Дон Жуан Мольер краткий пересказ
Дон Жуан, аристократ и известный развратник, бросает свою жену донью Эльвиру ради новой пассии. Он возвращается в город, где убил на дуэли Командора. Дон Жуан не испытывает раскаяния, но его преследуют братья Эльвиры, жаждущие мести.
Дон Жуан и его похождения
Пьеса начинается с того, что Дон Жуан, молодой дворянин с дурной репутацией, бросает свою жену, донью Эльвиру, ради новой любовной интриги. Его слуга, Сганарель, человек простого нрава и с более строгими моральными принципами, осуждает поведение своего хозяина, но Дон Жуан остается глух к его упрекам. Он не видит ничего плохого в своем образе жизни, считая погоню за удовольствиями своим естественным правом.
Дон Жуан отправляется в город, где полгода назад убил на дуэли Командора. Несмотря на тяжеть совершенного им греха, Дон Жуан не испытывает ни малейшего раскаяния. Он остается верен себе, продолжая соблазнять женщин и играть чужими чувствами. Во время одной из своих авантюр он встречает двух крестьянок, Шарлотту и Матюрину, и с легкостью очаровывает обеих, обещая им брак.
Поведение Дон Жуана вызывает возмущение не только у его слуги, но и у многих жителей города. Донья Эльвира, все еще любящая своего мужа, пытается вразумить его и вернуть на путь истинный. Однако все ее попытки тщетны. Дон Жуан остается равнодушным к ее мольбам, демонстрируя лишь цинизм и презрение к чувствам брошенной им женщины.
Встреча с братьями Эльвиры и статуей Командора
Слава о похождениях Дон Жуана не остается в тайне, и вскоре до братьев доньи Эльвиры, Дона Карлоса и Дона Алонсо, доходят слухи о ее бесчестии. Жаждущие мести, они отправляются на поиски Дон Жуана, чтобы покарать его за нанесенную их семье обиду. Встреча с ними происходит в лесу, где Дон Жуан и Сганарель скрываются от разбойников;
В ходе случайной стычки с бандитами Дон Жуан спасает жизнь незнакомцу, который оказывается Доном Карлосом. Не подозревая о том, кому он обязан своим спасением, Дон Карлос клянется Дон Жуану в вечной благодарности. Но радость Дон Жуана от удачно сложившихся обстоятельств оказывается недолгой. Появление Дона Алонсо, узнавшего обидчика своей сестры, грозит обернуться для него трагедией.
Блуждая по лесу, Дон Жуан и Сганарель натыкаються на величественную гробницу. С ужасом Сганарель узнает в ней место захоронения Командора, убитого его хозяином. Внезапно Дон Жуана посещает кощунственная идея ⎯ пригласить статую Командора на ужин. Несмотря на протесты Сганареля, он приказывает слуге передать статуе свое дерзкое приглашение. К изумлению обоих, статуя кивает головой в знак согласия.
Этот эпизод знаменует собой поворотный момент в пьесе. Легкомыслие и самоуверенность Дон Жуана, до сих пор позволявшие ему избегать на
казания, сталкиваються с силой, превосходящей человеческое понимание. Появление статуи Командора становится предвестником неотминуемой расплаты за совершенные грехи.
Попытки вразумления Дон Жуана
Весть о кощунственном приглашении, брошенном статуе Командора, быстро распространяется по округе, вызывая всеобщее осуждение. Однако Дон Жуан остается невозмутимым. Он не верит в возможность наказания свыше, считая разговоры о загробной жизни суеверием;
Тем временем, надежду на исправление Дон Жуана не теряют его близкие. Отец, Дон Луис, в очередной раз пытается вразумить сына, взывая к его совести и чувству долга. Он стыдится поведения Дон Жуана, позорящего их знатное имя. Однако все увещевания отца разбиваются о стену цинизма и равнодушия.
Даже Донья Эльвира, окончательно разочаровавшись в муже, не может остаться равнодушной к его судьбе. Она приходит к Дон Жуану, чтобы простить его и в последний раз призвать к покаянию. Но Дон Жуан лишь насмехается над ее словами, не принимая их всерьез.
