Вступление
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош», написанная в 1929 году, – это пронзительная история о жизни и трагической судьбе великого французского комедиографа Жана-Батиста Мольера. В водовороте дворцовых интриг, столкнувшись с лицемерием и ханжеством «Кабалы святош», Мольер борется за право быть услышанным, отстаивает право художника на свободу творчества.
История создания пьесы «Кабала святош»
История создания пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош» неразрывно связана с личностью самого автора, с его собственными переживаниями и столкновениями с советской цензурой. Пьеса о Мольере, дерзком комедиографе XVII века, ставшем жертвой интриг религиозных фанатиков, оказалась пугающе созвучна судьбе самого Булгакова в условиях тоталитарного режима.
Замысел пьесы о Мольере возник у Булгакова в конце 1920-х годов. Интерес к личности французского комедиографа٫ к его борьбе за свободу слова и против ханжества٫ был у Булгакова не случаен. В Мольере он видел своего предшественника٫ художника٫ бросившего вызов лицемерию и невежеству.
Работа над пьесой шла в сложный для Булгакова период. Его произведения снимались с репертуара, он подвергался травящей критике, был практически лишен возможности публиковаться. В этих условиях «Кабала святош» история о Мольере, попавшем в немилость к королю и преследуемом религиозными фанатиками, приобретала особо личный, автобиографический смысл.
Пьеса была завершена в 1929 году. Власти, усмотрев в ней крамольные параллели с советской действительностью, запретили ее к постановке. Для Булгакова это был тяжелейший удар. В 1930 году он пишет письмо Сталину, в котором открыто говорит о своем бедственном положении, о невозможности творить в условиях травли и цензуры. Письмо возымело неожиданный эффект. Сталин позвонил Булгакову, состоялся их короткий разговор, после которого пьесу разрешили к постановке.
Премьера «Кабалы святош» состоялась в том же 1930 году на сцене Московского Художественного театра. Спектакль имел огромный успех у публики, но вызвал яростные нападки со стороны официальной критики. Булгакова обвиняли в искажении исторической правды, в антисоветской направленности пьесы. Вскоре после премьеры «Кабала святош» была снята с репертуара.
История создания и постановки «Кабалы святош» это история о мужестве художника, о его праве на свободу творчества, о столкновении таланта с невежеством и произволом. Пьеса, написанная почти сто лет назад, и сегодня поражает своей актуальностью, силой духа и таланта Михаила Булгакова.
Краткое содержание пьесы по действиям
Действие первое разворачивается в театре Пале-Рояль, где Мольер представляет королю Людовику XIV свою новую пьесу. За кулисами кипят страсти⁚ Мольер влюблен в молодую актрису Арманду Бежар и собирается на ней жениться, чем вызывает ревность своей давней возлюбленной Мадлены. В финале действия появляется зловещая фигура Одноглазого – капитана королевских мушкетеров, связанного с тайным обществом «Кабала святош».
Второе действие переносит зрителя в королевский дворец. Людовик XIV, впечатленный игрой Мольера, приближает его ко двору. Однако у Мольера появляются могущественные враги – архиепископ Шаррон и фанатичный проповедник отец Варфоломей, считающие его пьесы безнравственными. Они начинают плести интриги против Мольера, стремясь настроить против него короля.
Третье действие – кульминационное. Мольер женится на Арманде, не подозревая, что она может быть его незаконнорожденной дочерью от связи с Мадленой много лет назад. Заговорщики из «Кабалы святош», узнав об этой тайне, используют ее, чтобы окончательно погубить Мольера в глазах короля.
В финальном, четвертом действии, интриги «Кабалы святош» приводят к трагической развязке. Людовик XIV, поверив наветам, лишает Мольера своего покровительства. Разбитый болезнью и предательством, Мольер умирает на сцене своего театра во время спектакля.
Смерть Мольера становится символом победы ханжества и лицемерия над свободой творчества. «Кабала святош» это не только историческая драма, но и пронзительное размышление о судьбе художника в тоталитарном обществе, о цене, которую приходится платить за право быть собой.
Основные темы и проблемы пьесы
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» — это многогранное произведение, поднимающее вечные вопросы о природе власти, сущности творчества и месте художника в обществе. За историческими декорациями XVII века скрывается глубокий анализ человеческой природы, ее пороков и стремлений.
