободу мысли, слова, вероисповедания. Его острые сатирические произведения высмеивали пороки общества, призывали к просвещению, критическому мышлению, утверждали торжество разума над невежеством.
Философские взгляды Вольтера оказали огромное влияние на развитие европейской мысли. Он был убежденным деистом, верившим в Бога как Творца Вселенной, но отрицавшим божественное вмешательство в дела людей и догматы церкви. Вольтер отстаивал идею естественной религии, основанной на разуме и нравственности.
Литературное наследие Вольтера поражает своим разнообразием и глубиной. Он был автором пьес, поэм, романов, философских трактатов, исторических исследований, обширной переписки. Его произведения отличались ясностью мысли, блестящим стилем, острым юмором, неумолимой сатирой. «Кандид», «Простодушный», «Философские письма», «История Карла XII» – эти и другие произведения Вольтера стали классикой мировой литературы.
Вольтер был не только гениальным писателем, но и активным общественным деятелем. Он защищал несправедливо осужденных, боролся за свободу слова и вероисповедания, отстаивал права человека. Его имя стало символом борьбы за справедливость, просвещение, гуманизм.
Интересные факты
Жизнь и творчество Вольтера полны интересных, а порой и парадоксальных фактов, которые ярко иллюстрируют его многогранную личность, острый ум и непоколебимую веру в силу разума. Вот лишь некоторые из них⁚
- Псевдоним с секретом. Настоящее имя Вольтера – Франсуа-Мари Аруэ. Происхождение его знаменитого псевдонима до сих пор остается загадкой. Существуют разные версии⁚ анаграмма его фамилии, название родового поместья, ссылка на его характер (voltaire созвучно с «volontiers» – «охотно», «с удовольствием», что намекало на его острый язык и любовь к полемике).
- Дважды узник Бастилии. За свои едкие сатирические стихи, направленные против сильных мира сего, Вольтер дважды оказывался в заключении в Бастилии – в 1717 и 1726 годах. Тюремное заключение не сломило его дух٫ напротив٫ в эти периоды он продолжал писать٫ именно в Бастилии он начал работу над поэмой «Генриада»٫ которая принесла ему первый литературный успех.
- Любовь к кофе. Вольтер был страстным поклонником кофе и, по некоторым данным, выпивал до 50 чашек этого напитка в день. Существует легенда, что врач предупредил его о вреде кофе для здоровья, на что Вольтер ответил⁚ «В таком случае он убивает меня очень медленно, ведь я пью его уже семьдесят лет».
- Дружба с королями. Несмотря на свою критическую позицию по отношению к власти, Вольтер пользовался расположением некоторых европейских монархов. Он был другом прусского короля Фридриха II, с которым вел оживленную переписку, а также некоторое время жил при его дворе. Однако их отношения были сложными и неоднозначными, и в конечном итоге дружба закончилась разрывом.
- Борьба за справедливость. Вольтер был неравнодушен к чужой беде и всегда был готов встать на защиту несправедливо обвиненных. Дело Жана Каласа, протестанта, казненного по ложному обвинению в убийстве сына, стало символом его борьбы с религиозным фанатизмом и судебным произволом. Вольтер добился пересмотра дела и посмертного оправдания Каласа, доказав его невиновность.
- Триумфальное возвращение в Париж. В 1778 году, за несколько месяцев до своей смерти, Вольтер, уже будучи тяжело больным, решил вернуться в Париж. Его приезд вызвал настоящий фурор, его встречали как национального героя, его пьесу «Ирен» принимали с триумфом. Это был последний акт в жизни великого просветителя, его прощание с Францией, которую он любил и ненавидел, критиковал и защищал.
- Сердце Вольтера. После смерти Вольтера его сердце было извлечено из тела и помещено в специальный ларец. Впоследствии оно переходило из рук в руки, пока не было передано в Национальную библиотеку Франции, где хранится и по сей день. Эта история стала символом неугасаемого интереса к личности Вольтера, его мыслям, идеям, которые продолжают волновать людей и в XXI веке.
