Хамелеон: краткое содержание рассказа Чехова за 5 минут

Хамелеон: краткое содержание рассказа Чехова за 5 минут Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа «Хамелеон» за 5 секунд

Полицейский надзиратель Очумелов меняет свое мнение о виновнике инцидента (укусе собаки) несколько раз, в зависимости от того, кто является предполагаемым хозяином собаки.​

Случай на базарной площади

Жаркий летний день. По пыльной базарной площади неторопливо шествует полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.​ За ним следует рыжий городовой Елдырин, волоча конфискованный у торговца крыжовник. Вдруг тишину нарушают собачий визг и крики.​ Из лавки купца Пичугина, торгующего дровами, с визгом выбегает взъерошенная собака, а за ней, размахивая руками, гонится какой-то человек в ситцевой рубахе нараспашку. Он пытается догнать собаку, но та ловко уворачивается.

На шум сбегаются зеваки.​ Очумелов, привлеченный переполохом, направляется к месту происшествия.​ Возле лавки стоит запыхавшийся человек, подняв вверх окровавленный палец, и возбужденно что-то говорит собравшимся.​ Это Хрюкин, местный ювелир. В центре толпы, испуганно озираясь, жмется к земле белый щенок с острой мордочкой и желтым пятном на спине.​

Очумелов, как представитель закона, решает разобраться в ситуации и восстановить порядок.​

Перемена решений Очумелова

Очумелов, важно выслушав жалобы Хрюкина, готов уже наказать виновника, но, узнав от зевак, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову, тут же меняет свое мнение.​ Он начинает успокаивать Хрюкина и уверять, что тот сам виноват.​ В конце концов, он даже предполагает, что ювелир сам поранил себе палец гвоздем, чтобы получить компенсацию.​

Однако в толпе раздается новый шепот⁚ кто-то сомневается, что у генерала есть такие борзые щенки.​ Очумелов колеблется, не зная, как ему поступить.​ Он снимает пальто, чувствуя, как его бросает то в жар, то в холод. Городовой Елдырин, стараясь угодить начальнику, тоже высказывает сомнения, замечая, что у генерала все собаки легавые, а этот щенок ─ «неизвестной породы».

Но тут из толпы снова раздается голос, утверждающий, что собака все-таки генеральская.​ Очумелов мгновенно меняет свое мнение, приказывая надеть на него пальто, и велит Елдырину отвести щенка к генералу.​ Он грозится Хрюкину, что тот еще ответит за свои слова.​

В этот момент к месту происшествия подходит Прохор, повар генерала Жигалова.​ Очумелов, обрадованный, бросается к нему с расспросами, но тот, осмотрев щенка, утверждает, что это не генеральская собака.​

Облегченно вздохнув, Очумелов снова меняет свое мнение, приказывая уничтожить бродячее животное.​ Но Прохор огорошивает его заявлением⁚ щенок принадлежит не самому генералу, а его брату, приехавшему в гости.​ Очумелов в очередной раз преображается⁚ он начинает сюсюкать с собакой, восхищаясь ее породой и поведением.​

Генеральская собака

Упоминание о том, что собака может принадлежать генералу Жигалову, подобно детонатору, запускает цепочку метаморфоз в поведении Очумелова.​ Первоначальная решимость наказать виновного сменяется подобострастным заискиванием.​ Он тут же находит оправдание щенку, уверяя всех, что «собака ― нежная тварь», а Хрюкин сам виноват в случившемся.​

Когда сомнения в принадлежности собаки генералу развеяны, Очумелов окончательно утверждается в мысли о неприкосновенности щенка.​ Он приказывает отвести «генеральскую собачку» хозяину и даже грозится Хрюкину расправой за «клевету».​

Однако торжество Очумелова оказывается недолгим.​ Появление повара Прохора, который опровергает принадлежность щенка генералу, но сообщает, что собака принадлежит его брату, приводит к новому повороту.​

Эта новость, хоть и не снимает с собаки ореола «власти», но заставляет Очумелова вновь изменить свое поведение.​ Он демонстрирует умиление и заботу о щенке, поручая Прохору отвести его хозяину.​

Так, фигура генерала, пусть даже и незримо присутствующая на базарной площади, становится лакмусовой бумажкой, обнажающей хамелеоноподобную сущность Очумелова.​

Исход конфликта

В итоге конфликт на базарной площади так и не находит своего разрешения.​ Виновник — щенок, укусивший Хрюкина, — избалованное существо, чья принадлежность к семье генерала делает его практически неприкосновенным.​

Сам Хрюкин, став жертвой укуса и осмеянный толпой, остается ни с чем. Его жалобы проигнорированы, а попытки добиться справедливости наталкиваются на стену чинопочитания и лицемерия.​

Очумелов, несколько раз менявший свое мнение в зависимости от социального статуса предполагаемого хозяина собаки, так и не вынес никакого решения.​ Он лишь в очередной раз продемонстрировал свою приспособленческую натуру, готовую идти на поводу у сильных мира сего, забывая о долге и справедливости.​

Толпа, с молчаливого согласия которой происходит весь этот фарс, также оказывается в проигрыше.​ Она становится свидетелем торжества лицемерия и чинопочитания, подтверждая тем самым существование порочной системы, где власть и связи значат больше, чем закон и справедливость.​

Так, незначительный, на первый взгляд, инцидент с укусом превращаеться в яркую зарисовку социальных нравов, где главными действующими лицами становятся не люди, а их пороки.

