Краткий пересказ комедии «Горе от ума» по действиям

Краткий пересказ комедии "Горе от ума" по действиям Краткие пересказы

Краткий пересказ «Горе от ума», 1 часть

Действие комедии начинается ранним утром в доме московского чиновника Фамусова.​ Его дочь Софья влюблена в секретаря Молчалина. Внезапно в гости приезжает друг детства Софьи, Александр Чацкий, который несколько лет провел в путешествиях.​

Действие 1. Утро в доме Фамусова

Комедия начинается сценой раннего утра в просторной гостиной дома Павла Афанасьевича Фамусова, важного московского чиновника. Служанка Лиза пытается унять свою дремоту, но ее будит доносящаяся из спальни Софьи, дочери Фамусова, музыка.​ Звуки флейты и фортепиано свидетельствуют о том, что Софья проводит время не одна.

Вскоре выясняется, что ночным гостем Софьи был не кто иной, как Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий в их доме.​ Лиза, которой поручено следить за тайными встречами влюбленных, предупреждает их о приближении Фамусова.​ Молчалин едва успевает скрыться, а Софья делает вид, что только что проснулась.​

Появление Фамусова, заставшего Софью и Молчалина вместе, вызывает у него подозрения. Он не одобряет Молчалина в качестве потенциального жениха для своей дочери, считая его неподходящей партией. Софья и Молчалин вынуждены выдумывать неловкие объяснения своему раннему рандеву, чтобы успокоить бдительность Фамусова.

В это же утро в дом Фамусовых, после трехлетнего отсутствия, возвращается Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин, друг детства Софьи. Он полон впечатлений от своих путешествий и жаждет встречи с Софьей, к которой испытывает нежные чувства.​

Появление Чацкого вносит оживление в размеренную атмосферу дома Фамусова.​ Его пылкий нрав, острый ум и критическое отношение к московским нравам сразу же обращают на себя внимание.

Действие 2.​ Прибытие Чацкого и реакция Софьи

Приезд Чацкого застает Софью врасплох.​ Она не проявляет ожидаемой им радости и восторга от встречи.​ Ее холодность и сдержанность глубоко ранят Чацкого, который не может понять причины такой перемены в ее поведении.

В ходе разговора с Софьей Чацкий с жаром делится своими впечатлениями о путешествиях, своими мыслями о жизни, о чести, о долге, о стремлении к знаниям.​ Он критикует засилье иностранщины, карьеризм, лицемерие и невежество московского дворянства.​

Однако пламенные речи Чацкого не находят отклика в душе Софьи.​ Она не разделяет его идеалов, его стремления изменить мир к лучшему кажутся ей наивными и смешными.​ Ее сердце отдано Молчалину, которого она считает воплощением скромности, благоразумия и преданности.​

Чацкий, пытаясь разгадать причину холодности Софьи, начинает подозревать, что ее сердце уже занято.​ Он решает выяснить, кто же стал его соперником, и обращает внимание на Молчалина, который производит впечатление тихого и незаметного молодого человека.​

Между тем, Фамусов, обеспокоенный будущим своей дочери, прочит ей в мужья богатого и знатного полковника Скалозуба.​ Он считает Скалозуба идеальной партией для Софьи, не обращая внимания на то, что тот человек недалекий и ограниченный.​

Встреча Чацкого и Фамусова превращается в столкновение двух разных мировоззрений.​ Прогрессивные взгляды Чацкого на жизнь, его критика существующих порядков вызывают резкое неприятие со стороны консервативно настроенного Фамусова.​

Действие 3. Распространение слуха о сумасшествии Чацкого

Неприятие, с которым сталкивается Чацкий со стороны Фамусова и его окружения, начинает принимать угрожающие масштабы.​ Остроумие и прямота Чацкого, его критика московских порядков, кажутся гостям Фамусова странными и вызывающими.​

Во время званого вечера в доме Фамусова Софья, раздосадованная настойчивым вниманием Чацкого и желая отомстить ему за нелестные высказывания о Молчалине, пускает слух о его сумасшествии. Она вскользь упоминает об этом в разговоре с одним из гостей, и сплетня, подхваченная жаждущими сенсаций гостями, распространяется с невероятной быстротой.

