Герман Гессе «Степной волк»: Анализ и краткий пересказ романа

Герман Гессе "Степной волк": Анализ и краткий пересказ романа Краткие пересказы

Герман Гессе «Степной волк»⁚ Краткий пересказ

Роман представляет собой записки Гарри Галлера‚ найденные в комнате‚ где он жил‚ и опубликованные племянником хозяйки дома.​ В предисловии описывается образ жизни Галлера‚ даётся его психологический портрет.

Предисловие и знакомство с Гарри Галлером

Роман представляет собой записки Гарри Галлера‚ найденные в комнате‚ где он жил‚ и опубликованные племянником хозяйки дома‚ в котором он снимал комнату.​ От лица племянника хозяйки написано и предисловие к этим запискам.​ Там описывается образ жизни Галлера‚ даётся его психологический портрет.​ Он жил очень тихо и замкнуто‚ выглядел чужим среди людей‚ диким и одновременно робким‚ словом‚ казался существом из иного мира и называл себя Степным волком‚ заблудившимся в дебрях цивилизации и мещанства.​ Сначала рассказчик относится к нему настороженно‚ даже враждебно‚ так как чувствует в Галлере очень необычного человека‚ резко отличающегося от всех окружающих. Со временем настороженность сменяется симпатией‚ основанной на большом сочувствии к этому страдающему человеку‚ не сумевшему раскрыть все богатство своих сил в мире‚ где все основано на подавлении воли личности.

Галлер по натуре книжник‚ далёкий от практических интересов.​ Он нигде не работает‚ залёживается в постели‚ часто встаёт чуть ли не в полдень и проводит время среди книг. Подавляющее их число составляют сочинения писателей всех времён и народов от Гете до Достоевского.​ Иногда он рисует акварельными красками‚ но всегда так или иначе пребывает в своём собственном мире‚ не желая иметь ничего общего с окружающим мещанством‚ благополучно пережившим первую мировую войну.​ Как и сам Галлер‚ рассказчик тоже называет его Степным волком‚ забредшим в города‚ в стадную жизнь‚ никакой другой образ точнее не нарисует этого человека‚ его робкого одиночества‚ его дикости‚ его тревоги‚ его тоски по родине и его безродности.​ Герой ощущает в себе две природы человека и волка‚ но в отличие от других людей‚ усмиривших в себе зверя и приученных подчиняться‚ человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу‚ а всегда находились в смертельной вражде‚ и один только изводил другого‚ а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага‚ жизнь никуда не годится.

Двойственность натуры Гарри Галлера

Роман это записки Гарри Галлера‚ постояльца в доме хозяйки.​ Её племянник нашёл эти записки после того‚ как Гарри съехал и опубликовал их‚ написав к ним своё предисловие.​ В предисловии даётся описание образа жизни Гарри‚ его внешний и психологический образ.​ Это был тихий и замкнутый молодой человек‚ который чуждался людей и выглядел существом не от мира сего.​ Кличку Степной волк он придумал себе сам.​ Степной волк это он сам‚ запутавшийся в цивилизации и буржуазности. Сначала он не понравился рассказчику‚ заставил его относиться к нему с опаской‚ но со временем он проникается к нему симпатией‚ которая вытекает из сочувствия. Сочувствие появляется‚ когда рассказчик узнаёт этого страдающего одиноко человека‚ который так и не сумел найти применение своим силам в мире‚ который подавляет волю личности.​

Галлер больше созерцатель‚ чем действующий практик.​ Ему чужда реальная жизнь он не работает‚ спит до обеда‚ а проснувшись‚ проводит время за чтением.​ В основном он читает художественную литературу‚ от Гете до Достоевского.​ Иногда‚ отдыхая от чтения‚ он рисует акварелью‚ но при этом всегда находится в изменённом состоянии сознания‚ далеко от этого мира‚ который ему противен и даже ненавистен.​ Галлер благополучно пережил первую мировую войну.​ Рассказчик тоже называет Галлера Степным волком‚ но вкладывает в это немного другое значение‚ считая его волком‚ забредшим в города‚ в стадную жизнь‚ никакой другой образ точнее не нарисует этого человека‚ его робкого одиночества‚ его дикости‚ его тревоги‚ его тоски по родине и его безродности.​ В герое уживаются две личности человека и волка.​

