- Детские воспоминания Цветаевой о Пушкине
- «Мой Пушкин» ⎯ взгляд на поэта глазами ребенка
- Любовь и неприятие⁚ отношение Цветаевой к Пушкину и его жене
- Бунтарь и гений⁚ образ Пушкина в стихах Цветаевой
- Политика и поэзия⁚ защита Цветаевой пушкинского наследия
- Коротко о главных персонажах
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
- Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863)
- Краткий вывод
Детские воспоминания Цветаевой о Пушкине
Маленькая Марина открыла для себя Пушкина через картину дуэли, висевшую в доме. «Пушкина убили» – эта мысль поразила ее и определила отношение к поэтам – как к беззащитным, нуждающимся в защите. Ежедневные прогулки к памятнику сформировали образ незыблемого, вечно стоящего Пушкина, ставшего неотъемлемой частью ее мира.
«Мой Пушкин» ⎯ взгляд на поэта глазами ребенка
В своем эссе «Мой Пушкин» Цветаева не претендует на единственно верное толкование личности и творчества поэта. Она приглашает читателя взглянуть на Пушкина ее глазами – глазами ребенка, для которого поэт был не застывшим бронзовым памятником, а живым человеком, частью ее собственного мира.
С самого раннего детства образ Пушкина был неразрывно связан для Цветаевой с картиной дуэли, висевшей в доме. Известие о смерти поэта, трагический финал его жизни поразили воображение маленькой Марины. «Пушкина убили» – эта мысль, осознание хрупкости человеческой жизни, определила ее отношение к поэтам – как к беззащитным, нуждающимся в защите.
Другим важным впечатлением детства стали ежедневные прогулки к памятнику Пушкину. «Памятник-Пушкина» – эти слова слились для маленькой Марины в одно, став обозначением чего-то незыблемого, вечно стоящего, неподвластного времени и непогоде. Под снегом, под дождем, в лучах заходящего солнца – Пушкин всегда оставался на своем месте, являя собой символ постоянства и неизменности в изменчивом мире.
Эти детские воспоминания – картина дуэли и величественный памятник – определили восприятие Цветаевой, заложив в ее душу зерна особого, трепетного отношения к поэту, которые впоследствии проросли в глубокую, страстную любовь к Пушкину – живому, страдающему, борющемуся человеку, а не безликому истукану на пьедестале.
Любовь и неприятие⁚ отношение Цветаевой к Пушкину и его жене
Отношение Цветаевой к Пушкину и его жене можно охарактеризовать как любовь и неприятие. Восхищение гением поэта, его «мощью» и «светом» граничило у Цветаевой с обожанием, в то время как образ Натальи Николаевны Гончаровой вызывал у нее резкое неприятие и даже осуждение.
Цветаева не могла простить Гончаровой ее «пустоты», неспособности оценить по достоинству гений Пушкина. Красота Натальи Николаевны, по мнению Цветаевой, была лишь внешней оболочкой, лишенной глубины и содержания. «Голая красота, разящая как меч» ⎯ так писала Цветаева о жене поэта, обвиняя ее в душевной черствости и равнодушии.
Цветаева была убеждена, что гению необходимы понимание и сочувствие, которых Пушкин был лишен в браке. Она считала Гончарову не причиной, но поводом для роковой дуэли, трактуя их брак как «веление судьбы», рок.
Столь категоричное неприятие Гончаровой со стороны Цветаевой было обусловлено не только личными качествами Натальи Николаевны, но и убеждениями самой Цветаевой, для которой поэт был не просто творцом, но носителем высшей духовности, нуждающимся в особом, возвышенном отношении. В ее представлении, жена поэта должна быть музой, вдохновительницей, способной оценить и поддержать гений своего избранника. Гончарова, по мнению Цветаевой, не соответствовала этому идеалу, что и вызывало у нее столь резкое неприятие.
Бунтарь и гений⁚ образ Пушкина в стихах Цветаевой
В своих стихах Цветаева создает образ Пушкина, далекий от хрестоматийного глянца. Ее Пушкин – это не только гениальный поэт, но и пламенный бунтарь, свободный духом борец, не признающий компромиссов.
В цикле «Стихи к Пушкину» Цветаева полемизирует с современным ей литературоведением, которое стремилось сгладить острые углы пушкинского образа, представить его эталоном гармонии и меры. Цветаева же, напротив, подчеркивает бунтарскую природу поэта, его непримиримость к несвободе и лицемерию.
В ее стихах Пушкин предстает как «бич жандармов», «африканский самовол», бросающий вызов светскому обществу и самодержавию. Он «наших прадедов умора», неудобный, не вписывающийся в рамки приличий гений, чья свободолюбивая натура не приемлет никаких ограничений.
Этот бунтарский дух, неуемная жажда свободы роднят Пушкина с самой Цветаевой, ее собственной мятежной натурой. В стихах, посвященных поэту, она словно бросает вызов ханжескому литературоведению, стремящемуся «приручить» гения, втиснуть его в рамки ложных представлений о благопристойности.
Для Цветаевой Пушкин – это не памятник на пьедестале, а живой, страстный, мятущийся человек, чье творчество – это взрыв, выплеск неукротимой энергии, не знающей преград и условностей.
