История одного города: краткий пересказ по главам

История одного города: краткий пересказ по главам Краткие пересказы

В данной статье представлен краткий пересказ романа «История одного города» по главам, с указанием основных событий каждой главы. Произведение состоит из 15 глав, которые в самом тексте не пронумерованы.​ Для удобства читателя в пересказе нумерация глав сохранена.​

Глава 1. От издателя

В первой главе романа «История одного города», озаглавленной «От издателя», автор предстает перед читателем в образе пытливого исследователя старинных манускриптов.​ Он делится своей давней мечтой – написать историю какого-нибудь города или края, основанную на достоверных документальных источниках.​ И вот, судьба преподносит ему ценнейшую находку – связку тетрадей под названием «Глуповский летописец», обнаруженную в архиве города Глупова.

Автор с энтузиазмом описывает ветхость рукописи, пожелтевшие листы, изъеденные временем и мухами, что лишь подтверждает ее подлинность и древность.​ Он подчеркивает, что не собирается искажать или приукрашивать исторические факты, а намерен представить читателю «голые» события, зафиксированные в летописи.​

Издатель призывает читателя обратить особое внимание на подлинность излагаемых событий, акцентируя внимание на том, что «История одного города» – это не просто плод фантазии, а документальное свидетельство жизни и нравов города Глупова.​ Он словно снимает с себя ответственность за все нелепости и абсурд, описанные в летописи, представляя себя лишь скромным посредником между прошлым и настоящим.​

Главы 2-6. Первые градоначальники и их «деяния»

Главы со второй по шестую «Истории одного города» знакомят читателя с колоритным парадом первых градоначальников Глупова и их «деяниями», которые больше напоминают абсурдные выходки, нежели разумное управление.

Во второй главе, стилизованной под старинную летопись, читатель знакомится с самим летописцем ⎯ Павлушкой Маслобойниковым.​ Он с присущей ему наивностью и простодушием описывает Глупов, сравнивая его с древним Римом, ведь оба города построены на семи холмах.​ Летописец перечисляет двадцать два градоначальника, правивших Глуповым, и с ужасом вспоминает о семидневном периоде безвластия, когда город погрузился в хаос.​

Третья глава повествует о Дементии Брудастом, градоначальнике с говорящей фамилией.​ Его «правление» ограничивалось двумя фразами⁚ «Разорю!​» и «Не потерплю!​», которые он выкрикивал с механической регулярностью.​ Секрет Брудастого раскрывается, когда выясняется, что вместо мозга у него в голове был органчик, способный воспроизводить лишь эти две незатейливые мелодии.​

Четвертая глава описывает период смуты и безвластия в Глупове, вызванный поломкой «орга́нчика» Брудастого.​ На авансцену выходят шесть амбициозных женщин, каждая из которых жаждет власти. Их борьба за «трон» оборачивается чередой переворотов, интриг и кровавых расправ, повергая Глупов в пучину хаоса.​

Шестая глава знакомит читателя с добродушным и ленивым градоначальником Фердыщенко, правление которого проходит под знаком застоя и бездействия.​

Таким образом, первые главы «Истории одного города» рисуют сатирическую картину российской действительности, где абсурд и некомпетентность власти становятся нормой, а народ безропотно принимает свою судьбу.

Главы 7-12.​ От Брудастого до Угрюм-Бурчеева⁚ смена декораций и абсурда

Главы с седьмой по двенадцатую «Истории одного города» представляют собой калейдоскоп всё более гротескных и абсурдных градоначальников, сменяющих друг друга на фоне апатичного безмолвия глуповского народа. Каждый новый правитель – это новая порция безумных инициатив, реформ и указов, которые лишь усугубляют и без того плачевное положение дел в городе.​

На смену ленивому Фердыщенко приходит воинственный Бородавкин, одержимый манией величия и жаждой военных подвигов.​ Его правление ознаменовано чередой бессмысленных войн, которые он развязывает по любому поводу, будь то отказ жителей строить дома на каменных фундаментах или выращивать персидскую ромашку.​

Далее на страницах романа появляются градоначальники-экзоты, такие как Негодяев, прославившийся своим пристрастием к роскоши и разврату, и Медушкин, пытавшийся управлять городом по принципам пчелиного улья.​ Каждый из них привносит свою лепту в общую картину абсурда, царящего в Глупове.​

Особое место в этой галерее гротескных образов занимает градоначальник Грустилов, меланхолик и мечтатель, пытающийся привить глуповцам любовь к искусствам и просвещению.​ Его благие намерения оборачиваются новыми бедствиями, ибо он совершенно не учитывает менталитет и уровень развития своих подопечных.

Кульминацией этой сюрреалистической процессии становится появление Угрюм-Бурчеева – градоначальника-тирана, воплощающего собой крайнюю степень деспотизма и бездушия.​ Его правление знаменует собой апогей абсурда и насилия, превращая Глупов в подобие концлагеря.​

Смена декораций и абсурда в главах 7-12 «Истории одного города» – это не просто сатирическое изображение пороков российской власти.​ Это еще и глубокое размышление о природе человека, способного безропотно сносить любые, даже самые нелепые и жестокие формы правления.​

«История одного города» завершается так же стремительно и апокалиптично, как и развивалась на протяжении всего повествования.​ Деспотичное правление Угрюм-Бурчеева, казалось бы, обречено длиться вечно, утопив Глупов в пучине мрака и отчаяния. Но судьба города, как и история России, полна неожиданных поворотов.​

Финал романа многозначен и символичен.​ С одной стороны, исчезновение Угрюм-Бурчеева и последовавший за этим природный катаклизм можно интерпретировать как символ крушения деспотизма, неспособного бесконечно удерживать власть над народом. С другой стороны, гибель города подчеркивает трагизм российской истории, обреченной на цикличность, где периоды относительного благополучия сменяются эпохами тирании и разрухи.​

