- Краткий пересказ «Горе от ума» по действиям и явлениям
- Действие первое⁚ встреча с Софьей и первое столкновение с фамусовским обществом
- Действие второе⁚ развитие конфликта Чацкого с обществом
- Действие третье⁚ кульминация — бал у Фамусова и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого
- Действие четвертое⁚ развязка — разочарование Чацкого в Софье и отъезд из Москвы
- Коротко о главных персонажах
- Александр Андреевич Чацкий
- Софья Павловна Фамусова
- Алексей Степанович Молчалин
- Павел Афанасьевич Фамусов
- Лизанька
- Полковник Скалозуб
- Платон Михайлович Горич
- Краткий вывод
Краткий пересказ «Горе от ума» по действиям и явлениям
В доме Фамусова разворачивается любовная интрига⁚ Софья увлечена Молчалиным․ Внезапно возвращается Чацкий, друг детства Софьи․ Его пылкие речи, критикующие общество, вызывают недоумение․ На балу у Фамусова распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей․
Действие первое⁚ встреча с Софьей и первое столкновение с фамусовским обществом
Действие первое комедии «Горе от ума» разворачивается ранним утром в доме московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова․ Служанка Лизанька, пытаясь уберечь свою барышню Софью от гнева отца, пытается незаметно выпроводить из комнаты секретаря Молчалина․ Дело в том, что Софья и Молчалин провели ночь вместе, а Лизанька сторожила их покой․
Внезапно появляется Фамусов, заставший Лизу и Софью в неловкой ситуации․ Он флиртует со служанкой, чем вызывает ревность дочери․ Фамусов искренне обеспокоен будущим Софьи, он мечтает выдать ее замуж за богатого и знатного человека, как это принято в фамусовском обществе․
Неожиданно в дом врывается Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, друг детства Софьи, который уже три года как путешествовал за границей․ Он полон радости от встречи с Софьей, надеясь, что их детская дружба переросла в нечто большее․
Однако Софья встречает Чацкого холодно․ Её чувства к нему остыли, а пылкие речи и критика светского общества кажутся ей странными и неуместными․ Чацкий же, ослепленный своими чувствами, не замечает перемен в Софье и продолжает критиковать порядки, царящие в доме Фамусова․ Он осуждает преклонение перед чинами, погоню за богатством, пренебрежение к образованию и просвещению․
Первое действие заканчивается сценой, где Чацкий, не замечая равнодушия Софьи, рассказывает ей о своих впечатлениях от путешествия и планах на будущее, надеясь найти в ней единомышленницу․
Действие второе⁚ развитие конфликта Чацкого с обществом
Второе действие комедии «Горе от ума» углубляет конфликт между Александром Чацким и фамусовским обществом․ Чацкий, пытаясь понять причину холодности Софьи, ищет встречи с ней, но его попытки оказываются тщетными․ Он вступает в спор с Фамусовым, критикуя его консервативные взгляды и преклонение перед всем иностранным․ Чацкий отстаивает идеалы просвещения, служения отечеству, важность образования и развития личности․
В дом Фамусова съезжаются гости на званый обед․ Появление полковника Скалозуба, глупого и самодовольного военного, претендующего на руку Софьи, вызывает у Чацкого лишь презрение․ Он высмеивает Скалозуба, его манеры и суждения, чем вызывает негодование как самого полковника, так и Фамусова, который видит в Скалозубе идеального жениха для своей дочери․
В гости к Фамусову приезжает и двоюродный брат Софьи, Платон Михайлович Горич, с супругой Натальей Дмитриевной․ Горич, некогда пылкий и деятельный молодой человек, под влиянием жены и светской жизни превратился в апатичного и безвольного обывателя․ Чацкий с горечью наблюдает эти перемены, видя в судьбе Горича пример того, как общество ломает и губит яркие личности․
Второе действие завершается сценой, где Чацкий, уставший от лицемерия и пустословия фамусовского общества, произносит пламенную речь, осуждая невежество, чинопочитание и другие пороки, царящие в Москве․
