Галерея образов помещиков в произведениях Гоголя

Галерея образов помещиков в произведениях Гоголя Краткие пересказы

Краткий пересказ «Помещик» Гоголь

В повести «Старосветские помещики» Гоголь повествует о супружеской чете Товстогубовых‚ ведущих размеренную и тихую жизнь в своем поместье.​ Их дни наполнены заботой друг о друге‚ вкусной едой и неизменным укладом.​

Образ помещика

В повести «Старосветские помещики» Гоголь рисует образ старосветского помещика‚ представителем которого является Афанасий Иванович Товстогубов.​ Это немолодой‚ полный мужчина‚ предпочитающий простоту и удобство в одежде‚ неизменно носящий старый‚ удобный тулуп. Его лицо всегда украшает добродушная улыбка‚ выдавая простодушие и открытость характера.​

Афанасий Иванович — человек старых привычек‚ ценящий размеренность и покой.​ Он не стремится к новизне‚ довольствуясь устоявшимся бытом и традициями своего круга.​ Гостеприимство — одна из главных черт его характера.​ Он рад гостям‚ с удовольствием угощает их и ведет неспешные беседы на бытовые темы.

Главная привязанность Афанасия Ивановича ⏤ его жена Пульхерия Ивановна.​ Он относится к ней с трогательной нежностью и заботой‚ всячески оберегая ее покой.​ Бездетность сделала их союз еще более крепким‚ направив всю любовь и внимание друг на друга.​

Гоголь подчеркивает патриархальность быта и уклада жизни Товстогубова.​ Он верен старым привычкам‚ ценит простоту и душевное тепло.​ В его образе воплощены как положительные‚ так и отрицательные стороны старосветского помещичьего сословия.​ С одной стороны‚ это гостеприимство‚ радушие‚ любовь к своей земле и близким.​ С другой — ограниченность‚ нежелание меняться‚ консерватизм мышления‚ которые в конечном итоге ведут к упадку и стагнации.​

Манилов

Манилов — первый помещик‚ с которым встречается Чичиков в поэме «Мертвые души».​ Гоголь наделяет его слащаво-приторной внешностью⁚ приятные черты лица‚ голубые глаза‚ белокурые волосы‚ мягкий голос, всё в нем призвано вызывать расположение.​ Однако за этой внешней привлекательностью скрывается пустота и бездуховность.​

Манилов — мечтатель и фантазер‚ оторванный от реальности.​ Его имение‚ несмотря на внешнюю ухоженность‚ носит на себе отпечаток запустения и бесхозяйственности.​ Помещик не занимается делами‚ предпочитая проводить время в праздных мечтаниях и фантазиях.​

Одной из главных черт Манилова является его любовь к красивым фразам и пустым разговорам.​ Он расточает комплименты‚ строит грандиозные‚ но неосуществимые планы‚ стремясь произвести впечатление на собеседника. Однако за этой словесной митиной нет ни реальных дел‚ ни искренних чувств.​

Манилов, воплощение праздности‚ лени и бесхозяйственности‚ свойственных части русского дворянства.​ Он живет в мире иллюзий‚ не замечая реальных проблем и не стремясь к их решению.​ Его душа‚ подобно его имению‚ находится в состоянии запустения и упадка.​

Встреча Чичикова с Маниловым становится своеобразным прологом к галерее «мертвых душ»‚ представленной в поэме.​ Образ этого помещика становится символом духовной нищеты и нравственного разложения‚ скрывающихся за внешним лоском и благополучием.​

Коробочка

Настястела Коробочка — второй колоритный образ помещицы в гоголевской галерее «мертвых душ».​ В отличие от мечтательного Манилова‚ Коробочка предстает перед нами как практичная и хозяйственная помещица‚ целиком поглощенная заботами о своем небольшом имении.​

Гоголь описывает ее как «женщину препожилых лет»‚ с вечно озабоченным и немного простоватым выражением лица.​ Ее главная страсть, накопительство.​ Она бережлива до скупости‚ трепетно хранит в своих сундуках всевозможные припасы и вещи‚ будь то сушеная рыба‚ старые платья или обрывки лент.​