Сатира на чинопочитание

Рассказ «Хамелеон», это яркая сатира на чинопочитание, глубоко укоренившееся в российском обществе конца XIX века.​ Чехов беспощадно высмеивает лицемерие и приспособленчество, процветающие в атмосфере всеобщего преклонения перед властью и социальным статусом.​

Очумелов, центральный персонаж рассказа, становится воплощением этих пороков. Его поведение меняется с калейдоскопической быстротой, подстраиваясь под предполагаемое общественное мнение и возможные последствия его действий.​

Он готов то грозить нарушителям спокойствия, то заискивать перед ними, в зависимости от того, кто стоит перед ним — простой люд или же владелец «генеральской собачки».​

Чехов мастерски использует гротеск и детали, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации.​ Колебания Очумелова, его бросания то в жар, то в холод, бессмысленные приказы и перемены мнения — все это вызывает смех, за которым скрывается горечь и насмешка над уродливыми явлениями социальной действительности.

Так, рассказ «Хамелеон» становится не только забавной историей, но и острым социальным памфлетом, обличающим пороки общества, где человеческое достоинство часто приносится в жертву карьере и страху перед сильными мира сего.​

Коротко о главных персонажах

В рассказе «Хамелеон» Чехов знакомит нас с немногочисленными, но яркими и запоминающимися персонажами, каждый из которых воплощает определенный социальный типаж⁚

Очумелов

Полицейский надзиратель Очумелов — центральный персонаж рассказа, воплощение чинопочитания, лицемерия и приспособленчества.​ Он подобен хамелеону, меняющему свой окрас в зависимости от окружающей среды.​ Его мнение и поведение полностью зависят от социального статуса людей, с которыми он взаимодействует.​

Очумелов — мастер двуличия и угодничества.​ Он груб и властен с простыми людьми, но тут же превращается в заискивающего и подобострастного перед теми, кто выше его по положению.​

Хрюкин

Золотых дел мастер Хрюкин — персонаж второго плана, но играющий важную роль в раскрытии характера Очумелова. Он — типичный представитель городской бедноты, человек маленький и забитый, не смеющий противостоять власти и вынужденный смиренно сносить несправедливость.​

Хрюкин становится жертвой не только укуса собаки, но и произвола властей, безразличных к его беде.​ Он — символ бесправия простого народа в условиях социального неравенства.​

Елдырин

Городовой Елдырин — типичный представитель низшего звена власти, слепо исполняющий волю начальства.​ Он — тень Очумелова, повторяющая все его движения и слова.​ Елдырин также демонстрирует склонность к чинопочитанию, стараясь угодить надзирателю и поддержать его в любой ситуации.

Прохор

Повар генерала Жигалова, Прохор, появляется в рассказе всего на несколько мгновений, но именно его слова становятся катализатором для очередной метаморфозы Очумелова.​ Прохор, символ той самой «генеральской силы», которая незримо присутствует на базарной площади и перед которой преклоняется Очумелов.​

В целом, персонажи рассказа «Хамелеон» — это не столько живые люди, сколько социальные типы, ярко и гротескно отражающие пороки современного Чехову общества.​

Краткий вывод

Рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» ─ это яркая сатира на чинопочитание и приспособленчество, распространенные в российской действительности конца XIX века. На примере незначительного инцидента с укусом собаки автор мастерски раскрывает пороки общества, где власть и социальный статус значат больше, чем справедливость и человеческое достоинство.

Очумелов, главный герой рассказа, выступает обобщенным образом чиновника-хамелеона, меняющего свое мнение и поведение в зависимости от ранга и положения окружающих.​ Он воплощает собой лицемерие, трусость и бездушие бюрократической системы.​

В рассказе высмеиваются не только отдельные пороки чиновничества, но и атмосфера всеобщего поклонения перед властью, страха и угодничества, царящая в обществе.​ Хрюкин, жертва обстоятельств, не находит защиты и справедливости, так как его противники — люди, обладающие властью и влиянием.​

«Хамелеон», это не просто юмористический рассказ, а глубокое и актуальное произведение, обличающее социальные проблемы, которые не утратили своей значимости и в наши дни.​ Он заставляет задуматься о том, как часто мы сами становимся «хамелеонами», меняя свои взгляды и принципы в угоду обстоятельствам и личной выгоде.​

Рассказ напоминает нам о важности сохранения собственного достоинства, независимости суждений и верности своим принципам, несмотря на давление со стороны власти и общества.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Очень жизненный рассказ. К сожалению, такие ситуации встречаются и в наше время.

  2. Петр

    Классический Чехов! Коротко, но как точно подмечены типажи и характеры. Очумелов — просто воплощение чинопочитания и лицемерия.

  3. Сергей Николаевич

    Чехов — мастер короткого рассказа. «Хамелеон» — яркое тому подтверждение. Рекомендую к прочтению!

  4. Алексей

    Хамелеонство — болезнь вне времени. Чехов гениально показал это в своем рассказе.

  5. Дмитрий

    Интересно, а сколько еще таких «хамелеонов» вокруг нас? Рассказ заставляет задуматься.

  6. Ольга

    Перечитывала рассказ в школе, сейчас с удовольствием освежила в памяти. Блестящий язык, тонкий юмор, узнаваемые ситуации.

  7. Анна

    Грустно, что некоторые вещи не меняются веками. «Хамелеоны» были, есть и будут.

  8. Ирина Сергеевна

    Всегда поражалась, как мастерски Чехов высмеивает пороки общества. «Хамелеон» — яркий пример, актуальный и по сей день.