Краткое содержание рассказа «Федина задача» Николая Носова
Федя Рыбкин, вернувшись с катка, решил сделать уроки. Включив радио для создания весёлой атмосферы, он принялся за задачу.
Приход Феди домой и начало решения задачи
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла. «Вот и хорошо!» — сказал Федя., «По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки».
Он включил радио, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. «Передаем концерт по заявкам», ⎻ объявил голос по радио. «Концерт ⎻ это хорошо», — сказал Федя. ⎻ «Веселей будет делать уроки».
Он отрегулировал репродуктор, чтоб было погромче, и сел за стол. «Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так. На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом...». Из репродуктора послышались звуки рояля и чей-то голос запел рокочущим густым басом.
Попытки Феди сосредоточиться на задаче под радио
«Жил-был король когда-то, При нем блоха жила. Милей родного брата Она ему была». «Вот какой противный король!» ⎻ сказал Федя. — «Блоха ему, видите ли, милей родного брата!»
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала⁚ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом...». Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. «Ха-ха-ха! Блоха!» — засмеялся певец и продолжал петь⁚
«Позвал король портного⁚ ‘Послушай, ты, чурбан! Для друга дорогого Сшей бархатный кафтан'». «Ишь, чего еще выдумал!» — воскликнул Федя. — «Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!»
Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось. «Плохая песня», — решил Федя и опять принялся читать задачу⁚ «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна...». «Он был титулярный советник, Она — генеральская дочь...». «Интересно, кто такой титулярный советник?» — сказал Федя. ⎻ «Гм!»
Федя запутывается в условиях задачи
Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на радио, принялся читать задачу дальше⁚ «Так... Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая⁚ «Легко на сердце от песни веселой, Она скучать не дает никогда, И любят песню деревни и села, И любят песню большие города!»
Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. «Хорошая песня!» ⎻ одобрил он, когда пение кончилось. — «Так. О чем тут у нас говорится? На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...». «Однозвучно гремит колокольчик», — послышался высокий мужской голос из репродуктора. «Ну, гремит и пусть гремит», ⎻ сказал Федя. ⎻ «Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так. Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности...». «Позвольте! Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, черт! Да это не та задача! Где же та? А, вот она! На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...». «По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит...». «Опять про колокольчик!» ⎻ воскликнул Федя. — «На колокольчиках помешались! Так... Утомительно гремит... в каждом мешке... рожь смололи, причем из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна... То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!»
Решение Феди обратиться за помощью к другу
“Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые?” “Тьфу!” ⎻ плюнул Федя. ⎻ “Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти! Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашиваеться, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...”
“Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полуденном...” “Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу ⎻ и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.”
Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошел к своему другу Сорокину.
Коротко о главных персонажах
Главным героем рассказа «Федина задача» является Федя Рыбкин, школьник, которому задали на дом решить задачу.
Федя — обычный мальчик, любящий проводить время на катке, слушать радио и общаться с друзьями. Однако, когда дело доходит до уроков, он предпочитает более лёгкие и увлекательные занятия. Федя легко отвлекается, особенно на музыку и песни, что мешает ему сосредоточиться на задаче.
Вместо того, чтобы сразу приняться за дело, он включает радио, рассчитывая совместить приятное с полезным. Однако, песни и их содержание полностью захватывают его внимание, сбивая с мысли и мешая сосредоточиться на условии задачи. Вместо того, чтобы вникать в цифры и расчёты, Федя начинает размышлять о содержании песен, восклицая⁚ «Вот какой противный король! Блоха ему, видите ли, милей родного брата!», «Ишь, чего еще выдумал! Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!», «Интересно, кто такой титулярный советник? Гм!», «Хорошая песня!», «Опять про колокольчик! На колокольчиках помешались!», «Тьфу! Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!».
В итоге, Федя полностью запутывается в условии задачи, не может сосредоточиться и разобраться в её сути. Он путает числа, действия, даже сами предметы из условия задачи. Радио для него становится не фоном, а основным источником информации, которая не только не помогает, а наоборот мешает решать задачу.
В конце концов, Федя отказывается от самостоятельных попыток решить задачу и решает обратиться за помощью к своему другу Юре Сорокину, демонстрируя тем самым отсутствие усидчивости, настойчивости и умения самостоятельно справляться с трудностями.
Хотя Юра Сорокин не является активным действующим лицом в рассказе, он играет важную роль в понимании характера Феди. Обращение к нему за помощью показывает, что Федя привык полагаться на других и не всегда готов брать ответственность за свои действия.
Краткий вывод
Рассказ Николая Носова «Федина задача» ⎻ это юмористическая зарисовка о школьнике Феде Рыбкине, который пытается совместить решение домашнего задания с прослушиванием радиоконцерта.
Автор наглядно показывает, как легкомысленное отношение к учёбе и неумение сосредоточиться могут превратить даже простое задание в непреодолимую трудность.
Федя, вместо того чтобы спокойно вникнуть в условие задачи, позволяет радио полностью захватить своё внимание. Песни и их содержание настолько увлекают его, что он начинает путать цифры, забывает о расчётах и в итоге совершенно запутывается в простом задании.
Этот комичный образ Феди служит напоминанием о важности сосредоточенности, усидчивости и умения организовать своё время. Автор подчёркивает, что попытки успеть всё и сразу, не прилагая к этому должных усилий, часто приводят к противоположному результату.
Рассказ также намекает на важность самостоятельности и ответственности в учёбе. Федя, столкнувшись с первыми же трудностями, предпочитает не искать решения самостоятельно, а сразу же обращается за помощью к другу. Это говорит о том, что он не привык полагаться на свои силы и не всегда готов брать ответственность за свои действия.
«Федина задача» ⎻ это не только забавная история, но и своеобразный урок для юных читателей, напоминающий о важности серьёзного отношения к учёбе, развития внимательности и умения достигать поставленной цели.