Краткое содержание повести «Колыбельная для брата» по главам
Глава 1. Антошка
Кирилла будит среди ночи мама – никак не может успокоить малыша Антошку. Кирилл, ещё не до конца проснувшись, идёт к брату.
Ещё недавно Кирилл раздражался на брата, но с некоторых пор всё изменилось. Однажды, когда мама ушла, а Антошка никак не хотел успокаиваться, Кирилл в отчаянии запел ему песню; И, к его удивлению, малыш затих. С тех пор Кирилл пел Антошке, чтобы успокоить его.
Кирилл качает брата и поёт песню про курганы и туманы, но Антошка не успокаивается. Тогда Кирилл запевает «главную» песню – суровую и непримиримую. Под неё Антошка засыпает. Мать благодарит Кирилла за помощь.
Кирилл идёт на кухню перекусить и возвращается к матери. Они разговаривают. Мать замечает, какой Кирилл худой и загорелый, переживает, что он ходит босиком. Кирилл успокаивает её, рассказывает, что закаляется, как учит Дед. Мать вздыхает, что забот у неё хватает, особенно с Антошкой, который родился в конце мая.
Кирилл рассказывает про Деда и его внучатого племянника Митьку. Мать удивляется, почему Кирилл называет двадцатичетырёхлетнего парня Дедом. Кирилл объясняет, что это из-за Митьки, который привык так его называть.
Мать спрашивает про школу, Кирилл отшучивается, что у него переходный возраст. Он идёт спать, но просыпается уже утром от голосов⁚ вернулся из командировки отец.
Отец рассказывает, как «схитрил» и вернулся раньше⁚ позвонил на завод, попросил прислать телеграмму, что он срочно нужен. Кирилл очень рад возвращению отца. Отец дарит ему подарок – алую майку с изображением каравелл и галеонов. Кирилл в восторге.
Глава 2. Дед
Кириллу очень нравится обновка, но в школу нужно идти в форме. Он жалеет, что в их школе, в отличие от других, с приходом новой директрисы, Матери-генеральши, завели железный порядок.
По дороге в школу Кирилл встречает Климова. Вместе они догоняют математичку и здороваются. Климов предлагает нести её тяжёлый портфель. Математичка отвечает, что портфель тяжёлый от тетрадей, но работы самого Климова там нет. Она не верит, что он не смог решить задачу, и думает, что он просто списал её у Векшина.
Кирилл возмущается, что их вечно подозревают во всём дурном. Климов соглашается, что с математичкой лучше не спорить.
В классе учительница отчитывает опоздавших Кирилла и Климова. Климов оправдывается, что они помогали нести портфель Марье Петровне. Учительница не верит.
На перемене Кирилл с Климовым обсуждают предстоящее собрание по поводу кражи кошелька. Кирилл уверен, что все будут смотреть на него, так как он уже был замечен в раздевалке учителей, когда искал там пропавшую метелку для кабинета географии.
Кирилл вспоминает Деда. Кирилл познакомился с ним в начале лета, когда тот пришёл к ним чинить телефон. Увидев у Кирилла книгу про парусные корабли, Дед разговорился с ним, и оказалось, что он увлекается судомоделизмом.
Дед предложил Кириллу вместе строить парусную модель. Кирилл с радостью согласился. С тех пор они почти каждый день встречались на берегу реки, строили корабль, а потом учились им управлять.
Глава 3. Мать-генеральша
Начинается классный час, посвященный краже. Классная руководительница, Зинаида Ивановна, пытается успокоить ребят, говорит, что во всем нужно сначала разобраться. Но тут в класс приходит директор – Мать-генеральша.
Она с места в карьер заявляет, что кража – это ЧП, Чрезвычайное Происшествие, позорящее честь школы. Директор возмущена тем, что никто из ребят не признаётся, пытается давить на совесть, угрожает милицией.