Попытки найти место в обществе

Обычно в людях эти два образа подчинены другу другу и усмирены. Но в Гарри человек и волк не только были враждебны друг другу и никак не хотели уживаться‚ но и не поддерживали друг друга‚ только изводя друг друга.​ Можно было представить‚ как несладко жилось с этим Гарри‚ ведь когда в одном тебе сходятся два заклятых врага‚ то жизнь катится к чертям.​

Гарри Галлер иногда общается с людьми‚ пытается их понять‚ но терпит неудачу. Подобные ему интеллектуалы на поверку оказываются такими же добропорядочными обывателями‚ как и все другие.​ Например‚ оказавшись в гостях у знакомого профессора‚ ему становится плохо от того интеллектуального мещанства‚ которое царило везде⁚ в лакированном портрете Гете‚ который украшает любой мещанский дом и призван выражать крайнюю оригинальность владельца дома; в верности хозяина кайзеру и его подобострастными рассуждениями. Гарри выходит из гостей взбешённый‚ и всю ночь мечется по городу‚ к утру понимая‚ что эта встреча стала для него последней встречей со всем мещанским‚ нравственным‚ ученым.​ Степной волк одержал в нём победу.​ Он бы покончил с собой‚ если бы так не боялся смерти.​ Скитаясь по угрюмому городу‚ он заходит в ресторан Чёрный орёл и знакомится там с девушкой Герминой.​

Встреча с Герминой и погружение в ночную жизнь

Отношения‚ напоминающие любовную связь‚ на самом деле было родством одиноких сердец.​ Только Гермина оказывается более приспособленной к жизни‚ чем Гарри⁚ и она помогает ему приобщиться к ночной жизни‚ джазу и знакомит его со своими друзьями.​ Герой осознаёт‚ что при всей своей внешней независимости внутри он глубоко зависим от мещанского‚ лживого естества⁚ выступая за человечность и здравый смысл‚ протестуя против войны‚ он во время военных действий не дал себя расстрелять‚ найдя компромисс и сумев приспособиться к обстоятельствам.​ На его счету в банке лежит круглая сумма‚ однако он критикует власть и её эксплуатацию простого люда.​

Размышляя о роли классической музыки‚ Галлер усматривает в своём благоговейном отношении к ней судьбу всей немецкой интеллигентности⁚ вместо того чтобы познавать жизнь‚ немецкий интеллигент подчиняется гегемонии музыки‚ мечтает о языке без слов‚ способном выразить невыразимое‚ жаждет уйти в мир дивных и блаженных звуков и настроений‚ которые никогда не претворяются в действительность‚ а в результате немецкий ум прозевал большинство своих подлинных задач.​ люди интеллигентные‚ все сплошь не знали действительности‚ были чужды ей и враждебны‚ а потому и в нашей немецкой действительности‚ в нашей истории‚ в нашей политике‚ в нашем общественном мнении роль интеллекта была такой жалкой.​ Действительность определяют генералы и промышленники‚ считающие интеллигентов ненужной‚ оторванной от действительности‚ безответственной компанией остроумных болтунов.​ В этих размышлениях героя и автора‚ видимо‚ кроется ответ на многие проклятые вопросы немецкой действительности и‚ в частности‚ на вопрос о том‚ почему одна из самых культурных наций в мире развязала две мировые войны‚ чуть не уничтожившие человечество.​

Магический театр и поиски смысла жизни

В конце романа герой попадает на бал-маскарад‚ где погружается в стихию эротики и джаза.​ В поисках Гермины‚ переодетой юношей и побеждающей женщин лесбийским волшебством‚ Гарри попадает в подвальный этаж ресторана ад‚ где играют черти-музыканты.​ Атмосфера маскарада напоминает герою Вальпургиеву ночь в Фаусте Гете (маски чертей‚ волшебников‚ время суток полночь) и гофмановские сказочные видения‚ воспринимающиеся уже как пародия на гофманиану‚ где добро и зло‚ грех и добродетель неразличимы⁚ . хмельной хоровод масок стал постепенно каким-то безумным‚ фантастическим раем‚ один за другим соблазняли меня лепестки своим ароматом змеи обольстительно глядели на меня из зелёной тени листвы‚ цветок лотоса парил над чёрной трясиной‚ жар-птицы на ветках манили меня.​ Бегущий от мира герой немецкой романтической традиции демонстрирует раздвоение или размножение личности⁚ в нем философ и мечтатель‚ любитель музыки уживается с убийцей.​

