Краткое содержание рассказа «Хамелеон» за 5 секунд
Полицейский надзиратель Очумелов меняет свое мнение о виновнике инцидента (укусе собаки) несколько раз, в зависимости от того, кто является предполагаемым хозяином собаки.
Случай на базарной площади
Жаркий летний день. По пыльной базарной площади неторопливо шествует полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним следует рыжий городовой Елдырин, волоча конфискованный у торговца крыжовник. Вдруг тишину нарушают собачий визг и крики. Из лавки купца Пичугина, торгующего дровами, с визгом выбегает взъерошенная собака, а за ней, размахивая руками, гонится какой-то человек в ситцевой рубахе нараспашку. Он пытается догнать собаку, но та ловко уворачивается.
На шум сбегаются зеваки. Очумелов, привлеченный переполохом, направляется к месту происшествия. Возле лавки стоит запыхавшийся человек, подняв вверх окровавленный палец, и возбужденно что-то говорит собравшимся. Это Хрюкин, местный ювелир. В центре толпы, испуганно озираясь, жмется к земле белый щенок с острой мордочкой и желтым пятном на спине.
Очумелов, как представитель закона, решает разобраться в ситуации и восстановить порядок.
Перемена решений Очумелова
Очумелов, важно выслушав жалобы Хрюкина, готов уже наказать виновника, но, узнав от зевак, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову, тут же меняет свое мнение. Он начинает успокаивать Хрюкина и уверять, что тот сам виноват. В конце концов, он даже предполагает, что ювелир сам поранил себе палец гвоздем, чтобы получить компенсацию.
Однако в толпе раздается новый шепот⁚ кто-то сомневается, что у генерала есть такие борзые щенки. Очумелов колеблется, не зная, как ему поступить. Он снимает пальто, чувствуя, как его бросает то в жар, то в холод. Городовой Елдырин, стараясь угодить начальнику, тоже высказывает сомнения, замечая, что у генерала все собаки легавые, а этот щенок ─ «неизвестной породы».
Но тут из толпы снова раздается голос, утверждающий, что собака все-таки генеральская. Очумелов мгновенно меняет свое мнение, приказывая надеть на него пальто, и велит Елдырину отвести щенка к генералу. Он грозится Хрюкину, что тот еще ответит за свои слова.
В этот момент к месту происшествия подходит Прохор, повар генерала Жигалова. Очумелов, обрадованный, бросается к нему с расспросами, но тот, осмотрев щенка, утверждает, что это не генеральская собака.
Облегченно вздохнув, Очумелов снова меняет свое мнение, приказывая уничтожить бродячее животное. Но Прохор огорошивает его заявлением⁚ щенок принадлежит не самому генералу, а его брату, приехавшему в гости. Очумелов в очередной раз преображается⁚ он начинает сюсюкать с собакой, восхищаясь ее породой и поведением.
Генеральская собака
Упоминание о том, что собака может принадлежать генералу Жигалову, подобно детонатору, запускает цепочку метаморфоз в поведении Очумелова. Первоначальная решимость наказать виновного сменяется подобострастным заискиванием. Он тут же находит оправдание щенку, уверяя всех, что «собака ― нежная тварь», а Хрюкин сам виноват в случившемся.
Когда сомнения в принадлежности собаки генералу развеяны, Очумелов окончательно утверждается в мысли о неприкосновенности щенка. Он приказывает отвести «генеральскую собачку» хозяину и даже грозится Хрюкину расправой за «клевету».
Однако торжество Очумелова оказывается недолгим. Появление повара Прохора, который опровергает принадлежность щенка генералу, но сообщает, что собака принадлежит его брату, приводит к новому повороту.
Эта новость, хоть и не снимает с собаки ореола «власти», но заставляет Очумелова вновь изменить свое поведение. Он демонстрирует умиление и заботу о щенке, поручая Прохору отвести его хозяину.
Так, фигура генерала, пусть даже и незримо присутствующая на базарной площади, становится лакмусовой бумажкой, обнажающей хамелеоноподобную сущность Очумелова.
Исход конфликта
В итоге конфликт на базарной площади так и не находит своего разрешения. Виновник — щенок, укусивший Хрюкина, — избалованное существо, чья принадлежность к семье генерала делает его практически неприкосновенным.
Сам Хрюкин, став жертвой укуса и осмеянный толпой, остается ни с чем. Его жалобы проигнорированы, а попытки добиться справедливости наталкиваются на стену чинопочитания и лицемерия.
Очумелов, несколько раз менявший свое мнение в зависимости от социального статуса предполагаемого хозяина собаки, так и не вынес никакого решения. Он лишь в очередной раз продемонстрировал свою приспособленческую натуру, готовую идти на поводу у сильных мира сего, забывая о долге и справедливости.
Толпа, с молчаливого согласия которой происходит весь этот фарс, также оказывается в проигрыше. Она становится свидетелем торжества лицемерия и чинопочитания, подтверждая тем самым существование порочной системы, где власть и связи значат больше, чем закон и справедливость.
Так, незначительный, на первый взгляд, инцидент с укусом превращаеться в яркую зарисовку социальных нравов, где главными действующими лицами становятся не люди, а их пороки.