Кирилл чувствует, что обстановка накаляется, и вспоминает о недавнем случае с Дедом. Они с ребятами устроили соревнование кораблей на озере. Корабль Кирилла, «Капитан Грант», шёл с большим отрывом, но тут у него сломалась мачта.
Дед предложил Кириллу взять его корабль – «Алежку». Кирилл отказался, не хотел побеждать нечестно. Дед рассердился, сказал, что в жизни нужно уметь пользоваться любым шансом, идти напролом. Кирилл не согласился с ним.
Директор продолжает отчитывать класс. Она говорит, что вор бросил тень на весь коллектив, что нужно обязательно найти виновного.
Кирилл уже не слушает её, он думает о том, что Мать-генеральша в чём-то похожа на Деда. Оба они считают, что нужно добиваться своего любой ценой, не обращая внимания на других.
Кириллу не нравится такая позиция. Он не хочет быть похожим ни на Деда, ни на Мать-генеральшу. Он хочет поступать по совести, даже если это будет стоить ему победы или признания.
Глава 4. Обвинение
Директор заканчивает свою речь и уходит. Классная руководительница объявляет, что будет проведено расследование, и просит всех, кто что-либо знает о краже, подойти к ней.
Кирилл чувствует на себе взгляды одноклассников. Он вспоминает, как искал в раздевалке учителей метелку и как столкнулся там с Витькой Лягушкой. Тот вёл себя странно, нервничал, прятал что-то в карман.
К Зинаиде Ивановне подходит Лягушка и начинает что-то шептать ей на ухо. Кирилл понимает, что сейчас что-то произойдёт. Лягушка заканчивает говорить, и Зинаида Ивановна обращается к Кириллу. Она просит его выйти из класса и пройти в учительскую.
Кирилл идёт по школьному коридору и чувствует, как у него холодеют руки. Он понимает, что Лягушка оклеветал его. В учительской его уже ждут⁚ Мать-генеральша, Зинаида Ивановна, завуч, ещё несколько учителей и какая-то девушка.
Девушка плачет. Завуч объясняет Кириллу, что эта девушка – студентка пединститута, которая проходит практику в их школе. У неё украли кошелёк, и теперь она не может вернуться домой.
Кириллу предлагают признаться в краже. Ему говорят, что всё равно всё выяснится, что лучше сознаться по-хорошему. Кирилл пытается объяснить, что он не брал кошелёк, что он вообще не был в раздевалке в то время, когда произошла кража.
Но его никто не слушает. Ему говорят, что есть свидетель, который видел, как он выходил из раздевалки. Кирилл понимает, что это Лягушка.
Глава 5. Расследование
Кирилл понимает, что попал в безвыходную ситуацию. Он пытается доказать свою невиновность, но его доводы ни на кого не действуют. Ему предлагают вывернуть карманы, но Кирилл отказывается, считая это унизительным.
Завуч грозит ему милицией, говорит, что вызовут родителей. Кирилл чувствует себя одиноким и беспомощным. Он не знает, что делать, к кому обратиться за помощью.
В этот момент в учительскую заглядывает учитель физкультуры. Он спрашивает, что происходит. Зинаида Ивановна объясняет, что Кирилла подозревают в краже.
Физрук удивляется, говорит, что это какая-то ошибка. Он видел Кирилла на школьном дворе в то время, когда произошла кража. Кирилл помогал ему переносить спортивный инвентарь.
Кирилл чувствует, как к нему возвращается надежда. Он благодарен физруку за поддержку. Завуч смущается, говорит, что, видимо, произошла ошибка. Она извиняется перед Кириллом и отпускает его в класс.
Кирилл выходит из учительской, чувствуя на себе взгляды учителей. Он понимает, что они не верят в его невиновность, просто не хотят поднимать шума.
В классе Кирилла встречают одноклассники. Они смотрят на него с любопытством и недоверием. Кирилл садится на своё место и пытается сосредоточиться на уроке, но мысли его витают далеко.
Он думает о том, как легко оклеветать человека, как трудно доказать свою невиновность. Кирилл решает, что он должен сам найти настоящего вора и восстановить справедливость.