Слух о сумасшествии Чацкого оказывается как нельзя кстати для московского общества, которое видит в нем угрозу своему устоявшемуся укладу.​ Люди, которых Чацкий критикует за их невежество, лицемерие, чинопочитание и преклонение перед всем иностранным, с радостью ухватываются за возможность объявить его сумасшедшим и тем самым дискредитировать его идеи.​

Сам же Чацкий, не подозревая о распространившихся слухах, продолжает отстаивать свои взгляды, чем лишь усугубляет свое положение.​ Он становится объектом насмешек и пересудов, его слова воспринимаются как бред сумасшедшего.​

Действие 4.​ Разговор Молчалина с Лизой и разоблачение

Званый вечер в доме Фамусова подходит к концу. Гости расходятся, унося с собой свежие сплетни о сумасшествии Чацкого.​ В атмосфере всеобщего торжества лицемерия и невежества разгорается драма личных отношений.

Чацкий, уставший от пустых разговоров и лицемерных улыбок, остается в гостиной, скрываясь за колонной.​ Он становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой, в котором раскрывается истинная природа его «возлюбленного».​

Молчалин, которого Софья считает образцом скромности и порядочности, признается Лизе, что он лишь делает вид, что любит Софью, ради собственной выгоды. Он открыто говорит о своей расчетливости, о том, что готов угождать всем и каждому, лишь бы добиться повышения по службе.​

Этот разговор подслушивает и Софья.​ Она потрясена циничным признанием Молчалина, ее иллюзии разбиваются вдребезги.​ Она понимает, что жестоко ошиблась в человеке, которому отдала свое сердце.

В порыве гнева и обиды Софья разрывает отношения с Молчалиным и прогоняет его.​ Она чувствует себя униженной и оскорбленной, но вместе с тем испытывает чувство огромного облегчения от того, что правда, наконец, вышла наружу.​

Действие 5; Развязка⁚ гнев Фамусова и отъезд Чацкого

Разоблачение Молчалина становится кульминацией пьесы, после которой следует бурный и драматичный финал.​ Чацкий, став свидетелем сцены объяснения Софьи и Молчалина, выходит из своего укрытия.​ Он уязвлен тем, что Софья предпочла ему лицемерного и беспринципного Молчалина.​

Появление Чацкого, его горькие упреки и насмешки вызывают гнев Фамусова.​ Он обрушивает на дочь волну обвинений в непослушании и распутстве.​ Фамусов, ослепленный яростью, не хочет ничего слышать и грозится отправить Софью в деревню, а служанку Лизу – «на птичий двор».​

Чацкий же, разочарованный в Софье, уставший от враждебности и непонимания окружающих, принимает решение уехать из Москвы.​ Он произносит гневную тираду в адрес фамусовского общества, обличая его пороки и невежество.​

Отъезд Чацкого становиться символом его духовной победы над косностью и лицемерием фамусовской Москвы. Он уезжает, сохранив свое достоинство и верность своим идеалам, но вместе с тем глубоко страдая от одиночества и непонимания.​

Финал пьесы оставляет чувство горечи и надежды одновременно.​ Горечь от того, что в мире торжествует лицемерие и невежество, а надежда на то, что найдутся люди, которые, подобно Чацкому, будут бороться за справедливость и свободу.​

Коротко о главных персонажах

В «Горе от ума» Грибоедов создал яркую галерею образов, представляющих собой собирательный портрет московского дворянства начала XIX века.​ Каждый персонаж пьесы обладает своими неповторимыми чертами характера, которые определяют его поведение и взаимоотношения с другими героями.​

Александр Андреевич Чацкий

Молодой дворянин, умный, образованный, прогрессивно мыслящий.​ Вернувшись из путешествия по Европе, он полон энтузиазма и желания изменить окружающий мир к лучшему.​ Чацкий критикует устаревшие порядки, невежество, чинопочитание, лицемерие московского дворянства.​ Он остроумен, прямолинеен, бескомпромиссен в своих суждениях, чем вызывает неприязнь и отторжение со стороны консервативно настроенного общества.​

