Бунтарь и гений: образ Пушкина в творчестве Цветаевой

Бунтарь и гений: образ Пушкина в творчестве Цветаевой Краткие пересказы

Детские воспоминания Цветаевой о Пушкине

Маленькая Марина открыла для себя Пушкина через картину дуэли, висевшую в доме.​ «Пушкина убили» – эта мысль поразила ее и определила отношение к поэтам – как к беззащитным, нуждающимся в защите. Ежедневные прогулки к памятнику сформировали образ незыблемого, вечно стоящего Пушкина, ставшего неотъемлемой частью ее мира.​

«Мой Пушкин» ⎯ взгляд на поэта глазами ребенка

В своем эссе «Мой Пушкин» Цветаева не претендует на единственно верное толкование личности и творчества поэта. Она приглашает читателя взглянуть на Пушкина ее глазами – глазами ребенка, для которого поэт был не застывшим бронзовым памятником, а живым человеком, частью ее собственного мира.

С самого раннего детства образ Пушкина был неразрывно связан для Цветаевой с картиной дуэли, висевшей в доме. Известие о смерти поэта, трагический финал его жизни поразили воображение маленькой Марины.​ «Пушкина убили» – эта мысль, осознание хрупкости человеческой жизни, определила ее отношение к поэтам – как к беззащитным, нуждающимся в защите.​

Другим важным впечатлением детства стали ежедневные прогулки к памятнику Пушкину. «Памятник-Пушкина» – эти слова слились для маленькой Марины в одно, став обозначением чего-то незыблемого, вечно стоящего, неподвластного времени и непогоде.​ Под снегом, под дождем, в лучах заходящего солнца – Пушкин всегда оставался на своем месте, являя собой символ постоянства и неизменности в изменчивом мире.​

Эти детские воспоминания – картина дуэли и величественный памятник – определили восприятие Цветаевой, заложив в ее душу зерна особого, трепетного отношения к поэту, которые впоследствии проросли в глубокую, страстную любовь к Пушкину – живому, страдающему, борющемуся человеку, а не безликому истукану на пьедестале.

Любовь и неприятие⁚ отношение Цветаевой к Пушкину и его жене

Отношение Цветаевой к Пушкину и его жене можно охарактеризовать как любовь и неприятие.​ Восхищение гением поэта, его «мощью» и «светом» граничило у Цветаевой с обожанием, в то время как образ Натальи Николаевны Гончаровой вызывал у нее резкое неприятие и даже осуждение.​

Цветаева не могла простить Гончаровой ее «пустоты», неспособности оценить по достоинству гений Пушкина.​ Красота Натальи Николаевны, по мнению Цветаевой, была лишь внешней оболочкой, лишенной глубины и содержания.​ «Голая красота, разящая как меч» ⎯ так писала Цветаева о жене поэта, обвиняя ее в душевной черствости и равнодушии.​

Цветаева была убеждена, что гению необходимы понимание и сочувствие, которых Пушкин был лишен в браке.​ Она считала Гончарову не причиной, но поводом для роковой дуэли, трактуя их брак как «веление судьбы», рок.​

Столь категоричное неприятие Гончаровой со стороны Цветаевой было обусловлено не только личными качествами Натальи Николаевны, но и убеждениями самой Цветаевой, для которой поэт был не просто творцом, но носителем высшей духовности, нуждающимся в особом, возвышенном отношении.​ В ее представлении, жена поэта должна быть музой, вдохновительницей, способной оценить и поддержать гений своего избранника. Гончарова, по мнению Цветаевой, не соответствовала этому идеалу, что и вызывало у нее столь резкое неприятие.​

Бунтарь и гений⁚ образ Пушкина в стихах Цветаевой

В своих стихах Цветаева создает образ Пушкина, далекий от хрестоматийного глянца.​ Ее Пушкин – это не только гениальный поэт, но и пламенный бунтарь, свободный духом борец, не признающий компромиссов.

В цикле «Стихи к Пушкину» Цветаева полемизирует с современным ей литературоведением, которое стремилось сгладить острые углы пушкинского образа, представить его эталоном гармонии и меры.​ Цветаева же, напротив, подчеркивает бунтарскую природу поэта, его непримиримость к несвободе и лицемерию.​

В ее стихах Пушкин предстает как «бич жандармов», «африканский самовол», бросающий вызов светскому обществу и самодержавию. Он «наших прадедов умора», неудобный, не вписывающийся в рамки приличий гений, чья свободолюбивая натура не приемлет никаких ограничений.​

Этот бунтарский дух, неуемная жажда свободы роднят Пушкина с самой Цветаевой, ее собственной мятежной натурой.​ В стихах, посвященных поэту, она словно бросает вызов ханжескому литературоведению, стремящемуся «приручить» гения, втиснуть его в рамки ложных представлений о благопристойности.