Коротко о главных персонажах
Кирилл Векшин
Кирилл – главный герой повести, ученик седьмого класса. Это добрый, отзывчивый, честный и справедливый юноша. Он очень любит своего маленького брата Антошку и умеет его успокаивать с помощью песен.
Кирилл увлекается судомоделизмом, строит вместе с Дедом парусный корабль. Он мечтает о море, о путешествиях, о героических поступках. Кирилл ценит дружбу, готов прийти на помощь, не боится отстаивать справедливость и правду, даже если это нелегко.
Дед
Дед – это двадцатичетырёхлетний приятель Кирилла, увлечённый судомоделизмом. Он живёт вместе со своим малолетним внучатым племянником Митей. Дед хорошо разбирается в кораблях, учит Кирилла строить модели и управлять ими.
Несмотря на молодой возраст, Деда все называют Дедом – так привык называть его Митя. Дед – сильный, уверенный в себе человек, но порой бывает резким и бескомпромиссным.
Мать-генеральша
Мать-генеральша – директор школы, где учится Кирилл. Это строгая, властная женщина, которая любит порядок и дисциплину. Она требовательна к себе и к окружающим, не терпит возражений и неповиновения. За свой суровый нрав получила от учеников прозвище «Мать-генеральша».
Антошка
Антошка – младший брат Кирилла, ему несколько месяцев. Он ещё совсем маленький, много плачет, требует постоянного внимания и заботы. Кирилл очень любит брата и, несмотря на его капризы, всегда готов прийти ему на помощь.
Климов
Климов – одноклассник и друг Кирилла. Это высокий, худой парень, немного неуклюжий и нерешительный. Он добрый и отзывчивый, но часто боится высказать своё мнение, предпочитая оставаться в тени.
Витька Лягушка
Витька Лягушка – одноклассник Кирилла, явный антипод главного героя. Это лживый, трусливый и подлый мальчишка, который ради собственной выгоды готов на любую подлость. Именно он становится главным виновником всех бед Кирилла.
Краткий вывод
Повесть Владислава Крапивина «Колыбельная для брата» – это проникновенная история о взрослении, о поиске своего места в жизни, о столкновении с несправедливостью и лживостью.
Главный герой, Кирилл Векшин, сталкивается с серьёзным испытанием⁚ его ложно обвиняют в краже. Кириллу приходится пройти через недоверие, подозрения, унижения. Но он не сдаётся, до конца отстаивая свою невиновность и честное имя.
В этой непростой ситуации Кириллу помогают близкие люди⁚ мама, отец, друг Климов. Они верят ему, поддерживают его.
Важную роль в жизни Кирилла играет Дед – взрослый друг, увлеченный судомоделизмом. Он учит Кирилла не только строить корабли, но и быть мужественным, решительным, уметь постоять за себя.
Однако именно Дед заставляет Кирилла задуматься о том, что даже ради достижения цели нельзя переступать через моральные принципы. Кирилл понимает, что победа любой ценой – это не победа, а поражение.
«Колыбельная для брата» – это книга о том, как важно оставаться честным и порядочным человеком в любой ситуации, не идти на сделку с совестью, бороться за справедливость и правду.
Повесть учит нас ценить дружбу, семью, верность своим идеалам. Это книга, которая заставляет задуматься о важных жизненных ценностях.
Интересно, какая именно песня успокаивает Антошку? Хотелось бы узнать о ней больше.
Чувствуется, что у Кирилла очень теплая и душевная связь с дедушкой Митей.
Мать Кирилла вызывает сочувствие – столько забот на ее плечи легло.
С нетерпением жду продолжения! Интересно, как сложатся отношения Кирилла с одноклассниками и учителями.
Очень трогательно описана забота Кирилла о младшем брате. Видно, что он уже повзрослел и готов брать на себя ответственность.
Забавный эпизод с телеграммой от отца! Сразу видно, как Кирилл соскучился.