Коробочка ⏤ ограниченная и недалекая женщина‚ живущая исключительно заботами своего хозяйства.​ Она с трудом воспринимает что-либо новое‚ с подозрением относится к любым переменам и предложениям‚ выходящим за рамки ее привычного мирка.​

Встреча с Чичиковым и его странное предложение о покупке «мертвых душ» приводят Коробочку в полное смятение. Она не понимает сути сделки‚ но интуитивно чувствует‚ что может извлечь из нее выгоду.​ Долго торгуется‚ боясь продешевить‚ и в итоге соглашается на продажу‚ опасаясь упустить возможную прибыль.​

Образ Коробочки — это сатирическое изображение мещанского накопительства‚ ограниченности и духовной пустоты.​ За своей показной хозяйственностью и практичностью она скрывает душевную черствость и равнодушие к чему-либо‚ кроме материальных благ.

Собакевич

Михаил Семёнович Собакевич ⏤ один из самых ярких и запоминающихся образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».​ Уже само имя его‚ говорящее‚ отсылает к чему-то грубому‚ приземленному‚ животному.​ И действительно‚ внешне Собакевич напоминает медведя⁚ крупный‚ неуклюжий‚ с багровым лицом и пронзительным взглядом.​

Собакевич — человек практичный и хваткий‚ превосходный хозяин‚ знающий цену всему и умеющий выгодно продать и купить.​ Его дом‚ крепкий и основательный‚ напоминает скорее крепость‚ а мебель отличается грубой прочностью и массивностью.​

Однако за внешней деловитостью и основательностью Собакевича скрывается грубость‚ жадность и цинизм.​ Он безразличен к духовным запросам‚ презрительно относится к просвещению и искусству‚ видя в них лишь бесполезную трату времени и денег.​

В сцене торга с Чичиковым за «мертвые души» Собакевич проявляет себя как искусный делец‚ готовый на все ради собственной выгоды.​ Он расхваливает своих умерших крепостных‚ приписывая им несуществующие достоинства‚ лишь бы получить за них как можно большую цену.​

Образ Собакевича ⏤ это сатира на грубую силу‚ жадность и бездуховность‚ которые‚ по мнению Гоголя‚ разъедали русское общество.​ Этот помещик ⏤ воплощение животного начала в человеке‚ подавляющего в нем все человеческое.

Плюшкин

Образ помещика Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» — вершина галереи образов поместного дворянства‚ иллюстрация полного морального и физического разложения человека под властью скупости.​

Если остальные помещики вызывают у читателя смех сквозь слёзы‚ то Плюшкин — персонаж по-настоящему трагичный.​ Некогда предприимчивый и хозяйственный‚ он постепенно превратился в жалкого скрягу‚ живущего в убожестве и грязи.​

Гоголь подробно описывает запущенное имение Плюшкина‚ где царит хаос и разруха.​ Дом помещика напоминает скорее руины‚ сад зарос бурьяном‚ а сам Плюшкин выглядит как нищий старик.​

Скупость Плюшкина достигла патологических размеров.​ Он копит все подряд‚ будь то старая обувь‚ обломки посуды или гнилые продукты.​ Он перестал следить за собой‚ забыл о родственных связях‚ превратившись в отшельника‚ одержимого манией накопительства.​

Встреча с Чичиковым и предложение продать «мертвые души» вызывают у Плюшкина не досаду или недоумение‚ а жадную радость. Он видит в этом возможность еще немного обогатиться‚ не задумываясь о нравственной стороне дела.​

Образ Плюшкина , это предостережение о том‚ к чему может привести человека жадность и страсть к накоплению.​ Он показывает‚ как духовное обнищание способно уничтожить личность‚ превратив человека в жалкую тень.​

Коротко о главных персонажах

В повести «Старосветские помещики» Гоголь знакомит нас с немногочисленными‚ но запоминающимися персонажами‚ каждый из которых воплощает в себе определенные черты русского дворянства первой половины XIX века.

