Краткий пересказ Гроза по главам

Краткий пересказ Гроза по главам Краткие пересказы

Краткий пересказ «Гроза» по главам

В городке Калинов на берегу Волги разворачивается действие пьесы.​ Местные жители обсуждают новости, среди которых ссора Дикого с племянником Борисом и деспотичный характер купчихи Кабановой.​

Действие первое

В городке Калинов на берегу Волги разворачивается действие пьесы. Местные жители, Кулигин и Кудряш, прогуливаясь в городском саду, обсуждают новости и нравы города.​ Кулигин восхищается красотой природы, в то время как Кудряш остается равнодушным, сетуя на жестокие порядки и засилье богатых купцов, эксплуатирующих простой народ.​

Вдали слышны крики – это купец Дикой ругает своего племянника Бориса.​ После ухода Дикого Борис рассказывает Кулигину о своей участи⁚ он вынужден терпеть тиранию дяди ради наследства, оставленного бабушкой. Борис, образованный и воспитанный молодой человек, чувствует себя чужим в этом городе, его угнетает атмосфера невежества и ханжества.​

Из церкви возвращается семья Кабановых. Купчиха Кабаниха, властная и деспотичная женщина, упрекает сына Тихона в недостаточном уважении и любви к себе, обвиняя во всем его жену Катерину.​ Оставшись наедине с сестрой Варварой, Катерина делится своими переживаниями⁚ она несчастлива в браке, ее угнетает тирания свекрови и безволие мужа. Катерина мечтает о свободе, о настоящей любви, ее душа стремится к свету и теплу.​

Появление странницы Феклуши вносит в атмосферу пьесы ноты абсурда и комизма.​ Феклуша, невежественная и суеверная женщина, рассказывает небылицы о далеких странах, поражая слушателей рассказами о людях с песьими головами и огненных змиях.​

В финале действия Тихон, отправляясь по делам, прощается с семьей.​ Кабаниха дает сыну подробные наставления, как нужно вести себя с женой, чтобы та не забывала о своем подчиненном положении.​ Оставшись наедине, Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон отказывает, мечтая вырваться из-под гнета матери и хоть немного побыть на свободе.​

Действие второе

Тихон уехал, и Катерина осталась один на один со своими переживаниями. Кабаниха не упускает возможности упрекнуть невестку в неискренности, обвиняя ее в том, что та не горюет по мужу, как подобает порядочной жене.​ Феклуша продолжает развлекать Кабаниху рассказами о «чужих землях», где царят безверие и безнравственность, укрепляя в ней уверенность в собственной правоте и праведности.​

Варвара, в отличие от Катерины, не намерена подчиняться деспотичным правилам матери. Она устраивает тайные встречи с Кудряшом, пользуясь отсутствием брата. Варвара жалеет Катерину и, заметив ее интерес к Борису, решает помочь им устроить свидание. Она тайком передает Борису ключ от калитки в саду, чтобы тот мог приходить к Катерине по ночам.​

Катерина разрывается между своим чувством к Борису и страхом перед грехом.​ Она понимает, что измена мужу – это страшный грех, но не в силах противиться своим чувствам.​ В душе ее борются страх перед божьей карой и жажда любви и счастья.​

Ночью, дождавшись, когда все уснут, Катерина встречается с Борисом в саду.​ Они признаются друг другу в любви, но их счастье омрачено предчувствием беды.​ Катерина понимает, что их тайные встречи не могут продолжаться вечно, и с ужасом думает о том, что будет, когда вернется Тихон.​

Действие третье

Прошло десять дней.​ Жизнь в Калинове идет своим чередом.​ На набережной горожане обсуждают последние новости, среди которых появление нового лица – сумасшедшей барыни, оплакивающей свою молодость и красоту.​ Внезапно разразившаяся гроза загоняет всех под своды полуразрушенной галереи, где случайно сталкиваются Дикой и Кулигин.​

Кулигин, увлеченный своими идеями, пытается убедить купца пожертвовать деньги на установку громоотвода, но Дикой, невежественный и упрямый, считает грозу божьей карой и не видит смысла в подобных изобретениях.​ Разговор заканчивается ничем, Дикой уходит, проклиная Кулигина за его «бесовские» мысли.