Одной из ключевых тем пьесы является противостояние художника и власти. Мольер, наделенный даром сатиры, бросает вызов лицемерию и ханжеству, царящим в обществе. Его острые комедии высмеивают пороки духовенства и аристократии, что неизбежно приводит к конфликту с властью предержащими. Булгаков показывает, как легко талант и независимость могут стать причиной преследований, когда власть стремится к полному контролю над умами.
Не менее важной темой является проблема свободы творчества. Мольер в пьесе, это символ художника, борющегося за право говорить правду, какой бы горькой она ни была. Он отказывается идти на компромиссы со своей совестью, даже перед лицом угрозы и преследований. Булгаков утверждает, что подлинное искусство не может существовать без свободы, без права на собственный голос и собственный взгляд на мир.
Тема лицемерия и ханжества проходит красной нитью через всю пьесу. «Кабала святош» – это не просто группа религиозных фанатиков, это символ общества, скрывающего свою истинную сущность за маской благочестия. Булгаков показывает, как легко люди, прикрываясь благими намерениями, совершают самые низкие поступки.
Пьеса «Кабала святош» это не просто историческая драма, это размышление о вечных проблемах, которые остаються актуальными и в наши дни. Это призыв к борьбе за свободу творчества, за право быть собой, за право жить в обществе, где ценятся истинные ценности, а не лицемерные догмы.
«Кабала святош» Михаила Булгакова – это не просто историческая пьеса о трагической судьбе Мольера. Это пронзительное размышление о вечных ценностях, о столкновении личности и системы, о цене, которую приходится платить за право быть свободным.
История Мольера, попавшего в жернова интриг и предательств, перекликается с судьбой самого Булгакова, столкнувшегося с цензурой и преследованиями в Советской России. В образе французского комедиографа автор запечатлел трагедию художника, осмелившегося бросить вызов ханжеству и лицемерию.
Пьеса поражает своей актуальностью и сегодня, когда вопросы свободы слова, независимости творчества и противостояния давлению системы остаются как никогда острыми. «Кабала святош» – это напоминание о том, что борьба за право быть собой, за право говорить правду – это непрерывный процесс, требующий мужества и стойкости.
Булгаков не даёт однозначных ответов, оставляя зрителя наедине с размышлениями о природе власти, о границах дозволенного, о том, какую цену готов заплатить художник за право быть услышанным. Трагический финал пьесы не оставляет места для иллюзий⁚ борьба за свободу может стоить жизни, но молчание – это не выход.
«Кабала святош», это не просто пьеса, это призыв к борьбе, к сопротивлению, к защите своих идеалов. Это гимн свободе творчества и независимости духа, который продолжает звучать и сегодня, вдохновляя на борьбу за право быть собой.
Коротко о главных персонажах
В пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» перед нами разворачивается целая галерея ярких, запоминающихся образов. Каждый герой, от блистательного Мольера до интригана архиепископа Шаррона, воплощает собой определенные идеи, движущие силы эпохи, общечеловеческие пороки и стремления.
Жан-Батист Мольер
Главный герой пьесы, знаменитый комедиограф, борец с лицемерием и ханжеством. Мольер — это не только исторический персонаж, но и собирательный образ художника, борющегося за право говорить правду, за свободу творчества. Он талантлив, остроумен, обладает независимым характером, не боится высмеивать пороки общества, даже если это грозит ему конфликтом с властью. Мольер страстен и в любви, и в творчестве, он предан своему театру, своим актерам. Однако за внешним блеском и успехом скрывается трагическое одиночество, непонимание, страх перед преследованием.
Архиепископ Шаррон
Главный антагонист Мольера, глава «Кабалы святош», влиятельный и коварный представитель духовенства. Шаррон – это воплощение ханжества и лицемерия, он прикрывает свои властные амбиции маской благочестия и заботы о нравственности. Он видит в Мольере угрозу своему могуществу, его острый ум и талант вызывают у архиепископа ненависть и страх. Шаррон умело плетет интриги, используя слабости и пороки окружающих, чтобы избавиться от неугодного комедиографа.
