Дон Жуан Мольер краткий пересказ и анализ

Дон Жуан Мольер краткий пересказ и анализ Краткие пересказы

Дон Жуан Мольер краткий пересказ

Дон Жуан, аристократ и известный развратник, бросает свою жену донью Эльвиру ради новой пассии. Он возвращается в город, где убил на дуэли Командора.​ Дон Жуан не испытывает раскаяния, но его преследуют братья Эльвиры, жаждущие мести.​

Дон Жуан и его похождения

Пьеса начинается с того, что Дон Жуан, молодой дворянин с дурной репутацией, бросает свою жену, донью Эльвиру, ради новой любовной интриги.​ Его слуга, Сганарель, человек простого нрава и с более строгими моральными принципами, осуждает поведение своего хозяина, но Дон Жуан остается глух к его упрекам.​ Он не видит ничего плохого в своем образе жизни, считая погоню за удовольствиями своим естественным правом.​

Дон Жуан отправляется в город, где полгода назад убил на дуэли Командора.​ Несмотря на тяжеть совершенного им греха, Дон Жуан не испытывает ни малейшего раскаяния.​ Он остается верен себе, продолжая соблазнять женщин и играть чужими чувствами.​ Во время одной из своих авантюр он встречает двух крестьянок, Шарлотту и Матюрину, и с легкостью очаровывает обеих, обещая им брак.

Поведение Дон Жуана вызывает возмущение не только у его слуги, но и у многих жителей города.​ Донья Эльвира, все еще любящая своего мужа, пытается вразумить его и вернуть на путь истинный.​ Однако все ее попытки тщетны. Дон Жуан остается равнодушным к ее мольбам, демонстрируя лишь цинизм и презрение к чувствам брошенной им женщины.

Встреча с братьями Эльвиры и статуей Командора

Слава о похождениях Дон Жуана не остается в тайне, и вскоре до братьев доньи Эльвиры, Дона Карлоса и Дона Алонсо, доходят слухи о ее бесчестии.​ Жаждущие мести, они отправляются на поиски Дон Жуана, чтобы покарать его за нанесенную их семье обиду.​ Встреча с ними происходит в лесу, где Дон Жуан и Сганарель скрываются от разбойников;

В ходе случайной стычки с бандитами Дон Жуан спасает жизнь незнакомцу, который оказывается Доном Карлосом.​ Не подозревая о том, кому он обязан своим спасением, Дон Карлос клянется Дон Жуану в вечной благодарности.​ Но радость Дон Жуана от удачно сложившихся обстоятельств оказывается недолгой.​ Появление Дона Алонсо, узнавшего обидчика своей сестры, грозит обернуться для него трагедией.​

Блуждая по лесу, Дон Жуан и Сганарель натыкаються на величественную гробницу. С ужасом Сганарель узнает в ней место захоронения Командора, убитого его хозяином.​ Внезапно Дон Жуана посещает кощунственная идея ⎯ пригласить статую Командора на ужин.​ Несмотря на протесты Сганареля, он приказывает слуге передать статуе свое дерзкое приглашение. К изумлению обоих, статуя кивает головой в знак согласия.​

Этот эпизод знаменует собой поворотный момент в пьесе.​ Легкомыслие и самоуверенность Дон Жуана, до сих пор позволявшие ему избегать на
казания, сталкиваються с силой, превосходящей человеческое понимание. Появление статуи Командора становится предвестником неотминуемой расплаты за совершенные грехи.​

Попытки вразумления Дон Жуана

Весть о кощунственном приглашении, брошенном статуе Командора, быстро распространяется по округе, вызывая всеобщее осуждение.​ Однако Дон Жуан остается невозмутимым. Он не верит в возможность наказания свыше, считая разговоры о загробной жизни суеверием;

Тем временем, надежду на исправление Дон Жуана не теряют его близкие.​ Отец, Дон Луис, в очередной раз пытается вразумить сына, взывая к его совести и чувству долга.​ Он стыдится поведения Дон Жуана, позорящего их знатное имя. Однако все увещевания отца разбиваются о стену цинизма и равнодушия.

