Иванко и крылатые кони

Иванко и крылатые кони Краткие пересказы

Противостояние русских и немецких мастеров

На уральских заводах искусные немецкие мастера стали теснить русских. Особое возмущение вызывало их высокомерие и пренебрежение к местным традициям.​ Русские мастера решили доказать свое превосходство, выдвинув на состязание юного Иванко.

Иванко ⎼ надежда русских мастеров

Все надежды русских мастеров пали на Иванко, внука Бушуева, известного своей строптивостью и нелюбовью к заезжим мастерам.​ Иванко с детства проявлял талант к рисованию, и дед, ревниво оберегая его дар, не отдавал учиться в завод.​

Слава о мастерстве приезжего немца Штофа, прозванного Фуйко за презрительное «фуй» при виде работ местных мастеров, не оставила равнодушным и старого Бушуева.​ Разглядывая украшенную Фуйко саблю, он с скрытой гордостью промолвил⁚ » А все-таки у моего Ванятки рука смелее и глаз веселее».​ Мысль о том, что именно Иванко может превзойти хваленого немца, крепко запала в души русских мастеров.​

Сам Иванко давно стремился на завод, но упрямый дед был непреклонен⁚ » Не допущу, чтобы Иванко с немцами якшался.​ Руку испортят и глаз замутят.​» Однако тайная гордость за внука и желание доказать превосходство русских мастеров взяли верх.​

Старый Бушуев нашел способ убедить себя отпустить Иванко на завод⁚ «Коли, ⎼ говорит, ⎼ немца работой обгонишь, женись на Оксютке.​ Не препятствую!​».​ Сердце Иванко забилось чаще.​ Оксютка!​ Дочь горнового давно пленяла его воображение, но дед и слышать не хотел о бесприданнице.​

Иванко с радостью согласился показать свое мастерство.​ Он был юношей не рослым, но крепким и ловким.​ В нем угадывалась удаль наездника, знающего цену хорошему коню.​ Русские мастера поручились за него перед начальством, и Иванко попал в ученики к Фуйко.

Испытание мастерства

Поначалу Иванко прилежно наблюдал за работой мастера, стараясь понять секреты его мастерства. Он видел, что немец, хоть и искусен, но работает по шаблону, его кони хотя и красивы, но лишены души.​

Иванко же хотел передать не только внешнее сходство, но и характер благородного животного.​ Он долго размышлял над заданием, вспоминая скакунов, которых видел на башкирских праздниках.​ Мысль о том, чтобы изобразить коня на полном бегу, захватила его.​

Наконец, Фуйко, уверенный в провале своего ученика, объявил о конце обучения и назначил Иванко испытание. Юному мастеру предстояло украсить булатную саблю золотым рисунком ⎼ изобразить коня и корону.​

Иванко с усердием взялся за работу.​ Он решил объединить традиционную красоту с новой идеей ⎼ изобразить пару коней на полном бегу, а над ними, словно парящую в воздухе, корону.

В разгар работы он встретил Оксютку.​ Девушка, волнуясь за любимого, робко предложила⁚ «Ты уж постарайся, Ваня! Крылышки, что ли, приделай коню, чтоб он лучше Фуйкина вышел.​»

Иванко сначала удивился, но потом его озарила мысль⁚ крылатые кони! Это ли не символ стремительности и свободы?​ Он пририсовал коням крылья, и рисунок заиграл новыми красками.​ Теперь это были не просто кони, а волшебные скакуны, воплощение силы и грации.​

Победа русского таланта

В назначенный день Иванко представил свою работу на суд мастеров.​ Все были поражены увиденным; На булатной стали, словно живые, неслись два крылатых коня, а над ними, слегка наклонившись назад, парила тончайшей работы корона.​

Первым не выдержал старый Бушуев.​ Он долго разглядывал саблю, придирчиво оценивая каждую деталь, а потом, не скрывая волнения, произнес⁚ «Спасибо, Иванушко, утешил старика!​ Полагался на тебя, а такой выдумки не чаял. В чиковку к узору твоя рисовочка подошла.​ И то хорошо, что от эфеса ближе к рубальному месту коньков передвинул».​

Русские мастера единодушно поддержали старого Бушуева.​ Работа Иванко вызывала восхищение своей смелостью и оригинальностью.​ А вот немцы, прибывшие оценивать пробу, были возмущены.​ «Какой глюпость!​ Кто видел коня с крильом!​ Пошему корона сбок лежаль?​ Это есть поношений на коронованный особ!​» ⎼ кричали они.

Фуйко злился и топал ногами, не в силах признать превосходство русского ученика.​ Он пытался убедить всех, что Иванко нарушил все мыслимые правила, что его работа ⸺ не более чем «глюпость».​

Немецкое начальство, поддерживая Фуйко, пригрозило Иванко наказанием за дерзость и непослушание.​ Но юный мастер не дрогнул.​ Он знал, что правда на его стороне, что его работа ⸺ это победа не только его таланта, но и всего русского искусства.​

Признание и свадьба

Шум вокруг работы Иванко привлек внимание высокого начальства. Прибывший на завод важный господин, долго рассматривал саблю, слушал крики немцев и спокойные объяснения русских мастеров.​

В конце концов, он приказал подать себе осиновую чурку и взмахом сабли разрубил ее надвое.​ «Вот вам и вся «глюпость»!​ ⎼ промолвил он, возвращая саблю восхищенному Иванко. ⎼ Вижу, не разучились еще на Руси мастера работать!​ А что до крыльев… Так это ж не просто кони, а кони волшебные!​ Символ быстроты и удалой силы!​»

Немцы были посрамлены.​ Фуйко, бурча проклятия, покинул завод, а Иванко стал всеобщим любимцем.​ Слава о его мастерстве разнеслась далеко за пределы завода.​ К нему стали поступать заказы от знатных господ, желая украсить свое оружие изображениями его волшебных коней.

