Краткий пересказ «Горе от ума» по действиям
Действие первое
Раннее утро․ В доме Фамусовых все спят․ Лизанька, служанка Софьи, дожидается ухода Молчалина, секретаря Фамусова․ София и Молчалин проводят время вместе, скрывая свои отношения․ Появление Фамусова заставляет их нервничать․
Возвращение Александра Андреевича Чацкого, друга детства Софьи и возлюбленного, становится неожиданностью․ Он полон впечатлений от путешествий и жаждет встречи с Софьей․ Однако её холодный приём огорчает его․
Чацкий полон критики и сарказма в адрес московского общества, его нравов и обычаев․ Он высмеивает чинопочитание, карьеризм, лицемерие и невежество․
Диалоги Чацкого с Фамусовым и Софьей полны непонимания․ Фамусов, озабоченный будущим дочери, видит в Чацком неподходящую партию․ Он ценит в мужчинах послушание, чины и богатство․
София же обижена критикой Чацкого в адрес Молчалина, которого считает образцом скромности и порядочности․ Она не разделяет пылких речей Чацкого о свободе мысли и служении делу, а не лицам․
Действие второе
Чацкий пытается разгадать перемену в Софье и понять, кто же стал объектом её чувств․ Он расспрашивает её о Молчалине, подозревая в нём соперника․ София же, обиженная его насмешками и критикой, уклончиво отвечает о достоинствах Молчалина⁚ скромности, исполнительности и беззлобности․
В доме Фамусова появляется полковник Скалозуб, высокопоставленный военный, которого Фамусов прочит в женихи Софье․ Скалозуб – яркий представитель фамусовского общества⁚ пустой, ограниченный, озабоченный лишь чинами и карьерой․
Чацкий вступает с ним в спор о службе, долге и чести․ Он критикует бездумное преклонение перед чинами и богатством, чем вызывает недоумение Скалозуба и опасения Фамусова․
Случайный обморок Софьи при известии о падении Молчалина с лошади ещё больше убеждает Чацкого в её чувствах к секретарю․ Он не может понять, как такая умная и образованная девушка могла полюбить столь ничтожного человека․
В финале действия происходит важный диалог Чацкого и Молчалина․ Молчалин раскрывает свои жизненные принципы⁚ умеренность и аккуратность, стремление угождать вышестоящим и не иметь собственного мнения․ Чацкий с презрением отвергает такую философию, считая её недостойной уважающего себя человека․
Действие третье
В доме Фамусова собираются гости на бал․ Чацкий продолжает свои попытки разгадать тайну Софьи и понять, кто же является её избранником․ Он замечает знаки внимания, которые Молчалин оказывает Лизе, служанке Софьи, и делится своими подозрениями с самой Софьей, надеясь вызвать в ней ревность․
Однако Софья, обиженная его недоверием и насмешками, решает отомстить․ Она умело направляет сплетню о сумасшествии Чацкого, пущенную вскользь в разговоре с одним из гостей․
Сплетня быстро распространяется среди гостей, находя в каждом из них благодатную почву․ Люди, взгляды и суждения которых Чацкий так яростно критиковал, с удовольствием подхватывают и распространяют слух о его безумии․
Чацкий, не замечая перемены в отношении к себе, продолжает свои пламенные речи о пороках общества, о необходимости перемен, о важности просвещения и свободомыслия․ Гости слушают его с явной насмешкой и сочувственными взглядами, принимая его слова за бред сумасшедшего․
В финале действия Чацкий, уставший от непонимания и лицемерия, произносит свой знаменитый монолог «А судьи кто?․․» , в котором обличает все пороки фамусовского общества․
Действие четвертое
Гости разъезжаются с бала․ Чацкий, утомлённый спорами и разочарованный в Софье, решает покинуть дом Фамусовых․ В ожидании своего экипажа он становится невольным свидетелем ночного разговора Молчалина с Лизой․
Случайно подслушанный разговор раскрывает истинное лицо Молчалина․ Оказывается, он вовсе не испытывает к Софье глубоких чувств, а лишь использует её расположение для продвижения по службе․ Его истинная симпатия принадлежит Лизе, с которой он не прочь пофлиртовать․
Софья, также ставшая свидетельницей этой сцены, потрясена двуличием Молчалина․ Её иллюзии рушатся․ Она с гневом прогоняет Молчалина и с горечью осознаёт свою ошибку․
Появление Фамусова, встревоженного шумом, окончательно запутывает ситуацию․ Он застаёт Софью и Чацкого вместе, и, поддавшись всеобщему убеждению в безумии последнего, обвиняет его в распутстве и связях с Софьей․
Чацкий, уязвлённый несправедливыми обвинениями и разочарованный в Софье, в гневе произносит обличительную речь в адрес Фамусова и всего московского общества․ Он отказывается от любви Софьи и, полный горечи и разочарования, покидает Москву․
Основные персонажи и их роль в развитии сюжета
Александр Андреевич Чацкий – молодой, образованный дворянин, главный герой комедии․ Он полон передовых идей, критикует косность и невежество московского общества, борется за свободу мысли и чувств․ Его пламенные речи и нежелание прогибаться под устаревшие устои становятся причиной конфликта с консервативным окружением․
Софья Павловна Фамусова – молодая девушка, дочь богатого московского барина․ Она умна, образована, но при этом романтична и склонна идеализировать людей․ Её выбор падает на Молчалина, которого она считает воплощением скромности и порядочности․ Однако разочарование в любви и столкновение с лицемерием заставляют её переосмыслить свои взгляды․