Единственным человеком, кто не оставляет попыток образумить Дон Жуана, остается Сганарель. Верный слуга, несмотря на страх перед своим хозяином, не перестает осуждать его образ жизни. Он пытается достучаться до его сердца, напоминая о Божьем суде и неминуемой расплате за грехи. Но Дон Жуан остается глух к его словам, упорно цепляясь за свои иллюзии.
Все попытки вразумления Дон Жуана оказываются тщетными. Он не желает меняться, предпочитая жить в свое удовольствие, не задумываясь о последствиях. Его сердце, очерствевшее от бесчисленных пороков, остается глухим к голосу разума и совести.
Приглашение на ужин и мнимая перемена
Наступает вечер, и Дон Жуан, ничуть не смущаясь своим приглашением, готовится к ужину с каменным гостем. Атмосфера в доме накалена до предела. Слуги перешептываются, боясь гнева потусторонних сил, а Сганарель не находит себе места от страха. В самый разгар приготовлений в дом является Дон Карлос, желая отблагодарить своего спасителя. Дон Жуан, воспользовавшись случаем, решает разыграть перед ним спектакль.
Он объявляет о своем решении порвать с прежней жизнью и встать на путь добродетели. Дон Карлос, обрадованный переменой в поведении Дон Жуана, спешит сообщить эту новость Донье Эльвире, все еще лелеющей надежду на воссоединение с мужем. Однако за показным благочестием Дон Жуана скрывается все тот же цинизм и презрение к окружающим.
Он не испытывает ни малейшего раскаяния, считая свое решение лишь тактическим ходом, призванным обмануть бдительность своих врагов. Более того, Дон Жуан признается Сганарелю, что отныне он будет грешить еще изощреннее, скрывая свои истинные намерения под маской добропорядия.
Кульминацией вечера становится появление Командора. Каменный гость, явившийся на зов Дон Жуана, предстает не в образе мстителя, а как вестник высшей справедливости. Он приглашает Дон Жуана на ответный ужин, давая ему последний шанс на покаяние.
Расплата и гибель Дон Жуана
Дон Жуан, охваченный странной смесью страха и бравады, принимает приглашение Командора. Он отвергает последнюю попытку Дона Луиса образумить его и просит лишь о возможности принести отцу прощение. Однако и это оказывается лишь очередной уловкой, способом выиграть время и сохранить лицо перед окружающими.
С уходом отца маска добродетели спадает с Дон Жуана. Он снова полон цинизма и презрения к моральным устоям, насмехаясь над попытками Сганареля вразумить его. В этот момент в комнате появляется призрак, предрекающий Дон Жуану скорую гибель, если он не покается в своих грехах. Но Дон Жуан, ослепленный гордыней, отвергает и это предупреждение, бросая вызов небесам.
Появление Командора знаменует собой начало неотвратимой расплаты. Каменный гость, символизирующий собой божественный суд, неуклонно приближается к Дон Жуану, не обращая внимания на его отчаянные попытки выиграть время. Дон Жуан, наконец, осознает всю глубину своего падения, но раскаяние приходит к нему слишком поздно.
Земля разверзается под ногами Дон Жуана, и он проваливается в преисподнюю под раскаты грома и крики ужаса Сганареля. Божественное правосудие свершилось – наказание постигло грешника, пренебрегшего законами человеческими и божескими. Смерть Дон Жуана становится наглядным предостережением всем, кто подобно ему избрал путь порока и безверия.
Коротко о главных персонажах
Дон Жуан⁚
Центральный персонаж пьесы, молодой аристократ, воплощающий в себе образ безнравственного соблазнителя и циника. Он отвергает общепринятые нормы морали, живя лишь в угоду своим страстям и желаниям. Дон Жуан не верит в Бога и загробную жизнь, считая себя властелином собственной судьбы. Он искусен в лжи и лицемерии, легко меняет маски, чтобы добиться своих целей. Однако под маской напускного цинизма и равнодушия скрывается душа, израненная собственными пороками и обреченная на гибель.
Слуга Дон Жуана, персонаж, противопоставленный своему хозяину. Он человек простого звания, но с более строгими моральными принципами. Сганарель осуждает образ жизни Дон Жуана, пытаясь вразумить его и наставить на путь истинный. Он верит в Бога и боится наказания за грехи хозяина. Сганарель не лишен трусости и не всегда находит в себе силы противостоять воле Дон Жуана, однако его присутствие рядом с последним служит постоянным напоминанием о совести и ответственности за свои поступки.