Даже Донья Эльвира, окончательно разочаровавшись в муже, не может остаться равнодушной к его судьбе.​ Она приходит к Дон Жуану, чтобы простить его и в последний раз призвать к покаянию.​ Но Дон Жуан лишь насмехается над ее словами, не принимая их всерьез.​

Единственным человеком, кто не оставляет попыток образумить Дон Жуана, остается Сганарель.​ Верный слуга, несмотря на страх перед своим хозяином, не перестает осуждать его образ жизни. Он пытается достучаться до его сердца, напоминая о Божьем суде и неминуемой расплате за грехи.​ Но Дон Жуан остается глух к его словам, упорно цепляясь за свои иллюзии.​

Все попытки вразумления Дон Жуана оказываются тщетными.​ Он не желает меняться, предпочитая жить в свое удовольствие, не задумываясь о последствиях.​ Его сердце, очерствевшее от бесчисленных пороков, остается глухим к голосу разума и совести.​

Приглашение на ужин и мнимая перемена

Наступает вечер, и Дон Жуан, ничуть не смущаясь своим приглашением, готовится к ужину с каменным гостем.​ Атмосфера в доме накалена до предела.​ Слуги перешептываются, боясь гнева потусторонних сил, а Сганарель не находит себе места от страха.​ В самый разгар приготовлений в дом является Дон Карлос, желая отблагодарить своего спасителя. Дон Жуан, воспользовавшись случаем, решает разыграть перед ним спектакль.​

Он объявляет о своем решении порвать с прежней жизнью и встать на путь добродетели. Дон Карлос, обрадованный переменой в поведении Дон Жуана, спешит сообщить эту новость Донье Эльвире, все еще лелеющей надежду на воссоединение с мужем.​ Однако за показным благочестием Дон Жуана скрывается все тот же цинизм и презрение к окружающим.​

Он не испытывает ни малейшего раскаяния, считая свое решение лишь тактическим ходом, призванным обмануть бдительность своих врагов.​ Более того, Дон Жуан признается Сганарелю, что отныне он будет грешить еще изощреннее, скрывая свои истинные намерения под маской добропорядия.​

Кульминацией вечера становится появление Командора.​ Каменный гость, явившийся на зов Дон Жуана, предстает не в образе мстителя, а как вестник высшей справедливости. Он приглашает Дон Жуана на ответный ужин, давая ему последний шанс на покаяние.

Расплата и гибель Дон Жуана

Дон Жуан, охваченный странной смесью страха и бравады, принимает приглашение Командора.​ Он отвергает последнюю попытку Дона Луиса образумить его и просит лишь о возможности принести отцу прощение.​ Однако и это оказывается лишь очередной уловкой, способом выиграть время и сохранить лицо перед окружающими.​

С уходом отца маска добродетели спадает с Дон Жуана.​ Он снова полон цинизма и презрения к моральным устоям, насмехаясь над попытками Сганареля вразумить его.​ В этот момент в комнате появляется призрак, предрекающий Дон Жуану скорую гибель, если он не покается в своих грехах.​ Но Дон Жуан, ослепленный гордыней, отвергает и это предупреждение, бросая вызов небесам.

Появление Командора знаменует собой начало неотвратимой расплаты.​ Каменный гость, символизирующий собой божественный суд, неуклонно приближается к Дон Жуану, не обращая внимания на его отчаянные попытки выиграть время.​ Дон Жуан, наконец, осознает всю глубину своего падения, но раскаяние приходит к нему слишком поздно.​

Земля разверзается под ногами Дон Жуана, и он проваливается в преисподнюю под раскаты грома и крики ужаса Сганареля.​ Божественное правосудие свершилось – наказание постигло грешника, пренебрегшего законами человеческими и божескими.​ Смерть Дон Жуана становится наглядным предостережением всем, кто подобно ему избрал путь порока и безверия.​

Коротко о главных персонажах

Дон Жуан⁚

Центральный персонаж пьесы, молодой аристократ, воплощающий в себе образ безнравственного соблазнителя и циника.​ Он отвергает общепринятые нормы морали, живя лишь в угоду своим страстям и желаниям.​ Дон Жуан не верит в Бога и загробную жизнь, считая себя властелином собственной судьбы.​ Он искусен в лжи и лицемерии, легко меняет маски, чтобы добиться своих целей.​ Однако под маской напускного цинизма и равнодушия скрывается душа, израненная собственными пороками и обреченная на гибель.​

Слуга Дон Жуана, персонаж, противопоставленный своему хозяину.​ Он человек простого звания, но с более строгими моральными принципами.​ Сганарель осуждает образ жизни Дон Жуана, пытаясь вразумить его и наставить на путь истинный.​ Он верит в Бога и боится наказания за грехи хозяина.​ Сганарель не лишен трусости и не всегда находит в себе силы противостоять воле Дон Жуана, однако его присутствие рядом с последним служит постоянным напоминанием о совести и ответственности за свои поступки.​

