Баргамот и Гараська: анализ рассказа Леонида Андреева

Баргамот и Гараська: анализ рассказа Леонида Андреева Краткие пересказы

Рассказ Леонида Андреева «Баргамот и Гараська», написанный в 1898 году, являеться ярким примером пасхального рассказа.​ В нем автор мастерски изображает столкновение двух противоположностей – добродушного великана городового Баргамота и хитрого пьяницы Гараськи.​

Баргамот и Гараська⁚ история создания рассказа

Рассказ «Баргамот и Гараська» занимает особое место в творчестве Леонида Андреева.​ Он стал дебютом молодого писателя и сразу привлек внимание литературного мира.​ История создания этого произведения тесно переплетается с началом творческого пути Андреева и отражает его ранние искания.​

В 1898 году Леонид Андреев, молодой юрист, только начинавший свой путь в литературе, получил заказ от московской газеты «Курьер» на написание рассказа для пасхального номера. Издание искало произведения, проникнутые светлым настроением праздника, несущие идею добра и всепрощения.​

Андреев, вдохновленный задачей, решил обратиться к образам, знакомым ему с детства.​ Детство писателя прошло в Орле, на Пушкарской улице, где он был свидетелем жизни простых людей, их радостей и горестей. Прототипом Баргамота послужил реальный городовой, служивший на Пушкарской улице, а образ Гараськи был навеян колоритными личностями орловских окраин.

Работа над рассказом шла легко и увлеченно.​ Андреев, стремясь передать атмосферу пасхальной ночи, наполнил произведение яркими деталями, живыми диалогами, тонким юмором.​ Он мастерски соединил в повествовании комическое и трогательное, создав образы, одновременно реалистичные и символичные.​

Появление рассказа «Баргамот и Гараська» на страницах «Курьера» не осталось незамеченным.​ Произведение получило положительные отзывы критиков, высоко оценивших свежесть языка, яркость образов и гуманистический пафос молодого автора.​ Сам Максим Горький, признанный лидер литературного мира того времени, отметил талант Андреева и способствовал его вступлению в литературное объединение «Среда».​

Рассказ «Баргамот и Гараська» стал важной вехой в творческой биографии Леонида Андреева; Он обозначил основные темы и мотивы его будущих произведений – внимание к «маленькому человеку», интерес к противоречиям человеческой души, стремление найти проблески света в темных закоулках жизни.​

Краткое содержание рассказа «Баргамот и Гараська»

В ночь перед Пасхой, на пустынной Пушкарской улице несет свою службу городовой Иван Акиндиныч Бергамотов, известный всем как Баргамот.​ Крепкий, дородный, он больше напоминает сказочного великана, чем блюстителя порядка.​ В душе Баргамота, за суровой внешностью и строгостью, прячутся тоска по домашнему уюту и предвкушение праздничного пасхального стола.

Тишину ночи нарушает появление Гараськи – местного пьяницы и балагура.​ Гараська – антипод Баргамоту⁚ худощавый, остроязыкий, он вечно бродит по улицам, не имея ни дома, ни постоянного занятия. Встреча этих двух персонажей не сулит ничего хорошего, и Баргамот, следуя букве закона, задерживает Гараську за нарушение общественного порядка.​

По дороге в участок Гараська, несмотря на свое состояние, интересуется у Баргамота, наступило ли уже Христово Воскресение.​ Получив утвердительный ответ, он пытается достать из кармана что-то важное.​ Баргамот, испугавшись неожиданного жеста, невольно отпускает Гараську, и тот, упав, разбивает то, что держал в руке.​

Оказывается, Гараська нес крашеное пасхальное яйцо – последнее, что у него осталось, – и хотел похристосоваться с Баргамотом.​ Раскаяние и горе Гараськи трогают сердце сурового городового.​ В эту святую ночь, когда даже самые черствые сердца оттаивают, Баргамот решается на небывалый поступок⁚ он приглашает Гараську к себе домой разделить праздничную трапезу.​

За столом в доме Баргамота Гараська, непривычный к такому к себе отношению, чувствует себя неловко.​ Он тронут гостеприимством хозяев, которые не обращают внимания на его жалкий вид.​ Когда жена Баргамота обращается к нему по имени-отчеству – «Герасим Андреич», – Гараська не может сдержать слез.​ Эта простая фраза пробуждает в нем давно забытые чувства собственного достоинства.​

Финал рассказа остается открытым.​ Андреев не дает ответа на вопрос, изменит ли эта пасхальная ночь жизнь Баргамота и Гараськи.​ Однако встреча двух антиподов, столкновение двух миров в атмосфере всеобщего празднования Воскресения Христова дает надежду на духовное преображение даже самых заблудших душ.​