Действие третье⁚ кульминация — бал у Фамусова и распространение сплетни о сумасшествии Чацкого
Третье действие комедии «Горе от ума» – кульминационное․ В доме Фамусова проходит бал, куда съезжается вся московская знать․ Чацкий, уставший от лицемерия и глупости окружающих, решает уехать, но перед этим в последний раз пытается понять, кто же стал избранником Софьи․
На балу Чацкий становится невольным свидетелем разговора Софьи и Молчалина, в котором открывается истинное лицо секретаря․ Молчалин, оказывается, вовсе не любит Софью, а лишь использует её расположение ради продвижения по службе․ Чацкий в гневе, но Софья не верит его словам․
В сердцах, раздосадованный холодностью Софьи и лицемерием Молчалина, Чацкий произносит обличительную речь, направленную против фамусовского общества․ Он критикует их бездуховность, преклонение перед чинами и деньгами, презрение к истинным ценностям․
Слова Чацкого производят эффект разорвавшейся бомбы․ Гости, шокированные его прямотой и пылом, не желая вникать в суть его речей, объявляют его сумасшедшим․ Инициатором этой сплетни становится сама Софья, уязвленная разоблачением Молчалина и гневом Чацкого․
Сплетня о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей с невероятной скоростью․ Все, кто ещё недавно искал его внимания, теперь сторонятся его, как чумного․ Чацкий оказывается в одиночестве, непонятый и отвергнутый․
Действие четвертое⁚ развязка — разочарование Чацкого в Софье и отъезд из Москвы
Четвертое действие «Горя от ума», развязка комедии, наполненная горечью и разочарованием․ Бал в доме Фамусова окончен, гости разъезжаются․ Чацкий, измученный событиями прошедшего вечера, не может уснуть․ Он спускается в гостиную, где становиться невольным свидетелем разговора Лизы и Молчалина․
Служанка упрекает секретаря в неискренности, напоминая о его чувствах к ней․ Молчалин же, не отрицая своих отношений с Лизой, цинично заявляет, что вынужден был ухаживать за Софьей ради собственной выгоды․
Чацкий, услышав этот разговор, окончательно убеждается в лицемерии Молчалина и разочаровывается в Софье, которая предпочла ему ничтожного человека; Он понимает, что его идеалы, его стремление к просвещению и честному служению чужды этому обществу, где правят ложь, корысть и чинопочитание․
Чацкий произносит прощальный монолог, полный горечи и презрения к фамусовской Москве․ Он решает навсегда покинуть этот дом, этот город, где его не понимают и не принимают․
Финал комедии открыт․ Чацкий уезжает, но остается неясно, сможет ли он найти свое место в жизни, где его идеалы будут оценены по достоинству․
«Горе от ума» — не просто любовная история, это глубокое и многогранное произведение, отражающее важные социальные и нравственные проблемы России начала XIX века․ В основе комедии лежит конфликт между прогрессивным, свободомыслящим героем, Александром Чацким, и консервативным, косным фамусовским обществом․
Чацкий — представитель молодого поколения дворян, стремящихся к просвещению, служению отечеству, отрицающих чинопочитание и карьеризм․ Он критикует устаревшие порядки, лицемерие и невежество, царящие в обществе, отстаивает идеалы чести, долга и свободы․
Фамусовское общество, напротив, держится за старые устои, боится перемен․ Для них важны чин, богатство, связи․ Образование, просвещение, духовные ценности не имеют для них никакого значения․
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом — это конфликт не только личности и среды, но и двух эпох, двух мировоззрений․ Чацкий олицетворяет собой будущее России, ее стремление к прогрессу, фамусовское же общество — это уходящая эпоха, цепляющаяся за прошлое․
Несмотря на то, что комедия была написана почти два века назад, ее проблемы актуальны и по сей день․ Конфликт поколений, столкновение разных ценностей, проблема места умного, образованного человека в обществе — все это делает «Горе от ума» произведением на все времена․
Коротко о главных персонажах