Молодая женщина, ставшая жертвой обольщения Дон Жуана.​ Она искренне любит его, готовая простить ему измену и предательство.​ Донья Эльвира обладает благородством души и глубокой верой, что делает ее еще более беззащитной перед цинизмом Дон Жуана.​ Несмотря на все перенесенные страдания, она сохраняет достоинство и великодушие, прощая своему мужу перед лицом его гибели.​

Отец Дон Жуана, представитель старого поколения с его незыблемыми моральными принципами и представлениями о чести.​ Он испытывает стыд и горечь за поведение сына, который позорит их знатное имя. Дон Луис до последнего не теряет надежды вразумить Дон Жуана, взывая к его совести и сыновнему долгу.​

Командор⁚

Появляющийся в пьесе в образе статуи персонаж, воплощающий собой божественный суд и неотвратимость расплаты за грехи.​ Его присутствие вносит в пьесу элемент мистики и трагизма, подчеркивая неизбежность наказания для тех, кто бросает вызов законам божеским и человеческим.​

Краткий выво

«Дон Жуан» Мольера — это не просто история о похождениях любвеобильного аристократа, это глубокое философское размышление о природе человека, о границах дозволенного, о столкновении безверия и божественного правосудия.

Дон Жуан предстает перед нами как трагический персонаж, раздираемый внутренними противоречиями.​ С одной стороны, он — истинный сын своего времени, эпохи просвещения и рационализма, отвергающий догмы и авторитеты, провозглашающий право человека на свободу и наслаждение жизнью.​ С другой стороны, его безграничный эгоизм, презрение к моральным нормам и чувствам окружающих неизбежно ведут его к духовной гибели.

Мольер мастерски рисует портрет общества, где царят лицемерие, тщеславие и жажда наживы.​ На фоне этого мира особенно ярко вырисовывается фигура Дон Жуана, который, отвергая его условности, сам становится его жертвой.​ Он словно заключен в клетку собственных страстей, не в силах вырваться из порочного круга соблазнов и иллюзий.​

Гибель Дон Жуана становится своеобразным нравственным уроком, предостережением для тех, кто, подобно ему, ставит себя выше закона и морали.​ Мольер не дает однозначных ответов на вопросы о сущности добра и зла, о пределах человеческой свободы. Он заставляет зрителя задуматься над этими вечными проблемами, предлагая ему самому сделать выбор между светом и тьмой, добродетелью и пороком.​

Пьеса «Дон Жуан» и сегодня не теряет своей актуальности.​ Образ главного героя стал нарицательным, символом неуемного донжуанства и цинизма.​ Однако пьеса Мольера , это не просто сатира на нравы своего времени, это философская драма, затрагивающая вечные проблемы человеческого бытия.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Алексей

    Невероятно актуальная пьеса, которая заставляет задуматься о вечных вопросах. Дон Жуан — это собирательный образ человека, одержимого своими страстями и не желающего считаться с чувствами других.

  2. Дмитрий

    Живой язык, яркие персонажи и динамичный сюжет — вот что делает эту пьесу увлекательной даже спустя столетия. Дон Жуан в исполнении Мольера — неоднозначный герой, вызывающий противоречивые чувства.

  3. Иван

    Интересно наблюдать за развитием отношений Дон Жуана и Сганареля. Слуга выступает в роли голоса разума, пытаясь вразумить своего хозяина, но безуспешно.

  4. Светлана

    Перечитывала «Дон Жуана» несколько раз, и каждый раз открывала для себя что-то новое. Блестящая сатира на нравы того времени, которая не теряет своей актуальности и сегодня.

  5. Ольга

    Классический сюжет о Дон Жуане, но Мольер умело раскрывает его через призму сатиры и комедии. Интересно наблюдать за метаниями главного героя, его цинизмом и попытками оправдать свое распутство.

  6. Екатерина

    За легкостью и юмором скрывается глубокий философский подтекст. Мольер заставляет задуматься о морали, лицемерии и последствиях наших поступков.

  7. Мария

    Финал пьесы заставляет задуматься о неотвратимости наказания за грехи. Дон Жуан, несмотря на все свое обаяние и хитрость, не может избежать расплаты за свои поступки.