- Краткое содержание повести «Кондуит и Швамбрания»
- Детство и выдуманный мир Швамбрании
- Гимназические приключения и «кондуит»
- Проделки, протест и революционные веяния
- Свержение царя и перемены в гимназии
- Новая жизнь и конец Швамбрании
- Коротко о главных персонажах
- Лёля (Лев Кассиль)
- Оська (Иосиф Кассиль)
- Отец
- Мать
- Митя
- Цап-Царапыч
- Директор гимназии
- Краткий вывод
Краткое содержание повести «Кондуит и Швамбрания»
Повесть Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» рассказывает о двух братьях, Лёле и Оське, живущих в маленьком городке Покровске накануне революции. Их детство наполнено фантазиями и приключениями. Они создают вымышленную страну Швамбранию, которая становится для них убежищем от скучной реальности.
Детство и выдуманный мир Швамбрании
В повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль с теплотой и юмором описывает детство двух братьев, Лёли и Оськи, в провинциальном городке Покровске. Их беззаботные дни наполнены играми, проказами и, конечно же, фантазиями.
Одним из ключевых элементов этой безграничной детской фантазии становится вымышленная страна Швамбрания. Рождение этого удивительного мира начинается с, казалось бы, незначительного события⁚ братья теряют шахматную королеву отца. Ожидание наказания за провинность превращается в увлекательную игру, где старая королева становится хранительницей тайн Швамбрании.
Швамбрания на карте братьев приобретает причудливые очертания зуба, окруженного бескрайними океанами. Этот мир населён отважными мореходами и грозными воинами, а сами Лёля и Оська примеряют на себя роли мудрого правителя и храброго почтальона, доставляющего грозные вызовы на войну. Победы в этих сражениях, разумеется, всегда остаются за Швамбранией.
Описание Швамбрании тесно переплетается с реальной жизнью мальчиков. Их дом превращается в огромный корабль, бороздящий океаны, а строгий, но любящий отец – в капитана, управляющего этим удивительным судном. Даже обыденные предметы – аквариум с рыбками, козлёнок, подаренный отцом, – становятся частью захватывающих игр и фантазий.
Создание Швамбрании – это не просто детская игра, это способ познания мира, стремление сделать его ярче, интереснее, наполнить его приключениями и подвигами. Швамбрания становится для Лёли и Оськи тем самым «секретным садом», где царят свои законы, где возможно всё, на что способна детская фантазия.
Гимназические приключения и «кондуит»
С поступлением Лёли в гимназию, беззаботное детство, наполненное играми в Швамбранию, начинает постепенно меняться. Мир гимназии, с его строгими правилами и порядками, представляется мальчикам не менее удивительным и странным, чем их вымышленная страна.
Одним из символов этого нового мира становится «кондуит» – зловещая книга, куда неумолимый Цап-Царапыч, надзиратель за учениками, заносит все их проступки. Кондуит – это воплощение строгих правил и наказаний, которые кажутся мальчикам такими же абсурдными, как и законы взрослой жизни.
Однако даже в этом, казалось бы, сером и однообразном мире гимназических будней Лёля и Оська находят место для приключений и проказ. Запрет директора на посещение Народного сада оборачивается дерзкой выходкой – срезанием всех звонков в городе. Эта история, полная комизма и бунтарства, ярко иллюстрирует дух товарищества и солидарности, царящий среди гимназистов.
В гимназических историях Лёли и Оськи тесно переплетается реальность и вымысел, смешные ситуации сменяются моментами настоящей драмы. Встреча с ранеными солдатами, отголоски войны, докатившиеся до тихого Покровска, напоминают о том, что мир не ограничивается стенами гимназии и вымышленными странами.
Гимназические приключения Лёли и Оськи – это история о столкновении детской непосредственности с миром взрослых, о поиске своего места в этом мире, о ценности дружбы и верности, о том, что даже самые строгие правила не способны убить в человеке жажду приключений и стремление к свободе.
Проделки, протест и революционные веяния
В повести «Кондуит и Швамбрания» гимназические годы Лёли и Оськи совпадают с переломным моментом в истории России. Революционные веяния проникают даже в тихий Покровск, будоражат умы взрослых и находят отклик в сердцах юных героев.
Протест против несправедливости, против удушающей рутины гимназической жизни выражается в череде проделок, которые братья, сами того не осознавая, совершают в духе времени. Эпизод с кражей лошади у богача, дерзкое курение Николая II на портрете в классе, тайные записки в женскую гимназию – все эти поступки, продиктованные юношеским стремлением к свободе и справедливости, становятся символом назревающего бунта.
