Человек в футляре: краткое содержание и анализ образа героя

Человек в футляре: краткое содержание и анализ образа героя Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» для читательского дневника

Рассказ ведётся от лица ветеринара Ивана Иваныча, который вспоминает историю учителя греческого языка Беликова․ Беликов — человек странный, он боится всего на свете и пытается оградиться от жизни, создавая вокруг себя «футляр»․

Знакомство с Беликовым

История Беликова, учителя греческого языка, подаётся в рассказе через воспоминания ветеринара Буркина․ Буркин рассказывает о Беликове своему другу, Ивану Иванычу, во время ночёвки в сарае после охоты․

Беликов запомнился всем своей странностью и любовью ко всякого рода «футлярам»․ Он старался спрятать от жизни буквально всё⁚ свои вещи, свои мысли, свои чувства․ Даже в тёплую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в тёплом пальто, лицо его пряталось за поднятым воротником, а глаза – за тёмными очками․

Для каждой вещи у Беликова был чехол⁚ и для зонтика, и для часов, и для перочинного ножа․ Даже свой предмет — мёртвый греческий язык — он выбрал как будто для того, чтобы спрятаться от реальности в мир древних правил и грамматики․

Беликов был одинок, он боялся всего нового, любых перемен, любых отклонений от правил․ Его любимой фразой была⁚ «Как бы чего не вышло»․ Своей мнительностью и страхом он заражал и окружающих, заставляя их быть такими же осторожными и осмотрительными․

Попытка женитьбы и карикатура

Неожиданно для всех, Беликов решает жениться на Вареньке Коваленко, сестре нового учителя истории и географии․ Все вокруг, видя, что Варенька благосклонно относится к Беликову, начинают убеждать его в необходимости брака․ Сам Беликов колеблется, он боится перемен, которые неизбежно принесет с собой семейная жизнь․

Однако постепенно Беликов начинает привыкать к мысли о женитьбе․ Он все чаще бывает у Коваленко, но сделать предложение все никак не решается․ Беликов делится с Буркиным своими сомнениями и страхами⁚ а вдруг Варенька окажется недостаточно строгой и правильной женой?​

В это время в городе появляется карикатура, на которой изображены Беликов и Варенька․ Рисунок высмеивает Беликова и его стремление к «футлярности»․ Карикатура производит на Беликова ужасное впечатление․

Вскоре происходит ещё одно событие, которое окончательно выбивает Беликова из колеи⁚ он видит Вареньку, катающуюся на велосипеде вместе с братом․ Беликов считает такое поведение неприличным для женщины и тем более для будущей жены учителя․

Смерть Беликова и размышления о «футлярности»

Встревоженный карикатурой и поведением Вареньки, Беликов отправляется к Коваленко, чтобы высказать свое неодобрение․ Разговор с братом Вареньки, Михаилом Саввичем, заканчивается ссорой․ Михаил Саввич в сердцах спускает Беликова с лестницы․

В этот момент в дом входит Варя․ Увидев лежащего на полу Беликова, она не может сдержать смеха․ Для Беликова это становится последней каплей․ Мысль о том, что весь город будет смеяться над ним, оказывается для него невыносимой․

Беликов возвращается домой и слегает в постель․ Больше он уже не встает․ Через месяц учитель умирает, так и не сумев выбраться из своего «футляра»․

Смерть Беликова вызывает у жителей города противоречивые чувства․ С одной стороны, все испытывают облегчение⁚ ушел из жизни человек, который отравлял своим страхом существование окружающих․ С другой стороны, Буркин замечает, что после смерти Беликова жизнь в городе не стала лучше или свободнее․

Заканчивая свой рассказ, Буркин задается вопросом⁚ а не живем ли мы все в каких-то своих «футлярах», ограничивая себя страхами, условностями, предрассудками?​

Анализ особенностей образа Беликова

«Футлярность» как образ жизни

Образ Беликова в рассказе Чехова стал нарицательным для обозначения определённого типа личности и образа жизни․ «Футлярность» ౼ это стремление спрятаться от реальности, от перемен, от любых неожиданностей․ «Человек в футляре» боится всего нового, живет по строгим, раз и навсегда установленным правилам, стремится оградить себя от внешнего мира всевозможными преградами․