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, честолюбивый и лицемерный молодой человек․ Он умело приспосабливается к окружающим, скрывая свою истинную натуру под маской скромности и исполнительности․ Молчалин стремится к карьере и готов ради этого на любые ухищрения, в т․ч․ и на любовную интригу с Софьей․
Павел Афанасьевич Фамусов – богатый московский барин, типичный представитель консервативного дворянства․ Он ценит в людях чины, богатство и связи, не приемлет новых идей и свободомыслия․ Фамусов озабочен поиском выгодной партии для дочери и не видит в Чацком достойного кандидата․
Коротко о главных персонажах
Александр Андреевич Чацкий
Чацкий – молодой человек, полный энтузиазма, благородных стремлений и передовых идей․ Он получил прекрасное образование, много путешествовал, обладает острым умом, красноречием и чувством юмора․ Чацкий – пламенный критик невежества, чинопочитания, лицемерия и других пороков московского общества․ Он страстно отстаивает свои убеждения, не боясь показаться смешным или неуместным․
Главная движущая сила Чацкого – любовь к Софье․ Он искренне верит в её ум и душевные качества, не замечая произошедшей в ней перемены․ Разочарование в любви к Софье переплетается с крушением надежд на обновление общества․ В финале пьесы Чацкий оказывается в одиночестве, непонятый и отвергнутый теми, кого считал близкими людьми․
Софья Павловна Фамусова
Софья – молодая девушка, выросшая в атмосфере барской Москвы․ Она получила типичное для своего круга воспитание⁚ сентиментальные французские романы, уроки музыки, танцев и светского этикета․ Софья умна, наблюдательна, обладает живым умом и воображением․ Однако её представления о жизни и любви романтичны и наивны․
Софья влюблена в Молчалина, видя в нём идеал скромности и порядочности․ Она не замечает его лицемерия и расчётливости, проецируя на него свои собственные иллюзии․ Разочарование в Молчалине становится для Софьи болезненным, но необходимым уроком, заставляя её пересмотреть свои идеалы․
Алексей Степанович Молчалин
Молчалин – секретарь Фамусова, типичный представитель «века покорности и страха»․ Он не обладает ни блестящим умом, ни благородным происхождением․ Главные добродетели Молчалина – умеренность и аккуратность, умение угождать вышестоящим и извлекать выгоду из любых обстоятельств․
Молчалин лицемерно ухаживает за Софьей, рассчитывая на выгодную женитьбу․ В то же время он не прочь пофлиртовать со служанкой Лизой, которая ему искренне симпатизирует․ Разоблачение Молчалина становится кульминацией пьесы, разрушая иллюзии Софьи и вызывая гнев Фамусова․
Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов – богатый московский барин, типичный представитель «века минувшего»․ Он чтит старые порядки, ценит чины, связи и богатство, с презрением относится к просвещению и новым идеям․ Фамусов стремится устроить выгодную партию для дочери, не считаясь с её чувствами․
Фамусов не понимает и не принимает взглядов Чацкого, считая его опасным вольнодумцем․ Он олицетворяет косность, невежество и лицемерие московского общества, против которых бореться Чацкий․
Краткий вывод
Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова – это не просто история несчастной любви, это яркая картина нравов российского общества первой четверти XIX века․ Грибоедов с удивительной точностью и сатирической остротой рисует образы представителей московского дворянства, их привычки, идеалы и образ жизни․
Главный конфликт комедии – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», противостояние передовых идей и закоснелых традиций․ Чацкий, с его свободолюбивыми взглядами, стремлением к просвещению и служению Отечеству, оказывается чужим в мире, где правят чины, связи и деньги․
Любовная линия пьесы тесно переплетена с социальной проблематикой․ Чувства Чацкого к Софье обостряют его восприятие окружающей действительности, делают его критику ещё более острой и бескомпромиссной․ Разочарование в любви становится для Чацкого символом крушения его надежд на обновление общества․
Финал комедии трагичен․ Чацкий, не найдя понимания и поддержки, вынужден покинуть Москву, став жертвой собственного ума и благородных порывов; Однако его «мильон терзаний» не проходят даром․ Он заставляет задуматься о важных вопросах, взглянуть на себя со стороны, пробуждает сомнения в незыблемости устаревших устоев․
«Горе от ума» – это не просто комедия, это философское произведение, затрагивающее вечные темы⁚ смысла жизни, любви, долга, чести, противостояния личности и общества․ Именно поэтому пьеса не теряет своей актуальности и по сей день, заставляя нас задуматься над важными жизненными вопросами․
Отличный пересказ! Кратко, чётко и по сути. Сразу вспоминается сюжет и главные герои. Спасибо!
Хороший краткий обзор для тех, кто хочет освежить в памяти содержание комедии Грибоедова.
Прекрасный материал для школьников и студентов! Поможет быстро вспомнить основные события и характеры произведения.
Очень удобно, что пересказ разбит по действиям. Легко ориентироваться и находить нужную информацию.
Действительно краткий пересказ, но очень информативный. Помогает быстро вспомнить основную сюжетную линию «Горя от ума».