Афанасий Иванович Товстогубов

Добродушный и гостеприимный помещик‚ ценящий покой‚ размеренность и вкусный обед.​ Он привязан к старым традициям и привычкам‚ с трудом воспринимает перемены.​ Афанасий Иванович безгранично любит свою жену Пульхерию Ивановну‚ и их дни наполнены трогательной заботой друг о друге.​

Пульхерия Ивановна Товстогубова

Чудесная хозяйка‚ добрая и заботливая жена.​ Ее жизнь неразрывно связана с мужем‚ и она всецело посвящает себя заботам о нем и о доме.​ Пульхерия Ивановна наивна и простодушна‚ склонна к суевериям‚ что‚ впрочем‚ не мешает ей быть отзывчивой и душевной женщиной.​

Образы второстепенных персонажей

Помимо главных героев‚ в повести появляются и второстепенные персонажи‚ которые дополняют картину старосветского быта.​ Это и преданные слуги Товстогубовых‚ и их дальние родственники‚ и соседи-помещики‚ с которыми они поддерживают редкие‚ но продолжительные связи.

Гоголь не дает подробных характеристик этим персонажам‚ ограничиваясь лишь несколькими яркими штрихами. Однако и этих штрихов достаточно‚ чтобы создать у читателя впечатление о том мире‚ в котором живут главные герои — мире патриархальных традиций‚ размеренного быта и неспешного течения времени.

Краткий вывод

Повесть Гоголя «Старосветские помещики» — это своеобразная элегия уходящему миру старинного русского дворянства‚ с его патриархальным укладом‚ простотой нравов и трогательной привязанностью к своему дому и близким.

В образах Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Гоголь воплотил как привлекательные‚ так и отталкивающие черты этого мира.​ С одной стороны‚ мы видим их искреннюю любовь друг к другу‚ гостеприимство‚ доброту‚ любовь к своей земле.​ С другой — ограниченность‚ нежелание меняться‚ боязнь всего нового‚ что в итоге приводит к духовной стагнации и угасанию.​

В повести нет ярких событий и острых конфликтов.​ Гоголь сосредотачивается на изображении быта‚ привычек‚ разговоров своих героев‚ создавая неповторимую атмосферу старосветской жизни‚ уже уходящей в прошлое.​

Смерть Пульхерии Ивановны становится символом конца этой эпохи‚ а скорбь Афанасия Ивановича — предчувствием грядущих перемен‚ которые неизбежно затронут и его жизнь.​

«Старосветские помещики» — это не только ностальгический взгляд в прошлое‚ но и размышление о судьбе России‚ о том‚ что ждет ее в будущем‚ когда уйдет в небытие мир старых устоев и традиций.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Попов

    А почему так мало про Манилова? Он же очень важный персонаж в «Мертвых душах»!

  2. Дмитрий Петров

    Спасибо за краткий пересказ! Вспонил сюжет «Старосветских помещиков». Интересно было бы почитать про образ Пульхерии Ивановны.

  3. Анна Ларина

    Спасибо, что напомнили про этих чудесных героев Гоголя! Обязательно перечитаю «Старосветских помещиков».

  4. Екатерина Смирнова

    Кратко и по делу! Как раз готовлюсь к экзамену по литературе, очень выручили.

  5. Ольга Иванова

    Не согласна с трактовкой образа Товстогубова как исключительно положительного. Он же крепостник, как ни крути. Автор очень тонко показывает ограниченность его мира.

  6. Ирина Соловьева

    Интересный анализ образа Товстогубова! Действительно, Гоголь мастерски показывает как положительные, так и отрицательные стороны этого персонажа, воплощая в нем дух целой эпохи.

  7. Андрей Белов

    Интересно было бы сравнить образы Товстогубова и Манилова. Оба помещики, но насколько они разные!

  8. Мария Новикова

    Гоголь — гений! Умел так точно подмечать детали и создавать яркие образы.

  9. Алексей Кузнецов

    Хороший анализ! Особенно понравилась фраза про «консерватизм мышления, который в конечном итоге ведет к упадку и стагнации». Очень актуально и для нашего времени.