- Краткий пересказ «Горе от ума», 1 часть
- Действие 1. Утро в доме Фамусова
- Действие 2. Прибытие Чацкого и реакция Софьи
- Действие 3. Распространение слуха о сумасшествии Чацкого
- Действие 4. Разговор Молчалина с Лизой и разоблачение
- Действие 5; Развязка⁚ гнев Фамусова и отъезд Чацкого
- Коротко о главных персонажах
- Александр Андреевич Чацкий
- Софья Павловна Фамусова
- Алексей Степанович Молчалин
- Павел Афанасьевич Фамусов
- Краткий вывод
Краткий пересказ «Горе от ума», 1 часть
Действие комедии начинается ранним утром в доме московского чиновника Фамусова. Его дочь Софья влюблена в секретаря Молчалина. Внезапно в гости приезжает друг детства Софьи, Александр Чацкий, который несколько лет провел в путешествиях.
Действие 1. Утро в доме Фамусова
Комедия начинается сценой раннего утра в просторной гостиной дома Павла Афанасьевича Фамусова, важного московского чиновника. Служанка Лиза пытается унять свою дремоту, но ее будит доносящаяся из спальни Софьи, дочери Фамусова, музыка. Звуки флейты и фортепиано свидетельствуют о том, что Софья проводит время не одна.
Вскоре выясняется, что ночным гостем Софьи был не кто иной, как Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий в их доме. Лиза, которой поручено следить за тайными встречами влюбленных, предупреждает их о приближении Фамусова. Молчалин едва успевает скрыться, а Софья делает вид, что только что проснулась.
Появление Фамусова, заставшего Софью и Молчалина вместе, вызывает у него подозрения. Он не одобряет Молчалина в качестве потенциального жениха для своей дочери, считая его неподходящей партией. Софья и Молчалин вынуждены выдумывать неловкие объяснения своему раннему рандеву, чтобы успокоить бдительность Фамусова.
В это же утро в дом Фамусовых, после трехлетнего отсутствия, возвращается Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, друг детства Софьи. Он полон впечатлений от своих путешествий и жаждет встречи с Софьей, к которой испытывает нежные чувства.
Появление Чацкого вносит оживление в размеренную атмосферу дома Фамусова. Его пылкий нрав, острый ум и критическое отношение к московским нравам сразу же обращают на себя внимание.
Действие 2. Прибытие Чацкого и реакция Софьи
Приезд Чацкого застает Софью врасплох. Она не проявляет ожидаемой им радости и восторга от встречи. Ее холодность и сдержанность глубоко ранят Чацкого, который не может понять причины такой перемены в ее поведении.
В ходе разговора с Софьей Чацкий с жаром делится своими впечатлениями о путешествиях, своими мыслями о жизни, о чести, о долге, о стремлении к знаниям. Он критикует засилье иностранщины, карьеризм, лицемерие и невежество московского дворянства.
Однако пламенные речи Чацкого не находят отклика в душе Софьи. Она не разделяет его идеалов, его стремления изменить мир к лучшему кажутся ей наивными и смешными. Ее сердце отдано Молчалину, которого она считает воплощением скромности, благоразумия и преданности.
Чацкий, пытаясь разгадать причину холодности Софьи, начинает подозревать, что ее сердце уже занято. Он решает выяснить, кто же стал его соперником, и обращает внимание на Молчалина, который производит впечатление тихого и незаметного молодого человека.
Между тем, Фамусов, обеспокоенный будущим своей дочери, прочит ей в мужья богатого и знатного полковника Скалозуба. Он считает Скалозуба идеальной партией для Софьи, не обращая внимания на то, что тот человек недалекий и ограниченный.
Встреча Чацкого и Фамусова превращается в столкновение двух разных мировоззрений. Прогрессивные взгляды Чацкого на жизнь, его критика существующих порядков вызывают резкое неприятие со стороны консервативно настроенного Фамусова.