Сатира на чинопочитание
Рассказ «Хамелеон», это яркая сатира на чинопочитание, глубоко укоренившееся в российском обществе конца XIX века. Чехов беспощадно высмеивает лицемерие и приспособленчество, процветающие в атмосфере всеобщего преклонения перед властью и социальным статусом.
Очумелов, центральный персонаж рассказа, становится воплощением этих пороков. Его поведение меняется с калейдоскопической быстротой, подстраиваясь под предполагаемое общественное мнение и возможные последствия его действий.
Он готов то грозить нарушителям спокойствия, то заискивать перед ними, в зависимости от того, кто стоит перед ним — простой люд или же владелец «генеральской собачки».
Чехов мастерски использует гротеск и детали, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации. Колебания Очумелова, его бросания то в жар, то в холод, бессмысленные приказы и перемены мнения — все это вызывает смех, за которым скрывается горечь и насмешка над уродливыми явлениями социальной действительности.
Так, рассказ «Хамелеон» становится не только забавной историей, но и острым социальным памфлетом, обличающим пороки общества, где человеческое достоинство часто приносится в жертву карьере и страху перед сильными мира сего.
Коротко о главных персонажах
В рассказе «Хамелеон» Чехов знакомит нас с немногочисленными, но яркими и запоминающимися персонажами, каждый из которых воплощает определенный социальный типаж⁚
Очумелов
Полицейский надзиратель Очумелов — центральный персонаж рассказа, воплощение чинопочитания, лицемерия и приспособленчества. Он подобен хамелеону, меняющему свой окрас в зависимости от окружающей среды. Его мнение и поведение полностью зависят от социального статуса людей, с которыми он взаимодействует.
Очумелов — мастер двуличия и угодничества. Он груб и властен с простыми людьми, но тут же превращается в заискивающего и подобострастного перед теми, кто выше его по положению.
Хрюкин
Золотых дел мастер Хрюкин — персонаж второго плана, но играющий важную роль в раскрытии характера Очумелова. Он — типичный представитель городской бедноты, человек маленький и забитый, не смеющий противостоять власти и вынужденный смиренно сносить несправедливость.
Хрюкин становится жертвой не только укуса собаки, но и произвола властей, безразличных к его беде. Он — символ бесправия простого народа в условиях социального неравенства.
Елдырин
Городовой Елдырин — типичный представитель низшего звена власти, слепо исполняющий волю начальства. Он — тень Очумелова, повторяющая все его движения и слова. Елдырин также демонстрирует склонность к чинопочитанию, стараясь угодить надзирателю и поддержать его в любой ситуации.
Прохор
Повар генерала Жигалова, Прохор, появляется в рассказе всего на несколько мгновений, но именно его слова становятся катализатором для очередной метаморфозы Очумелова. Прохор, символ той самой «генеральской силы», которая незримо присутствует на базарной площади и перед которой преклоняется Очумелов.
В целом, персонажи рассказа «Хамелеон» — это не столько живые люди, сколько социальные типы, ярко и гротескно отражающие пороки современного Чехову общества.
Краткий вывод
Рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон» ─ это яркая сатира на чинопочитание и приспособленчество, распространенные в российской действительности конца XIX века. На примере незначительного инцидента с укусом собаки автор мастерски раскрывает пороки общества, где власть и социальный статус значат больше, чем справедливость и человеческое достоинство.
Очумелов, главный герой рассказа, выступает обобщенным образом чиновника-хамелеона, меняющего свое мнение и поведение в зависимости от ранга и положения окружающих. Он воплощает собой лицемерие, трусость и бездушие бюрократической системы.
В рассказе высмеиваются не только отдельные пороки чиновничества, но и атмосфера всеобщего поклонения перед властью, страха и угодничества, царящая в обществе. Хрюкин, жертва обстоятельств, не находит защиты и справедливости, так как его противники — люди, обладающие властью и влиянием.
«Хамелеон», это не просто юмористический рассказ, а глубокое и актуальное произведение, обличающее социальные проблемы, которые не утратили своей значимости и в наши дни. Он заставляет задуматься о том, как часто мы сами становимся «хамелеонами», меняя свои взгляды и принципы в угоду обстоятельствам и личной выгоде.
Рассказ напоминает нам о важности сохранения собственного достоинства, независимости суждений и верности своим принципам, несмотря на давление со стороны власти и общества.
Очень жизненный рассказ. К сожалению, такие ситуации встречаются и в наше время.
Классический Чехов! Коротко, но как точно подмечены типажи и характеры. Очумелов — просто воплощение чинопочитания и лицемерия.
Чехов — мастер короткого рассказа. «Хамелеон» — яркое тому подтверждение. Рекомендую к прочтению!
Хамелеонство — болезнь вне времени. Чехов гениально показал это в своем рассказе.
Интересно, а сколько еще таких «хамелеонов» вокруг нас? Рассказ заставляет задуматься.
Перечитывала рассказ в школе, сейчас с удовольствием освежила в памяти. Блестящий язык, тонкий юмор, узнаваемые ситуации.
Грустно, что некоторые вещи не меняются веками. «Хамелеоны» были, есть и будут.
Всегда поражалась, как мастерски Чехов высмеивает пороки общества. «Хамелеон» — яркий пример, актуальный и по сей день.