Анализ стихотворения Державина «Признание»
В этом стихотворении, написанном в 1807 году, Державин оглядывается на свою жизнь и творчество. Он признаётся, что всегда был искренним и прямым, иногда даже резким в своих суждениях. Поэт ставит человечность и нравственность выше внешнего лоска и лицемерия, не боясь критики и осуждения.
Вступление
Гавриил Романович Державин – один из ярчайших представителей русской литературы XVIII века. Его творчество, отмеченное смелостью мысли и новаторством формы, оказало значительное влияние на развитие русской поэзии. Будучи поэтом-классицистом, Державин не боялся нарушать каноны, привнося в свои произведения живые эмоции, искренность и глубокие размышления о человеке, его месте в мире и смысле жизни.
На склоне лет, оглядываясь на пройденный творческий путь, Державин создает стихотворение «Признание» (1807 г.). Это произведение – своеобразная исповедь поэта, его творческое кредо, обращенное как к современникам, так и к потомкам. В нем Державин с предельной откровенностью говорит о своих принципах, взглядах на жизнь и литературу, подводя итог многолетней творческой деятельности.
Стихотворение «Признание» привлекает внимание читателя своей искренностью, безыскусностью, отсутствием ложного пафоса и высокопарности. Державин предстает перед нами не как прославленный поэт, а как обычный человек, не лишенный слабостей, но при этом верный своим идеалам и убеждениям. Это произведение, наполненное глубоким философским смыслом, и сегодня не теряет своей актуальности, заставляя задуматься о вечных ценностях, истинной сущности человека и предназначении искусства.
Тема и идея стихотворения
В центре стихотворения Державина «Признание» – тема нравственного выбора человека и поэта, его предназначения в мире. Державин рассуждает о том, что подлинная ценность личности не во внешней атрибутике (сан, богатство, слава), а во внутренней чистоте, честности и верности своим убеждениям.
Главная идея стихотворения – утверждение права художника на искренность и независимость суждений. Державин признается, что всегда следовал велению сердца, не боясь высказывать правду, даже если это шло вразрез с мнением большинства. Он подчеркивает, что не стремился угодить сильным мира сего, не лицемерил и не притворялся, предпочитая открытость и прямоту.
Стихотворение проникнуто духом просветительского рационализма. Державин воспевает разум, знание, образованность как основу нравственного совершенствования человека. Он верит в силу слова, способного пробудить в людях лучшие чувства, бороться с несправедливостью и пороками общества.
В «Признании» Державин подводит итог своей жизни и творчества, утверждая, что всегда стремился быть верным себе и своим идеалам. Он не боится признать собственные ошибки и слабости, что делает его образ еще более человечным и близким читателю. Стихотворение пронизано верой в торжество разума, справедливости и добра, что придает ему оптимистическое звучание.
Таким образом, «Признание» – это не просто исповедь поэта, но и философское размышление о смысле жизни, о назначении искусства, о вечных ценностях, которые остаются неизменными во все времена.
Композиция и образ лирического героя
Стихотворение «Признание» построено в форме монолога-исповеди лирического героя, которым выступает сам автор. Композиционно произведение можно разделить на три части, связанные между собой единой логикой развития авторской мысли.
В первой части Державин с прямотой, граничащей с резкостью, заявляет о своей неспособности к лицемерию и притворству. Он отрицает желание казаться лучше, чем он есть, подчеркивая свою независимость от чужого мнения⁚ «Не умел я притворяться, / На святого походить...».
Вторая часть раскрывает нравственные ориентиры лирического героя. Он ценит «чистосердечье», искренность в отношениях с людьми, руководствуется в жизни велениями «ума и сердца». Державин подчеркивает, что именно эти качества были источником его вдохновения, «гением» его творчества.
В третьей части звучит авторское признание в том, что он не идеален, что на его жизненном пути были ошибки и заблуждения. Но даже осознавая свои недостатки, лирический герой не отрекается от своих принципов, считая их единственно верными.
Образ лирического героя «Признания» автобиографичен. Державин предстает перед нами как человек независимый, прямодушный, не склонный к компромиссам. Он не боится критики и осуждения, оставаясь верным своим убеждениям. Вместе с тем, лирический герой не лишен самоиронии, он способен критически взглянуть на себя со стороны, признать собственные слабости. Это делает его образ более живым и достоверным, вызывая у читателя неподдельное уважение и симпатию.
Язык и художественные средства
Язык стихотворения Державина «Признание» отличается простотой, ясностью и лаконичностью. Автор использует разговорные интонации, что приближает текст к читателю, делает его более доступным для восприятия.
В стихотворении практически отсутствуют пышные метафоры и сложные эпитеты, свойственные классицистической поэзии. Державин отдает предпочтение точным, выразительным словам, которые помогают создать образ честного, прямодушного человека, не склонного к пустословию.
Среди художественных средств, использованных в стихотворении, можно отметить следующие⁚
- Антитеза⁚ противопоставление «святого» и «философа» истинным ценностям лирического героя – «чистосердечью», «уму и сердцу человечьему» – помогает автору подчеркнуть фальшь и лицемерие, царящие в обществе.
- Инверсия⁚ необычный порядок слов в предложении («Не умел я притворяться...», «Я любил чистосердечье...») – усиливает смысловую нагрузку важных слов, привлекает к ним внимание читателя.
- Риторические вопросы⁚ («Что ж?» – в конце первой строфы) – придают тексту эмоциональность, заставляют задуматься над поставленными вопросами.
Важную роль в стихотворении играет лексика. Державин использует слова с ярко выраженной эмоционально-оценочной окраской⁚ «чистосердечье», «гений», «притворяться», «надуваться». Это помогает создать образ лирического героя, передать его душевное состояние, отношение к окружающему миру.