В галерею заходят Борис и Варвара. Борис обеспокоен⁚ Тихон вернулся раньше срока, а Катерина ведет себя странно, ее мучают угрызения совести.​ Варвара пытается успокоить Бориса, но и сама боится разоблачения.​

Внезапное появление Катерины, напуганной раскатами грома, привлекает внимание Кабанихи.​ Заметив смятение невестки, Кабаниха начинает подозревать неладное.​ Ситуация накаляется, когда в галерее появляется Борис.​ Катерина, не в силах больше скрывать свой страх и смятение, падает на колени и признается в том, что «грешна» перед мужем и Богом.​

Кабаниха торжествует.​ Ее худшие опасения подтвердились, и она не намерена оставлять проступок Катерины безнаказанным.​ Тихон, раздавленный горем и гневом матери, не находит в себе силы защитить жену.​

Действие четвертое

Гроза продолжает бушевать над Калиновым, словно отражая душевную бурю, разыгравшуюся в доме Кабановых.​ Катерина, измученная угрызениями совести и страхом перед гневом Кабанихи, находится на грани безумия.​ Кабаниха не упускает возможности упрекнуть невестку в грехе, напоминая о неизбежности божьей кары.​

Дикой, разгневанный отказом Бориса внять его требованиям, вымещает злость на домашних.​ Он проклинает «проклятый город», где люди словно звери, готовые разорвать друг друга.​ Варвара, пытаясь защитить Катерину от нападок матери, умоляет Тихона поговорить с женой, проявить хоть каплю сочувствия, но Тихон, сломленный властью матери и собственным бессилием, не решается перечить ей.​

Катерина, не видя сочувствия и поддержки ни от кого, решает исповедаться перед всем городом.​ В порыве отчаяния она рассказывает о своей измене, умоляя о прощении и пощаде.​ Толпа, собравшаяся на площади, осуждает Катерину, но в то же время сочувствует ее горю. Люди видят в Катерине жертву жестоких нравов, царящих в Калинове.​

Борис, став свидетелем публичного унижения Катерины, пытается заступиться за нее, но его попытки тщетны.​ Дикой, воспользовавшись моментом, отправляет Бориса по делам в Сибирь, лишая Катерину последней надежды на спасение.​

Действие пятое

На берегу Волги, на том же месте, где начиналась пьеса, происходит последняя встреча Катерины и Тихона перед отъездом последнего. Катерина, убитая горем и отчаянием, просит мужа о прощении, но ее слова тонут в раскатах грома.​ Она чувствует приближение неизбежного конца и не видит для себя другого выхода, кроме смерти.​

Кабаниха, не веря в искренность раскаяния невестки, продолжает изводить ее упреками и наставлениями.​ Она уверена, что Катерина заслуживает наказания за свой грех и не заслуживает ни сочувствия, ни прощения.​ Тихон, раздираемый противоречивыми чувствами – любовью к жене и страхом перед матерью – не находит в себе силы защитить Катерину.​

Оставшись одна, Катерина прощается с Борисом, которого больше никогда не увидит.​ В предсмертной агонии она вспоминает о своей юности, о свободе и счастье, которых была лишена в доме Кабановых.​ Взглянув в последний раз на небо, освещенное вспышками молний, Катерина бросается в Волгу.​

Известие о смерти Катерины повергает Кабаниху в шок. Она не может поверить в то, что невестка предпочла смерть ее власти.​ Толпа, собравшаяся на берегу, обвиняет Кабаниху в смерти Катерины, видя в этом трагическом событии возмездие за жестокость и ханжество.​ Тихон, не выдержав тяжести утраты и осознания собственной вины, проклинает мать и бросается за женой в бушующую реку.​

Коротко о главных персонажах

Катерина Кабанова

Молодая женщина, главная героиня пьесы.​ Катерина — натура чуткая, мечтательная, стремящаяся к свободе и любви.​ Воспитанная в патриархальных традициях, она остро ощущает фальшь и лицемерие окружающей действительности.​ Замужество не принесло ей счастья⁚ муж Тихон слаб и безволен, а деспотичная свекровь, Кабаниха, душит ее своей тиранией.​ Встреча с Борисом пробуждает в Катерине жажду любви и настоящей жизни, но их отношения обречены с самого начала.​ Не выдержав тяжести совершенного греха и безысходности своего положения, Катерина кончает жизнь самоубийством, бросаясь в Волгу.​

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова)

Богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары.​ Кабаниха — олицетворение жестокости, ханжества и невежества «темного царства».​ Она фанатично предана старым порядкам, деспотично правит своим домом, подавляя волю и чувства близких. Катерина для нее — угроза устоявшимся порядкам, олицетворение всего, чего Кабаниха боится и ненавидит.​

Тихон Кабанов

Муж Катерины, сын Кабанихи.​ Тихон — трагический персонаж, раздавленный деспотизмом матери. Он любит Катерину, но не находит в себе силы защитить ее от тирании Кабанихи. Слабовольный и безвольный, Тихон ищет забвения в вине, не пытаясь противостоять жестокости окружающего мира.​ Смерть Катерины становится для него страшным ударом, заставляя осознать всю глубину собственного падения и бессилия.​

