Краткий пересказ «Багрового острова»
Пьеса-памфлет высмеивает цензуру в искусстве. На отдаленном острове разворачивается борьба за власть⁚ туземцы против колонизаторов, хитрый Кири-Куки против всех. Прибытие европейцев, бунт, смена власти, возвращение лорда Гленарвана – всё это увидит зритель сквозь призму театральной репетиции и вмешательства цензуры.
Часть 1. География и обитатели острова
Действие пьесы Михаила Булгакова «Багровый остров» разворачивается на вымышленном Туземном острове, затерянном в бескрайних просторах Тихого океана. Этот экзотический уголок земли, не отмеченный на большинстве карт, населяют племена аборигенов с яркой и необычной внешностью. Красные эфиопы, белые арапы и арапы неопределенной окраски, прозванные мореплавателями «махровыми», мирно сосуществовали на острове, следуя своим древним традициям.
Остров этот, несмотря на идиллическую природу и первозданную красоту, хранит в себе немало загадок. Вулканическая активность, периодически сотрясающая остров, намекает на скрытую мощь и непредсказуемость природы. А пестрые, причудливые наряды туземцев, их странные обычаи и ритуалы создают атмосферу таинственности и загадочности.
Однако идиллическая жизнь обитателей острова оказывается под угрозой, когда к его берегам прибывают европейцы. Жажда наживы и колониальные амбиции белых людей нарушают хрупкий мир острова, ввергая его обитателей в пучину хаоса и насилия. Так начинается история борьбы за свободу и независимость, история о том, как хитрый и изворотливый Кири-Куки, используя слабости и пороки как туземцев, так и европейцев, прокладывает себе путь к власти.
Описание острова и его жителей в начале пьесы неслучайно. Булгаков использует экзотический антураж и гротескные образы, чтобы создать сатирическое отражение советской действительности. Туземный остров становится метафорой России, а племена аборигенов – аллегорией на различные слои советского общества.
Часть 2. Прибытие европейцев и бунт
Появление на горизонте корабля лорда Гленарвана знаменует собой начало новой эпохи для обитателей Туземного острова. Европейцы, ведомые жаждой наживы, быстро оценивают богатство острова⁚ жемчуг. Лорд Гленарван, не утруждая себя дипломатическими тонкостями, объявляет остров своей собственностью.
Хитроумный Кири-Куки, стремясь занять место у руля власти, ловко манипулирует и аборигенами, и европейцами. Он предает лидеров готовящегося восстания туземцев – Кай-Кума и Фарра-Тетте, выдавая их планы королю Сизи-Бузи. Однако приговорённые к смерти бунтари совершают отчаянный прыжок со скалы, исчезая в морской пучине.
Тем временем, сделка между жадным королем и коварным лордом совершается. За груду безделушек, бочку огненной воды и обещание богатств Сизи-Бузи фактически продает свой остров и свободу своих подданных.
Эта сделка становится спулком, поджигающим фитиль народного гнева. Туземцы, возмущенные предательством своего короля и алчностью чужеземцев, поднимают восстание. Бурление страстей, предательство, жажда власти – все эти силы, вырвавшиеся на свободу, необратимо меняют жизнь на некогда мирном острове.
Часть 3. Кири-Куки у власти
Судьба, кажется, благоволит хитрецу Кири-Куки. Извержение вулкана уничтожает короля Сизи-Бузи и его свиту, оставляя остров без правителя. Кири-Куки, мастерски играя на страхах и надеждах людей, провозглашает себя новым королем и обещает туземцам свободу и процветание под знаменем социализма.
Однако за сладкими речами скрывается все та же жажда власти и корысть. Кири-Куки, подчинив себе арапскую гвардию, продолжает политику предшественника, намереваясь эксплуатировать богатства острова в угоду собственным амбициям.
Возвращение спасшихся после падения со скалы Кай-Кума и Фарра-Тетте разрушает иллюзии. Они разоблачают истинное лицо Кири-Куки перед народом, показывая, что новый правитель ничем не лучше старого. Остров вновь оказывается на пороге хаоса⁚ гвардия Кири-Куки противостоит восставшим туземцам.
В этой ситуации Кири-Куки принимает единственное возможное для него решение – бежать. Вместе со своим верным Ликки-Тикки и горсткой сторонников он отправляется на поиски защиты у того, кто, как он надеется, поможет ему удержать власть, – к лорду Гленарвану.
Часть 4. Возвращение лорда Гленарвана
Прибытие Кири-Куки в замок лорда Гленарвана с мольбами о помощи ставит английского аристократа перед дилеммой. Жажда наживы борется в нем с нежеланием вмешиваться в конфликт, который может стоить ему дорого. В итоге, Гленарван соглашается помочь Кири-Куки усмирить восставших туземцев, но на своих условиях⁚ арапы должны будут трудиться в его каменоломнях.
Однако Кири-Куки, изгнанный из рая, оказывается чужим и в этом негостеприимном доме. Он пытается завести интрижку со служанкой Бетси, что приводит к скандалу с леди Гленарван. Оскорбленный и униженный, Кири-Куки теряет расположение лорда.
Тем временем, тоска по родине и любовь к Бетси толкают адъютанта Ликки-Тикки – Тохонгу – на отчаянный шаг. Он уговаривает Ликки-Тикки и Бетси бежать вместе с ним обратно на Туземный остров. Воспользовавшись моментом, они забирают с собой все ценные вещи из замка лорда, включая оружие.
Узнав о дерзком побеге, разгневанный лорд Гленарван решает вернуться на остров, чтобы покарать беглецов и восстановить свой пошатнувшийся авторитет.