Образы главных героев

В основе рассказа «Баргамот и Гараська» лежит контрастное противопоставление двух главных героев, олицетворяющих собой разные стороны человеческой природы.​

Баргамот – городовой, предстает перед нами грозным исполином, воплощением силы и власти.​ Автор наделяет его внешностью былинного богатыря⁚ «По своей внешности Баргамот, скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками».​

Однако за внешней грубостью и неуклюжестью скрывается добрая и отзывчивая душа.​ Баргамот не лишен простых человеческих чувств – он любит свою семью, ждет праздника, радуется возможности разделить его с близкими.​ Встреча с Гараськой пробуждает в нем сострадание и милосердие, заставляя отступить от буквы закона и совершить поступок, продиктованный голосом сердца.​

Гараська – полная противоположность Баргамоту.​ Это спившийся, опустившийся человек, вызывающий у окружающих смех и презрение.​ Он слаб, беспомощен, живет случайными заработками и постоянно нарушает общественный порядок.​ Автор подчеркивает его ничтожность и нелепость, используя гротескные детали⁚ «Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртной запах, – от Гераськи и до ушиба несло сивухой».​

Однако и в душе Гараськи теплится искра добра. Он не теряет веры в людей, стремится к светлому и чистому, что символизирует его желание похристосоваться с Баргамотом. Неожиданная доброта городового, обращение к нему по имени-отчеству вызывают в Гараське слезы раскаяния и надежду на возможность начать новую жизнь.​

Сталкивая двух столь разных героев в атмосфере пасхальной ночи, Андреев утверждает мысль о том, что даже в самых зачерствелых сердцах живет способность к состраданию и всепрощению.​

Смысл и проблематика рассказа «Баргамот и Гараська»

Рассказ Леонида Андреева «Баргамот и Гараська», несмотря на свой небольшой объем и кажущуюся простоту, поднимает важные нравственные и социальные проблемы, актуальные и по сей день.

Одной из центральных тем произведения является тема милосердия и всепрощения.​ В пасхальную ночь, когда весь христианский мир празднует победу жизни над смертью, добра над злом, даже такие разные люди, как городовой Баргамот и пьяница Гараська, оказываются способны на проявление душевной щедрости и сострадания.​ Автор подчеркивает, что именно в эти светлые дни в человеке просыпаются лучшие качества, и важно не упустить момент, чтобы протянуть руку помощи нуждающемуся, простить обиду, подарить тепло своего сердца.​

Не менее важной является и социальная проблематика рассказа.​ Андреев показывает нам контраст между миром благополучия и порядка, который представляет собой Баргамот, и миром нищеты и отчаяния, в котором влачит свое существование Гараська.​ Автор заставляет задуматься о том, почему одни люди имеют все, а другие лишены самого необходимого, и какова мера ответственности общества за судьбы своих членов.​

Особое место в рассказе занимает тема духовного пробуждения.​ Встреча с Гараськой становится для Баргамота своеобразным испытанием на человечность. Он смог преодолеть в себе равнодушие и формализм, увидеть в опустившемся пьянице живую душу, способную на глубокие чувства.​ Этот поступок открывает перед ним путь к духовному росту и самосовершенствованию.​

Таким образом, «Баргамот и Гараська» – это не просто рассказ о случайной встрече двух антиподов, но и глубокое философское размышление о вечных человеческих ценностях, о том, что способно пробудить в нас добро и милосердие, о нашем месте в мире и нашей ответственности друг перед другом.​

Коротко о главных персонажах

В центре повествования рассказа «Баргамот и Гараська» находятся два героя, олицетворяющие собой две противоположности, два мира – мир порядка и стабильности и мир хаоса и разрушения.​ Несмотря на свою непохожесть, судьбы этих персонажей оказываются тесно переплетены, заставляя читателя задуматься о сложности человеческой природы и возможности духовного преображения.​

Баргамот

Иван Акиндиныч Бергамотов, больше известный под прозвищем Баргамот, – это, прежде всего, представитель закона и порядка.​ Будучи городовым, он привык руководствоваться четкими правилами и инструкциями, не допуская отклонений от установленного порядка.​ Автор подчеркивает его физическую мощь и внушительность, сравнивая его с былинным богатырем⁚ «По своей внешности Баргамот, скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками».​

