- Детство Лермонтова
- Ранние годы и воспитание
- Влияние бабушки и имения Тарханы
- Первые шаги в литературе и искусстве
- Путешествия на Кавказ и их значение
- Образование и формирование личности
- Коротко о главных персонажах
- Елизавета Алексеевна Арсеньева (бабушка)
- Жан Капе (гувернёр)
- Христина Осиповна Ремер (няня)
- Краткий вывод
Детство Лермонтова
Детство
Михаила Юрьевича прошло в имении бабушки ⎯ Тарханы, где он получал домашнее образование, свободно владея французским и немецким языками. Бабушка всячески баловала внука, приглашая лучших учителей, и позволяла ему заниматься любимыми делами⁚ рисованием, чтением и музыкой.
Ранние годы и воспитание
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Его детство было омрачено ранней смертью матери٫ после которой воспитание мальчика легло на плечи бабушки٫ Елизаветы Арсеньевой. Бабушка души не чаяла во внуке и старалась создать для него самые лучшие условия.
Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии, в атмосфере любви, заботы и внимания. Для маленького Мишеля, как называли Лермонтова на французский манер, бабушка приглашала лучших учителей, позволяла ему заниматься любимыми делами⁚ рисовать, читать, музицировать, устраивала детские праздники. Особое внимание уделялось образованию мальчика⁚ с ранних лет он свободно владел французским и немецким языками, изучал русскую словесность, проявляя незаурядные способности к стихосложению.
Тарханы стали для Лермонтова местом, где формировался его внутренний мир, где он впервые познал радость творчества и горечь утраты. Здесь он проводил время на природе, в окружении книг, впитывая красоту окружающего мира и истории. Именно в Тарханах зародилась любовь Лермонтова к русской природе, к народным песням и сказаниям, которые оказали огромное влияние на его творчество.
Несмотря на заботу бабушки, Лермонтов рос болезненным ребенком. Для укрепления его здоровья Елизавета Арсеньева дважды возила внука на Кавказ, к Минеральным Водам, в 1820 и 1825 годах. Эти поездки оставили неизгладимый след в душе мальчика, познакомив его с величественной красотой гор, с самобытной культурой кавказских народов. Кавказ пленил воображение будущего поэта, став источником вдохновения для многих его произведений.
Влияние бабушки и имения Тарханы
Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, сыграла огромную роль в его жизни и становлении как личности. После смерти матери она стала для него самым близким человеком, окружив внука безграничной любовью и заботой. Понимая важность образования, она приглашала лучших учителей, поощряла увлечения внука литературой, искусством, музыкой.
Имение Тарханы, где прошли детские и юношеские годы Лермонтова, стало для него настоящей колыбелью таланта. Здесь, в окружении живописной природы, он проводил время за чтением, рисованием, сочинял первые стихи. Тарханы пробудили в нем любовь к русской природе, к народным песням и преданиям, которые нашли отражение в его творчестве.
Бабушка старалась сделать все, чтобы детство Лермонтова было счастливым и беззаботным. Она устраивала для него праздники, позволяла баловаться, одаривала игрушками. Одним из ярких воспоминаний детства стала для Михаила маленькая черкесская лошадка, подаренная ему бабушкой. На ней он с упоением носился по окрестностям Тархан, а Елизавета Алексеевна с волнением наблюдала за внуком из окна.
Любовь и забота бабушки, атмосфера тепла и уюта в Тарханах, красота окружающей природы – все это оказало огромное влияние на формирование личности будущего поэта, на его душевный мир, нашло отражение в его творчестве;
Первые шаги в литературе и искусстве
Литературный талант Михаила Лермонтова проявился очень рано. С детства он увлекался чтением, с упоением слушая сказки и былины, которые рассказывала ему няня. Под влиянием прочитанного он начал сочинять стихи, еще не умея писать. Первые литературные опыты Лермонтова относятся к 1820 году, когда ему было всего шесть лет.