Часть 5. Запрет пьесы и ее значение
На Туземном острове, куда возвращаются беглецы, вновь царит хаос. Ликки-Тикки, раскаявшись в своих ошибках, призывает туземцев к борьбе с колонизаторами, обещая им свободу и независимость. Прибытие лорда Гленарвана с карательной экспедицией приводит к решающему столкновению.
Однако финал этой истории разворачивается не на сцене, а в зрительном зале. Внезапное появление всесильного цензора Саввы Лукича, олицетворяющего собой беспощадную советскую цензуру, меняет ход событий.
Несмотря на то, что пьеса «Багровый остров» была разрешена к постановке, ее острый сатирический подтекст, высмеивающий бюрократизм, цензуру и идеологические догмы, не остался незамеченным. Спектакль, пользовавшийся огромным успехом у публики, вскоре был запрещен по личному распоряжению Сталина.
Судьба «Багрового острова» стала ярким примером того, как советская власть боролась с инакомыслием в искусстве. Пьеса Булгакова, написанная в жанре политической сатиры, до сих пор остается актуальной, напоминая о ценности свободы слова и о том, как важно бороться за право мыслить критически и не бояться говорить правду.
Коротко о главных персонажах
Кири-Куки⁚ Хитрый и изворотливый авантюрист, главный двигатель сюжета. Используя свою хитрость и беспринципность, он ловко манипулирует как туземцами, так и европейцами, стремясь захватить власть на острове. Кири-Куки олицетворяет собой тип оппортуниста, готового на все ради достижения своих целей.
Лорд Гленарван⁚ Типичный представитель колониальной элиты, движимый жаждой наживы и чувством собственного превосходства. Он присваивает остров себе, не считаясь с правами коренных жителей. Лорд Гленарван – это сатирический образ колонизатора, символ безжадности и лицемерия.
Кай-Кум и Фарра-Тетте⁚ Лидеры восстания туземцев, олицетворяющие собой жажду свободы и независимости. Они противостоят как тирании собственного короля, так и захватническим амбициям европейцев. Кай-Кум и Фарра-Тетте – это собирательные образы борцов за свободу, готовых жертвовать собой ради идеалов справедливости.
Сизи-Бузи⁚ Глуповатый и недалекий правитель Туземного острова, легко поддающийся на лесть и посулы. Он готов предать свой народ и продать родину ради собственной выгоды. Сизи-Бузи – это сатирический образ властителя, неспособного противостоять хитрости и коварству.
Ликки-Тикки⁚ Преданный соратник Кири-Куки, сначала слепо следующий за своим лидером. Однако постепенно он начинает понимать пагубность пути, которым они идут, и в конце концов переходит на сторону угнетенных. Ликки-Тикки , это образ человека, который смог преодолеть в себе рабскую покорность и встать на путь борьбы за справедливость.
Геннадий Панфилович и Савва Лукич⁚ Эти персонажи, хоть и не являются жителями Туземного острова, играют важную роль в пьесе. Геннадий Панфилович, директор театра, олицетворяет собой фигуру художника, вынужденного подчиняться требованиям цензуры. Савва Лукич, всесильный цензор, — это гротескный образ бюрократической машины, подавляющей свободу творчества.
Краткий вывод
«Багровый остров» Михаила Булгакова – это не просто приключенческая история о борьбе за власть на экзотическом острове. Под маской увлекательного сюжета скрывается острая политическая сатира, высмеивающая пороки советской действительности.
Используя гротеск, аллегории и элементы буффонады, Булгаков создает яркую и запоминающуюся картину жизни в тоталитарном государстве, где царит цензура, бюрократизм и репрессии.
Туземный остров становится метафорой России, а его обитатели , аллегорическими образами различных слоев советского общества. Жажда наживы и колониальные амбиции европейцев отражают политику советской власти по отношению к собственному народу.
Кири-Куки, ловко манипулирующий и туземцами, и европейцами, становится символом беспринципного карьериста, готового на все ради власти. Его противостояние с лордом Гленарваном отражает борьбу за власть внутри самой советской элиты.
Однако главная тема пьесы — это противостояние художника и власти. Судьба самой пьесы, запрещенной цензурой, становится ярким подтверждением этой мысли. «Багровый остров» — это страстный протест против цензуры, бюрократизма и тоталитаризма, призыв к свободе творчества и самовыражения.
Несмотря на то, что пьеса была написана почти столетие назад, она не теряет своей актуальности и в наши дни, напоминая нам о том, как важно отстаивать свои права и свободы, бороться за право мыслить критически и не бояться говорить правду;
Отличный разбор! Особенно интересно было узнать о том, как Булгаков использует экзотический антураж для создания сатирического эффекта.
Замечательный текст! «Багровый остров» — настоящий шедевр сатиры, актуальный и по сей день.
Люблю Булгакова! «Багровый остров» — одна из моих любимых его пьес. В ней так точно подмечены человеческие слабости и пороки.
Спасибо за краткий пересказ, освежил память о пьесе! Всегда поражалась умению Булгакова создавать такие яркие и запоминающиеся образы. Кири-Куки — просто шедевр!
Интересный анализ! Булгаков действительно мастерски использует гротеск и сатиру, чтобы обличить пороки общества. «Багровый остров» — яркий пример того, как даже в условиях цензуры можно говорить правду, зашифровывая ее в аллегориях и метафорах.
Никогда не думал о «Багровом острове» как о метафоре на советскую Россию. Нужно будет перечитать пьесу, обращая внимание на эти детали!