Беликов буквально окружает себя «футлярами»⁚ носит теплую одежду даже в жару, прячет все свои вещи в чехлы, избегает любых проявлений эмоций․ Его речь наполнена канцеляризмами и шаблонными выражениями․

Чехов показывает, что «футлярность» ౼ это не просто индивидуальная особенность характера Беликова, а социальное явление․ Страх перед жизнью, желание спрятаться от нее в «футляр» были характерны для многих людей того времени․

Коротко о главных персонажах

Беликов

Учитель греческого языка, главный герой рассказа․ Беликов — человек странный, замкнутый, боящийся жизни во всех ее проявлениях․ Он старается оградить себя от внешнего мира, создавая вокруг себя «футляр» из правил, условностей, страхов․

Внешний облик Беликова полностью соответствует его внутреннему миру․ Он всегда, даже в теплую погоду, выходит на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто․ Лицо его прячется за поднятым воротником, а глаза — за темными очками․

Беликов одинок, у него нет друзей, он сторонится женщин․ Единственное, что доставляет ему удовольствие, ౼ это соблюдение правил и порядок․

Буркин

Ветеринарный врач, рассказчик истории о Беликове․ Буркин — человек наблюдательный, он тонко подмечает детали и характеры․ В отличие от Ивана Иваныча, Буркин склонен к анализу и размышлениям․ Он пытается понять природу «футлярности» Беликова и его влияние на окружающих․

Иван Иваныч

Друг Буркина, охотник․ Иван Иваныч, человек простой, практичный, не склонный к философствованию․ Он воспринимает историю о Беликове как забавный анекдот и не видит в ней глубокого смысла․

Варенька Коваленко

Сестра нового учителя истории и географии, молодая и жизнерадостная девушка․ Варенька становится объектом внимания Беликова․ Однако ее живость, непосредственность, любовь к жизни пугают и отталкивают «человека в футляре»․

Михаил Саввич Коваленко

Брат Вареньки, учитель истории и географии․ Михаил Саввич — человек прямой, открытый, нетерпимый к лицемерию и ханжеству․ Он с первого взгляда недолюбливает Беликова и не скрывает своего отношения․

Краткий вывод

Рассказ «Человек в футляре» Антона Павловича Чехова — это не просто история об одном странном человеке․ Это глубокое и проницательное исследование человеческой природы, обличение пороков общества․

Образ Беликова стал нарицательным для обозначения типа людей, которые боятся жизни во всех ее проявлениях, стремятся спрятаться от нее в «футляр» из правил, условностей, страхов․ Чехов показывает, что «футлярность» разрушает личность, делает человека несчастным и одиноким․

Но «Человек в футляре» — это не только история об одном человеке․ Это еще и рассказ о том, как общество порождает «футлярность»․ Страх, конформизм, нетерпимость к инакомыслию — все это создает почву для расцвета «футлярности»․

Чехов призывает читателя задуматься над собственной жизнью, над тем, не живет ли он сам в каком-то «футляре», не боится ли он быть свободным и счастливым․

Рассказ актуален и в наши дни, потому что проблема «футлярности» не ушла в прошлое․ Мы все еще сталкиваемся с людьми, которые боятся всего нового, живут по строгим правилам и не хотят ничего менять в своей жизни․

Чехов заставляет нас задуматься о том, что такое настоящая жизнь и как сделать ее полноценной и интересной․

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей Кузнецов

    Помню, как изучали этот рассказ в школе. Актуально и по сей день!

  2. Ольга Смирнова

    Краткое содержание очень помогает вспомнить сюжет рассказа. Беликов — персонаж, которого невозможно забыть.

  3. Мария Иванова

    Очень точное описание Беликова! «Футлярность» как жизненная позиция — грустно и страшно одновременно.

  4. Екатерина Сидорова

    Интересно, как бы Чехов описал «человека в футляре» в наше время? Ведь сейчас тоже много людей боятся открыться миру.

  5. Петр Петров

    Классика русской литературы! Рассказ заставляет задуматься о том, как мы сами строим свою жизнь.