Интересно наблюдать, как меняется отношение героев к «кондуиту» – символу старого порядка. Если вначале он внушает им страх и трепет, то постепенно становится объектом для насмешек и дерзких выходок. Сам факт существования этой книги с абсурдными правилами кажется мальчикам нелепым и смешным в свете грядущих перемен.
Революция в повести Кассиля показана глазами детей, для которых это событие становится не столько политическим переворотом, сколько возможностью изменить надоевший порядок вещей, сломать старые правила и построить новый, более справедливый мир.
Проделки Лёли и Оськи, их бунтарский дух, стремление к справедливости – всё это отражает атмосферу всеобщего волнения и ожидания перемен, охватившую Россию в канун революции.
Свержение царя и перемены в гимназии
Новость о свержении царя становится для героев повести «Кондуит и Швамбрания» символом грандиозных перемен, охвативших всю Россию. Эта новость врывается в размеренную жизнь Покровска и в стены гимназии, знаменуя собой начало новой эпохи.
Реакция на это событие оказывается неоднозначной. Если для Лёли и его друзей свержение царя – это долгожданное освобождение от гнёта, торжество справедливости, то взрослые относятся к переменам с опасением и тревогой. Родители опасаются за будущее своих детей, учителя – за свой привычный уклад, за устои, на которых держался гимназический мир.
Свержение старой власти приводит к кардинальным переменам и в самой гимназии. Нелепый «кондуит» с его абсурдными правилами канул в лету, строгий директор, воплощавший собой этот порядок, был с позором изгнан. Отмена отметок, появление в классе сына кухарки Аркаши, который получает возможность учиться наравне со всеми, – всё это свидетельствует о крахе старого мира и рождении нового.
Однако, несмотря на все перемены, гимназия остаётся для Лёли и Оськи местом, где реальность тесно переплетается с фантазией, где юношеский максимализм сталкивается с житейской мудростью взрослых.
Эпизод со свержением царя и последовавшими за ним переменами в гимназии становится кульминационным моментом в повести Кассиля. Он символизирует не только крушение старого мира, но и пробуждение самосознания, жажду свободы и справедливости, охватившую умы молодого поколения.
Новая жизнь и конец Швамбрании
Свержение царя и последовавшие за ним перемены в обществе и в гимназии знаменуют собой начало новой эпохи не только для России, но и для героев повести «Кондуит и Швамбрания». Взрослея, Лёля и Оська начинают по-новому смотреть на мир, и вымышленная страна Швамбрания, некогда казавшаяся им убежищем от серой реальности, постепенно теряет свою привлекательность.
Революционные события, захватившие страну, пробуждают в мальчиках жажду реальных дел, стремление участвовать в строительстве нового мира. Фантазии и игры, наполнявшие их детство, уступают место интересу к политике, к общественным проблемам;
Конец Швамбрании символизирует неизбежный процесс взросления, отказ от детских иллюзий и принятие сложной и противоречивой реальности. Мир, который когда-то казался бесконечным и полным приключений, теперь ограничивается стенами гимназии и улицами Покровска, а вместо вымышленных героев появляются реальные люди со своими проблемами и стремлениями.
Однако, несмотря на то, что Швамбрания уходит в прошлое, она оставляет глубокий след в душах героев. Этот вымышленный мир, рождённый детской фантазией, научил их мечтать, верить в свои силы, бороться за справедливость. Именно эти качества помогут им найти своё место в новой, меняющейся России.
Коротко о главных персонажах
В повести «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль создает яркую галерею образов, которые воплощают собой атмосферу предреволюционной России. Среди них есть как вымышленные персонажи, рожденные фантазией главных героев, так и реальные люди, прототипами которых послужили родственники и знакомые автора.
Лёля (Лев Кассиль)
Главный герой и рассказчик повести. Лёля – живой, наблюдательный мальчик с богатым воображением. Вместе со своим младшим братом Оськой он создает вымышленную страну Швамбранию, которая становится для него убежищем от скучной реальности. Лёля – душа компании, заводила и выдумщик, его проделки нередко доставляют неприятности ему самому и окружающим, но в то же время свидетельствуют о его неординарном уме и чувстве юмора.
Оська (Иосиф Кассиль)
Младший брат Лёли. Оська – непосредственный и доверчивый ребенок, который безоговорочно верит в выдумки старшего брата и с удовольствием участвует во всех его проказах. Несмотря на юный возраст, Оська обладает собственным взглядом на мир и нередко поражает окружающих своими неожиданными выводами и замечаниями.
