Краткое содержание рассказа «Гадюка» Юрия Сотника
Рассказ повествует о мальчике Боре, который едет в поезде и рассказывает пассажирам о своей ловле земноводных. Он хвастается, что везёт с собой в банке пойманную гадюку. Внезапно Боря обнаруживает, что банка открыта;
Появление Бори и его «багажа»
На полустанке в вагон поезда входит мальчик Боря, которого провожает заботливая бабушка. Она просит его прислать телеграмму, как только он доберется. Боря, упитанный и румяный двенадцатилетний мальчишка, входит в переполненный вагон с бельевой корзиной в одной руке и веревочной сумкой, в которой находится большая банка из зеленого стекла, в другой.
Старичок в панаме уступает Боре место, заметив внушительный, «не по росту», багаж мальчика. Боря осторожно ставит сумку и корзину под лавку, стараясь не спускать с них глаз. Пассажиры с любопытством наблюдают за ним. Боря, немного освоившись, выдвигает сумку и внимательно рассматривает содержимое банки.
В вагоне, помимо привычного стука колес и тихого храпа пассажиров, появляется странный шорох, доносящийся из-под лавки, где Боря разместил свой багаж.
Разговоры о «земноводных» и интерес пассажиров
Старичок в панаме, желая разговорить Борю, интересуется его багажом. Боря нехотя признается, что в корзине находятся «земноводные и пресмыкающиеся», собранные для школьного террариума.
Это заявление вызывает живой интерес у пассажиров. Рабочий с темными усами недовольно ворчит, а пассажирка в углу выражает свое отвращение. Однако любопытство берет верх, и вскоре вокруг Бори собирается публика⁚ пожилая колхозница, лейтенант, две девушки-колхозницы, высокий лысый гражданин в пенсне, двое ремесленников. Все они с интересом слушают рассказы Бори о его «охоте».
Боря, довольный таким вниманием, с жаром рассказывает о том, как ловил ужей, жаб, ящериц и лягушек. Он даже подсчитывает, сколько бы стоили все эти экземпляры в зоомагазине, подчеркивая таким образом свою «пользу» для школы. Пассажиры смеются, кивают, восхищаются предприимчивостью мальчика.
Исчезновение гадюки и паника в вагоне
Увлеченный рассказом, Боря упоминает, что в банке, помимо прочих представителей фауны, находится пойманная им гадюка. Это заявление вызывает тревогу у пассажиров. Боря, желая успокоить их и доказать свою правоту, достает сумку с банкой и показывает её всем желающим.
Внезапно, разглядывая банку, Боря обнаруживает, что гадюка исчезла. Лицо его вытягивается, он начинает судорожно искать пропажу, заглядывая под лавку и ощупывая пол. Пассажиры замирают в тревожном ожидании.
Боря, запинаясь, сообщает, что он завязал банку тряпочкой, но, видимо, недостаточно крепко. Осознание того, что ядовитая змея может находиться где-то рядом, вызывает панику в вагоне.
Поиски змеи и реакция пассажиров
В вагоне поднимается суматоха. Пассажиры в ужасе вскакивают со своих мест, женщины визжат, кто-то лихорадочно пытается взобраться на верхние полки. Пожилая колхозница, у которой под лавкой лежат вещи, в отчаянии обращается к Боре.
Боря, красный от стыда и страха, беспомощно мечется по вагону, заглядывая под сиденья. Пассажиры бросаются искать змею, освещая пол фонариками и спичками. Двое ремесленников помогают старушке забраться на верхнюю полку, призывая её «эвакуироваться».
Проводница, появившись на шум, пытается успокоить пассажиров и выяснить, что произошло. Однако её вопросы тонут в общем гаме возмущенных и испуганных голосов.
Развязка и уроки истории
В суматохе с верхней полки падает ремешок, вызывая новый приступ паники. Пассажиры принимают его за змею. Украинка, которой принадлежал ремешок, успокаивает всех, объясняя происходящее. Проводница, поняв в чём дело, пристыжает Борю и приказывает ему лезть под лавку на поиски пропажи.
Боря в слезах пытается выполнить приказ, но леетенант останавливает его. Проводница, возмущённая происшествием и безответственностью мальчика, уходит в служебное купе. Пассажиры постепенно успокаиваются. Некоторые продолжают искать змею, другие же возвращаются к прерванным разговорам.