Действие 3. Распространение слуха о сумасшествии Чацкого
Неприятие, с которым сталкивается Чацкий со стороны Фамусова и его окружения, начинает принимать угрожающие масштабы. Остроумие и прямота Чацкого, его критика московских порядков, кажутся гостям Фамусова странными и вызывающими.
Во время званого вечера в доме Фамусова Софья, раздосадованная настойчивым вниманием Чацкого и желая отомстить ему за нелестные высказывания о Молчалине, пускает слух о его сумасшествии. Она вскользь упоминает об этом в разговоре с одним из гостей, и сплетня, подхваченная жаждущими сенсаций гостями, распространяется с невероятной быстротой.
Слух о сумасшествии Чацкого оказывается как нельзя кстати для московского общества, которое видит в нем угрозу своему устоявшемуся укладу. Люди, которых Чацкий критикует за их невежество, лицемерие, чинопочитание и преклонение перед всем иностранным, с радостью ухватываются за возможность объявить его сумасшедшим и тем самым дискредитировать его идеи.
Сам же Чацкий, не подозревая о распространившихся слухах, продолжает отстаивать свои взгляды, чем лишь усугубляет свое положение. Он становится объектом насмешек и пересудов, его слова воспринимаются как бред сумасшедшего.
Действие 4. Разговор Молчалина с Лизой и разоблачение
Званый вечер в доме Фамусова подходит к концу. Гости расходятся, унося с собой свежие сплетни о сумасшествии Чацкого. В атмосфере всеобщего торжества лицемерия и невежества разгорается драма личных отношений.
Чацкий, уставший от пустых разговоров и лицемерных улыбок, остается в гостиной, скрываясь за колонной. Он становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой, в котором раскрывается истинная природа его «возлюбленного».
Молчалин, которого Софья считает образцом скромности и порядочности, признается Лизе, что он лишь делает вид, что любит Софью, ради собственной выгоды. Он открыто говорит о своей расчетливости, о том, что готов угождать всем и каждому, лишь бы добиться повышения по службе.
Этот разговор подслушивает и Софья. Она потрясена циничным признанием Молчалина, ее иллюзии разбиваются вдребезги. Она понимает, что жестоко ошиблась в человеке, которому отдала свое сердце.
В порыве гнева и обиды Софья разрывает отношения с Молчалиным и прогоняет его. Она чувствует себя униженной и оскорбленной, но вместе с тем испытывает чувство огромного облегчения от того, что правда, наконец, вышла наружу.
Действие 5; Развязка⁚ гнев Фамусова и отъезд Чацкого
Разоблачение Молчалина становится кульминацией пьесы, после которой следует бурный и драматичный финал. Чацкий, став свидетелем сцены объяснения Софьи и Молчалина, выходит из своего укрытия. Он уязвлен тем, что Софья предпочла ему лицемерного и беспринципного Молчалина.
Появление Чацкого, его горькие упреки и насмешки вызывают гнев Фамусова. Он обрушивает на дочь волну обвинений в непослушании и распутстве. Фамусов, ослепленный яростью, не хочет ничего слышать и грозится отправить Софью в деревню, а служанку Лизу – «на птичий двор».
Чацкий же, разочарованный в Софье, уставший от враждебности и непонимания окружающих, принимает решение уехать из Москвы. Он произносит гневную тираду в адрес фамусовского общества, обличая его пороки и невежество.
Отъезд Чацкого становиться символом его духовной победы над косностью и лицемерием фамусовской Москвы. Он уезжает, сохранив свое достоинство и верность своим идеалам, но вместе с тем глубоко страдая от одиночества и непонимания.
Финал пьесы оставляет чувство горечи и надежды одновременно. Горечь от того, что в мире торжествует лицемерие и невежество, а надежда на то, что найдутся люди, которые, подобно Чацкому, будут бороться за справедливость и свободу.
Коротко о главных персонажах
В «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, представляющих собой собирательный портрет московского дворянства начала XIX века. Каждый персонаж пьесы обладает своими неповторимыми чертами характера, которые определяют его поведение и взаимоотношения с другими героями.
