Краткий пересказ рассказа Шинель Гоголь
Повесть рассказывает о бедном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, жизнь которого ограничивается переписыванием бумаг. Новая шинель, на которую он долго копил, становится для него смыслом жизни. Однако радость от покупки оказывается недолгой⁚ шинель крадут. Попытки Акакия найти шинель или добиться справедливости оказываются тщетными.
История создания
История создания повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя окутана своеобразным ореолом таинственности и домыслов, как и многие другие аспекты жизни и творчества этого загадочного писателя. Известно, что первоначальный импульс к написанию произведения Гоголь получил из анекдота, услышанного им в обществе. Этот анекдот повествовал о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долгое время копил на заветное ружье. Приобретя его, чиновник отправился на охоту, но во время путешествия по Финскому заливу ружье пропало. Потрясенный утратой, он впал в глубокую депрессию и скончался.
Этот анекдот, казалось бы, простой и незамысловатый, запал Гоголю в душу. Он увидел в нем не просто забавный случай, а отражение трагедии маленького человека, беспомощного перед жестокостью мира. Гоголь начал работать над повестью, первоначально назвав ее «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Этот ранний вариант отличался от окончательного текста. Главный герой носил другую фамилию ⸺ Тишевич, а сама повесть содержала больше комических элементов.
Однако по мере работы над произведением Гоголь все глубже погружался в тему, и его замысел становился все более серьезным. Он отказался от комического тона и сконцентрировался на трагической судьбе своего героя. Фамилия «Башмачкин» оказалась более точной и выразительной, подчеркивая забитость и ничтожность персонажа.
Год написания «Шинели» ― 1842. Повесть стала завершающей частью цикла «Петербургские повести», в котором Гоголь обратился к изображению жизни столичных чиновников. «Шинель» стала вершиной этого цикла, произведением, в котором с невероятной силой проявился талант Гоголя как сатирика и психолога.
Описание произведения
Повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя – это пронзительная история о маленьком человеке, затерянном в огромном и бездушном Петербурге. Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник, служит в одном из многочисленных департаментов, где его жизнь течет монотонно и бесцветно. Его мир ограничен переписыванием бумаг, которые составляют для него единственный интерес и утешение.
Однажды привычный уклад жизни Акакия Акакиевича рушится⁚ старая шинель, которую он трепетно носил много лет, приходит в полную негодность. Необходимость покупки новой шинели становится для него настоящей трагедией. Акакий Акакиевич вынужден начать копить деньги, отказывая себе во всем необходимом. Долгие месяцы ожидания и лишений превращают новую шинель в символ лучшей жизни, в мечту, которая дает силы жить.
Наконец, долгожданный день наступает⁚ Акакий Акакиевич получает новую шинель. Его радости нет предела, он чувствует себя обновленным, почти счастливым человеком. Но увы его счастье оказывается недолгим.
В тот же вечер, возвращаясь домой после праздничного ужина у коллеги, Акакий Акакиевич подвергается нападению грабителей, которые отнимают у него шинель. Эта потеря становится для него настоящей катастрофой, лишая смысла всю его жизнь.
Обессиленный горем, Акакий Акакиевич обращается за помощью к «значительному лицу», но встречает лишь равнодушие и черствость. Отчаявшись, он возвращается домой и вскоре умирает.
Анализ произведения
«Шинель» Николая Васильевича Гоголя – это не просто история о потере предмета одежды, это глубокое исследование трагедии маленького человека, раздавленного бездушной машиной бюрократии. В повести переплетаются реалистические зарисовки петербургской жизни и фантастические элементы, создавая неповторимую атмосферу гоголевского Петербурга.
Центральная тема произведения – тема «маленького человека», которая проходит через всю русскую литературу XIX века; Акакий Акакиевич Башмачкин – воплощение беззащитности и униженности. Он не ропщет на свою судьбу, находя утешение в механической работе. Новая шинель становится для него не просто вещью, а символом лучшей жизни, мечтой, которая придает ему силы. Потеря шинели оборачивается для Акакия Акакиевича экзистенциальной катастрофой. Он лишается не просто одежды, а смысла существования, единственной радости в жизни.
