Канитель: Анализ рассказа Чехова

Канитель: Анализ рассказа Чехова Краткие пересказы

Краткое содержание рассказа Чехова «Канитель»

Пожилая женщина приходит в церковь, чтобы заказать молебен о здравии и упокой своих родственников. Дьячок Отлукавин пытается записать имена на два отдельных листа, но старушка постоянно путается, называя покойников живыми и наоборот.

Место действия и герои

Действие рассказа разворачивается в православной церкви, на клиросе.​ Главными героями являются⁚

  • Дьячок Отлукавин – неопрятный, неграмотный и нетерпеливый служащий церкви.​ Он с трудом разбирается в записях и легко раздражается из-за путаницы, которую создает старушка.​
  • Пожилая женщина – простая прихожанка, которая пришла заказать молебен.​ Она путается в именах и статусах своих многочисленных родственников, чем приводит дьячка в негодование.

Второстепенным, но важным персонажем оказывается дьякон, к которому в итоге отправляют старушку с неразобранным списком. Он упоминается лишь вскользь, как более образованный человек, способный разрешить возникшую «канитель».​

Атмосфера в рассказе пропитана иронией и легким юмором.​ Чехов высмеивает невежество и нерасторопность дьячка, а также простодушие и забывчивость старушки, создавая комичную ситуацию из обыденного церковного обряда.

Проблема составления записок

Центральной проблемой рассказа становится составление записок с именами для молитвы «О здравии» и «За упокой».​ Казалось бы, простая задача превращается в настоящий фарс из-за нескольких факторов⁚

  • Неорганизованность дьячка.​ Отлукавин работает медленно, неаккуратно, легко отвлекается и раздражается.​ Его нетерпеливость и невнимательность мешают ему сосредоточиться на словах старушки.​
  • Забывчивость старушки.​ Пожилая женщина с трудом вспоминает имена своих многочисленных родственников, путает их судьбы, не всегда может сказать, кто жив, а кто уже умер.​
  • Нестандартные ситуации.​ В списке оказываются люди с неопределенным статусом⁚ солдат, который пропал без вести много лет назад, тяжелобольная женщина, которую старушка ошибочно записывает в покойники.​

Все эти факторы создают комичную путаницу.​ Дьячок злится, старушка оправдывается, а список с именами превращается в поле битвы между жизнью и смертью, где царят случайность и неразбериха.​

Путаница и неразбериха

По мере того, как старушка называет имена, ситуация на клиросе становится все более абсурдной. Дьячок Отлукавин, изначально раздраженный медлительностью прихожанки, окончательно теряет терпение и запутывается в хитросплетениях родственных связей.

Имена кочуют из списка «О здравии» в список «За упокой» и обратно, перо дьячка оставляет кляксы на бумаге, а воздух наполняется взаимными упреками. Старушка пытается вспомнить детали судеб своих родных, а дьячок безнадежно пытается навести порядок в этом хаосе.

Кульминацией становится история с солдатом Захарием, пропавшим без вести много лет назад.​ Дьячок, не зная, как поступить, предлагает записать его в оба списка «на всякий случай».​ Эта абсурдная идея ярко иллюстрирует тупик, в который завела героев банальная, на первый взгляд, ситуация.

Некомпетентность дьячка

Образ дьячка Отлукавина в рассказе является ярким примером мелкой чиновничьей несостоятельности.​ Чехов подчеркивает его непрофессионализм через ряд деталей⁚ неопрятный внешний вид, ленивые движения, раздражительность и неумение сосредоточиться.​

Вместо того чтобы спокойно разобраться в ситуации и помочь пожилой женщине, Отлукавин срывается на нее, обвиняя в собственной неспособности справиться с простой задачей. Он не пытается вникнуть в судьбы людей, чьи имена записывает, воспринимая их как безликий «гурт».​

Эпизод с исправлением записей и постоянным переносом имен из одного списка в другой подчеркивает его неуверенность и некомпетентность.​ В конце концов, он с облегчением перекладывает ответственность на дьякона, признаваясь в собственном незнании и нежелании разбираться в «этих самых делах».​

Передача ответственности

Финал рассказа оказывается столь же ироничным, сколь и показательным.​ Дьячок Отлукавин, устав от путаницы и собственной некомпетентности, находит простое, но безответственное решение.​

Он списывает все имена на отдельный листок, не разбираясь, кто из них жив, а кто мертв, и отправляет старушку к дьякону со словами⁚ «Пущай дьякон разберет, кто здесь живой, кто мертвый; он в семинарии обучался, а я этих самых делов.​..​ хоть убей, ничего не понимаю»;

Эта фраза становится своеобразным приговором дьячку, обнажая его равнодушие к своим обязанностям и нежелание брать на себя даже малейшую ответственность.​ Он легко перекладывает свою работу на плечи другого человека, не задумываясь о последствиях и не чувствуя никакого стыда за собственную непрофессиональность.​

Коротко о главных персонажах

В рассказе «Канитель» Чехов создает два ярких образа, которые, несмотря на свою комичность, вызывают у читателя сложные и противоречивые чувства.

