Вступление
В рассказе «Как я стал писателем» Иван Шмелев делится историей своего творческого становления. Он описывает, как с детства проявлял интерес к сочинительству, придумывая фантастические истории. Шмелев анализирует свой путь от первых детских опытов до публикации дебютного рассказа и получения гонорара.
Детские годы и начало литературного пути
С раннего детства будущий писатель проявлял живое воображение и страсть к сочинительству. Няня, умиляясь его неуемной фантазии, ласково называла маленького Ваню «балаболкой». Уже тогда он сочинял увлекательные истории, оживляя в своем воображении окружающие предметы. Игрушки, обычная метла, доски — все превращалось в героев его рассказов.
Гимназические годы не угасили творческой искры юного Шмелева. Наоборот, он с удовольствием писал сочинения, наполняя их яркими образами и лирическими отступлениями. Его необычный стиль и богатое воображение не всегда встречались с пониманием учителей. Сухой и педантичный инспектор Баталин критиковал Шмелева за отсутствие строгости и приверженность учебному плану.
Однако были и те, кто разглядел в юном гимназисте незабываемый талант. Учитель словесности Федор Владимирович Цветаев поощрял творческие порывы Шмелева, видя в нем будущего писателя. Он ставил ему высшие баллы за сочинения, отмечая его яркий стиль и оригинальность мышления. Цветаев стал для Шмелева не только наставником, но и духовным учителем, вдохновляя его на дальнейшее развитие своего дара.
Именно в гимназические годы Шмелев открыл для себя мир литературы. Он с увлечением читал произведения русских классиков⁚ Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Огромное впечатление на него произвели романы Жюля Верна, пробудившие в нем страсть к приключениям и фантастике.
Все эти впечатления детства и юности стали питательной почвой для его будущего творчества. Они заложили фундамент его уникального стиля, отличавшегося яркой образностью, лиризмом и глубоким психологизмом.
Гимназические годы и первые опыты
Гимназические годы стали для Шмелева временем первых литературных опытов и творческих поисков. Вдохновленный прочитанными романами Жюля Верна, он решается написать собственное произведение. Его дебютным романом становится фантастическая история о путешествии учителей на Луну. Юный автор с энтузиазмом читает свою рукопись одноклассникам, вызывая у них живой интерес и восхищение.
Однако не все разделяли литературные увлечения Шмелева. Инспектор Баталин, строгий и бескомпромиссный педагог, увидел в романе Шмелева неуважение к учительскому составу. Он сурово критикует юного писателя, наказывая его за непослушание. Этот эпизод ярко демонстрирует конфликт между свободолюбивой натурой художника и жесткими рамками гимназической дисциплины.
Несмотря на критику и непонимание, Шмелев не оставляет своего увлечения. Он продолжает писать сочинения, отличаяся ярким стилем и оригинальностью мышления. Его работы привлекают внимание нового учителя словесности ─ Федора Владимировича Цветаева.
Цветаев, в отличие от Баталина, разглядел в Шмелеве неординарный талант. Он поощрял его творческие порывы, видя в нем будущего мастера слова. Высокие оценки и поддержка Цветаева вдохновляют Шмелева на дальнейшее самосовершенствование. Он с усердием оттачивает свое мастерство, изучая произведения классической литературы и экспериментируя с разными стилями.
Именно в гимназические годы у Шмелева формируется его собственный уникальный стиль, который впоследствии принесет ему известность. Он научился тонко передавать настроение и чувства героев, создавать яркие и запоминающиеся образы. Гимназические годы стали для Шмелева важным этапом на пути к литературному признанию.
Публикация первого рассказа и признание
Окончив гимназию, Шмелев не перестает писать, хотя литературная карьера не является его целью. Летом, находясь в деревне, он вдохновляется живописной природой и пишет небольшой рассказ «У мельницы». Это произведение, проникнутое светом и теплотой русской природы, отражает тонкую наблюдательность и лиризм юного автора.
