Краткий пересказ «Бессонница»
Лирического героя мучает бессонница. Чтобы уснуть, он начинает перечислять корабли из «Илиады» Гомера. Образы античности наплывают на него, и он размышляет о причинах Троянской войны, о силе любви, о связи времен.
История создания
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Осип Мандельштам написал в 1915 году٫ во время пребывания в Коктебеле٫ на даче у Максимилиана Волошина. В этот период жизни поэт активно изучал античную литературу٫ будучи студентом историко-филологического факультета Петербургского университета (хотя обучение так и не закончил).
В студенческой среде бытовала шутка о том, что перечисление кораблей из гомеровской «Илиады» ౼ верное средство от бессонницы; Этот мотив и лёг в основу стихотворения. По воспоминаниям современников, толчком к написанию послужил увиденный Мандельштамом обломок древнего судна на берегу моря.
«Бессонница» входит в сборник «Камень» (1916), ставший этапным в творчестве Мандельштама. В этом сборнике, пронизанном мотивами античности, уже явственно проступают характерные черты поэтики Мандельштама⁚ тяготение к классической форме, сочетание возвышенной лексики с прозаическими деталями, интерес к философским вопросам бытия.
Стихотворение отражает ранний период творчества Мандельштама, когда он находился под влиянием акмеизма с его установкой на «преодоление» символизма, возвращение к «вещности» и конкретности образов. Однако уже в «Бессоннице» проявляется глубокий философский подтекст, характерный для всего творчества поэта.
Тема и Композиция
В стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштам сплетает воедино несколько тем⁚ бессонница лирического героя становится отправной точкой для размышлений о вечных вопросах – о любви, войне, связи времен, месте человека в мире;
Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первая часть (первая строфа) – это зарисовка состояния бессонницы, поиска выхода из нее. Вторая часть (вторая и третья строфы) переносит читателя в мир гомеровского эпоса, к образам древних кораблей, плывущих к берегам Трои. Третья часть (четвертая строфа) возвращает нас к лирическому герою, который так и не смог найти успокоения в мире античных грез.
Переход от бессонницы к образам «Илиады» не случаен. Список кораблей, призванный усыпить героя, наоборот, пробуждает в нем мысли о Троянской войне, движущей силой которой была любовь. Любовь предстает в стихотворении как мощная стихия, способная всколыхнуть мир, породившая и героизм, и страдания.
Море в стихотворении становится символом вечности, на фоне которой проходят человеческие жизни, полные страстей и трагедий. Финал стихотворения оставляет чувство тревоги, неразрешенности вечных вопросов.
Анализ стихотворения
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – стихотворение, в котором Мандельштам обращается к излюбленным им темам⁚ связи времен, диалога культур, поиска смысла человеческого существования.
Уже в названии обозначены ключевые образы⁚ бессонница, символизирующая душевный непокой, Гомер как воплощение античной мудрости, и «тугие паруса» – образ стремления, движения, но одновременно и напряжения, трагизма.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и напевность. Мандельштам использует разнообразные средства художественной выразительности⁚ эпитеты («тугие паруса», «пена царей»), метафоры («корабли, как журавлиный клин»), риторические вопросы («Кому служить? Кому верить?»), что создает атмосферу напряженных размышлений, душевных метаний.
Особую роль играет мотив сна и бессонницы. Бессонница героя – это не только физическое состояние, но и символ духовного бодрствования, невозможности найти покой в мире, где царят хаос и страсти. Образы античности возникают как воспоминания, сны, но и они не приносят успокоения, а лишь обостряют чувство трагизма бытия.
В финале стихотворения звучит мотив неразрешенности, открытости вопросов. Герой так и не находит ответа на свои вопросы, и море шумит «по-прежнему», символизируя вечность и непостижимость мира.
Средства Выразительности
В стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштам мастерски использует разнообразные художественные средства, чтобы передать неспокойное состояние лирического героя, погруженного в размышления о вечном.
Эпитеты у Мандельштама всегда точны и выразительны. «Тугие паруса» рождают ощущение напряжения, готовности к движению, но одновременно и некой обреченности. «Пенная голова» царей – образ, ассоциирующийся с древними мифами, с рождением Афродиты из морской пены, но в то же время содержащий в себе оттенок тщеты и бренности человеческих амбиций.
Метафоры усиливают эмоциональное воздействие стихотворения. Корабли, подобные «журавлиному клину», символизируют стремление к цели, но в то же время вызывают ассоциации с чем-то мигрирующим, временным, не имеющим постоянного пристанища.
Важную роль играют риторические вопросы⁚ «Кому служить? Кому верить?». Они выражают смятение героя, его поиск истины, опор в мире, где все относительно и подвержено времени.
Звукопись стихотворения также работает на создание особой атмосферы; Шипящие и свистящие звуки («бессонница», «паруса», «слушать») передают напряжение, беспокойство. Глухие согласные («Гомер», «тугие», «плещет») создают ощущение тяжести, неизбежности рока.
Все эти художественные средства в совокупности создают многогранный и глубокий образ мира, где переплетаются прошлое и настоящее, миф и реальность, вечные вопросы и мучительные поиски ответов.
