- 19 октября Пушкин⁚ краткий пересказ
- Лицейские годы и значение даты 19 октября
- Тематика и настроение стихотворения «19 октября» 1825 года
- Образы друзей в стихотворении «19 октября»
- Художественные средства и символизм в стихотворении
- Значение стихотворения «19 октября» в творчестве Пушкина
- Коротко о главных персонажах
- Иван Пущин
- Антон Дельвиг
- Александр Горчаков
- Вильгельм Кюхельбекер
- Краткий вывод
19 октября Пушкин⁚ краткий пересказ
Стихотворение «19 октября» написано в 1825 году в ссылке. Пушкин вспоминает друзей и лицейские годы, грустит, что не может отметить годовщину вместе с ними. Он описывает радость встреч, горечь разлук и потерь, силу их братского союза.
Лицейские годы и значение даты 19 октября
19 октября 1811 года ― особая дата в жизни Пушкина. В этот день открылся Царскосельский лицей, ставший для юного поэта вторым домом на шесть лет. Здесь он нашёл не только знания, но и верных друзей, разделивших с ним радости и горести юности. Лицей стал для Пушкина колыбелью свободомыслия, местом рождения первых стихов, началом творческого пути.
Дата 19 октября превратилась для Пушкина и его лицейских товарищей в священный день – день памяти о беззаботной юности, крепкой дружбе и первых творческих успехах. Ежегодно они старались собраться вместе, чтобы вспомнить лицейские годы, поделиться новостями, поддержать друг друга.
В стихотворении «19 октября» эта дата приобретает символическое значение. Она становится не просто днём рождения учебного заведения٫ а олицетворением нерушимой дружбы٫ верности идеалам юности٫ ностальгии по прошлому. Пушкин показывает٫ как важны для человека корни٫ связь с местами٫ где формировалась его личность.
Тематика и настроение стихотворения «19 октября» 1825 года
Стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году, пронизано сложной гаммой чувств⁚ от светлой грусти и ностальгии до глубокой печали и щемящей тоски по ушедшей юности. Основная тема произведения – лицейское братство, неподвластное времени и расстоянию.
В первой части стихотворения преобладают минорные ноты. Пушкин, находясь в ссылке, тоскует по друзьям, ощущает своё одиночество особенно остро. Он с грустью описывает осенний пейзаж, который словно вторит его настроению. Холодный, унылый день символизирует вынужденную разлуку с близкими по духу людьми.
Однако постепенно настроение стихотворения меняется. Воспоминания о лицейских годах, о веселых шалостях, общих мечтах и планах согревают душу поэта. Он обращается к каждому из друзей, вспоминает их индивидуальные черты, таланты, дорогие сердцу моменты. В этих строках сквозит светлая грусть, ностальгия по ушедшей юности, но нет места отчаянию.
Финал стихотворения звучит торжественно и жизнеутверждающе. Пушкин поднимает бокал за лицей, за дружбу, за учителей. Он верит, что их братский союз преодолеет все испытания.
Образы друзей в стихотворении «19 октября»
В стихотворении «19 октября» Пушкин создает целую галерею портретов своих лицейских друзей, которые предстают не абстрактными образами, а живыми людьми с яркими индивидуальностями. Каждый из них дорого поэту по-своему.
Пущин – первый, кто навестил Пушкина в ссылке, верный и преданный друг, готовый разделить тяготы изгнания. Горчаков – счастливец с первых дней, но сохранивший душевную простоту и верность дружбе. Дельвиг, «сын лени вдохновенный», пробудил в Пушкине угасший было творческий огонь.
С особой теплотой вспоминает Пушкин Кюхельбекера, «кудрявого певца», который навсегда остался для него символом юности и поэтического вдохновения. Он скончался в Италии, и Пушкин с горечью отмечает, что над его могилой нет даже надписи на родном языке.
Обращаясь к каждому из друзей, Пушкин воспроизводит в памяти черты их характеров, привычки, увлечения. Он вспоминает общие прогулки, беседы, творческие споры. Эти воспоминания наполняют его душу светом и теплом, помогают преодолеть горечь одиночества.
Важно отметить, что Пушкин не идеализирует своих друзей. Он видит их недостатки, ошибки, слабости. Но именно это делает их образы еще более живыми и трогательными.
Художественные средства и символизм в стихотворении
В стихотворении «19 октября» Пушкин мастерски использует разнообразные художественные средства, чтобы передать свои чувства и создать яркие образы. Унылый осенний пейзаж в начале стихотворения («роняет лес багряный свой убор», «скроется за край окружных гор») нарисован с помощью эпитетов и олицетворений, которые подчеркивают одиночество и печаль лирического героя.
Противопоставление холодного внешнего мира («пустынная келья», «осенней стужи друг») и теплоты воспоминаний о лицее («огонь в очах», «сладок был их лаской наш удел») создает особую атмосферу стихотворения, подчеркивает ценность дружбы.
Пушкин использует риторические вопросы («Но многие ль и там из вас пируют?», «Кто не пришел? Кого меж вами нет?»), чтобы передать волнение и желание узнать, как сложились судьбы его товарищей.
Важную роль в стихотворении играет символика. Так, лицей становится символом не только учебного заведения, но и свободы, юности, братства. Осенний пейзаж ассоциируется с увяданием, грустью, но в то же время с очищением и преображением.
