Противостояние русских и немецких мастеров
На уральских заводах искусные немецкие мастера стали теснить русских. Особое возмущение вызывало их высокомерие и пренебрежение к местным традициям. Русские мастера решили доказать свое превосходство, выдвинув на состязание юного Иванко.
Иванко ⎼ надежда русских мастеров
Все надежды русских мастеров пали на Иванко, внука Бушуева, известного своей строптивостью и нелюбовью к заезжим мастерам. Иванко с детства проявлял талант к рисованию, и дед, ревниво оберегая его дар, не отдавал учиться в завод.
Слава о мастерстве приезжего немца Штофа, прозванного Фуйко за презрительное «фуй» при виде работ местных мастеров, не оставила равнодушным и старого Бушуева. Разглядывая украшенную Фуйко саблю, он с скрытой гордостью промолвил⁚ » А все-таки у моего Ванятки рука смелее и глаз веселее». Мысль о том, что именно Иванко может превзойти хваленого немца, крепко запала в души русских мастеров.
Сам Иванко давно стремился на завод, но упрямый дед был непреклонен⁚ » Не допущу, чтобы Иванко с немцами якшался. Руку испортят и глаз замутят.» Однако тайная гордость за внука и желание доказать превосходство русских мастеров взяли верх.
Старый Бушуев нашел способ убедить себя отпустить Иванко на завод⁚ «Коли, ⎼ говорит, ⎼ немца работой обгонишь, женись на Оксютке. Не препятствую!». Сердце Иванко забилось чаще. Оксютка! Дочь горнового давно пленяла его воображение, но дед и слышать не хотел о бесприданнице.
Иванко с радостью согласился показать свое мастерство. Он был юношей не рослым, но крепким и ловким. В нем угадывалась удаль наездника, знающего цену хорошему коню. Русские мастера поручились за него перед начальством, и Иванко попал в ученики к Фуйко.
Испытание мастерства
Поначалу Иванко прилежно наблюдал за работой мастера, стараясь понять секреты его мастерства. Он видел, что немец, хоть и искусен, но работает по шаблону, его кони хотя и красивы, но лишены души.
Иванко же хотел передать не только внешнее сходство, но и характер благородного животного. Он долго размышлял над заданием, вспоминая скакунов, которых видел на башкирских праздниках. Мысль о том, чтобы изобразить коня на полном бегу, захватила его.
Наконец, Фуйко, уверенный в провале своего ученика, объявил о конце обучения и назначил Иванко испытание. Юному мастеру предстояло украсить булатную саблю золотым рисунком ⎼ изобразить коня и корону.
Иванко с усердием взялся за работу. Он решил объединить традиционную красоту с новой идеей ⎼ изобразить пару коней на полном бегу, а над ними, словно парящую в воздухе, корону.
В разгар работы он встретил Оксютку. Девушка, волнуясь за любимого, робко предложила⁚ «Ты уж постарайся, Ваня! Крылышки, что ли, приделай коню, чтоб он лучше Фуйкина вышел.»
Иванко сначала удивился, но потом его озарила мысль⁚ крылатые кони! Это ли не символ стремительности и свободы? Он пририсовал коням крылья, и рисунок заиграл новыми красками. Теперь это были не просто кони, а волшебные скакуны, воплощение силы и грации.
Победа русского таланта
В назначенный день Иванко представил свою работу на суд мастеров. Все были поражены увиденным; На булатной стали, словно живые, неслись два крылатых коня, а над ними, слегка наклонившись назад, парила тончайшей работы корона.
Первым не выдержал старый Бушуев. Он долго разглядывал саблю, придирчиво оценивая каждую деталь, а потом, не скрывая волнения, произнес⁚ «Спасибо, Иванушко, утешил старика! Полагался на тебя, а такой выдумки не чаял. В чиковку к узору твоя рисовочка подошла. И то хорошо, что от эфеса ближе к рубальному месту коньков передвинул».
Русские мастера единодушно поддержали старого Бушуева. Работа Иванко вызывала восхищение своей смелостью и оригинальностью. А вот немцы, прибывшие оценивать пробу, были возмущены. «Какой глюпость! Кто видел коня с крильом! Пошему корона сбок лежаль? Это есть поношений на коронованный особ!» ⎼ кричали они.
Фуйко злился и топал ногами, не в силах признать превосходство русского ученика. Он пытался убедить всех, что Иванко нарушил все мыслимые правила, что его работа ⸺ не более чем «глюпость».
Немецкое начальство, поддерживая Фуйко, пригрозило Иванко наказанием за дерзость и непослушание. Но юный мастер не дрогнул. Он знал, что правда на его стороне, что его работа ⸺ это победа не только его таланта, но и всего русского искусства.
Признание и свадьба
Шум вокруг работы Иванко привлек внимание высокого начальства. Прибывший на завод важный господин, долго рассматривал саблю, слушал крики немцев и спокойные объяснения русских мастеров.
