- Краткое содержание рассказа А․П․ Чехова «Человек в футляре»
- Встреча охотников и история Беликова
- Футлярная жизнь Беликова
- Появление Вареньки и мечты о браке
- Карикатура и крушение надежд
- Смерть Беликова и размышления о «футлярности»
- Коротко о главных персонажах
- Беликов
- Буркин
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский
- Варенька Коваленко
- Михаил Саввич Коваленко
- Краткий вывод
Краткое содержание рассказа А․П․ Чехова «Человек в футляре»
Рассказ повествует о жизни учителя греческого языка Беликова, человека, который всячески пытался отгородиться от внешнего мира․
Встреча охотников и история Беликова
Рассказ начинается с описания ночлега двух приятелей-охотников – учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского в сарае на окраине села Мироносицкое․
Друзьям не спится, и они коротают время за разговорами․ Буркин рассказывает историю своего коллеги, учителя греческого языка Беликова, скончавшегося пару месяцев назад․
Беликов был человеком странным, замкнутым, стремящимся к самоизоляции․ Он боялся жизни во всех ее проявлениях и старался оградить себя от внешнего мира, создавая вокруг себя подобие «футляра»․
Даже в хорошую погоду Беликов выходил из дома в калошах, теплом пальто и с зонтиком, а лицо прятал за темными очками․ Все свои вещи, даже новые, он держал в чехлах․
Буркин вспоминает, что даже в собственной квартире Беликов создал себе подобие футляра⁚ спал под пологом, держал окна закрытыми ставнями и дверь на замок․
Футлярная жизнь Беликова
Стремление Беликова к самоизоляции не ограничивалось только одеждой и обустройством быта․ Оно проникало во все сферы его жизни, вплоть до мыслей и чувств․
Беликов был педантом и формалистом, слепо следовал правилам и инструкциям, боялся любых новшеств и перемен․
Даже в гимназии, где он преподавал древнегреческий язык, Беликов видел угрозу своему замкнутому мирку․ Он постоянно опасался, «как бы чего не вышло», и эта фраза стала его своеобразным девизом․
Беликов старался не выделяться из толпы, избегал любых проявлений индивидуальности и самостоятельности․ Он был убежден, что жизнь нужно прожить так, чтобы «не дай Бог, никто не упрекнул»․
Футлярность Беликова распространялась не только на него самого, но и на окружающих․ Он старался навязать свои взгляды и привычки коллегам, ученикам, всему городу․
Под влиянием Беликова атмосфера в городе становилась все более душной и тяжелой․ Люди начинали бояться собственной тени, переставали радоваться жизни․
Появление Вареньки и мечты о браке
Казалось бы, ничто не могло нарушить привычный уклад жизни Беликова и вывести его из состояния добровольного заточения․
Однако неожиданно в его жизни произошло событие, которое могло бы изменить его судьбу․ В город приехал новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко, а вместе с ним и его сестра Варенька – молодая, жизнерадостная девушка․
Варенька была полной противоположностью Беликову․ Она любила жизнь, музыку, смех․ Её не пугали никакие трудности и препятствия․
Появление Вареньки произвело на Беликова сильное впечатление․ Он впервые в жизни почувствовал интерес к женщине и даже начал задумываться о женитьбе․
Коллеги Беликова, уставшие от его вечного брюзжания и подозрительности, решили, что женитьба пойдет ему на пользу․ Они стали всячески подталкивать его к этому шагу․
Сам Беликов долго не мог решиться на столь ответственный шаг․ Он сомневался, не нарушит ли брак его привычного уклада жизни․ Однако мысль о том, что он может обрести семью и стать уважаемым главой семейства, все же прельщала его․
Карикатура и крушение надежд
Отношения Беликова и Вареньки развивались постепенно․ Учитель, преодолевая свою нерешительность, стал часто наведываться к Коваленко, где жила его сестра․ Казалось, ещё немного, и он решится сделать предложение․
Однако случайность разрушила все надежды․ В городе появилась анонимная карикатура, на которой был изображен Беликов в своем нелепом виде – в калошах, с зонтиком и в обнимку с Варенькой․
Эта карикатура произвела на Беликова ужасающее впечатление․ Он увидел в ней злой насмешку над собой, над своими чувствами, над своими мечтами о семейном счастье․
В довершение ко всему, Беликов узнал, что Варенька и её брат катаются на велосипедах, что в его понимании было совершенно неприлично для учителей․
Не в силах пережить позора и унижения, Беликов заболел․ Он перестал выходить из дома, отказался от еды и через некоторое время умер․
Смерть Беликова и размышления о «футлярности»
Смерть Беликова не вызвала в городе ни у кого ни горя, ни сожаления․ Напротив, все испытали облегчение, словно избавились от чего-то тяжелого и душного․