Отец
Земский врач, глава семьи. Строгий, но справедливый человек, который пользуется безусловным авторитетом у сыновей. Отец не всегда одобряет их проделки, но относится к ним с пониманием и даже с долей юмора. Он предстает перед читателем не только как строгий родитель, но и как интересный собеседник, обладающий широким кругозором и хорошим чувством юмора.
Мать
Учительница музыки. Добрая и заботливая женщина, которая стремится сгладить острые углы в отношениях между мужем и сыновьями. Мать играет важную роль в жизни Лёли и Оськи, она вселяет в них любовь к искусству, учит их ценить красоту и доброту.
Митя
Двоюродный брат Лёли и Оськи. Студент, исключенный из университета за вольнодумство. Митя представляет собой тип «вечного студента», бунтаря, не признающего никаких авторитетов. Он становится для мальчиков своеобразным проводником в мир взрослых проблем, знакомит их с идеями свободы и справедливости.
Цап-Царапыч
Надзиратель в гимназии. Суровый и педантичный человек, который свято чтит гимназические порядки и не терпит никаких отклонений от правил. Цап-Царапыч является воплощением мещанской косности и бюрократизма, царящих в гимназии.
Директор гимназии
Другой яркий представитель «старого мира». Властный и самовлюбленный человек, который видит в гимназистах не личностей, а безликую массу, которую нужно дрессировать и подчинять своей воле. Образ директора гимназии символизирует собой отжившую систему образования, основанную на зубрежке и беспрекословном подчинении авторитетам.
Помимо перечисленных персонажей, в повести действует целая галерея второстепенных героев – гимназисты, учителя, жители Покровска. Каждый из них вносит свой вклад в создание яркой и неповторимой атмосферы произведения, которая делает его интересным и увлекательным для читателей разных возрастов.
Краткий вывод
«Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля – это не просто увлекательная история о детстве, полном приключений и фантазий, но и глубокое размышление о времени перемен, о столкновении старого и нового мира, о рождении нового человека.
Повесть захватывает читателя с первых страниц своей непосредственностью, искренностью, юмором. Мы словно погружаемся в атмосферу предреволюционной России, видим мир глазами детей, для которых он полон загадок и чудес, но в то же время чувствуем нарастающее напряжение, предчувствие грядущих перемен.
Кассиль мастерски переплетает реальность и вымысел, создавая уникальный художественный мир, в котором рядом с обычными людьми существуют вымышленные персонажи, а исторические события преломляются сквозь призму детского восприятия.
Особую ценность повести придает то, что она автобиографична. В образах Лёли и Оськи автор воплотил черты собственного детства, свои мысли, чувства, переживания. Это делает произведение особенно искренним и достоверным.
«Кондуит и Швамбрания» – это не только книга о детстве, но и о времени, в котором оно проходило. Это история о том, как ломались старые устои, рушились привычные представления, а на смену им приходили новые идеи, новые ценности, новые идеалы.
Повесть Кассиля учит нас ценить дружбу, верность, смелость, умение мечтать и бороться за свою мечту. Она напоминает нам о том, как важно сохранить в себе ребенка, способного удивляться, радоваться жизни и верить в чудеса, даже когда вокруг бушуют грозы истории.
Эта книга, написанная почти столетие назад, не теряет своей актуальности и в наши дни. Она по-прежнему волнует сердца читателей, заставляет задуматься о важных жизненных ценностях, о своем месте в мире, о том, каким мы хотим видеть будущее.
В детстве у меня тоже была своя «Швамбрания» — место, где можно было спрятаться от всех проблем и быть собой. Спасибо Кассилю за то, что напомнил об этом!
Кассиль — мастер слова! Он создает яркие и запоминающиеся образы, его герои — живые люди со своими характерами и мечтами.
Интересно было узнать, что у Швамбрании есть реальный прототип — город Пермь. Кассиль сумел передать дух того времени, атмосферу дореволюционной России.
Повесть «Кондуит и Швамбрания» — это гимн детству, братской любви и силе воображения. Читается легко и с удовольствием.
Очень добрая и светлая книга. Читала ее своим внукам, им тоже очень понравилось. «Кондуит и Швамбрания» — это как путешествие в мир детства, где все возможно.
Рекомендую эту книгу всем, кто хочет окунуться в атмосферу детства, вспомнить свои мечты и фантазии. «Кондуит и Швамбрания» — это классика, которая никогда не устареет.
Читал «Кондуит и Швамбранию» еще в детстве, но и сейчас, перечитывая, нахожу что-то новое. Это повесть о том, как важно сохранить в душе частичку детства, умение мечтать и фантазировать.
Чудесный рассказ о детстве! Кассиль так точно передает ощущения и мысли мальчишек, их невероятную способность превращать обыденность в волшебство. Швамбрания — это же мечта!