Кабала святош: история создания и краткое содержание пьесы Михаила Булгакова

Кабала святош: история создания и краткое содержание пьесы Михаила Булгакова Краткие пересказы

Вступление

Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош», написанная в 1929 году, – это пронзительная история о жизни и трагической судьбе великого французского комедиографа Жана-Батиста Мольера.​ В водовороте дворцовых интриг, столкнувшись с лицемерием и ханжеством «Кабалы святош», Мольер борется за право быть услышанным, отстаивает право художника на свободу творчества.​

История создания пьесы «Кабала святош»

История создания пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош» неразрывно связана с личностью самого автора, с его собственными переживаниями и столкновениями с советской цензурой.​ Пьеса о Мольере, дерзком комедиографе XVII века, ставшем жертвой интриг религиозных фанатиков, оказалась пугающе созвучна судьбе самого Булгакова в условиях тоталитарного режима.​

Замысел пьесы о Мольере возник у Булгакова в конце 1920-х годов.​ Интерес к личности французского комедиографа٫ к его борьбе за свободу слова и против ханжества٫ был у Булгакова не случаен.​ В Мольере он видел своего предшественника٫ художника٫ бросившего вызов лицемерию и невежеству.​

Работа над пьесой шла в сложный для Булгакова период. Его произведения снимались с репертуара, он подвергался травящей критике, был практически лишен возможности публиковаться.​ В этих условиях «Кабала святош» история о Мольере, попавшем в немилость к королю и преследуемом религиозными фанатиками, приобретала особо личный, автобиографический смысл.

Пьеса была завершена в 1929 году.​ Власти, усмотрев в ней крамольные параллели с советской действительностью, запретили ее к постановке.​ Для Булгакова это был тяжелейший удар. В 1930 году он пишет письмо Сталину, в котором открыто говорит о своем бедственном положении, о невозможности творить в условиях травли и цензуры.​ Письмо возымело неожиданный эффект.​ Сталин позвонил Булгакову, состоялся их короткий разговор, после которого пьесу разрешили к постановке.​

Премьера «Кабалы святош» состоялась в том же 1930 году на сцене Московского Художественного театра.​ Спектакль имел огромный успех у публики, но вызвал яростные нападки со стороны официальной критики.​ Булгакова обвиняли в искажении исторической правды, в антисоветской направленности пьесы.​ Вскоре после премьеры «Кабала святош» была снята с репертуара.​

История создания и постановки «Кабалы святош» это история о мужестве художника, о его праве на свободу творчества, о столкновении таланта с невежеством и произволом.​ Пьеса, написанная почти сто лет назад, и сегодня поражает своей актуальностью, силой духа и таланта Михаила Булгакова.​

Краткое содержание пьесы по действиям

Действие первое разворачивается в театре Пале-Рояль, где Мольер представляет королю Людовику XIV свою новую пьесу.​ За кулисами кипят страсти⁚ Мольер влюблен в молодую актрису Арманду Бежар и собирается на ней жениться, чем вызывает ревность своей давней возлюбленной Мадлены. В финале действия появляется зловещая фигура Одноглазого – капитана королевских мушкетеров, связанного с тайным обществом «Кабала святош».​

Второе действие переносит зрителя в королевский дворец.​ Людовик XIV, впечатленный игрой Мольера, приближает его ко двору.​ Однако у Мольера появляются могущественные враги – архиепископ Шаррон и фанатичный проповедник отец Варфоломей, считающие его пьесы безнравственными.​ Они начинают плести интриги против Мольера, стремясь настроить против него короля.​

Третье действие – кульминационное.​ Мольер женится на Арманде, не подозревая, что она может быть его незаконнорожденной дочерью от связи с Мадленой много лет назад.​ Заговорщики из «Кабалы святош», узнав об этой тайне, используют ее, чтобы окончательно погубить Мольера в глазах короля.​

В финальном, четвертом действии, интриги «Кабалы святош» приводят к трагической развязке. Людовик XIV, поверив наветам, лишает Мольера своего покровительства.​ Разбитый болезнью и предательством, Мольер умирает на сцене своего театра во время спектакля.​

Смерть Мольера становится символом победы ханжества и лицемерия над свободой творчества.​ «Кабала святош» это не только историческая драма, но и пронзительное размышление о судьбе художника в тоталитарном обществе, о цене, которую приходится платить за право быть собой.​

Основные темы и проблемы пьесы

Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» — это многогранное произведение, поднимающее вечные вопросы о природе власти, сущности творчества и месте художника в обществе.​ За историческими декорациями XVII века скрывается глубокий анализ человеческой природы, ее пороков и стремлений.​