Похороны Беликова прошли так же серо и незаметно, как и вся его жизнь․ Казалось, что вместе с ним ушла в прошлое и та атмосфера страха и подозрительности, которая царила в городе․
Однако Буркин, рассказывая эту историю своему приятелю, понимает, что смерть Беликова ничего не изменила․ «Футлярные» люди никуда не исчезли․ Они все еще живут среди нас, прячась от жизни за стенами своих привычек, страхов и предрассудков․
Рассказ заканчивается риторическим вопросом Ивана Иваныча⁚ «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»
Этот вопрос заставляет задуматься о том, не являемся ли мы сами заложниками «футлярности», не ограничиваем ли мы свою жизнь рамками условностей и страхов․
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Человек в футляре» Чехов создает яркие и запоминающиеся образы, которые стали нарицательными и символизируют определенные типы людей и образа жизни․
Беликов
Главный герой рассказа, учитель греческого языка․ Беликов – человек-футляр, замкнутый, боящийся жизни во всех ее проявлениях․ Он старается оградить себя от внешнего мира, создавая вокруг себя подобие «футляра» из правил, инструкций, условностей․
Беликов педантичен, формалист, подозрителен․ Он боится всего нового, необычного, живого․ Его любимая фраза — «Как бы чего не вышло»․
Буркин
Учитель гимназии, коллега Беликова․ Рассказчик истории о «человеке в футляре»․ В отличие от Беликова, Буркин , человек живой, наблюдательный, способный к сопереживанию․ Он видит странность и нелепость поведения Беликова, но в то же время жалеет его․
Иван Иваныч Чимша-Гималайский
Ветеринар, приятель Буркина․ Слушатель истории о Беликове․ Иван Иваныч — человек простой, практичный, трезвомыслящий․ Он не понимает сложных философских рассуждений, но его жизненный опыт позволяет ему делать точные наблюдения и выводы․
Варенька Коваленко
Сестра нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко․ Молодая, красивая, жизнерадостная девушка․ Она является полной противоположностью Беликову․ Варенька любит жизнь, музыку, смех․ Она не боится трудностей и готова к переменам․
Михаил Саввич Коваленко
Новый учитель истории и географии, брат Вареньки․ Энергичный, прямолинейный, даже резкий человек․ Он не скрывает своего негативного отношения к Беликову и его образу жизни․
Все эти персонажи помогают Чехову раскрыть тему «футлярности», показать, как страх и нежелание жить полноценной жизнью могут разрушить человека и отравить жизнь окружающим․
Краткий вывод
Рассказ А․П․ Чехова «Человек в футляре» ‒ это не просто история об одном чудаковатом учителе․ Это глубокое и многогранное произведение, которое поднимает важные вопросы о человеческой природе, о страхе перед жизнью, о конформизме и равнодушии․
Образ Беликова стал нарицательным символом «футлярности» ⏤ стремления человека спрятаться от реальности, отгородиться от мира стеной из привычек, страхов, условностей․
Чехов показывает, что такая жизнь в «футляре» разрушительна не только для самого человека, но и для окружающих․
Беликов своим поведением, своими вечными страхами и подозрениями отравляет жизнь всем вокруг ⏤ коллегам, ученикам, всему городу․
Однако Чехов не просто высмеивает Беликова и ему подобных․ Он заставляет задуматься о том, что толкает людей к такой жизни, почему они боятся быть свободными, открытыми, живыми․
В конце рассказа возникает важный вопрос⁚ не являемся ли мы сами заложниками «футлярности»? Не ограничиваем ли мы свою жизнь рамками условностей и страхов? Не боимся ли мы быть собой и жить полноценной жизнью?
«Человек в футляре» ⏤ это предостережение для каждого из нас․ Это напоминание о том, как важно беречь свою индивидуальность, не бояться жизни во всех ее проявлениях, быть открытым новому и не превращаться в «человека в футляре»․
Образ Беликова — это предостережение для всех нас. Важно не дать страху и предрассудкам управлять нашей жизнью.
Очень точно подмечено Чеховым — страх перед жизнью может превратить человека в настоящего затворника.
Рассказ заставляет задуматься о том, как важно не ограничивать себя рамками и стереотипами, а быть открытым новому опыту.
«Человек в футляре» — это не просто рассказ, это зеркало, в котором каждый может увидеть свои собственные страхи и комплексы.
Беликов — это собирательный образ всех трусливых и ограниченных людей. Грустно, что такие люди встречаются и в наше время.
Классический рассказ Чехова, который актуален и по сей день. Сколько людей вокруг нас прячутся в своих «футлярах», боясь жить полной жизнью!
Чехов гениально показал трагедию человека, который добровольно отказался от жизни ради мнимой безопасности.
Поражает, насколько сильным может быть страх перед неизвестностью. Беликов предпочитал жить в своем вымышленном мирке, лишь бы не сталкиваться с реальностью.