- Краткое содержание главы 3 «Мертвые души»
- Описание усадьбы и быта Коробочки
- Характеристика Коробочки
- Сделка Чичикова и Коробочки
- Комичность и сатира в изображении Коробочки
- Значение образа Коробочки в поэме
- Коротко о главных персонажах
- Павел Иванович Чичиков
- Настасья Петровна Коробочка
- Второстепенные персонажи
- Краткий вывод
Краткое содержание главы 3 «Мертвые души»
В этой главе Чичиков попадает к помещице Коробочке. Сбившись с пути, он вынужден заночевать у неё в поместье. Утром, во время беседы с хозяйкой, Чичиков предлагает ей продать ему «мёртвые души», чем приводит Коробочку в недоумение.
Описание усадьбы и быта Коробочки
Усадьба Коробочки предстает перед Чичиковым и читателем как воплощение застоя и замкнутости. Гоголь не скупится на детали, рисуя образ «жизни-коробочки», в которой погрязла помещица.
Дом Коробочки, похожий на «крышку», сразу настраивает на определенный лад. Внутри царит атмосфера старины⁚ старинные обои, картинки с птицами, маленькие зеркала с запрятанными за ними мелочами, шипящие часы — все говорит о нежелании хозяйки что-либо менять в своем укладе.
Даже обилие еды, которой Коробочка потчует Чичикова — пироги, шанишки, блины ⎯ подчеркивает патриархальность и незыблемость ее быта. Вся эта снедь, приготовленная по старинным рецептам, словно законсервировалась во времени, как и сама помещица.
Двор усадьбы полон живности⁚ повсюду куры, индюшки, гуси. В огороде растут овощи, в саду ⎯ фруктовые деревья. Хозяйство Коробочки явно процветает, и в этом видна ее рука ⎯ умелой и рачительной хозяйки. Однако за этой внешней благополучностью скрывается душевная скудость и мещанство.
Даже обилие мух в доме Коробочки становится символом застоя и косности. Мир героини ограничен хозяйственными заботами, она не видит дальше своего носа и не желает ничего менять в своей жизни.
Характеристика Коробочки
Настасья Петровна Коробочка – вдова, коллежская секретарша, помещица преклонного возраста. Гоголь не дает подробного описания внешности Коробочки, акцентируя внимание на ее речи и поведении. Ее образ собирается из отдельных деталей⁚ спальный чепчик, фланель на шее, темное платье. Все это создает впечатление некой усредненности, типичности этой героини.
Коробочка – женщина немногословная, говорящая с расстановкой, часто употребляющая простонародные выражения⁚ «маненько», «авось», «забранки пригинаешь». Обращаясь к Чичикову, она называет его «батюшка», «отец мой» – явный признак доверчивости и желания угодить.
Гоголь подчеркивает хозяйственность Коробочки. Она умело ведет хозяйство, заботится о своих крестьянах, умеет торговать продуктами, которые они производят. В ее доме царит порядок, а в комоде хранятся мешочки с накопленными деньгами.
Однако за внешней практичностью Коробочки скрывается глубокая духовная ограниченность. Она недоверчива, боится быть обманутой, не понимает предложения Чичикова продать «мертвые души», принимая его за сумасшедшего.
Коробочка – яркий пример «мертвой души», погрязшей в мелочных хозяйственных заботах и лишенной каких-либо духовных потребностей.
Сделка Чичикова и Коробочки
Предложение Чичикова продать ему «мертвые души» повергает Коробочку в полное недоумение. Она не понимает, зачем ему нужны умершие крестьяне, и подозревает неладное. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» – с ужасом спрашивает она.
Чичикову приходится пуститься в пространные объяснения, пытаясь убедить Коробочку в выгодности сделки. Он уверяет ее, что «мертвые души» все равно числятся в ревизских списках, и помещица обязана платить за них подати. Продав же их Чичикову, она не только избавится от лишних расходов, но и получит за это деньги.
Однако Коробочку больше всего волнует не нравственная сторона сделки, а ее коммерческая выгода. Она боится продешевить, поэтому долго торгуется с Чичиковым, пытаясь вытянуть из него как можно больше денег.
Чичикову приходится проявить немало терпения и хитрости, чтобы уговорить упрямую помещицу. В конце концов, устав от ее бесконечных придирок, он почти силой заставляет Коробочку подписать купчую.
Сделка, заключенная между Чичиковым и Коробочкой, становится яркой иллюстрацией нравственного упадка помещичьего сословия.
Комичность и сатира в изображении Коробочки
Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души» пронизан комизмом и сатирой. Писатель мастерски использует различные художественные приемы, чтобы высмеять ограниченность, скупость и невежество помещицы.
Уже сама фамилия героини – «Коробочка» – звучит иронично, намекая на узость ее интересов и «закрытость» для всего нового. Комический эффект усиливается речью Коробочки, изобилующей просторечиями и нелепыми выражениями.
Сцена торга Чичикова с Коробочкой является настоящим шедевром гоголевской сатиры. Непонимание помещицей сути предложения, ее страх продешевить, бесконечные придирки и торги – все это вызывает у читателя смех сквозь слезы.