Однако за суровой внешностью и строгостью Баргамота скрывается простая душа, не лишенная сентиментальности.​ Он любит свою семью, с нетерпением ждет праздника Пасхи, радуется возможности порадовать близких. Встреча с Гараськой в пасхальную ночь становится для него своеобразным испытанием на человечность. Увидев раскаяние и отчаяние пьяницы, Баргамот проявляет неожиданную для себя доброту и сострадание, приглашая его разделить праздничный ужин.​

Образ Баргамота – это образ человека, в котором борются чувство долга и голос сердца.​ И в этой борьбе побеждает не формальное следование правилам, а искреннее желание сделать доброе дело.​

Гараська

Антиподом Баргамота выступает Гараська – спившийся, опустившийся человек, ведущий праздный образ жизни.​ Он не имеет ни дома, ни семьи, ни постоянного заработка, и его существование ограничивается поисками выпивки и случайных заработков.​ Автор подчеркивает его ничтожность и нелепость, используя гротескные детали⁚ «Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртной запах, – от Гераськи и до ушиба несло сивухой».​

Однако, несмотря на свою деградацию, Гараська не теряет способности к проявлению человеческих чувств.​ В нем еще теплится искра веры в добро, что символизирует его желание похристосоваться с Баргамотом.​ Неожиданная доброта городового, обращение к нему по имени-отчеству пробуждают в нем давно забытые чувства собственного достоинства и раскаяния.​

Образ Гараськи – это образ человека, сломленного жизненными обстоятельствами, но не потерявшего надежду на спасение.​ Встреча с Баргамотом в пасхальную ночь дает ему шанс на перерождение, на возвращение к нормальной жизни.​

Краткий вывод

Рассказ Леонида Андреева «Баргамот и Гараська», написанный более века назад, не теряет своей актуальности и сегодня.​ В нем автор с удивительной проницательностью и мастерством затрагивает вечные темы добра и зла, милосердия и всепрощения, духовного падения и возможности возрождения.​

На примере столкновения двух противоположностей – грозного городового Баргамота и нищего пьяницы Гараськи – Андреев показывает, что даже в самых, казалось бы, зачерствелых сердцах живет способность к состраданию и любви к ближнему.​ Пасхальная ночь, время всеобщего ликования и торжества жизни, становится для героев поворотным моментом, открывая перед ними путь к духовному преображению.​

Баргамот, привыкший руководствоваться буквой закона, впервые позволяет себе проявить сочувствие и понимание к человеку, стоящему на грани общества. Этот поступок делает его образ более сложным и глубоким, показывая, что истинная сила заключается не в грубой мощи, а в душевной щедрости и милосердии.​

Гараська, опустившийся на дно жизни, в атмосфере всеобщего празднования вновь ощущает себя человеком, достойным уважения и сочувствия.​ Неожиданная доброта Баргамота пробуждает в нем надежду на лучшее, на возможность начать новую жизнь.​

Финал рассказа остается открытым, оставляя читателя наедине с размышлениями о судьбах героев. Изменит ли эта встреча их жизни?​ Обретет ли Гараська силы порвать с прошлым и вернутся к нормальному существованию?​ Сохранит ли Баргамот в себе пробудившееся милосердие?​ На эти вопросы каждый читатель должен ответить самостоятельно.

«Баргамот и Гараська» – это не просто трогательная история о случайной встрече двух антиподов, но и глубокое философское размышление о сложности человеческой природы, о вечных ценностях добра и справедливости, о том, что даже в самом безнадежном мраке всегда есть место для света и надежды.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Не ожидала, что рассказ, написанный в 1898 году, будет таким актуальным и сегодня. Тема добра и зла, сострадания и прощения — вечна.

  2. Ирина

    Какой чудесный рассказ! Прочитала на одном дыхании. Баргамот такой трогательный в своей доброте, а Гараська — хитрый лис. Андреев прекрасно передал атмосферу Пасхи.

  3. Светлана

    Очень трогательно описана сцена встречи Баргамота и Гараськи в конце рассказа. Настоящее торжество добра и человечности!

  4. Ольга

    Проникновенная история о всепрощении и милосердии. Андреев показал, что даже в самых закоренелых сердцах есть место для добра.

  5. Алексей

    Андреев — мастер слова! Так живо и образно описать характеры героев, их диалоги — это настоящее искусство.

  6. Дмитрий

    Интересно было узнать историю создания рассказа. Андреев так ярко описал героев, что кажется, будто встречал их в жизни.

  7. Сергей

    Любопытно, что прототипами героев стали реальные люди. Это придает рассказу особый колорит и реалистичность.

  8. Михаил

    Замечательный рассказ! Читается легко, оставляет после себя светлое чувство. Спасибо автору за этот маленький шедевр!