Гоголь мастерски изображает бездушие и равнодушие окружающего мира. Коллеги Акакия Акакиевича равнодушно встречают как его радость по поводу новой шинели, так и горечь от ее утраты. «Значительное лицо» воплощает в себе бездушие власти, неспособной и не желающей помочь маленькому человеку.
Финал повести с появлением призрака Акакия Акакиевича – это не просто дань мистической традиции, а своеобразный бунт маленького человека, его посмертная месть за безразличие и несправедливость.
Главные герои
Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести, мелкий чиновник, олицетворяющий собой “маленького человека”. Он одинок, беден, его жизнь сера и однообразна. Акакий Акакиевич наделен кротким характером, он смиренно сносит насмешки коллег и несправедливость судьбы. Единственным смыслом его жизни становится новая шинель, на которую он долго копит. Потеря шинели оборачивается для него настоящей трагедией, приводящей к гибели.
Портной Петрович – бывший крепостной, а ныне – самостоятельный мастер. Он шьет Акакию Акакиевичу новую шинель. Петрович – персонаж колоритный, со своими странностями и привычками. Несмотря на то, что он живет бедно, он гордится своим ремеслом и старается выполнить заказ Акакия Акакиевича как можно лучше.
«Значительное лицо» – высокопоставленный чиновник, к которому обращается за помощью Акакий Акакиевич после потери шинели. Этот персонаж воплощает в себе бездушие и равнодушие власти к проблемам маленького человека. Он грубо отталкивает Акакия Акакиевича, не желая вникать в его беду.
Образы второстепенных персонажей в «Шинели» также ярки и запоминающиеся. Это и коллеги Акакия Акакиевича по департаменту, и хозяйка его квартиры, и многие другие. Гоголь мастерски создает целую галерею образов, которые помогают ему раскрыть тему «маленького человека» и обличить пороки современного ему общества.
Смысл названия
Название повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» несет в себе глубокий символический смысл, многократно усиливающий трагизм истории Акакия Акакиевича Башмачкина. Шинель в произведении – это не просто предмет одежды, а символ, многослойный и многозначный.
Для Акакия Акакиевича новая шинель – это, прежде всего, воплощение мечты о лучшей жизни; Он отказывается от самого необходимого, чтобы накопить на нее, и она становится для него символом счастья, которого он так жаждет.
Однако шинель также становится и причиной его гибели. Она привлекает к нему внимание, которого он всегда избегал, и делает его уязвимым. Потеряв шинель, Акакий Акакиевич лишается не просто вещи, а смысла жизни, единственной радости.
В широком смысле, шинель в повести символизирует защиту и уязвимость человека в жестоком мире. Она может согреть и укрыть от холода, но в то же время она может стать и объектом вожделения, причиной нападения и даже гибели.
Таким образом, название «Шинель» становится ключом к пониманию всего произведения. Оно указывает на главную тему – трагедию маленького человека, беспомощного перед лицом бездушного мира.
Коротко о главных персонажах
В «Шинели» Николая Васильевича Гоголя немного действующих лиц, но каждое из них играет важную роль в раскрытии главной идеи произведения – трагедии маленького человека в большом и бездушном мире.
Акакий Акакиевич Башмачкин
Главный герой повести, мелкий чиновник, переписывающий бумаги в одном из многочисленных петербургских департаментов. Он олицетворяет собой тип «маленького человека», который часто встречается в русской литературе XIX века. Акакий Акакиевич – человек робкий, забитый, не имеющий ни друзей, ни особых интересов. Жизнь его сера и однообразна, единственное утешение он находит в своей работе, в механическом переписывании документов.
Новая шинель становится для Башмачкина не просто вещью, а символом лучшей жизни, мечтой, которая придает ему сил. Он отказывает себе во всем, чтобы накопить на нее, и когда шинель наконец готова, он испытывает неподдельную радость.
Однако счастье Акакия Акакиевича оказывается недолгим. Потеря шинели становится для него настоящей трагедией, которая подрывает его и без того хрупкое существование и приводит к гибели.