Людовик XIV
«Король-солнце», противоречивый персонаж, олицетворяющий собой власть, в руках которой судьба художника. Людовик XIV ценитель искусства, он покровительствует Мольеру, наслаждается его комедией. Однако за внешней благосклонностью скрывается деспотизм, нежелание считаться с чужим мнением, страх перед любым проявлением независимости. В конечном счете, Людовик XIV оказывается пешкой в руках интриганов, он предает Мольера, испугавшись обвинений в безнравственности.
Мадлена Бежар
Актриса театра Мольера, его давняя возлюбленная. Мадлена – женщина сложной судьбы, связавшая свою жизнь с талантливым, но не всегда верным мужчиной. Она любит Мольера, готова простить ему многое, но не может смириться с его изменой. В финале пьесы Мадлена становится жертвой интриг «Кабалы святош», ее тайна становится оружием в борьбе против Мольера.
Захария Муаррон
Молодой актер, приемный сын Мольера. Муаррон – это собирательный образ человека, который ради собственной выгоды готов на предательство. Он завидует славе Мольера, влюблен в его жену Арманду. В финале пьесы Муаррон раскаивается в содеянном, но уже слишком поздно⁚ его предательство привело к гибели наставника.
Остальные персонажи пьесы, от преданного слуги Мольера Бутона до зловещего Одноглазого, также играют важную роль в развитии сюжета, создавая яркую картину эпохи, показывая многообразие человеческих характеров.
Краткий выво
Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» – это многогранное и трагическое произведение, в котором за историческим фасадом XVII века скрывается глубокий анализ вечных проблем⁚ противостояния художника и власти, борьбы за свободу творчества, цены правды в мире лицемерия и интриг.
В центре повествования – судьба Жана-Батиста Мольера, талантливого комедиографа, осмелившегося бросить вызов ханжеству и косности своего времени. Его острые сатирические пьесы, высмеивающие пороки духовенства и аристократии, неизбежно приводят его к конфликту с сильными мира сего. Мольер оказывается втянутым в паутину интриг, сплетенных тайным обществом «Кабала святош», стремящимся уничтожить неугодного художника.
Булгаков мастерски изображает атмосферу лицемерия и страха, царящую в обществе, где за внешним лоском и благочестием скрываются низкие страсти, жажда власти и коварство. «Кабала святош» — это не просто группа религиозных фанатиков, это символ любого тоталитарного режима, стремящегося контролировать все сферы жизни, в т.ч. и искусство.
Трагическая судьба Мольера, ставшего жертвой интриг и предательства, – это предостережение о хрупкости свободы творчества, о том, как легко талант и независимость могут стать причиной преследований. Булгаков показывает, что цена правды может быть очень высокой, особенно когда сталкиваются интересы личности и системы.
Однако, несмотря на трагический финал, «Кабала святош» – это не пессимистическое произведение. В нем звучит гимн мужеству и стойкости художника, не желающего идти на компромисс со своей совестью. Мольер умирает на сцене, оставаясь верным своему призванию, и эта смерть становится символом победы духа над тиранией.
Пьеса Булгакова – это не просто историческая драма, это размышление о вечных ценностях, которые не теряют своей актуальности и сегодня⁚ о свободе творчества, о праве художника на собственный голос, о ответственности каждого за выбор, который он делает в жизни.
Удивительно, как история, написанная в 1929 году, остается актуальной и в наши дни. «Кабала святош» — это напоминание о том, что борьба за свободу слова никогда не теряет своей значимости.
Захватывающая статья! История создания «Кабалы святош» — это готовый сюжет для драмы. Борьба Булгакова за свое творчество, параллели с судьбой Мольера — все это делает пьесу еще более проникновенной.
Тяжелая судьба Булгакова, запреты, цензура — все это наложило отпечаток на его творчество. «Кабала святош» — это крик души художника, который борется за право говорить правду.
Прочитала статью с большим интересом. «Кабала святош» — это не просто пьеса, это исторический документ, отражающий сложные взаимоотношения художника и власти.
Потрясающе, как Булгаков смог так точно передать атмосферу того времени, интриги, лицемерие. Читая пьесу, словно переносишься в XVII век, становишься свидетелем драмы Мольера.
Интересно, как перекликаются судьбы Мольера и Булгакова. Оба были гениальными комедиографами, оба столкнулись с ханжеством и гонениями. «Кабала святош» — это не просто историческая пьеса, это отражение вечной борьбы художника за свободу творчества.