Не зная, что делать с готовой рукописью, Шмелев решается отнести её в редакцию журнала «Русское обозрение». Этот шаг даётся ему нелегко ─ он испытывает волнение и неуверенность в себе, но желание поделиться своим творчеством оказывается сильнее.
В редакции Шмелева встречает профессор Анатолий Александров, редактор журнала. Он с вниманием и доброжелательностью выслушивает молодого автора, принимая рукопись на рассмотрение. Месяцы ожидания тянутся для Шмелева бесконечно долго. Он уже почти отчаялся получить ответ, как вдруг приходит известие из редакции.
Александров, высоко оценив литературный талант Шмелева и красоту его языка, предлагает ему опубликовать рассказ в журнале. Эта новость становится для начинающего писателя полной неожиданностью. Он счастлив и взволнован — его мечта о том, чтобы его произведения увидели свет, наконец-то сбывается.
Публикация рассказа «У мельницы» в «Русском обозрении» становится для Шмелева переломным моментом в жизни. Он получает признание читателей и критиков, его талант замечают известные литераторы; Этот успех укрепляет его в решении посвятить себя литературному творчеству.
Рассказ «Как я стал писателем» ─ это не просто автобиографический очерк, но и размышление о природе творчества, о том, как рождается художник слова. Шмелев показывает, что путь к литературному признанию не бывает легким и прямым. Он полон сомнений, разочарований, творческих поисков.
Важную роль в становлении Шмелева как писателя сыграла поддержка чутких и проницательных наставников, которые сумели разглядеть его талант и вдохновить на дальнейшее развитие. Встреча с Федором Владимировичем Цветаевым, а затем с Анатолием Александровым стала для Шмелева знаковой, определив его дальнейшую судьбу.
«Как я стал писателем» — это гимн живой русской речи, которой в совершенстве владел Шмелев. Он умел находить поэзию в самых обыденных вещах, его язык отличается образностью, пластичностью, богатством интонаций.
Этот рассказ, наполненный светом и теплотой, учит нас верить в свою звезду, не бояться трудностей и всегда следовать за своей мечтой.
Коротко о главных персонажах
В автобиографическом рассказе «Как я стал писателем» Иван Шмелев не только описывает свой путь к литературному творчеству, но и создает яркие, запоминающиеся образы людей, сыгравших важную роль в его жизни.
Рассказчик (сам Иван Шмелев)
Главный герой рассказа, от лица которого ведется повествование. Это впечатлительный и мечтательный мальчик, наделенный богатым воображением и страстью к сочинительству. С детства он придумывает увлекательные истории, «оживляя» окружающие его предметы. В гимназии он увлеченно пишет сочинения, не всегда вписывающиеся в строгие рамки школьной программы. Несмотря на критику и непонимание некоторых учителей, он продолжает совершенствовать свое мастерство, стремясь к литературному творчеству.
Шмелев предстает перед нами как человек тонкой душевной организации, наблюдательный и восприимчивый к красоте окружающего мира. Он искренне радуется своим первым успехам, но при этом не теряет голову, трезво оценивая свои возможности.
Няня
Теплый и трогательный образ няни прочно связан с детскими годами будущего писателя. Она первая замечает его необыкновенную фантазию и любовь к рассказам, называя ласково «балаболкой». Няня ─ хранительница традиций и уклада старой Москвы, ее песни, сказки, молитвы создают особенную атмосферу в доме и формируют духовный мир маленького Вани.
Хотя няня не является центральным персонажем рассказа, она играет важную роль в становлении личности будущего писателя, пробуждая в нем любовь к родному языку, интерес к истории и культуре своего народа.
Инспектор Баталин
Антипод учителя Цветаева, инспектор Баталин воплощает собой консервативный подход к образованию. Он строг, педантичен, не терпит никаких отступлений от установленных правил. Фантазии и воображение учеников кажутся ему пустой тратой времени. Он резко критикует Шмелева за его первый роман, не видя в нем ничего, кроме неуважения к учителям.