Одной из ключевых тем пьесы является противостояние художника и власти.​ Мольер, наделенный даром сатиры, бросает вызов лицемерию и ханжеству, царящим в обществе.​ Его острые комедии высмеивают пороки духовенства и аристократии, что неизбежно приводит к конфликту с властью предержащими.​ Булгаков показывает, как легко талант и независимость могут стать причиной преследований, когда власть стремится к полному контролю над умами.​

Не менее важной темой является проблема свободы творчества.​ Мольер в пьесе, это символ художника, борющегося за право говорить правду, какой бы горькой она ни была. Он отказывается идти на компромиссы со своей совестью, даже перед лицом угрозы и преследований.​ Булгаков утверждает, что подлинное искусство не может существовать без свободы, без права на собственный голос и собственный взгляд на мир.​

Тема лицемерия и ханжества проходит красной нитью через всю пьесу.​ «Кабала святош» – это не просто группа религиозных фанатиков, это символ общества, скрывающего свою истинную сущность за маской благочестия.​ Булгаков показывает, как легко люди, прикрываясь благими намерениями, совершают самые низкие поступки.

Пьеса «Кабала святош» это не просто историческая драма, это размышление о вечных проблемах, которые остаються актуальными и в наши дни.​ Это призыв к борьбе за свободу творчества, за право быть собой, за право жить в обществе, где ценятся истинные ценности, а не лицемерные догмы.​

«Кабала святош» Михаила Булгакова – это не просто историческая пьеса о трагической судьбе Мольера. Это пронзительное размышление о вечных ценностях, о столкновении личности и системы, о цене, которую приходится платить за право быть свободным.​

История Мольера, попавшего в жернова интриг и предательств, перекликается с судьбой самого Булгакова, столкнувшегося с цензурой и преследованиями в Советской России.​ В образе французского комедиографа автор запечатлел трагедию художника, осмелившегося бросить вызов ханжеству и лицемерию.

Пьеса поражает своей актуальностью и сегодня, когда вопросы свободы слова, независимости творчества и противостояния давлению системы остаются как никогда острыми.​ «Кабала святош» – это напоминание о том, что борьба за право быть собой, за право говорить правду – это непрерывный процесс, требующий мужества и стойкости.​

Булгаков не даёт однозначных ответов, оставляя зрителя наедине с размышлениями о природе власти, о границах дозволенного, о том, какую цену готов заплатить художник за право быть услышанным.​ Трагический финал пьесы не оставляет места для иллюзий⁚ борьба за свободу может стоить жизни, но молчание – это не выход.​

«Кабала святош», это не просто пьеса, это призыв к борьбе, к сопротивлению, к защите своих идеалов.​ Это гимн свободе творчества и независимости духа, который продолжает звучать и сегодня, вдохновляя на борьбу за право быть собой.​

Коротко о главных персонажах

В пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» перед нами разворачивается целая галерея ярких, запоминающихся образов.​ Каждый герой, от блистательного Мольера до интригана архиепископа Шаррона, воплощает собой определенные идеи, движущие силы эпохи, общечеловеческие пороки и стремления.​

Жан-Батист Мольер

Главный герой пьесы, знаменитый комедиограф, борец с лицемерием и ханжеством.​ Мольер — это не только исторический персонаж, но и собирательный образ художника, борющегося за право говорить правду, за свободу творчества. Он талантлив, остроумен, обладает независимым характером, не боится высмеивать пороки общества, даже если это грозит ему конфликтом с властью.​ Мольер страстен и в любви, и в творчестве, он предан своему театру, своим актерам.​ Однако за внешним блеском и успехом скрывается трагическое одиночество, непонимание, страх перед преследованием.

Архиепископ Шаррон

Главный антагонист Мольера, глава «Кабалы святош», влиятельный и коварный представитель духовенства.​ Шаррон – это воплощение ханжества и лицемерия, он прикрывает свои властные амбиции маской благочестия и заботы о нравственности.​ Он видит в Мольере угрозу своему могуществу, его острый ум и талант вызывают у архиепископа ненависть и страх. Шаррон умело плетет интриги, используя слабости и пороки окружающих, чтобы избавиться от неугодного комедиографа.​