Борис Григорьевич

Племянник Дикого, молодой человек с добрым сердцем и тонкой душой. Борис образован, воспитан, но, как и Тихон, сломлен жестокостью окружающего мира.​ Он вынужден терпеть унижения со стороны Дикого ради получения наследства, которое необходимо ему, чтобы помочь сестре.​ Любовь к Катерине для него — глоток свежего воздуха, но он не готов бороться за свое счастье, понимая, что их отношения обречены.​

Дикой (Савел Прокофьевич Дикой)

Богатый купец, самодур и тиран.​ Дикой — яркий представитель «темного царства», он жесток, жаден, невежественен.​ Дикой деспотично правит не только своим домом, но и всем городом, пользуясь своим положением и богатством.​ Он не признает никаких авторитетов, кроме собственной воли, упивается своей властью над людьми.​

Варвара Кабанова

Дочь Кабанихи, сестра Тихона. В отличие от брата, Варвара научилась приспосабливаться к жестоким законам «темного царства». Она хитра, изворотлива, живет по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».​ Варвара сочувствует Катерине, помогает ей устроить свидание с Борисом, но не понимает ее душевных терзаний.​

Кулигин

Часовщик-самоучка, механик, мечтатель и изобретатель.​ Кулигин — один из немногих положительных персонажей пьесы, носитель просвещения и прогресса.​ Он восхищается красотой природы, мечтает о том, как улучшить жизнь людей, сделать ее светлее и счастливее.​ Однако его идеи и мечты разбиваются о стену невежества и косности «темного царства».​

Краткий вывод

«Гроза» Александра Островского — это не просто история о несчастной любви и трагической судьбе молодой женщины.​ Это глубокое социальное и психологическое исследование русской действительности середины XIX века, раздираемой противоречиями и конфликтами.​

Пьеса обнажает пороки патриархального уклада, где царят жестокость, лицемерие, невежество и ханжество.​ «Темное царство», олицетворяемое Кабанихой и Диким, душит своей косностью и деспотизмом все живое, обрекая на гибель тех, кто не желает мириться с его законами.​

Катерина Кабанова — центральный образ пьесы, воплощение чистоты, искренности, стремления к свободе и счастью.​ Ее трагедия — это трагедия человека, не желающего жить по законам «темного царства», стремящегося к свету и правде.​ Смерть Катерины, это своеобразный протест против деспотизма и невежества, призыв к пробуждению человеческой души.

В то же время «Гроза» — это пьеса о любви, о силе человеческого духа, о вечном стремлении к свободе.​ Несмотря на трагический финал, в пьесе звучит вера в торжество справедливости, в неизбежность перемен.​ Гибель Катерины становится символом грядущей бури, которая сметет устои «темного царства» и принесет долгожданное освобождение.​

Островский мастерски передает атмосферу русской провинции, ее быт, нравы, характеры. Язык пьесы, яркий, сочный, народный, делает образы живыми и запоминающимися.​ «Гроза» — это не просто классическое произведение русской литературы, это зеркало, отражающее вечные проблемы добра и зла, любви и ненависти, свободы и тирании.​

Пьеса заставляет задуматься о смысле жизни, о цене человеческого счастья, о том, как важно сохранить в душе чистоту и стремление к свету, даже сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью.​ «Гроза» — это произведение, которое не оставляет равнодушным, оно заставляет задуматься о важных жизненных вопросах, о своем месте в этом мире.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Попов

    Интересно наблюдать за развитием отношений Катерины и Бориса. Их история любви обречена с самого начала.

  2. Екатерина Смирнова

    Классическое произведение, которое актуально и по сей день. Тема деспотизма в семье, к сожалению, не теряет своей актуальности.

  3. Алексей Иванов

    Очень интересно описаны характеры персонажей. Каждый герой — это целый мир со своими переживаниями и проблемами.

  4. Игорь Васильев

    Пересказ очень краткий, но информативный. Помогает освежить в памяти основные события пьесы.

  5. Ольга Петрова

    Трагичная история Катерины заставляет задуматься о многом. Насколько сильным может быть давление общества и как важно бороться за свое счастье.

  6. Анна Кузнецова

    Образ Кабанихи — это олицетворение невежества и ханжества. Страшно представить, сколько судеб было сломано из-за таких людей.

  7. Елена Андреева

    Грустная история, которая заставляет задуматься о смысле жизни и о том, что действительно важно.

  8. Дмитрий Соколов

    Язык произведения очень красивый и образный. Читается легко, несмотря на трагичность сюжета.

  9. Мария Новикова

    Пьеса заставляет задуматься о том, как важно оставаться верным себе, даже если весь мир против тебя.