Александр Андреевич Чацкий
Молодой дворянин, умный, образованный, прогрессивно мыслящий. Вернувшись из путешествия по Европе, он полон энтузиазма и желания изменить окружающий мир к лучшему. Чацкий критикует устаревшие порядки, невежество, чинопочитание, лицемерие московского дворянства. Он остроумен, прямолинеен, бескомпромиссен в своих суждениях, чем вызывает неприязнь и отторжение со стороны консервативно настроенного общества.
Софья Павловна Фамусова
Семнадцатилетняя дочь Фамусова, воспитанная на французских романах. Она мечтает о романтической любви, но ее представления о жизни наивны и иллюзорны. Софья влюблена в Молчалина, которого она считает воплощением своих идеалов. Она не замечает его лицемерия и расчетливости, принимая его показную скромность за искренность.
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова, живущий в их доме. Он происходит из бедной семьи и всего в жизни добился благодаря своему умению угождать вышестоящим. Молчалин – мастер лицемерия и приспособленчества. Он скрывает свои истинные мысли и чувства, притворяясь тем, кем ему выгодно быть в данный момент.
Павел Афанасьевич Фамусов
Отец Софьи, важный московский чиновник, типичный представитель фамусовского общества. Он консервативен, чтит старые порядки, стремится к богатству и чинам. Фамусов не терпит никаких отступлений от устоявшихся норм, он следует принципу «так принято», не задумываясь о смысле и справедливости такого порядка вещей.
Помимо этих центральных персонажей, в пьесе действует целая галерея ярких и запоминающихся образов, которые дополняют общую картину нравов фамусовской Москвы⁚ полковник Скалозуб, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и многие другие. Каждый из них является носителем определенного типа мышления и поведения, характерного для дворянского общества того времени.
Краткий вывод
Первая часть комедии «Горе от ума» знакомит нас с основными персонажами и конфликтами пьесы. Мы видим столкновение двух мировоззрений, двух эпох – «века нынешнего» и «века минувшего».
Чацкий, представляющий собой тип «нового человека», с его прогрессивными взглядами, стремлением к знаниям, свободомыслием, оказывается чужим в фамусовском обществе, где ценятся лишь чины, деньги и связи. Его остроумие и критика воспринимаются как угроза устоявшимся порядкам, а сам он объявляется сумасшедшим.
Софья, олицетворяющая типичную представительницу московского дворянства, оказывается неспособной понять и оценить Чацкого. Ее идеалы, сформированные под влиянием сентиментальных романов, оказываются далекими от реальности. Она влюблена в Молчалина, видя в нем воплощение своих мечтаний, не замечая его лицемерия и расчетливости.
Развязка первой части – разоблачение Молчалина и гнев Фамусова – подготавливает почву для дальшего развития конфликта. Чацкий, разочарованный в Софье и отвергнутый обществом, оказывается в полном одиночестве. Его «горе от ума» становится символом трагедии мыслящего человека, не находящего себе места в мире лицемерия и невежества.
Первая часть «Горя от ума» – это яркая зарисовка нравов фамусовской Москвы, которая не утратила своей актуальности и в наши дни. Пьеса заставляет задуматься о том, как часто мы становимся заложниками устаревших стереотипов и представлений, как трудно оставаться верным себе в мире, где царят лицемерие и равнодушие.
Прекрасное начало! Сразу захотелось перечитать комедию целиком.
Очень удобно для школьников и студентов, чтобы быстро вспомнить содержание произведения.
А можно побольше таких пересказов классики? Очень удобно и доступно!
Спасибо за краткий и понятный пересказ! Помогло освежить знания перед экзаменом.
Интересно, как дальше будут развиваться события? Жду вторую часть!
Классика есть классика! Даже в таком кратком изложении чувствуется гениальность Грибоедова.
Интересный пересказ! Сразу освежила в памяти сюжет «Горя от ума». Жду продолжения с нетерпением!
Отлично написано! Сразу чувствуется атмосфера московского дворянства XIX века.
Хороший краткий пересказ. Помогает вспомнить основные события и героев.