Дьячок Отлукавин

  • Некомпетентность⁚ Дьячок показан как нерадивый и неграмотный человек, который с трудом справляется со своими обязанностями.​ Он путается в именах, не может сосредоточиться и легко раздражается.​
  • Равнодушие⁚ Отлукавин не проявляет никакого интереса к судьбам людей, чьи имена записывает.​ Для него это просто рутинная работа, которую он стремится выполнить как можно быстрее и проще.​
  • Безответственность⁚ Вместо того, чтобы попытаться разобраться в ситуации и помочь старушке, дьячок перекладывает свою ответственность на дьякона, демонстрируя отсутствие профессиональной этики и элементарной добросовестности.​

Пожилая женщина

  • Простодушие⁚ Старушка предстает перед нами как типичная представительница простого народа⁚ наивная, забывчивая, слегка суетливая.​
  • Искренность⁚ Несмотря на путаницу, которую она вносит, очевидно, что женщина искренне желает помолиться за своих близких, как живых, так и умерших.​
  • Беззащитность⁚ В контексте рассказа старушка символизирует простого человека, который сталкивается с бюрократической машиной и вынужден мириться с некомпетентностью и равнодушием чиновников.​

Противопоставляя эти два образа, Чехов высмеивает не только отдельные человеческие пороки, но и порочную систему, в которой царят халатность и безразличие к нуждам простых людей.​

Краткий вывод

Рассказ Чехова «Канитель», несмотря на свой небольшой объем и юмористический сюжет, поднимает важные социальные и нравственные проблемы.​

Сатира на бюрократизм⁚ Чехов высмеивает формализм и бессмысленность бюрократической системы, которая порождает равнодушие и некомпетентность.​ Дьячок Отлукавин становится ярким символом чиновничьего аппарата, для которого человеческие судьбы не имеют никакого значения.​

Противопоставление простоты и чинопочитания⁚ Контраст между простодушной старушкой и чопорным дьячком подчеркивает пропасть, которая разделяет простой народ и власть имущих.​ Чехов сочувствует маленькому человеку, вынужденному смиряться с несправедливостью и халатностью системы.​

Важность сострадания и ответственности⁚ Рассказ напоминает о том, как важно сохранять человечность и сострадание в любой ситуации.​ Равнодушие и безответственность способны привести к абсурду и несправедливости, даже в таких простых, казалось бы, вещах, как запись имен для молитвы.​

«Канитель» ⎯ это не просто забавная история, это тонкое и проницательное наблюдение над человеческой природой и пороками общества. Произведение актуально и по сей день, напоминая нам о важности социальной справедливости, человечности и ответственности за свои поступки.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Попов

    Отличный обзор! Все четко и понятно. Особенно ценно, что указаны место действия, герои и центральная проблема рассказа.

  2. Андрей Кузнецов

    Кратко, емко и по делу! Отличный разбор для тех, кто хочет вспомнить сюжет рассказа или подготовиться к уроку литературы.

  3. Наталья Соколова

    Интересный анализ! Особенно понравилась мысль о том, что Чехов высмеивает не только невежество дьячка, но и простодушие старушки. Это делает рассказ более глубоким и многогранным.

  4. Елена Смирнова

    Спасибо за подробный разбор! Интересно было прочитать про атмосферу иронии и юмора в рассказе. Чехов — мастер сатиры, и «Канитель» — яркий пример его таланта.

  5. Ольга Иванова

    Очень точное описание рассказа! Действительно, Чехов мастерски высмеивает обыденные ситуации, превращая их в комические. Старушка и дьячок — два колоритных персонажа, которые сразу же оживают в воображении.

  6. Дмитрий Петров

    Прекрасное краткое содержание, которое освежает в памяти сюжет рассказа. Особенно понравилась интерпретация проблемы составления записок — действительно, Чехов показывает, как простое дело может превратиться в хаос из-за человеческого фактора.