Ярким символом является и бокал вина, который герой поднимает за друзей. Он олицетворяет собой единство, братство, силу духа.
Значение стихотворения «19 октября» в творчестве Пушкина
Стихотворение «19 октября» занимает особое место в творчестве Пушкина. Оно не просто посвящено воспоминаниям о юности, но и отражает важнейшие мотивы его поэзии⁚ тему дружбы, памяти, связи времен.
В этом произведении впервые так сильно и проникновенно звучит тема лицейского братства, которая будет волновать Пушкина на протяжении всего творческого пути. Лицейские друзья станут для него опорой в трудные моменты жизни, источником вдохновения, хранителями его духовных ценностей.
Стихотворение «19 октября» также важно с точки зрения развития Пушкиным жанра дружеского послания. Оно выходит за рамки узко личного произведения и приобретает общечеловеческое звучание٫ говоря о важности памяти о прошлом٫ о верности идеалам юности٫ о цене настоящей дружбы.
Написанное в ссылке, в условиях одиночества и вынужденной изоляции, стихотворение утверждает силу человеческого духа, способность сохранить верность себе и своим идеалам даже в самых трудных жизненных испытаниях.
«19 октября» — это не только ностальгический взгляд в прошлое, но и своего рода творческое кредо Пушкина, утверждающее незыблемость вечных ценностей — дружбы, любви, памяти.
Коротко о главных персонажах
В стихотворении «19 октября» Пушкин обращается к своим лицейским друзьям, вспоминая их яркие личности и общие моменты. Вот некоторые из них⁚
Иван Пущин
Ближайший друг Пушкина, разделявший с ним не только лицейские годы, но и взгляды на жизнь, литературу, политику. Пущин первым посетил поэта в ссылке в Михайловском, чем оказал ему огромную моральную поддержку. В стихотворении он назван «поэта дом опальный», что говорит об их духовной близости и взаимопонимании.
Антон Дельвиг
Талантливый поэт, литератор, издатель. Пушкин отмечает его вдохновенность, глубину таланта, называя «сыном лени вдохновенным». Дельвиг был для Пушкина не только другом, но и единомышленником в литературе, они вместе мечтали о развитии русской поэзии.
Александр Горчаков
Выдающийся дипломат, впоследствии — канцлер Российской империи. Пушкин характеризует его как «счастливец с первых дней», подчеркивая его удачливость и блестящую карьеру. Однако поэт радуется, что успех не испортил Горчакова, он остался верным другом и человеком чести.
Вильгельм Кюхельбекер
Поэт, писатель, общественный деятель. Пушкин называет его «кудрявым нашим певцом» и с особой теплотой вспоминает его музыкальный талант и страстный характер. Кюхельбекер умер молодым, и Пушкин с горечью отмечает, что его могила находится в далекой Италии.
Каждый из друзей занимает особое место в сердце лирического героя. Вспоминая их, Пушкин восстанавливает в памяти дорогие моменты прошлого, подчеркивая ценность и нерушимость их дружеского союза.
Краткий вывод
Стихотворение Александра Пушкина «19 октября», написанное в 1825 году, представляет собой не просто дань памяти лицейским годам, но и глубокое философское размышление о дружбе, верности, неизбежности течения времени и ценности человеческих связей.
Находясь в ссылке, вдали от друзей, Пушкин остро ощущает одиночество и тоску по прошлому. Осенний пейзаж, который он рисует в начале стихотворения, словно отражает его настроение. Однако воспоминания о беззаботной юности, о лицейском братстве согревают его душу.
Обращаясь к каждому из друзей, Пушкин воссоздает их индивидуальные образы, подчеркивая те качества, которые делали их дружбу такой крепкой и ценной. Он вспоминает их общие увлечения, мечты, творческие поиски.
«19 октября» — это не только ностальгический взгляд в прошлое, но и утверждение силы человеческого духа, способного сохранить верность себе и своим идеалам, несмотря на удары судьбы. В конце стихотворения звучит вера в то, что лицейское братство преодолеет все испытания, и друзья снова будут вместе.
«19 октября» , одно из самых проникновенных и искренних стихотворений Пушкина, в котором отразились его глубочайшие чувства и размышления о жизни, дружбе и предназначении человека.
Спасибо за интересный анализ! Особенно понравилась трактовка даты 19 октября как символа нерушимой дружбы и верности идеалам юности.
Статья помогла лучше понять чувства и мысли Пушкина, его тоску по друзьям и лицейским годам. Спасибо автору!
Какая чудесная статья! Автор очень точно передал атмосферу стихотворения «19 октября» и его значение для самого Пушкина. Действительно, лицейская дружба была для него святыней.
Прекрасный анализ! Автор обратил внимание на все важные аспекты стихотворения — и на его тематику, и на настроение, и на символику.
Спасибо за интересную статью! Она помогла мне по-новому взглянуть на знакомое со школы стихотворение Пушкина.
Замечательный разбор! Чувствуется глубокое знание материала и любовь к творчеству Пушкина. Сразу захотелось перечитать само стихотворение.
Очень доступно и понятно написано о сложном. Даже не зная историю создания стихотворения, можно проникнуться его настроением.
Очень интересно было узнать о значении даты 19 октября для Пушкина и его лицейских товарищей.