В «Оправдательных документах», завершающих роман, автор предоставляет читателю возможность самостоятельно разобраться в причинах глуповского абсурда. Инструкции и записки градоначальников, представленные в этом разделе, обнажают их невежество, жадность, глупость и безумие, делая их не столько злодеями, сколько пародией на реальных правителей.​

«История одного города» – это не просто сатирическое изобличение пороков российской действительности.​ Это еще и предостережение потомкам, призыв к осознанию своей истории, к борьбе с тиранией и невежеством.​ Ибо, как показывает горький опыт глуповцев, безразличие и пассивность народа – питательная среда для деспотизма и абсурда.​

Коротко о главных персонажах

В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин создаёт целую галерею гротескных и запоминающихся персонажей, которые, несмотря на свою карикатурность, удивительно точно отражают пороки и слабости российского общества.​

Градоначальники Глупова

Главными действующими лицами романа являются, безусловно, градоначальники Глупова – своеобразный «парад уродов», воплощающий в себе всевозможные формы деспотизма, глупости, жестокости и некомпетентности; Каждый из них — это не столько индивидуальность, сколько собирательный образ российского чиновника, для которого власть — это не средство служения народу, а способ самоутверждения и наживы.​

  • Брудастый⁚ Градоначальник-автомат, способный произносить лишь две фразы⁚ «Разорю!​» и «Не потерплю!​».​ Его образ символизирует бездушие и бюрократическую машину, которая слепо выполняет заложенные в нее программы, не задумываясь о последствиях.​
  • Двоекуров⁚ Градоначальник-реформатор, стремящийся внедрить в Глупове передовые идеи, но делающий это без учета местных реалий и менталитета жителей.​ Его образ насмехается над слепым копированием западных образцов и пренебрежением к собственной истории и культуре.​
  • Бородавкин⁚ Градоначальник-милитарист, одержимый манией величия и жаждой военных побед.​ Он развязывает бессмысленные войны по любому поводу, превращая жизнь горожан в ад.​ Его образ отражает агрессивность и имперские амбиции российской власти;
  • Угрюм-Бурчеев⁚ Апогей тирании и абсурда, градоначальник-деспот, стремящийся превратить Глупов в казарму.​ Его образ — это предостережение об опасности тоталитаризма и безграничной власти, которая развращает и уничтожает все человеческое.

Глуповцы

Не менее ярким и значимым образом в романе является и сам народ — глуповцы.​ Они представлены автором как толпа, лишенная собственной воли и критического мышления, готовая безропотно подчиняться любой власти, какой бы абсурдной она ни была.​ Глуповцы — это не столько конкретные люди, сколько символ пассивности, долготерпения и рабской психологии российского народа, которые на протяжении веков являлись опорой деспотизма.​

В целом, персонажи «Истории одного города» — это не просто литературные типы, а символы, отражающие глубинные пороки и проблемы российского общества.​ Их гротескность и карикатурность — это не цель сама по себе, а художественный прием, позволяющий автору более ярко и выразительно донести до читателя свою главную мысль⁚ Россия нуждается не в слепом подчинении власти, а в развитии гражданского самосознания, критического мышления и ответственности за свою судьбу.​

Краткий вывод

«История одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина – это не просто сатирический роман, это зеркало, в котором отразилась вся история России, со всеми ее противоречиями, пороками и трагедиями.​ На примере вымышленного города Глупова и его гротескных градоначальников автор создает универсальную картину деспотизма, беззакония и рабской психологии, которые, по его мнению, являлись главными бедами российской действительности.

Сквозь призму сарказма и гротеска Салтыков-Щедрин обличает не только пороки власти, но и пассивность, долготерпение и безропотное повиновение народа, которые являются питательной средой для тирании.​ Он показывает, что история России — это зачастую история сменяющих друг друга тиранов и их безмолвных жертв, не способных или не желающих бороться за свои права и свободы.​

Роман не дает готовых рецептов спасения, но он заставляет задуматься о причинах исторических неудач и о том, какую роль в них играет сам народ.​ Салтыков-Щедрин призывает к пробуждению гражданского самосознания, к развитию критического мышления и ответственности за свою судьбу, без которых невозможно построение справедливого и свободного общества.​

Несмотря на то, что роман был написан более ста лет назад, он не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Ведь многие проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным, — проблема власти и народа, свободы и тирании, гражданской пассивности и ответственности — по-прежнему остаются актуальными для современной России.​

«История одного города» , это не просто история прошлого, это предостережение будущему, напоминание о том, что только активная гражданская позиция и нетерпимость к любым формам деспотизма могут прервать порочный круг тирании и рабства.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Вадим

    Интересный подход к пересказу классики! Разбиение по главам с кратким описанием содержания очень удобно для тех, кто хочет освежить в памяти сюжет или получить общее представление о произведении.

  2. Дмитрий

    Любопытно, что автор пересказа сохранил стилистику оригинала, использовав устаревшие слова и обороты. Это помогает глубже погрузиться в атмосферу произведения.

  3. Елена

    Описание главы «От издателя» как нельзя лучше передает ироничный стиль Салтыкова-Щедрина. Сразу видно, что автор не стесняется высмеивать пороки общества даже через форму подачи материала.

  4. Ольга

    Пересказ, безусловно, полезен, но ничто не заменит прочтения самого произведения. Слишком уж колоритны образы градоначальников, созданные Салтыковым-Щедриным, чтобы передать их в нескольких предложениях.

  5. Игорь

    Хороший краткий обзор для тех, кто только знакомится с творчеством Салтыкова-Щедрина. Сразу становится понятно, что «История одного города» — это сатира на российскую действительность.