Людовик XIV

«Король-солнце», противоречивый персонаж, олицетворяющий собой власть, в руках которой судьба художника.​ Людовик XIV ценитель искусства, он покровительствует Мольеру, наслаждается его комедией.​ Однако за внешней благосклонностью скрывается деспотизм, нежелание считаться с чужим мнением, страх перед любым проявлением независимости.​ В конечном счете, Людовик XIV оказывается пешкой в руках интриганов, он предает Мольера, испугавшись обвинений в безнравственности.​

Мадлена Бежар

Актриса театра Мольера, его давняя возлюбленная.​ Мадлена – женщина сложной судьбы, связавшая свою жизнь с талантливым, но не всегда верным мужчиной.​ Она любит Мольера, готова простить ему многое, но не может смириться с его изменой.​ В финале пьесы Мадлена становится жертвой интриг «Кабалы святош», ее тайна становится оружием в борьбе против Мольера.​

Захария Муаррон

Молодой актер, приемный сын Мольера.​ Муаррон – это собирательный образ человека, который ради собственной выгоды готов на предательство.​ Он завидует славе Мольера, влюблен в его жену Арманду.​ В финале пьесы Муаррон раскаивается в содеянном, но уже слишком поздно⁚ его предательство привело к гибели наставника.​

Остальные персонажи пьесы, от преданного слуги Мольера Бутона до зловещего Одноглазого, также играют важную роль в развитии сюжета, создавая яркую картину эпохи, показывая многообразие человеческих характеров.​

Краткий выво

Пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош» – это многогранное и трагическое произведение, в котором за историческим фасадом XVII века скрывается глубокий анализ вечных проблем⁚ противостояния художника и власти, борьбы за свободу творчества, цены правды в мире лицемерия и интриг.​

В центре повествования – судьба Жана-Батиста Мольера, талантливого комедиографа, осмелившегося бросить вызов ханжеству и косности своего времени.​ Его острые сатирические пьесы, высмеивающие пороки духовенства и аристократии, неизбежно приводят его к конфликту с сильными мира сего.​ Мольер оказывается втянутым в паутину интриг, сплетенных тайным обществом «Кабала святош», стремящимся уничтожить неугодного художника.​

Булгаков мастерски изображает атмосферу лицемерия и страха, царящую в обществе, где за внешним лоском и благочестием скрываются низкие страсти, жажда власти и коварство.​ «Кабала святош» — это не просто группа религиозных фанатиков, это символ любого тоталитарного режима, стремящегося контролировать все сферы жизни, в т.​ч.​ и искусство.​

Трагическая судьба Мольера, ставшего жертвой интриг и предательства, – это предостережение о хрупкости свободы творчества, о том, как легко талант и независимость могут стать причиной преследований.​ Булгаков показывает, что цена правды может быть очень высокой, особенно когда сталкиваются интересы личности и системы.​

Однако, несмотря на трагический финал, «Кабала святош» – это не пессимистическое произведение. В нем звучит гимн мужеству и стойкости художника, не желающего идти на компромисс со своей совестью.​ Мольер умирает на сцене, оставаясь верным своему призванию, и эта смерть становится символом победы духа над тиранией.​

Пьеса Булгакова – это не просто историческая драма, это размышление о вечных ценностях, которые не теряют своей актуальности и сегодня⁚ о свободе творчества, о праве художника на собственный голос, о ответственности каждого за выбор, который он делает в жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей

    Удивительно, как история, написанная в 1929 году, остается актуальной и в наши дни. «Кабала святош» — это напоминание о том, что борьба за свободу слова никогда не теряет своей значимости.

  2. Антон

    Захватывающая статья! История создания «Кабалы святош» — это готовый сюжет для драмы. Борьба Булгакова за свое творчество, параллели с судьбой Мольера — все это делает пьесу еще более проникновенной.

  3. Екатерина

    Тяжелая судьба Булгакова, запреты, цензура — все это наложило отпечаток на его творчество. «Кабала святош» — это крик души художника, который борется за право говорить правду.

  4. Ирина

    Прочитала статью с большим интересом. «Кабала святош» — это не просто пьеса, это исторический документ, отражающий сложные взаимоотношения художника и власти.

  5. Дмитрий

    Потрясающе, как Булгаков смог так точно передать атмосферу того времени, интриги, лицемерие. Читая пьесу, словно переносишься в XVII век, становишься свидетелем драмы Мольера.

  6. Ольга

    Интересно, как перекликаются судьбы Мольера и Булгакова. Оба были гениальными комедиографами, оба столкнулись с ханжеством и гонениями. «Кабала святош» — это не просто историческая пьеса, это отражение вечной борьбы художника за свободу творчества.