Помимо литературы, Лермонтов увлекался рисованием. Он часами просиживал с карандашом в руках, изображая окружающий мир, героев прочитанных книг, сцены из истории. Бабушка поощряла увлечения внука, предоставляя ему все необходимое для творчества⁚ краски, кисти, бумагу.
В 1827 году Лермонтов создает свои первые поэмы⁚ «Черкесы»٫ «Кавказский пленник»٫ «Корсар»٫ вдохновленные романтическими произведениями Байрона и Пушкина٫ а также впечатлениями от поездок на Кавказ. В этих ранних произведениях уже прослеживаются характерные черты лермонтовского стиля⁚ стремление к свободе٫ жажда сильных страстей٫ интерес к теме рока и предопределения.
Первые литературные и художественные опыты Лермонтова свидетельствовали о его незаурядном таланте, о богатстве его внутреннего мира. Детские увлечения переросли в серьезное призвание, которому он посвятил свою недолгую, но яркую жизнь.
Путешествия на Кавказ и их значение
Кавказ оставил глубокий след в душе юного Михаила Лермонтова, оказав огромное влияние на формирование его личности и творческого мировоззрения. Первое знакомство с этим краем состоялось в 1820 году, когда бабушка повезла шестилетнего мальчика на лечение к Минеральным Водам.
Величественные горы, экзотическая природа, самобытная культура кавказских народов – все это производило на впечатлительного ребенка неизгладимое впечатление. Кавказские мотивы, образы горцев, легенды и предания этого края стали неотъемлемой частью его творчества.
Второе путешествие на Кавказ состоялось в 1825 году. Лермонтов вновь посетил Минеральные Воды, а также побывал в Пятигорске, Кисловодске, других местах, которые впоследствии будут описаны им в произведениях. Эти поездки укрепили его любовь к Кавказу, обогатили новыми впечатлениями, дали богатый материал для творчества.
Кавказ стал для Лермонтова не только источником вдохновения, но и символом свободы, борьбы, противостояния судьбе. В своих произведениях он воспевал гордый и независимый дух кавказских народов, их любовь к свободе, преданность традициям.
Влияние Кавказа на творчество Лермонтова огромно. Этот край стал для него второй родиной, местом, где он чувствовал себя свободным и счастливым.
Образование и формирование личности
Образование Михаила Лермонтова началось в имении Тарханы под руководством бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Она наняла для внука лучших гувернёров и учителей, которые обучали его языкам, литературе, истории, рисованию, музыке. Лермонтов с ранних лет проявил блестящие способности к учёбе, обладая необыкновенной памятью и живым умом.
В 1828 году Лермонтов был определён в Московский университетский благородный пансион, одно из престижных учебных заведений того времени. Здесь он продолжил получать разностороннее образование, проявляя особый интерес к литературе и истории. В пансионе Лермонтов начал писать стихи, принимал активное участие в литературных вечерах, заслужив репутацию талантливого и остроумного юноши.
В период обучения в пансионе у Лермонтова формируются его характер и мировоззрение. Он растет замкнутым, мечтательным юношей, склонным к одиночеству и размышлениям. Влияние романтической литературы, события в личной жизни, а также политическая обстановка в стране пробуждают в нем чувство неудовлетворенности действительностью, желание свободы и справедливости.
Годы учебы стали важным этапом в становлении личности Лермонтова, способствовали развитию его таланта, сформировали его взгляды и убеждения, которые нашли отражение в его творчестве.
Коротко о главных персонажах
Елизавета Алексеевна Арсеньева (бабушка)
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова, была женщиной властной, решительной, но безгранично любящей своего внука. Она происходила из богатого и знатного рода Столыпиных, была хорошо образована и обладала сильным характером. После ранней смерти дочери она всю свою нежность и заботу перенесла на внука, стараясь защитить его от жизненных невзгод и дать ему все самое лучшее.
Елизавета Алексеевна не жалела средств на образование и воспитание Михаила, приглашая к нему лучших учителей и гувернеров. Она поощряла его увлечения литературой и искусством, видя в нем незаурядные способности. Бабушка старалась уберечь внука от влияния его отца, с которым у неё были напряженные отношения.