Образ Баталина отражает конфликт между творческим началом и жесткими рамками системы образования. Однако, возможно, именно эта конфронтация помогает Шмелеву утвердиться в своих литературных устремлениях.
Учитель словесности Федор Владимирович Цветаев
Противопоставленный Баталину, учитель словесности Федор Владимирович Цветаев становится для Шмелева настоящим наставником и вдохновителем. Он тонко чувствует литературу, умеет разглядеть и оценить талант своих учеников. Цветаев поощряет творческие порывы Шмелева, видит в нем будущего писателя.
Цветаев ─ это образ идеального учителя, который не только дает знания, но и помогает раскрыться способностям учеников, направляет их на путь самореализации.
Профессор Анатолий Александров
Редактор журнала «Русское обозрение», профессор Анатолий Александров играет важную роль в судьбе Шмелева-писателя. Он с вниманием и доброжелательностью относится к молодому автору, видит в нем потенциал и дает шанс проявить себя.
Александров ─ это образ человека, открытого новому, готового поддержать начинающего талант. Его вера в Шмелева помогает ему преодолеть сомнения и обрести уверенность в своих силах.
Краткий вывод
Рассказ Ивана Шмелева «Как я стал писателем» — это не просто автобиографическое повествование о начале творческого пути, но и проникновенное размышление о природе таланта, о роли учителя и наставника в жизни человека, о том, как важно сохранить в себе детскую способность удивляться миру и находить в нём вдохновение.
С первых строк произведения мы погружаемся в атмосферу теплого, уютного детства, наполненного яркими красками, звуками и запахами старой Москвы. Маленький Ваня, наделенный богатым воображением, видит сказку в самых обыденных вещах, а его живая фантазия не знает границ. Няня, с её песнями и сказками, становится первым проводником в мир народной культуры, а её ласковое «балаболка» звучит не как укор, а как признание необыкновенного дара мальчика.
Гимназические годы, с одной стороны, открывают перед Шмелевым новые горизонты знаний, знакомят с миром литературы, пробуждают интерес к творчеству. Но, с другой стороны, строгие рамки школьной дисциплины, консерватизм некоторых учителей вступают в противоречие с его свободолюбивой натурой, с желанием мыслить нестандартно, выходить за пределы установленных рамок.
Встреча с учителем словесности Федором Владимировичем Цветаевым становится для Шмелева поистине судьбоносной. Цветаев не только разглядел в нем незаурядный литературный талант, но и помог ему поверить в себя, дал толчок к дальнейшему развитию.
Публикация первого рассказа «У мельницы» в журнале «Русское обозрение» , это не только долгожданный успех, признание таланта, но и важный этап в становлении Шмелева как писателя. Он понимает, что литература — это не просто увлечение, а его призвание, его путь.
«Как я стал писателем» — это не только история одного человека. Это рассказ о том, как важно сохранить в себе детскую способность восхищаться миром, видеть в нём красоту и гармонию, и тогда даже самые обыденные вещи могут стать источником вдохновения.
Произведение учит нас ценить и беречь талант, где бы он ни проявлялся, поддерживать начинающих творцов, помогать им найти свой путь в искусстве.
Текст написан очень красивым языком, читается легко и с удовольствием. Сразу хочется познакомиться с произведениями самого Шмелева.
Автор очень живо передаёт атмосферу детства и юношества будущего писателя. Чувствуется, как важны были для Шмелева поддержка и понимание окружающих.
Интересно было узнать о том, как формировался Шмелев как писатель. Особенно трогательно описано влияние няни и её вера в талант маленького Вани.
Увлекательное повествование о том, как зарождался талант будущего мастера слова. С нетерпением жду продолжения!
Замечательный текст! Сразу видно, что Шмелев с детства обладал недюжинным талантом и богатым внутренним миром.
Очень интересно было узнать о роли учителя словесности Цветаева в становлении Шмелева как писателя. Настоящий пример важности хорошего наставника!