Это происходит в магическом театре (вход только для сумасшедших)‚ куда Галлер попадает с помощью друга Гермины саксофониста Пабло‚ знатока наркотических трав.​ Фантастика и реальность сливаются.​ Галлер убивает Гермину не то блудницу‚ не то свою музу‚ встречает великого Моцарта‚ который раскрывает ему смысл жизни её не надо воспринимать слишком серьёзно⁚ Вы должны жить и должны научиться смеяться.​ должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни. и смеяться над её суматошностью.​ Юмор необходим в этом мире он должен удержать от отчаяния‚ помочь сохранить рассудок и веру в человека.​ Затем Моцарт превращается в Пабло‚ и тот убеждает героя‚ что жизнь тождественна игре‚ правила которой надо строго соблюдать.​ Герой утешается тем‚ что когда-нибудь сможет сыграть ещё раз.​

Коротко о главных персонажах

Гарри Галлер

Интеллектуал средних лет‚ переживающий глубокий экзистенциальный кризис.​ Он чувствует себя чужим в мире обывателей‚ не находя себе места в послевоенном обществе. Гарри раздираем внутренними противоречиями‚ которые он описывает как борьбу человека и волка внутри себя.​ Он — книжник‚ погруженный в мир философии и искусства‚ но в то же время жаждущий простоты и естественности.​

Гермина

Загадочная и чувственная женщина‚ которая становится проводником Гарри в мир ночных удовольствий и чувственных наслаждений.​ Она помогает ему раскрепоститься‚ принять свою животную природу и научиться получать удовольствие от жизни.​ Гермина — воплощение свободы‚ раскрепощенности и принятия себя‚ но ее образ также не лишен трагизма.​

Пабло

Таинственный саксофонист‚ друг Гермины‚ который знакомит Гарри с Магическим театром.​ Пабло — мастер игры‚ искусный манипулятор реальностью‚ способный видеть за пределами обыденного.​ Он учит Гарри относиться к жизни как к игре‚ не бояться нарушать правила и принимать многогранность существования.​

Моцарт

Появляется в Магическом теаатре как один из его фантасмагорических образов.​ Он символизирует гениальность‚ творчество и свободу духа.​ Моцарт помогает Гарри осознать важность юмора и легкости в восприятии жизни‚ учит не принимать себя слишком всерьез и находить радость в каждом моменте.​

Краткий вывод

«Степной волк» Германа Гессе, это глубокое и многогранное произведение‚ исследующее темы экзистенциального одиночества‚ поиска смысла жизни и внутренней борьбы человека с самим собой. Роман не даёт простых ответов‚ а скорее ставит перед читателем сложные вопросы о природе человека‚ его месте в обществе и возможности найти гармонию в мире‚ полном противоречий.​

Главный герой‚ Гарри Галлер‚ олицетворяет собой человека на распутье‚ разрываемого между стремлением к духовному совершенству и влечением к земным удовольствиям.​ Его путь — это путь самопознания‚ полный боли‚ разочарований‚ но и моментов озарения.​ Встреча с Герминой открывает для него чувственную сторону жизни‚ а Магический театр с его фантастическими образами заставляет переосмыслить привычные представления о реальности.​

Гессе показывает‚ что путь к самопознанию тернист и неоднозначен.​ Он не предлагает готовых рецептов счастья‚ а призывает читателя к самостоятельному поиску‚ к принятию собственной многогранности и осознанию того‚ что жизнь — это игра‚ полная неожиданных поворотов и возможностей. «Степной волк» — это вызов общепринятым нормам‚ призыв к бунту против зашоренности и ограниченности мышления.​ Роман‚ который заставляет задуматься о смысле собственного существования и найти свой собственный путь к свету.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Елена

    Описание жизни Галлера напомнило мне некоторых моих знакомых. Они тоже живут в своем мире, среди книг и искусства, сторонясь обыденности. Интересно, найдет ли герой романа свое место в жизни?

  2. Дмитрий

    Люблю, когда в романах есть место философии и размышлениям о природе человека. Судя по началу, «Степной волк» именно такое произведение.

  3. Ольга

    Интересное начало! Сразу хочется узнать, что же скрывается за образом этого загадочного Степного Волка. Видно, что автор хорошо передает атмосферу отчуждения и одиночества главного героя.

  4. Михаил

    Гессе всегда умел создавать глубоких и противоречивых персонажей. Образ Гарри Галлера, разрывающегося между своей человеческой и звериной сущностью, сразу цепляет.

  5. Ирина

    Заинтриговал образ рассказчика — племянника хозяйки дома. Какова его роль в этой истории? Почему он решил опубликовать записи Галлера?