Молодая женщина, ставшая жертвой обольщения Дон Жуана. Она искренне любит его, готовая простить ему измену и предательство. Донья Эльвира обладает благородством души и глубокой верой, что делает ее еще более беззащитной перед цинизмом Дон Жуана. Несмотря на все перенесенные страдания, она сохраняет достоинство и великодушие, прощая своему мужу перед лицом его гибели.
Отец Дон Жуана, представитель старого поколения с его незыблемыми моральными принципами и представлениями о чести. Он испытывает стыд и горечь за поведение сына, который позорит их знатное имя. Дон Луис до последнего не теряет надежды вразумить Дон Жуана, взывая к его совести и сыновнему долгу.
Командор⁚
Появляющийся в пьесе в образе статуи персонаж, воплощающий собой божественный суд и неотвратимость расплаты за грехи. Его присутствие вносит в пьесу элемент мистики и трагизма, подчеркивая неизбежность наказания для тех, кто бросает вызов законам божеским и человеческим.
Краткий выво
«Дон Жуан» Мольера — это не просто история о похождениях любвеобильного аристократа, это глубокое философское размышление о природе человека, о границах дозволенного, о столкновении безверия и божественного правосудия.
Дон Жуан предстает перед нами как трагический персонаж, раздираемый внутренними противоречиями. С одной стороны, он — истинный сын своего времени, эпохи просвещения и рационализма, отвергающий догмы и авторитеты, провозглашающий право человека на свободу и наслаждение жизнью. С другой стороны, его безграничный эгоизм, презрение к моральным нормам и чувствам окружающих неизбежно ведут его к духовной гибели.
Мольер мастерски рисует портрет общества, где царят лицемерие, тщеславие и жажда наживы. На фоне этого мира особенно ярко вырисовывается фигура Дон Жуана, который, отвергая его условности, сам становится его жертвой. Он словно заключен в клетку собственных страстей, не в силах вырваться из порочного круга соблазнов и иллюзий.
Гибель Дон Жуана становится своеобразным нравственным уроком, предостережением для тех, кто, подобно ему, ставит себя выше закона и морали. Мольер не дает однозначных ответов на вопросы о сущности добра и зла, о пределах человеческой свободы. Он заставляет зрителя задуматься над этими вечными проблемами, предлагая ему самому сделать выбор между светом и тьмой, добродетелью и пороком.
Пьеса «Дон Жуан» и сегодня не теряет своей актуальности. Образ главного героя стал нарицательным, символом неуемного донжуанства и цинизма. Однако пьеса Мольера , это не просто сатира на нравы своего времени, это философская драма, затрагивающая вечные проблемы человеческого бытия.
Невероятно актуальная пьеса, которая заставляет задуматься о вечных вопросах. Дон Жуан — это собирательный образ человека, одержимого своими страстями и не желающего считаться с чувствами других.
Живой язык, яркие персонажи и динамичный сюжет — вот что делает эту пьесу увлекательной даже спустя столетия. Дон Жуан в исполнении Мольера — неоднозначный герой, вызывающий противоречивые чувства.
Интересно наблюдать за развитием отношений Дон Жуана и Сганареля. Слуга выступает в роли голоса разума, пытаясь вразумить своего хозяина, но безуспешно.
Перечитывала «Дон Жуана» несколько раз, и каждый раз открывала для себя что-то новое. Блестящая сатира на нравы того времени, которая не теряет своей актуальности и сегодня.
Классический сюжет о Дон Жуане, но Мольер умело раскрывает его через призму сатиры и комедии. Интересно наблюдать за метаниями главного героя, его цинизмом и попытками оправдать свое распутство.
За легкостью и юмором скрывается глубокий философский подтекст. Мольер заставляет задуматься о морали, лицемерии и последствиях наших поступков.
Финал пьесы заставляет задуматься о неотвратимости наказания за грехи. Дон Жуан, несмотря на все свое обаяние и хитрость, не может избежать расплаты за свои поступки.