Приезд Насти и новый уклад жизни
В родной хутор после недолгого отсутствия возвращается Настя. Она успела поработать на шахтах и увидеть новый уклад жизни, о котором и рассказывает хуторянкам. Женщин удивляют рассказы Насти о равноправии и переменах в привычном патриархальном мире.
Конфликт Федота и Насти
Вскоре Настя собирается ехать в волость, чтобы начать работу в женском исполнительном комитете. Председатель хутора Стешка поручает Федоту отвезти девушку, что совсем не радует того⁚ у него много работы, да и лошадь не отличается покладистым нравом. Пока Федот пытается уговорить свою кобылу везти «женскую власть», Настя оказывается у него дома. Разговор с женой Федота открывает Насте неприглядную правду⁚ муж поколачивает супругу.
На вопрос о причинах такого поведения Федот отвечает просто⁚ бьет для порядка. Настя же заявляет, что бить недопустимо ни жену, ни лошадь. Хитрый Федот делает вид, что прислушался к словам девушки. Однако по дороге в волость он начинает потихоньку подстегивать лошадь, заставляя Настю нервничать. Девушка просит не издеваться над животным, но Федот лишь ухмыляется⁚ мол, бабы не разбираются в лошадях.
Терпение Насти кончается, когда кобыла и вовсе останавливается, отказываясь идти дальше. Федот, довольный тем, что его план удался, великодушно предлагает Насте самой вести лошадь. Девушке ничего не остается, как подчиниться. До конца пути она вынуждена идти пешком, неся перед упрямой кобылой охапку сена. В волость путники добираются лишь под утро. Разгневанная Настя, едва сдерживая слезы, называет Федота подлецом.
Этот инцидент становится началом череды неприятностей для Федота. Вернувшись домой, он по привычке командует женой, но та, вдохновленная примером Насти, отказывается распрягать лошадь. Федот пытается применить силу, но жена дает ему отпор, да еще и при детях. С этого момента привычный мир в семье рушится. Ссоры и упреки становятся постоянными спутниками Федота, а вскоре жена и вовсе уходит, забрав детей. Она селится в пустующих конюшнях бывшего помещика.
Бунт хуторских женщин
Оставшись один, Федот пытается справиться с хозяйством самостоятельно, но без женской помощи все идет прахом. Не может он даже корову подоить! Вскоре похожая история повторяется и в семье его соседа, Анисима. Тот решил проучить жену за то, что та заглядывалась на молодых парней. Однако женщина, вдохновленная примером соседки, не стала терпеть побои и тоже отправилась в конюшни.
К беглянкам присоединяется и жена председателя Стешки вместе со своей сестрой. Слух о «женском бунте» разносится по хутору, и вскоре в конюшнях собирается уже восемь женщин, уставших от побоев и непосильной работы. Тем временем их мужья с тоской смотрят на опустевшие дворы. Жизнь без жен превратилась в кошмар⁚ никто не готовит еду, не стирает одежду, не ухаживает за скотиной.
Не выдержав такой жизни, мужчины собираются на совет. Нужно что-то делать! Решают идти к женам и уговаривать их вернуться. В качестве парламентера выбирают незадачливого Федота. Председатель Стешка, хоть и по должности больше подходил для этой миссии, решительно отказывается⁚ не хочет он краснеть за своего незадачливого односельчанина, да и гнева жены побаивается.
Федот нехотя отправляется к конюшням. Едва он переступает порог, как разъяренные женщины набрасываются на него. Федот пытается что-то лепетать про амнистию, но разъяренные женщины и слышать ничего не хотят.
Примирение и новая проблема
Несчастного Федота валят на пол и начинают нещадно стегать крапивой. Долго еще потом будет он вспоминать эту экспедицию к непокорным женам! Неделю не мог Федот сидеть от боли, да и остальные мужики не горели желанием повторить его подвиг.
На следующий день после провала переговоров мужчины вновь собираются вместе. Становится ясно⁚ простыми уговорами жен не вернуть. Решают пойти на хитрость⁚ обещать не поднимать больше руку на жен, да еще и землю им выделить под подсолнухи.
Уловка срабатывает. Женщины, уставшие от жизни в конюшне, да и польщенные заботой мужей, соглашаются вернуться домой. Мир и покой возвращаются на хутор. Казалось бы, жизнь налаживается.
Вот только у незадачливого Федота появляется новая проблема. Хуторские дети, наслышанные о его злоключениях, начинают дразнить его «Колчаком». Обидное прозвище преследует Федота повсюду.
Он обращается к мировому судье с вопросом⁚ можно ли наказать хуторских баб за то, что отхлестали его крапивой и дали обидное прозвище?