Старый Бушуев торжествовал. Он гордился своим внуком и с радостью благословил его брак с Оксюткой.​ «Сказал ⎼ не препятствую, ⸺ и не препятствую! ⸺ объявил он всем и каждому.​ ⸺ Лошадь продам, а свадьбу вашу сыграем, чтоб весь завод гулял!​»

И загулял весь завод, славя молодого мастера Иванко Крылатко, сумевшего своим талантом и упорством превзойти заморского мастера и доказать всем, что русскому мастерству нет равных. С тех пор и пошла молва о том, что самые лучшие клинки украшены волшебными крылатыми конями, созданными руками русского мастера Иванко Крылатко.

Коротко о главных персонажах

Иванко (Иванко Крылатко) — главный герой сказа, юный уральский мастер-позолотчик.​ Иванко — воплощение живого русского таланта, смелости и новаторства.​ Он не боится бросить вызов признанному авторитету и смело отстаивает право на собственный взгляд в искусстве.​ Его работы отличаются не только высоким мастерством исполнения, но и особой душевностью, поэтичностью.​ Не случайно его кони получают крылья ⎼ символ свободы и мечты.​

Дедушка Бушуев — старый мастер, наставник Иванко.​ Образ Бушуева воплощает в себе черты, характерные для уральских мастеров ⸺ гордость за свое дело, независимость, упорство в достижении цели.​ Он свято хранит традиции русского мастерства, но в то же время способен оценить и поддержать новаторство внука.​ Бушуев ⸺ это связующее звено между опытом старого поколения и смелостью молодого.​

Фуйко Штоф (немец-мастер) — антипод Иванко, представитель западноевропейской школы.​ Фуйко ⸺ искусный ремесленник, но его работы лишены души, они холодны и рациональны.​ Он слепо следует канонам и не способен оценить живой талант Иванко.​ Образ Фуйко воплощает в себе самоуверенность и ограниченность, неспособность увидеть и признать чужое превосходство.​

Оксютка — возлюбленная Иванко, дочь горнового. Хотя Оксютка не принимает активного участия в сюжете, ее образ имеет важное значение.​ Она ⎼ воплощение любви, нежности, веры в силы любимого человека.​ Именно ее слова натолкнули Иванко на мысль о крылатых конях, ставших символом его победы.​

Образы второстепенных персонажей ⎼ русских мастеров, начальства завода ⎼ помогают глубже раскрыть основной конфликт сказа ⸺ противостояние истинного таланта и формального мастерства, живой народной традиции и чуждого ей канона.​

Краткий вывод

Сказ Павла Петровича Бажова «Иванко Крылатко» ⎼ это гимн русскому мастерству, таланту и смекалке. В нем ярко отражен дух соперничества и превосходства русского народа в разных областях, в том числе и в искусстве.​

Автор поднимает важную проблему противостояния традиций и новаторства, которое не противоречит основам, а органично дополняет их.​ Иванко, будучи носителем традиционного русского мастерства, не боится экспериментировать, искать новые формы выражения.​ Его крылатые кони ⎼ это символ победы не только над самоуверенным Фуйко, но и над косностью, стереотипами, сковывающими полет творческой мысли.​

Бажов показывает, что истинное мастерство ⸺ это не слепое следование правилам, а способность чувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, наделить душой.​ Именно этим и отличаются работы Иванко от холодного совершенства изделий Фуйко.​

«Иванко Крылатко» ⸺ это не только сказ о мастерах, это сказ о победе таланта, упорства, веры в свои силы.​ Он учит нас бережно хранить традиции, но в то же время не бояться искать новое, свое, уникальное.​ И тогда даже самые смелые мечты, подобно крылатым коням Иванко, воплотятся в жизнь.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Надежда

    Оксютка, бесприданница… Кажется, здесь намечается любовная линия. Надеюсь, у Иванко всё сложится и в работе, и в личной жизни!

  2. Дмитрий С.

    Любопытно, как автор покажет разницу в подходе к работе у русского и немецкого мастеров. Будет ли это просто соревнование в мастерстве или же столкновение двух культур?

  3. Елена

    Очень живо и образно описан Иванко. Сразу видно, что он талантливый парень и у него большое будущее.

  4. Ольга П.

    Какой колоритный персонаж этот дед Бушуев! Сразу представляется этакий суровый уральский мастер.

  5. Алексей К.

    Тема противостояния русских и иностранных мастеров всегда актуальна. Интересно было бы узнать, на основе каких событий написан этот рассказ.

  6. Игорь

    Интересно, чем же всё закончится? Иванко победит немца или нет? Автор держит интригу!