Таким образом, язык и художественные средства стихотворения «Признание» служат одной цели – созданию образа честного, прямодушного человека, верного своим убеждениям, не боящегося высказывать правду, даже если это идет вразрез с мнением большинства.
Стихотворение Гавриила Державина «Признание» – это не просто автобиографическое произведение, подводящее итог жизни и творчеству поэта. Это настоящий гимн честности, прямодушию и независимости духа. Державин бросает вызов лицемерию и фальши, царящим в обществе, утверждая право художника на собственный взгляд, на искренность и открытость в выражении своих чувств и мыслей.
Несмотря на кажущуюся простоту формы, «Признание» – произведение глубоко философское. Державин поднимает в нем вечные вопросы о смысле жизни, о предназначении человека и художника, о нравственном выборе, перед которым рано или поздно оказывается каждый.
Сила стихотворения – в его искренности, безыскусности, в отказе от пышных метафор и высокопарных фраз. Державин говорит с читателем простым, доступным языком, и от этого его слова приобретают особую силу и убедительность.
«Признание» – это произведение, которое не стареет. Оно актуально и сегодня, когда вопросы нравственного выбора, честности перед собой и другими, по-прежнему остаются одними из самых важных для человека. Стихотворение Державина – это напоминание о том, что истинная ценность личности не во внешних атрибутах, а во внутренней чистоте, верности своим принципам и идеалам.
Коротко о главных персонажах
В стихотворении «Признание» Гавриила Державина, по сути, присутствует только один главный «персонаж» – сам лирический герой, являющийся отражением личности автора. Это автобиографичное произведение, в котором Державин не выводит вымышленных образов, а обращается к собственному внутреннему миру, своим мыслям и переживаниям.
Лирический герой «Признания» – это человек зрелого возраста, оглядывающийся на пройденный жизненный путь. Он предстает перед нами не как идеальный герой, а как живой человек со своими достоинствами и недостатками. Он не боится признаться в том, что не всегда был прав, что совершал ошибки. Но, несмотря на это, он сохранил верность своим принципам, главному из которых – честность, прежде всего, перед самим собой.
Державин не дает подробного описания внешности своего героя, сосредоточив внимание на его внутреннем мире. Мы видим человека независимого, прямодушного, не склонного к лицемерию и притворству; Он не гонится за чинами и наградами, не ищет расположения сильных мира сего. Главное для него – оставаться верным себе, своим убеждениям, «чистосердечию», которое он ставит превыше всего.
Лирический герой «Признания» – это человек просвещенного ума, для которого важны разум, знание, образование. Он верит в силу слова, способного изменить мир, боротся с несправедливостью. Не случайно Державин подчеркивает, что источником его вдохновения, его «гением» были «ум и сердце человечье».
Образ лирического героя «Признания» – это автопортрет самого Державина, отражение его жизненной позиции, его нравственных принципов. Именно поэтому стихотворение производит такое сильное впечатление на читателя. Мы видим перед собой не вымышленный персонаж, а живого человека, со своими слабостями и сомнениями, но при этом сильного духом, верного своим идеалам.
Важно отметить, что, хотя в стихотворении прямо не называются другие персонажи, Державин создает собирательные образы людей, с которыми ему приходилось сталкиваться в жизни. Это и те, кто «на святого походит», прикрываясь личиной набожности, и те, кто «важным саном надуваться» привык, и те, кто «философа вид» старается принять, чтобы казаться умнее. Противопоставляя себя этим людям, лирический герой утверждает ценность истинного благородства, которое заключается не во внешних проявлениях, а во внутренней красоте и силе духа.
Краткий вывод
Стихотворение Гавриила Державина «Признание», написанное в 1807 году٫ – это исповедь поэта٫ подведение итогов жизненного и творческого пути. В нем Державин с предельной откровенностью говорит о своих принципах٫ своем месте в литературе и обществе.
Главная ценность «Признания» – в его искренности. Державин предстает перед нами не как прославленный поэт, а как обычный человек, не лишенный слабостей, но при этом верный своим идеалам. Он не боится признаться в том, что не всегда был прав, что совершал ошибки. Но, несмотря на это, он сохранил верность себе, своим принципам, главному из которых – честность, прежде всего, перед самим собой.
Державин отвергает лицемерие и фальшь, свойственные тогдашнему обществу. Он не стремится угодить сильным мира сего, не гонится за чинами и наградами. Главное для него – оставаться верным своему призванию, говорить правду, даже если это не нравится окружающим.
Язык стихотворения прост и лаконичен, лишен вычурности и высокопарности, характерных для классицизма. Державин использует разговорные интонации, обращается к читателю напрямую, как бы приглашая его к диалогу.
Несмотря на то, что «Признание» было написано более двух веков назад, оно не потеряло своей актуальности и сегодня. Ведь проблемы, которые поднимает Державин – нравственный выбор, верность себе, противостояние лжи и лицемерию – волнуют людей во все времена. Именно поэтому «Признание» продолжает привлекать внимание читателей, заставляя задуматься о важных жизненных ценностях.
Державин — гений!
Интересный анализ! Действительно, Державин в своих стихах всегда был очень искренним и открытым.
Очень познавательно!
Державин — один из моих любимых поэтов. Его стихи всегда актуальны, несмотря на прошедшие века.
Спасибо за интересный материал!
Спасибо за разбор стихотворения «Признание»! Очень глубокое и поучительное произведение.
Очень интересно было узнать о философском смысле стихотворения «Признание». Спасибо за анализ!
Прекрасный анализ! Помогает лучше понять творчество Державина и его место в русской литературе.
Державин — мастер слова! Его стихи — это настоящий подарок для любителей русской поэзии.