Софья Павловна Фамусова

Семнадцатилетняя дочь Фамусова, воспитанная на французских романах.​ Она мечтает о романтической любви, но ее представления о жизни наивны и иллюзорны.​ Софья влюблена в Молчалина, которого она считает воплощением своих идеалов.​ Она не замечает его лицемерия и расчетливости, принимая его показную скромность за искренность.​

Алексей Степанович Молчалин

Секретарь Фамусова, живущий в их доме.​ Он происходит из бедной семьи и всего в жизни добился благодаря своему умению угождать вышестоящим.​ Молчалин – мастер лицемерия и приспособленчества.​ Он скрывает свои истинные мысли и чувства, притворяясь тем, кем ему выгодно быть в данный момент.​

Павел Афанасьевич Фамусов

Отец Софьи, важный московский чиновник, типичный представитель фамусовского общества.​ Он консервативен, чтит старые порядки, стремится к богатству и чинам.​ Фамусов не терпит никаких отступлений от устоявшихся норм, он следует принципу «так принято», не задумываясь о смысле и справедливости такого порядка вещей.​

Помимо этих центральных персонажей, в пьесе действует целая галерея ярких и запоминающихся образов, которые дополняют общую картину нравов фамусовской Москвы⁚ полковник Скалозуб, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и многие другие.​ Каждый из них является носителем определенного типа мышления и поведения, характерного для дворянского общества того времени.

Краткий вывод

Первая часть комедии «Горе от ума» знакомит нас с основными персонажами и конфликтами пьесы.​ Мы видим столкновение двух мировоззрений, двух эпох – «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, представляющий собой тип «нового человека», с его прогрессивными взглядами, стремлением к знаниям, свободомыслием, оказывается чужим в фамусовском обществе, где ценятся лишь чины, деньги и связи.​ Его остроумие и критика воспринимаются как угроза устоявшимся порядкам, а сам он объявляется сумасшедшим.​

Софья, олицетворяющая типичную представительницу московского дворянства, оказывается неспособной понять и оценить Чацкого.​ Ее идеалы, сформированные под влиянием сентиментальных романов, оказываются далекими от реальности.​ Она влюблена в Молчалина, видя в нем воплощение своих мечтаний, не замечая его лицемерия и расчетливости.​

Развязка первой части – разоблачение Молчалина и гнев Фамусова – подготавливает почву для дальшего развития конфликта.​ Чацкий, разочарованный в Софье и отвергнутый обществом, оказывается в полном одиночестве. Его «горе от ума» становится символом трагедии мыслящего человека, не находящего себе места в мире лицемерия и невежества.

Первая часть «Горя от ума» – это яркая зарисовка нравов фамусовской Москвы, которая не утратила своей актуальности и в наши дни.​ Пьеса заставляет задуматься о том, как часто мы становимся заложниками устаревших стереотипов и представлений, как трудно оставаться верным себе в мире, где царят лицемерие и равнодушие.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина Смирнова

    Прекрасное начало! Сразу захотелось перечитать комедию целиком.

  2. Мария Сидорова

    Очень удобно для школьников и студентов, чтобы быстро вспомнить содержание произведения.

  3. Дмитрий Кузнецов

    А можно побольше таких пересказов классики? Очень удобно и доступно!

  4. Сергей Соколов

    Спасибо за краткий и понятный пересказ! Помогло освежить знания перед экзаменом.

  5. Анна Новикова

    Интересно, как дальше будут развиваться события? Жду вторую часть!

  6. Иван Иванов

    Классика есть классика! Даже в таком кратком изложении чувствуется гениальность Грибоедова.

  7. Ольга Петрова

    Интересный пересказ! Сразу освежила в памяти сюжет «Горя от ума». Жду продолжения с нетерпением!

  8. Елена Лебедева

    Отлично написано! Сразу чувствуется атмосфера московского дворянства XIX века.

  9. Алексей Попов

    Хороший краткий пересказ. Помогает вспомнить основные события и героев.