Отношения между Лермонтовым и его бабушкой были очень сложными и противоречивыми. С одной стороны, он был бесконечно привязан к ней, чувствовал её любовь и заботу. С другой стороны, его тяготила её чрезмерная опека, стремление контролировать каждый его шаг. Этот конфликт между любовью и свободой нашёл отражение во многих произведениях поэта.
Жан Капе (гувернёр)
Жан Капе, француз по происхождению, был гувернёром Михаила Лермонтова в детстве. Он попал в Россию во время наполеоновских войн, был ранен и взят в плен. После войны остался жить в России, став учителем французского языка.
Жан Капе был человеком образованным и интеллигентным, хорошо знавшим литературу и историю. Он привил Лермонтову любовь к французскому языку и литературе, познакомил его с произведениями французских классиков. Под руководством Жана Капе Лермонтов читал в оригинале произведения Вольтера, Руссо, Корнеля, Расина.
Жан Капе был для Лермонтова не только учителем, но и старшим товарищем, с которым он мог говорить на разные темы. Он пробудил в нем интерес к истории и политике, к философии и искусству. Влияние Жана Капе на формирование личности и мировоззрения Лермонтова было значительным.
Христина Осиповна Ремер (няня)
Христина Осиповна Ремер, няня Михаила Лермонтова, была простой крестьянкой, но обладала добрым сердцем и душевной теплотой. Она заботилась о маленьком Мишеле с самого рождения, заменив ему мать. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни, прививая ему любовь к русскому фольклору.
Христина Осиповна была для Лермонтова не просто няней, но и близким человеком, который дарил ему свое тепло и ласку. Она знала все его детские секреты, радовалась его успехам и огорчалась неудачам. Образ доброй и заботливой няни навсегда сохранился в памяти поэта, став символом детства, домашнего очага, бескорыстной любви.
Краткий вывод
Детство Михаила Юрьевича Лермонтова, несмотря на раннюю потерю матери и непростые отношения с отцом, было наполнено любовью, заботой и вниманием со стороны бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Имение Тарханы, где он провел свои детские годы, с его живописной природой, народными преданиями, атмосферой тепла и уюта, оказало огромное влияние на формирование личности будущего поэта, на его внутренний мир, нашло яркое отражение в его творчестве.
С ранних лет Лермонтов проявлял незаурядные способности к учебе и искусству. Он получил прекрасное домашнее образование, свободно владел несколькими языками, увлекался литературой, историей, рисованием. Особое влияние на него оказали произведения русских и западноевропейских классиков, а также народное творчество.
Большую роль в жизни юного Лермонтова сыграли путешествия на Кавказ. Этот край с его величественной природой, самобытной культурой, легендами и преданиями произвел на него неизгладимое впечатление, став источником вдохновения для многих его произведений. Кавказ стал для него символом свободы, борьбы, противостояния судьбе.
Детские и юношеские годы сыграли огромную роль в становлении Лермонтова как личности и художника. Именно в этот период закладываются основы его мировоззрения, формируются его характер, его взгляды на жизнь, любовь, смерть, которые впоследствии найдут свое яркое отражение в его творчестве.
Несмотря на относительно короткую жизнь, Михаил Юрьевич Лермонтов оставил после себя богатое литературное наследие, став одним из выдающихся представителей русской литературы XIX века. Его произведения до сих пор волнуют читателей своей искренностью, глубиной мысли, красотой и выразительностью языка.
Интересно, как ранние поездки на Кавказ повлияли на творчество Лермонтова? Ведь это особенный край с невероятной энергетикой!
Любовь к природе, народным песням, сказаниям — все это, несомненно, нашло отражение в произведениях Лермонтова. Спасибо за интересный рассказ!
Какая трогательная забота бабушки о внуке! Видно, что Елизавета Арсеньева делала все, чтобы развить таланты Михаила Юрьевича.
Тарханы — особое место для русской культуры. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о детстве и юности великого поэта.
Очень интересно было узнать о детстве Лермонтова! Тарханы, несомненно, сыграли огромную роль в формировании его личности и таланта.