В конце концов, становится ясно, что никакой гадюки в вагоне нет. История с «побегом» змеи оказывается лишь плодом фантазии Бори, желавшего привлечь к себе внимание и выдать себя за опытного ловца земноводных.
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Гадюка» Юрий Сотник создает яркую галерею образов, умело передавая характеры персонажей через их поступки, диалоги и взаимодействие друг с другом. Несмотря на небольшой объем произведения, автор ярко обрисовывает типажи, характерные для того времени.
Боря
Центральный персонаж рассказа – двенадцатилетний мальчик Боря. Он предстает перед нами хвастливым и жаждущим внимания мальчишкой. Боря стремится произвести впечатление на пассажиров вагона, выдавая себя за бывалого «охотника» на земноводных. Его рассказы о пойманных ужах, жабах и, конечно же, гадюке полны преувеличений и фантазий, что выдает в нем типичного ребенка, стремящегося к самоутверждению. Однако за хвастовством скрывается и обычный детский страх⁚ стоило выдумке выйти из-под контроля, как Боря растерялся и испугался последствий своего обмана.
Пассажиры вагона
Пассажиры вагона представляют собой собирательный образ советских людей. Среди них встречаются люди разных профессий и возрастов⁚ рабочий, колхозницы, военный, служащие. Автор не дает им детальных характеристик, однако через реплики, поступки и реакции на происходящее мы можем судить об их характерах и взглядах. Кто-то из них проявляет доверчивость и заинтересованность рассказами Бори, другие относятся к нему с иронией и недоверием. Объединяет же их всех одна черта – чувство страха перед опасностью, которая, как им кажется, исходит от ядовитой змеи. Этот страх заставляет их забыть о благоразумии и поддаться панике, что создает в вагоне атмосферу хаоса и неразберихи.
Старичок в панаме
Отдельного внимания заслуживает образ старичка в панаме, который первым обратил внимание на Борю и его «багаж». Этот персонаж выделяется своей наблюдательностью и склонностью к анализу. Он не спешит с выводами, внимательно наблюдая за мальчиком и стараясь понять мотивы его поступков. Именно старичок первым задает Боре вопросы о его «улове», тем самым, сам того не желая, провоцируя дальнейшее развитие событий.
Краткий вывод
Рассказ Юрия Сотника «Гадюка» – это не просто история о мальчике, который своим хвастовством вызвал переполох в вагоне. Это тонкое психологическое произведение, заставляющее задуматься о природе страха, о последствиях безответственности и лжи, о взаимоотношениях взрослых и детей.
Автор мастерски передает атмосферу советского времени, характеры персонажей, их речь, поведение. Юмор и гротеск, присутствующие в рассказе, не умаляют его серьезности. Наоборот, они помогают ярче раскрыть пороки и слабости человеческой натуры.
«Гадюка» – это рассказ-предупреждение, напоминание о том, что даже самая невинная, на первый взгляд, ложь может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. Он учит нас быть ответственными за свои слова и поступки, не поддаваться панике и не терять голову в сложных ситуациях.
Произведение актуально и в наши дни, так как темы, поднятые в нем, не утратили своей значимости. Оно заставляет задуматься о том, как важно быть честным с самим собой и окружающими, уметь отличать правду от вымысла и не бояться брать на себя ответственность за свои действия.
Интересно, почему Боря так нехотя рассказывает о содержимом корзины? Может быть, он что-то скрывает?
Странный шорох из-под лавки — это очень интригующе! Создается ощущение тревоги, предвкушение чего-то необычного.
Автор умело использует детали, чтобы создать образ каждого персонажа, даже второстепенного. Например, старичок в панаме, рабочий с темными усами — все они сразу оживают в воображении.
Очень интригующее начало! Сразу хочется узнать, что же будет дальше с этим мальчиком и его необычным багажом. Автор мастерски создает атмосферу напряжения.
Любопытно, как автор описывает реакцию пассажиров на Борю и его «земноводных». Сразу видно, что Сотник был тонким психологом.
Описание Бори, упитанного и румяного, с банкой в руках, вызывает улыбку. Сразу представляется эта картина.
Любопытно, как Боря хвастается своей «пользой» для школы. Видно, что для него важно произвести впечатление на окружающих.