Главная мысль
В стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштам не предлагает прямых ответов, а скорее ставит перед читателем сложные вопросы о природе любви, войны, судьбе человека. Главная мысль произведения не лежит на поверхности, а раскрывается постепенно, через переплетение мотивов и образов.
Одна из ключевых идей стихотворения – это неразрывная связь времен. Образы античного эпоса не просто литературные реминисценции, они органично вплетены в ткань стихотворения, создавая эффект одновременного существования прошлого и настоящего. Бессонница героя становится своеобразным мостом, соединяющим его с далекими эпохами, с вечными проблемами человечества.
Другая важная тема – сила любви, способная двигать историей, порождать как великие свершения, так и страшные трагедии. Троянская война, вспыхнувшая из-за любви Париса к Елене, становится метафорой разрушительной силы страсти, перед которой бессильны даже цари и герои.
И наконец, стихотворение пронизано чувством тревоги, ощущением хрупкости и незащищенности человека перед лицом вечности. Шум моря, звучащий в конце стихотворения, символизирует непостижимость мира, перед которой человеческая жизнь кажется мигом, бессонницей, сменяющейся вечным сном.
Коротко о главных персонажах
В стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» нет персонажей в традиционном понимании этого слова. Перед нами разворачивается скорее внутренний мир лирического героя, его размышления, а образы античности возникают как плод его воображения, сны на яву.
Лирический герой
Лирический герой стихотворения — человек, страдающий бессонницей. Но его недуг — не просто физиологическое явление, а скорее символ душевного непокоя, метафора поиска истины, смысла жизни.
Он образован, знаком с античной литературой, и в попытке уснуть начинает перечислять корабли из «Илиады» Гомера. Однако вместо успокоения к нему приходят мысли о Троянской войне, о любви, о судьбах людей, о вечности. Он задает риторические вопросы, обращаясь словно бы к самому себе, к миру, к вечности⁚ «Кому служить? Кому верить?».
Лирический герой не находит однозначных ответов на свои вопросы. Он остается один на один с бессонницей, символизирующей не только физическое бодрствование, но и духовные поиски, незавершенность пути.
Гомер
Гомер присутствует в стихотворении не как реальный персонаж, а как символ античной культуры, мудрости веков. Его поэма «Илиада» становится для лирического героя отправной точкой для размышлений о вечных темах⁚ любви, войне, судьбе.
Образы античности
Корабли, плывущие к Трое, «пенная голова» царей, шум моря, все эти образы античности возникают в стихотворении как отголоски прошлого, как сны, рожденные бессонницей.
Они символизируют вечные ценности и страсти⁚ стремление к славе, любовь, смерть. Но в то же время Мандельштам подчеркивает иллюзорность, эфемерность этих образов, их неспособность заполнить душевную пустоту современного человека.
Краткий вывод
Стихотворение Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – многослойное и философски насыщенное произведение, в котором переплетаются мотивы бессонницы, античной культуры, поиска смысла жизни.
Сквозь призму бессонницы лирический герой всматривается в прошлое, пытаясь найти в нем ответы на вечные вопросы. Образы «Илиады» , корабли, плывущие к Трое, «пенная голова» царей , символизируют стремление к славе, силу любви, неизбежность судьбы. Однако эти образы не приносят герою успокоения, а лишь обостряют чувство трагизма бытия.
Мандельштам мастерски использует художественные средства — метафоры, эпитеты, риторические вопросы, — чтобы передать сложное, противоречивое состояние лирического героя, его душевные метания. Море, звучащее в конце стихотворения, становится символом вечности, на фоне которой человеческая жизнь кажется мигом, бессонницей, сменяющейся вечным сном.
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» — это не просто стихотворение о бессоннице, это размышление о месте человека в мире, о связи времен, о непостижимости судьбы. Мандельштам не дает готовых ответов, он заставляет читателя задуматься, почувствовать сложность и многогранность бытия.
Это стихотворение, написанное в начале XX века, звучит актуально и сегодня, напоминая нам о том, что вопросы о смысле жизни, о любви и смерти остаются вечными и не имеют однозначных ответов.
Глубокий и в то же время доступный анализ. Автор помог мне по-новому взглянуть на знакомое стихотворение.
Всегда интересовался Мандельштамом, но не всегда понимал его стихи. Эта статья помогла разобраться в одном из них.
Прекрасный разбор стихотворения! Особенно ценно, что автор обращает внимание на связь с акмеизмом.
Интересный анализ стихотворения! Действительно, Мандельштам мастерски использует образы античности для передачи глубоких философских размышлений.
Спасибо за статью! Очень доступно и понятно о сложном. Особенно понравилась интерпретация связи времен через образы «Илиады».
Статья пробудила желание перечитать «Бессонницу» и другие стихи Мандельштама. Спасибо!
Спасибо за интересный материал! Узнала много нового о Мандельштаме и его творчестве.
Краткий, но емкий анализ. Чувствуется глубокое знание творчества Мандельштама.
Интересно было узнать о шутке студентов, ставшей толчком к написанию стихотворения.