Гоголь высмеивает не только отдельные пороки Коробочки, но и весь уклад жизни помещичьего сословия, погрязшего в бездуховности и жажде наживы. Образ Коробочки становится символом «мертвой души», закрытой для всего человеческого.
Именно благодаря мастерству Гоголя в создании ярких сатирических образов, поэма «Мертвые души» и сегодня не теряет своей актуальности, заставляя нас задуматься о нравственном облике общества.
Значение образа Коробочки в поэме
Образ Настасьи Петровны Коробочки, несмотря на его внешнюю незначительность, играет важную роль в идейно-художественной структуре поэмы «Мертвые души». Коробочка – не просто комический персонаж, она воплощает один из типов «мертвой души», описанных Гоголем.
Коробочка представляет собой тип помещика-«накопителя». В отличие от Манилова, она не витает в облаках, а твердо стоит на земле, занимаясь своим хозяйством. Она практична, расчетлива, умеет вести дела и копить деньги.
Однако духовный мир Коробочки ограничен ее хозяйством. Она не интересуется ничем, кроме своих кур, индюшек и цены на продукты. Она не способна понять Чичикова с его «странным» предложением, так как оно не укладывается в ее привычную картину мира.
Коробочка боится всего нового, не желает ничего менять в своей жизни. Ее «коробочка» стала для нее и домом, и тюрьмой одновременно. Она живет по инерции, не задумываясь о смысле жизни и своем месте в мире.
Образ Коробочки важен для поэмы тем, что показывает, насколько страшным может быть духовное омертвение человека. Коробочка не совершает никаких злодеяний, но ее жизнь пуста и бессмысленна. И в этом ее главная трагедия.
Коротко о главных персонажах
Павел Иванович Чичиков
Главный герой поэмы, хитрый и предприимчивый делец. Чичиков путешествует по России с необычной целью⁚ скупать «мертвые души» – крестьян, умерших после последней ревизии, но все еще числящихся в документах как живые.
В общении Чичиков – мастер подстройки. Он умеет найти подход к любому собеседнику, льстит, сочувствует, играет на слабостях, чтобы добиться своей цели. С Коробочкой он терпелив и настойчив, понимая, что с ней нужно действовать осторожно.
Настасья Петровна Коробочка
Пожилая вдова, коллежская секретарша, ведущая замкнутую жизнь в своем небольшом поместье. Коробочка – яркий представитель типа «дубинноголовой» помещицы. Она необразованна, недалека, ее интересы ограничены хозяйством и накоплением денег.
Коробочка боится всего нового, не понимает предложения Чичикова и подозревает его в нечестных намерениях. Она долго торгуется с ним, боясь продешевить, и в конце концов соглашается на сделку из страха и нежелания дальше спорить.
Второстепенные персонажи
В третьей главе также мелькают образы слуги Чичикова – Петрушки и кучера Селифана. Они, как и их барин, не отличаются высокими нравственными качествами⁚ Петрушка ленив и неряшлив, а Селифан не прочь приложиться к бутылке.
Эти персонажи, хоть и не играют существенной роли в сюжете главы, дополняют общую картину нравственного упадка российского общества, нарисованную Гоголем.
Краткий вывод
Третья глава поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» знакомит нас с новым персонажем – помещицей Настасьей Петровной Коробочкой, – и становится важным этапом в развитии сюжета.
Встреча с Коробочкой раскрывает новые грани характера Чичикова, демонстрируя его умение приспосабливаться к любым обстоятельствам и манипулировать людьми. Он терпеливо ведет свою игру, понимая, что с Коробочкой нужно действовать хитростью и лестью.
Образ Коробочки – это еще один яркий пример «мертвой души», изображенный Гоголем. Погрязшая в мелочных хозяйственных заботах, она не видит дальше своего носа и не способна на глубокие чувства и переживания.
Сделка Чичикова и Коробочки, хоть и носит комический характер, наводит на грустные размышления о нравственном состоянии российского общества. Продажа «мертвых душ» становится символом духовной мертвенности и упадка помещичьего сословия.
Третья глава «Мертвых душ» – это не только увлекательный эпизод путешествия Чичикова, но и глубокое философское размышление о жизни и смерти, о смысле человеческого существования и нравственных ценностях.
Очень интересное описание быта Коробочки! Действительно, всё в её доме словно застыло во времени. Автор точно подметил детали, создающие этот образ.
Описание усадьбы Коробочки напомнило мне дом моей бабушки в деревне. Тоже всё такое старенькое, но очень уютное и душевное.
Автор очень точно подметил, что за внешним благополучием хозяйства Коробочки скрывается душевная скудость и ограниченность.
Не могу не согласиться, что обилие еды в доме Коробочки подчеркивает ее приверженность старым традициям и нежелание что-либо менять.
Образ Коробочки получился очень колоритным! Несмотря на свою простоту, она вызывает целую гамму чувств — от легкой улыбки до грусти.