Для Цветаевой Пушкин – это не памятник на пьедестале, а живой, страстный, мятущийся человек, чье творчество – это взрыв, выплеск неукротимой энергии, не знающей преград и условностей.​

Политика и поэзия⁚ защита Цветаевой пушкинского наследия

После революции имя и творчество Пушкина стали объектом политизации, как в Советской России, так и в среде эмиграции.​ Цветаева, остро ощущая эту тенденцию, восстала против попыток использовать пушкинское наследие в политических целях.​

Она считала, что свободолюбивый дух Пушкина, его независимость несовместимы с какой-либо идеологией.​ В своих работах Цветаева отстаивала право поэта на собственный голос, свободный от политической конъюнктуры.​

Особое раздражение у Цветаевой вызывало стремление некоторых критиков представить Пушкина предтечей революции. Она видела в этом не только искажение пушкинского наследия, но и попытку присвоить его, сделать орудием политической борьбы.​

Цветаева защищала Пушкина от попыток «приватизации», на insistedаивая на его вневременном, универсальном значении. Для нее Пушкин был не политическим деятелем, а поэтом, чьи стихи превыше любых идеологий.​

В своей защите пушкинского наследия Цветаева проявила себя не только как талантливый литературный критик, но и как бескомпромиссный борец за свободу творчества, за право поэта на собственный голос.​

Коротко о главных персонажах

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Гениальный русский поэт, прозаик, драматург, критик, основоположник современного русского литературного языка. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской культуры и продолжает вдохновлять потомков.​

В эссе Цветаевой Пушкин предстает не только как великий поэт, но и как живой человек, со своими страстями, сомнениями, противоречиями. Цветаева подчеркивает бунтарский дух Пушкина, его непримиримость к несвободе и лицемерию.​ Она восхищается его гением, его способностью видеть мир во всем его многообразии и передавать его красоту в своих стихах.​

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Одна из ярчайших представительниц русской поэзии Серебряного века.​ Ее творчество отличается глубиной чувства, философской насыщенностью, музыкальностью и оригинальностью формы.​

Для Цветаевой Пушкин был не просто любимым поэтом, но и духовным учителем, собеседником, с которым она вела непрерывный внутренний диалог.​ В своем эссе она стремится показать читателю «своего» Пушкина, раскрыть те грани его личности и творчества, которые были особенно ей близки.​

Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863)

Жена А.​С. Пушкина, первая красавица Москвы своего времени.​ Ее отношения с Пушкиным были сложны и противоречивы, полны как любви и страсти, так и ревности и непонимания.​

Цветаева относилась к Гончаровой с явным неприятием, считая ее недостойной гения Пушкина.​ Она упрекала Гончарову в пустоте, легкомыслии, неспособности понять великого поэта.​ В ее глазах Гончарова была виновницей трагической гибели Пушкина, хотя и не прямой, но косвенной.​

Эти три персонажа составляют основу эссе «Мой Пушкин», которое можно рассматривать как своеобразный треугольник отношений, где любовь к поэту переплетается с ревностью, восхищение — с неприятием, а личное восприятие — с исторической памятью.​

Краткий вывод

Эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» — это не просто литературный анализ или биография поэта, это глубоко личное, эмоциональное высказывание, проникнутое любовью, восхищением и болью.​ Цветаева открывает перед читателем мир своего детства, в котором образ Пушкина занимал особое место, формируя ее восприятие поэзии и жизни.

С ранних лет Цветаева воспринимала Пушкина как живого человека, а не бронзовый памятник.​ Картина дуэли, висевшая в доме, ежедневные прогулки к памятнику — эти детские воспоминания определили особое, трепетное отношение к поэту, которое пронесла она через всю жизнь.​

В своих размышлениях о Пушкине Цветаева не ограничивается восхищением его гением.​ Она видит в нем бунтаря, бросающего вызов обществу и самодержавию, защищает его от попыток политизации и искажения его наследия.​ Для нее Пушкин — это символ свободы, независимости, верности себе и своему дару.

Особое место в эссе занимает отношение Цветаевой к жене Пушкина — Наталье Николаевне Гончаровой. Цветаева не скрывает своего неприятия к Гончаровой, считая ее недостойной гения Пушкина.​ В этом неприятии проявляется не только личная позиция Цветаевой, но и ее убеждение в том, что рядом с гением должна быть не просто красивая женщина, а соратница, муза, способная понять и разделить его творческие поиски.​

“Мой Пушкин” — это своеобразный диалог Цветаевой с любимым поэтом, в котором она делится своими мыслями, чувствами, сомнениями. Это проникновенное признание в любви к Пушкину, его творчеству и тому влиянию, которое он оказал на ее собственную жизнь и творчество.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна В.

    Замечательный текст! Сразу видно, насколько глубоко Цветаева чувствовала и понимала Пушкина.

  2. Ирина Петровна

    Любопытно, как картина дуэли повлияла на отношение Цветаевой к поэтам — как к беззащитным людям, нуждающимся в защите.

  3. Екатерина

    Интересно, как Цветаева противопоставляет образ живого Пушкина застывшему памятнику.

  4. Дмитрий С.

    Проникновенное эссе. Детские воспоминания о памятнике Пушкину как символе незыблемости очень точно передают восприятие поэта в сознании Цветаевой.

  5. Ольга

    Очень интересно показан взгляд юной Цветаевой на Пушкина. Трагическая судьба поэта, запечатленная на картине, произвела на нее неизгладимое впечатление.

  6. Сергей Н.

    Противоречивое отношение Цветаевой к Пушкину и его жене — тема, которая заслуживает отдельного разговора.

  7. Алексей

    «Мой Пушкин» — это не просто эссе о поэте, это очень личный взгляд, попытка понять и прочувствовать Пушкина.