Обращение Федота к мировому судье
Федот, уязвленный прозвищем «Колчак» и обидой за несправедливо полученную взбучку, решает добиться правды. Он отправляется к мировому судье, чтобы выяснить⁚ можно ли наказать хуторских баб за самосуд?
Федот искренне не понимает, почему он стал объектом насмешек. Ведь он всего лишь выполнял поручение председателя, пытаясь вернуть жен домой. И вообще, он считает себя потерпевшей стороной в этой истории.
Мировой судья, выслушав путанный рассказ Федота, пытается вразумить неудачливого истца. Он объясняет, что в данной ситуации виноваты обе стороны⁚ и мужчины, которые довели жен до бунта, и сами женщины, применившие силу.
Судья советует Федоту забыть о произошедшем и жить дальше, не держа зла на женщин. В конце концов, они уже помирились и вернулись к своим мужьям. А детские дразнилки , это всего лишь невинная шалость.
Федот, хоть и не совсем удовлетворенный ответом судьи, вынужден смириться. Он понимает, что добиться справедливости ему не удастся. Да и жизнь на хуторе продолжается, и нужно думать о будущем, а не ворошить прошлое.
Коротко о главных персонажах
В центре повествования рассказа Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем» оказываются простые жители донского хутора. Каждый из них ⸺ яркий представитель своей эпохи, времени перемен и ломки старых устоев.
Федот
Главный герой, простой хуторской мужик, оказавшийся в эпицентре «женского бунта». Федот — человек консервативный, привыкший к патриархальному укладу, где слово мужа , закон. Он не видит ничего плохого в том, чтобы применять силу к жене, считая это нормой. Федот не отличается острым умом и далекостью мышления, он скорее ведомый, чем ведущий.
Несмотря на свою грубость и недалекость, Федот не лишен некоторых положительных качеств. Он трудолюбив, ответственен (хоть и по-своему) и в глубине души не желает жене зла. Просто он не знает другого обращения с женщинами, кроме того, которому его учили с детства.
Настя
Молодая девушка, комсомолка, приехавшая в хутор после работы на шахтах. Настя — представительница нового поколения, которое стремится к равноправию и справедливости. Она не боится отстаивать свои взгляды и противостоять устаревшим традициям.
Настя — девушка смелая, решительная и независимая. Она не позволяет обращаться с собой пренебрежительно и не боится высказывать свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением большинства.
Хуторские женщины
Представительницы типичного для того времени уклада жизни. Они трудолюбивы, покорны и терпеливы. Долгое время они мирились со своей участью, не пытаясь что-либо изменить. Однако приезд Насти и ее рассказы о новой жизни пробуждают в них жажду перемен.
Женщины хутора — это коллективный образ, символизирующий пробуждение женского самосознания. Они показывают, что даже самые забитые и бесправные люди способны отстаивать свои права и бороться за свое счастье.
Краткий вывод
Рассказ Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем» – это не просто анекдотическая история о незадачливом мужике и бунте хуторских женщин. Это меткое и яркое отражение сложной и противоречивой эпохи перемен, происходивших в России в начале XX века.
Автор с тонким юмором и глубоким пониманием психологии своих героев показывает, как ломка вековых устоев, приход новых идей и ценностей меняют привычный уклад жизни, переворачивают сознание людей, заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи.
Конфликт поколений, столкновение старого и нового, борьба за равноправие, пробуждение женского самосознания – эти темы, затронутые в рассказе, актуальны и в наши дни.
Несмотря на комичность ситуации, рассказ заставляет задуматься о серьезных вещах⁚ о правах и свободах человека, о роли женщины в обществе, о том, как важно с уважением относиться друг к другу.
«О Колчаке, крапиве и прочем» – это произведение, которое не оставляет равнодушным. Оно заставляет смеяться и грустить, сопереживать героям и размышлять о жизни.
Шолохов мастерски передает колорит донской деревни, яркие и самобытные характеры ее жителей. Язык рассказа прост и образен, близок к народному, что делает его еще более живым и убедительным.
«О Колчаке, крапиве и прочем» – это маленький шедевр, в котором отразилась вся широта таланта великого русского писателя Михаила Шолохова.
Интересно показан контраст между старым и новым укладом жизни. Настя, столкнувшись с реалиями хутора, становится символом перемен, бросая вызов устоявшимся порядкам.
Любопытно, как дальше сложатся отношения Насти и Федота? Сможет ли он измениться под влиянием происходящих событий?
Жестокость Федота по отношению к жене и лошади вызывает отвращение. Автор ярко описывает его невежество и нежелание меняться.
Текст заставляет задуматься о роли женщины в обществе и о том, как важно бороться за свои права и свободу.
Очень сильный момент, где жена Федота, вдохновленная примером Насти, дает ему отпор. Вот она — сила женской солидарности!