Портной Петрович
Бывший крепостной, а ныне – самостоятельный мастер, который шьет Акакию Акакиевичу новую шинель. Петрович – персонаж колоритный, со своими странностями и привычками. Он любит выпить, иногда ворчит на заказчиков, но в целом это добрый и отзывчивый человек.
Петрович гордится своим ремеслом и старается выполнить заказ Акакия Акакиевича как можно лучше. Он радуется вместе с ним новой шинели и искренне сочувствует ему, когда узнает о ее краже.
«Значительное лицо»
Высокопоставленный чиновник, к которому обращается за помощью Акакий Акакиевич после потери шинели. Этот персонаж воплощает в себе бездушие и равнодушие власти к проблемам маленького человека.
«Значительное лицо» – человек властный, самоуверенный, привыкший к тому, что ему повинуются. Он не привык вникать в проблемы подчиненных, а тем более – помогать им. Встреча с Акакием Акакиевичем выводит его из себя, и он грубо отталкивает несчастного чиновника.
Образы второстепенных персонажей в «Шинели» также ярки и запоминающиеся. Это и коллеги Акакия Акакиевича по департаменту, среди которых есть и такие же маленькие люди, как он сам, и те, кто насмехается над ним, и хозяйка его квартиры, равнодушная к своему жильцу, и многие другие. Все они создают объемный образ петербургского общества, в котором нет места сочувствию и милосердию.
Краткий вывод
Повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1842 году, остается актуальной и по сей день, заставляя задуматься о важных социальных и нравственных проблемах. История маленького человека, Акакия Акакиевича Башмачкина, превращается в обвинительный акт бездушию и равнодушию общества, где господствуют чинопочитание и презрение к тем, кто находится внизу социальной лестницы.
Гоголь мастерски сочетает в повести реализм и фантастику, создавая гротескный и в то же время ужасающе правдивый образ Петербурга, города контрастов, где роскошь соседствует с нищетой, а человеческая жизнь ничего не стоит.
Трагическая судьба Акакия Акакиевича, забитого и никому не нужного человека, пробуждает в читателе чувства сострадания и гнева. Гоголь заставляет нас задуматься о том, что каждый человек, независимо от его социального положения, достоин уважения и сочувствия.
Финал повести, с появлением призрака Акакия Акакиевича, можно трактовать по-разному. Это и мистическое возмездие за несправедливость, и символ того, что даже самый тихий и незаметный человек способен на протест.
«Шинель» — это не просто литературное произведение, это предостережение, напоминание о том, что бездушие и равнодушие разрушают общество и калечат человеческие души. И пока существуют такие пороки, повесть Гоголя будет оставаться актуальной и заставлять нас задумываться о мире, в котором мы живем.
Очень сильный пересказ! Кратко и емко передана суть трагедии Акакия Акакиевича. Особенно трогает момент с тщетностью его попыток вернуть шинель.
Пересказ напомнил о том, какое сильное влияние может оказать на человека потеря, казалось бы, обычной вещи. Ведь шинель для Башмачкина была не просто одеждой, а символом надежды на лучшую жизнь.
Интересно, что Гоголь увидел в простом анекдоте материал для целой повести. Это говорит о его невероятной наблюдательности и умении находить глубокий смысл в обыденных вещах.
Хороший пересказ, но хотелось бы больше деталей о самом процессе создания повести. Как Гоголь работал над образами, какие еще идеи у него были?
Пересказ напомнил, насколько актуальна и сегодня тема «маленького человека» в литературе. «Шинель» Гоголя — это вечное напоминание о несправедливости и бездушии общества.
Кратко, но информативно. Пересказ хорошо передает атмосферу безысходности и трагизма, которая царит в «Шинели».
Пересказ пробудил желание перечитать «Шинель» в оригинале! Потрясающе, как Гоголь смог передать всю глубину отчаяния и безысходности главного героя.
Удивительно, как Гоголь смог создать такой многогранный и запоминающийся образ маленького человека. «Шинель» — это произведение, которое заставляет задуматься о важных вещах.
Интересно было узнать про первоначальный замысел Гоголя и комический уклон. Все же финальный вариант, с фокусом на трагедии, производит гораздо более сильное впечатление.