Александр Андреевич Чацкий
Главный герой комедии «Горе от ума», молодой дворянин, олицетворяющий собой новое, прогрессивное поколение․ Умен, образован, остроумен, обладает критическим складом ума․ Патриот, презирающий чинопочитание, карьеризм и лицемерие․ Влюблен в Софью, но его чувства не взаимны․
Софья Павловна Фамусова
Дочь Павла Афанасьевича Фамусова, молодая девушка, выросшая в атмосфере светского общества․ Романтична, мечтательна, но в то же время наивна и поверхностна․ Влюблена в Молчалина, не замечая его истинной сущности․ Отвергает любовь Чацкого, считая его странным и непонятным․
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова, карьерист, умело притворяющийся скромным и послушным молодым человеком․ На самом деле лицемерен, расчетлив, не имеет собственного мнения․ Использует Софью ради продвижения по службе․
Павел Афанасьевич Фамусов
Богатый и знатный московский чиновник, типичный представитель фамусовского общества․ Консервативен, не принимает никаких перемен, стремится сохранить устаревшие порядки․ Мечтает выдать дочь замуж по расчету․
Лизанька
Служанка в доме Фамусова, простая, наблюдательная и хитрая девушка․ Является невольной участницей интриг и переживаний своих господ․ В отличие от них, трезво смотрит на жизнь, понимая истинную сущность Молчалина․
Полковник Скалозуб
Грубый и невежественный военный, претендующий на руку Софьи․ Фамусов видит в нем идеального зятя — богатого, знатного и влиятельного․
Платон Михайлович Горич
Бывший друг Чацкого, а ныне , апатичный и безвольный обыватель, попавший под влияние жены․ Его судьба — пример того, как светское общество ломает и губит яркие личности․
Краткий вывод
Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — это не просто история о несчастной любви и непонятом герое․ Это острое, злободневное и удивительно актуальное произведение, отражающее важные социальные, нравственные и философские проблемы․ Грибоедов мастерски рисует картину московского дворянского общества начала XIX века, с его устаревшими устоями, чинопочитанием, лицемерием и преклонением перед всем иностранным․
В центре повествования — конфликт между прогрессивным, свободомыслящим Александром Чацким и косным, консервативным фамусовским обществом․ Чацкий, полный благородных порывов, искренне желающий служить своему Отечеству, сталкивается с непониманием, отторжением и даже объявлением его сумасшедшим․
С удивительной точностью Грибоедов передает атмосферу светских гостиных, где царят пустые разговоры, сплетни, интриги․ Он высмеивает не только пороки отдельных персонажей, но и пороки всего общества, его нежелание меняться, его страх перед новым и неизведанным․
Финал комедии оставляет чувство горечи и некоторой безнадежности․ Чацкий, не найдя понимания и поддержки, вынужден бежать из Москвы, из мира, где правят ложь и лицемерие․ Но в то же время его образ — это образ борца, идеалиста, который, несмотря на поражение, заставляет задуматься о важных жизненных ценностях, о том, каким должно быть истинное служение Отечеству, о том, что ум и честь всегда будут неугодны толпе․
«Горе от ума» — это не просто классика русской литературы, это произведение, которое не теряет своей актуальности и по сей день, заставляя нас задуматься о себе, о своем месте в обществе, о том, какими ценностями мы руководствуемся в жизни․
Хороший краткий анализ. Помогает освежить в памяти основные моменты произведения.
Очень удобно для повторения перед экзаменом. Спасибо!
Спасибо, очень помогло вспомнить содержание перед уроком литературы.
Интересно было бы почитать про развитие конфликта в следующих действиях.
Хороший помощник для школьников и студентов!
Отличный пересказ! Кратко и по делу. Сразу вспомнила сюжет.
А где же развязка? Хотелось бы увидеть краткий пересказ всех действий.
Кратко, но очень емко. Сразу понятно, о чем идет речь в комедии.
Жду продолжения! Интересно узнать, чем закончится пьеса.