Вольтер был сложной и противоречивой фигурой, гением, опередившим свое время. Его жизнь была полна борьбы, творчества, любви, ненависти, триумфов и разочарований; Но он всегда оставался верен своим идеалам – разуму, свободе, справедливости, и именно за это его имя навсегда вписано в историю мировой культуры.
Значимые даты
Жизнь Вольтера, насыщенная событиями, путешествиями, творческими взлетами и столкновениями с властью, может быть представлена в ключевых датах, отражающих вехи его биографии и творческого пути⁚
- 21 ноября 1694 года ⸺ в Париже, в семье нотариуса, родился Франсуа-Мари Аруэ, будущий великий Вольтер.
- 1704-1711 годы٫ годы учебы в иезуитском колледже Людовика Великого٫ где юный Вольтер проявил блестящие способности к учебе и свободолюбивый характер.
- 1717 год — первое заключение в Бастилию за сатирические стихи٫ направленные против регента Франции. Этот эпизод стал поворотным в жизни Вольтера٫ укрепив его бунтарский дух.
- 1718 год ⸺ премьера трагедии «Эдип», имевшая грандиозный успех и принесшая Вольтеру славу первого драматурга Франции.
- 1726-1729 годы ⸺ вынужденная эмиграция в Англию, где Вольтер знакомится с идеями конституционной монархии, свободы слова и вероисповедания, оказавшими огромное влияние на его мировоззрение.
- 1734 год, публикация «Философских писем», в которых Вольтер пропагандировал идеи английского Просвещения, критиковал абсолютизм и религиозную нетерпимость. Книга вызвала скандал, была публично сожжена, а Вольтер вынужден был бежать из Парижа.
- 1734-1749 годы — период жизни в замке Сирей у маркизы дю Шатле, ставшей его близким другом и соратницей. В эти годы Вольтер много пишет, работает над историческими трудами, философскими повестями, трагедиями.
- 1750-1753 годы ⸺ пребывание в Пруссии при дворе Фридриха II, которого Вольтер считал просвещенным монархом. Однако их отношения были сложными и закончились разрывом.
- 1755 год ⸺ переезд в Женеву, где Вольтер покупает дом и надеется обрести покой и свободу творчества. Однако и здесь он сталкивается с неприятием своих идей.
- 1758 год ⸺ Вольтер приобретает имение Ферней на границе Франции и Швейцарии, которое становится его постоянным местом жительства и центром притяжения для просвещенной Европы.
- 1759 год ⸺ публикация философской повести «Кандид٫ или Оптимизм»٫ ставшей одним из самых известных произведений Вольтера٫ в котором он с помощью сатиры и иронии высмеивал философский оптимизм и несовершенство мира.
- 1762 год ⸺ начало «дела Каласа» — Вольтер включается в борьбу за оправдание невинно осужденного, что становится примером его активной гражданской позиции и борьбы за справедливость.
- 1767 год — публикация философской повести «Простодушный», в которой Вольтер продолжил критику социальных пороков и несовершенства человеческой природы.
- Февраль 1778 года — триумфальное возвращение Вольтера в Париж, где он был встречен как национальный герой. Его последняя пьеса «Ирен» имела огромный успех.
- 30 мая 1778 года — в Париже на 84 году жизни скончался великий Вольтер. Его смерть стала невосполнимой потерей для всего просвещенного мира.
Эти даты – лишь вехи на долгом и сложном пути Вольтера, философа, писателя, борца за справедливость, чьи идеи оказали огромное влияние на формирование современного мира.
Заинтриговало! Кажется, жизнь Вольтера была полна приключений и испытаний. Обязательно прочту биографию до конца.
Не знала, что Вольтер учился у иезуитов. Интересно, как строгое воспитание повлияло на его свободолюбивые взгляды?
Интересное начало биографии! Сразу видно, что Вольтер был незаурядной личностью. Хочется узнать больше о его бунтарском духе и о том, как формировались его взгляды.