В конце концов, он приказал подать себе осиновую чурку и взмахом сабли разрубил ее надвое. «Вот вам и вся «глюпость»! ⎼ промолвил он, возвращая саблю восхищенному Иванко. ⎼ Вижу, не разучились еще на Руси мастера работать! А что до крыльев… Так это ж не просто кони, а кони волшебные! Символ быстроты и удалой силы!»
Немцы были посрамлены. Фуйко, бурча проклятия, покинул завод, а Иванко стал всеобщим любимцем. Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы завода. К нему стали поступать заказы от знатных господ, желая украсить свое оружие изображениями его волшебных коней.
Старый Бушуев торжествовал. Он гордился своим внуком и с радостью благословил его брак с Оксюткой. «Сказал ⎼ не препятствую, ⸺ и не препятствую! ⸺ объявил он всем и каждому. ⸺ Лошадь продам, а свадьбу вашу сыграем, чтоб весь завод гулял!»
И загулял весь завод, славя молодого мастера Иванко Крылатко, сумевшего своим талантом и упорством превзойти заморского мастера и доказать всем, что русскому мастерству нет равных. С тех пор и пошла молва о том, что самые лучшие клинки украшены волшебными крылатыми конями, созданными руками русского мастера Иванко Крылатко.
Коротко о главных персонажах
Иванко (Иванко Крылатко) — главный герой сказа, юный уральский мастер-позолотчик. Иванко — воплощение живого русского таланта, смелости и новаторства. Он не боится бросить вызов признанному авторитету и смело отстаивает право на собственный взгляд в искусстве. Его работы отличаются не только высоким мастерством исполнения, но и особой душевностью, поэтичностью. Не случайно его кони получают крылья ⎼ символ свободы и мечты.
Дедушка Бушуев — старый мастер, наставник Иванко. Образ Бушуева воплощает в себе черты, характерные для уральских мастеров ⸺ гордость за свое дело, независимость, упорство в достижении цели. Он свято хранит традиции русского мастерства, но в то же время способен оценить и поддержать новаторство внука. Бушуев ⸺ это связующее звено между опытом старого поколения и смелостью молодого.
Фуйко Штоф (немец-мастер) — антипод Иванко, представитель западноевропейской школы. Фуйко ⸺ искусный ремесленник, но его работы лишены души, они холодны и рациональны. Он слепо следует канонам и не способен оценить живой талант Иванко. Образ Фуйко воплощает в себе самоуверенность и ограниченность, неспособность увидеть и признать чужое превосходство.
Оксютка — возлюбленная Иванко, дочь горнового. Хотя Оксютка не принимает активного участия в сюжете, ее образ имеет важное значение. Она ⎼ воплощение любви, нежности, веры в силы любимого человека. Именно ее слова натолкнули Иванко на мысль о крылатых конях, ставших символом его победы.
Образы второстепенных персонажей ⎼ русских мастеров, начальства завода ⎼ помогают глубже раскрыть основной конфликт сказа ⸺ противостояние истинного таланта и формального мастерства, живой народной традиции и чуждого ей канона.
Краткий вывод
Сказ Павла Петровича Бажова «Иванко Крылатко» ⎼ это гимн русскому мастерству, таланту и смекалке. В нем ярко отражен дух соперничества и превосходства русского народа в разных областях, в том числе и в искусстве.
Автор поднимает важную проблему противостояния традиций и новаторства, которое не противоречит основам, а органично дополняет их. Иванко, будучи носителем традиционного русского мастерства, не боится экспериментировать, искать новые формы выражения. Его крылатые кони ⎼ это символ победы не только над самоуверенным Фуйко, но и над косностью, стереотипами, сковывающими полет творческой мысли.
Бажов показывает, что истинное мастерство ⸺ это не слепое следование правилам, а способность чувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, наделить душой. Именно этим и отличаются работы Иванко от холодного совершенства изделий Фуйко.
«Иванко Крылатко» ⸺ это не только сказ о мастерах, это сказ о победе таланта, упорства, веры в свои силы. Он учит нас бережно хранить традиции, но в то же время не бояться искать новое, свое, уникальное. И тогда даже самые смелые мечты, подобно крылатым коням Иванко, воплотятся в жизнь.
Оксютка, бесприданница… Кажется, здесь намечается любовная линия. Надеюсь, у Иванко всё сложится и в работе, и в личной жизни!
Любопытно, как автор покажет разницу в подходе к работе у русского и немецкого мастеров. Будет ли это просто соревнование в мастерстве или же столкновение двух культур?
Очень живо и образно описан Иванко. Сразу видно, что он талантливый парень и у него большое будущее.
Какой колоритный персонаж этот дед Бушуев! Сразу представляется этакий суровый уральский мастер.
Тема противостояния русских и иностранных мастеров всегда актуальна. Интересно было бы узнать, на основе каких событий написан этот рассказ.
Интересно, чем же всё закончится? Иванко победит немца или нет? Автор держит интригу!