Политика и поэзия⁚ защита Цветаевой пушкинского наследия
После революции имя и творчество Пушкина стали объектом политизации, как в Советской России, так и в среде эмиграции. Цветаева, остро ощущая эту тенденцию, восстала против попыток использовать пушкинское наследие в политических целях.
Она считала, что свободолюбивый дух Пушкина, его независимость несовместимы с какой-либо идеологией. В своих работах Цветаева отстаивала право поэта на собственный голос, свободный от политической конъюнктуры.
Особое раздражение у Цветаевой вызывало стремление некоторых критиков представить Пушкина предтечей революции. Она видела в этом не только искажение пушкинского наследия, но и попытку присвоить его, сделать орудием политической борьбы.
Цветаева защищала Пушкина от попыток «приватизации», на insistedаивая на его вневременном, универсальном значении. Для нее Пушкин был не политическим деятелем, а поэтом, чьи стихи превыше любых идеологий.
В своей защите пушкинского наследия Цветаева проявила себя не только как талантливый литературный критик, но и как бескомпромиссный борец за свободу творчества, за право поэта на собственный голос.
Коротко о главных персонажах
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Гениальный русский поэт, прозаик, драматург, критик, основоположник современного русского литературного языка. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской культуры и продолжает вдохновлять потомков.
В эссе Цветаевой Пушкин предстает не только как великий поэт, но и как живой человек, со своими страстями, сомнениями, противоречиями. Цветаева подчеркивает бунтарский дух Пушкина, его непримиримость к несвободе и лицемерию. Она восхищается его гением, его способностью видеть мир во всем его многообразии и передавать его красоту в своих стихах.
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Одна из ярчайших представительниц русской поэзии Серебряного века. Ее творчество отличается глубиной чувства, философской насыщенностью, музыкальностью и оригинальностью формы.
Для Цветаевой Пушкин был не просто любимым поэтом, но и духовным учителем, собеседником, с которым она вела непрерывный внутренний диалог. В своем эссе она стремится показать читателю «своего» Пушкина, раскрыть те грани его личности и творчества, которые были особенно ей близки.
Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863)
Жена А.С. Пушкина, первая красавица Москвы своего времени. Ее отношения с Пушкиным были сложны и противоречивы, полны как любви и страсти, так и ревности и непонимания.
Цветаева относилась к Гончаровой с явным неприятием, считая ее недостойной гения Пушкина. Она упрекала Гончарову в пустоте, легкомыслии, неспособности понять великого поэта. В ее глазах Гончарова была виновницей трагической гибели Пушкина, хотя и не прямой, но косвенной.
Эти три персонажа составляют основу эссе «Мой Пушкин», которое можно рассматривать как своеобразный треугольник отношений, где любовь к поэту переплетается с ревностью, восхищение — с неприятием, а личное восприятие — с исторической памятью.
Краткий вывод
Эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» — это не просто литературный анализ или биография поэта, это глубоко личное, эмоциональное высказывание, проникнутое любовью, восхищением и болью. Цветаева открывает перед читателем мир своего детства, в котором образ Пушкина занимал особое место, формируя ее восприятие поэзии и жизни.
С ранних лет Цветаева воспринимала Пушкина как живого человека, а не бронзовый памятник. Картина дуэли, висевшая в доме, ежедневные прогулки к памятнику — эти детские воспоминания определили особое, трепетное отношение к поэту, которое пронесла она через всю жизнь.
В своих размышлениях о Пушкине Цветаева не ограничивается восхищением его гением. Она видит в нем бунтаря, бросающего вызов обществу и самодержавию, защищает его от попыток политизации и искажения его наследия. Для нее Пушкин — это символ свободы, независимости, верности себе и своему дару.
Особое место в эссе занимает отношение Цветаевой к жене Пушкина — Наталье Николаевне Гончаровой. Цветаева не скрывает своего неприятия к Гончаровой, считая ее недостойной гения Пушкина. В этом неприятии проявляется не только личная позиция Цветаевой, но и ее убеждение в том, что рядом с гением должна быть не просто красивая женщина, а соратница, муза, способная понять и разделить его творческие поиски.
“Мой Пушкин” — это своеобразный диалог Цветаевой с любимым поэтом, в котором она делится своими мыслями, чувствами, сомнениями. Это проникновенное признание в любви к Пушкину, его творчеству и тому влиянию, которое он оказал на ее собственную жизнь и творчество.
Замечательный текст! Сразу видно, насколько глубоко Цветаева чувствовала и понимала Пушкина.
Любопытно, как картина дуэли повлияла на отношение Цветаевой к поэтам — как к беззащитным людям, нуждающимся в защите.
Интересно, как Цветаева противопоставляет образ живого Пушкина застывшему памятнику.
Проникновенное эссе. Детские воспоминания о памятнике Пушкину как символе незыблемости очень точно передают восприятие поэта в сознании Цветаевой.
Очень интересно показан взгляд юной Цветаевой на Пушкина. Трагическая судьба поэта, запечатленная на картине, произвела на нее неизгладимое впечатление.
Противоречивое отношение Цветаевой к Пушкину и его жене — тема, которая заслуживает отдельного разговора.
«Мой Пушкин» — это не просто эссе о поэте, это очень личный взгляд, попытка понять и прочувствовать Пушкина.