Краткий пересказ комедии Недоросль Фонвизина

Краткий пересказ комедии Недоросль Фонвизина Краткие пересказы

Краткий пересказ комедии «Недоросль» Фонвизина

Комедия рассказывает о невежественной помещице Простаковой, стремящейся женить своего необразованного сына Митрофана на богатой Софье.​ Однако планам Простаковой не суждено сбыться⁚ Софья выходит замуж по любви, а Митрофана забирают в армию.​

Действие первое⁚ Знакомство с обитателями усадьбы Простаковых

Первое действие комедии знакомит нас с нравами, царящими в усадьбе Простаковых. Госпожа Простакова, властная и невежественная помещица, бесцеремонно управляет своим окружением, включая мужа, которого держит в ежовых рукавицах.​ Единственным объектом ее слепой любви является сын Митрофанушка – избалованный и ленивый шестнадцатилетний недоросль, не проявляющий никакого интереса к учебе.​

Мы знакомимся с учителями Митрофанушки⁚ отставным сержантом Цифиркиным, который сам слабо разбирается в арифметике, и семинаристом Кутейкиным, изгнанным из семинарии за пьянство.​ Несмотря на их некомпетентность, Простакова довольна учителями, поскольку не видит смысла в образовании сына.​

В доме Простаковых живет Софья – молодая девушка, оставшаяся сиротой.​ Простакова видит в ней выгодную партию для Митрофанушки и планирует женить сына, рассчитывая на богатое приданое Софьи.​ В усадьбу приезжает брат Простаковой, Скотинин, также претендующий на руку Софьи; Он – невежественный и грубый человек, одержимый страстью к свиньям.​

В финале первого действия появляется известие о приезде Стародума, дяди Софьи, которого все считали погибшим.​ Это известие переворачивает все с ног на голову, особенно после того, как становится известно, что Стародум – человек состоятельный, и Софья становится его наследницей.​

Действие второе⁚ Три претендента на руку Софьи

Второе действие разворачивается вокруг Софьи и трех претендентов на ее руку.​ Простакова, узнав о наследстве племянницы, меняет свое отношение к ней на показное дружелюбие и старается всячески угодить, преследуя корыстные цели – заполучить богатство Стародума.

Митрофанушка, подталкиваемый матерью, также начинает оказывать знаки внимания Софье, хотя до этого не проявлял к ней никакого интереса. Скотинин, в свою очередь, продолжает настойчиво добиваться руки Софьи, видя в ней возможность завладеть ее деревнями и увеличить свое поголовье свиней.​

В разгар сватовства в усадьбу Простаковых прибывает молодой офицер Милон.​ Судьба сводит его с Софьей, с которой он был знаком ранее и к которой испытывает нежные чувства.​ Милон оказывается человеком чести, образованным и благородным, что резко контрастирует с невежеством и грубостью Простаковых, Скотинина и Митрофана.​

Стародум, наблюдая за происходящим, все больше убеждается в недостойности Простаковых и их окружения.​ Он видит, что Софья – девушка умная и образованная, достойна лучшей участи, чем брак с невежественным Митрофаном или грубым Скотининым.​ В сердце Стародума зреет план, как уберечь племянницу от нежелательного замужества и обеспечить ей счастливое будущее.​

Действие третье⁚ Приезд Стародума и обучение Митрофанушки

Третье действие знаменуется приездом Стародума в усадьбу Простаковых.​ Мудрый и просвещенный, он сразу видит истинную натуру хозяев дома⁚ их невежество, корысть и лицемерие.​ Стародума возмущает отношение Простаковых к Софье, которую они держат взаперти и силой пытаются склонить к браку с Митрофанушкой.​

Стародум решает лично убедиться в невежестве Митрофанушки и устраивает ему испытание, задавая вопросы по грамматике и истории. Недоросль, разумеется, проваливает экзамен, демонстрируя полное отсутствие знаний и нежелание учиться.​ Сцена урока Митрофанушки становится яркой сатирой на порочную систему дворянского воспитания, где невежество и праздность считались нормой.​

Простакова, видя, что Стародум не впечатлен «достоинствами» ее сына, пытается подкупить его лестью и подарками.​ Однако Стародум непреклонен⁚ он видит, что Митрофанушка – не просто недоросль, но и безнравственный человек, лишенный каких-либо положительных качеств.​

В то время как Простакова пытается добиться расположения Стародума, Милон и Софья наслаждаются минутами тайных встреч.​ Их чувства взаимны, и Стародум, видя искреннюю любовь молодых людей, решает благословить их союз, несмотря на отсутствие у Милона богатства.​

Действие четвертое⁚ Обретение Софьей счастья и разоблачение Простаковой

Четвертое действие приносит Софье долгожданное счастье.​ Стародум, убедившись в благородстве Милона и его искренних чувствах к Софье, официально объявляет о помолвке молодых людей.​ Радость Софьи омрачает лишь мысль о предстоящем расставании с дядей, который решает покинуть усадьбу Простаковых.​

Простакова, узнав о решении Стародума, приходит в ярость.​ Она чувствует себя обманутой в своих ожиданиях женить Митрофана на богатой наследнице. Вместе с мужем и Скотининым она пытается силой удержать Софью в доме, чтобы обвенчать ее с Митрофанушкой.​

Однако планам Простаковой не суждено сбыться. Милон, узнав о готовящемся похищении Софьи, бросается на помощь возлюбленной и освобождает ее из-под стражи. Попытка похищения становится последней каплей, разоблачающей истинное лицо Простаковой в глазах окружающих.

Стародум, возмущенный поведением Простаковой и ее приспешников, открыто осуждает их бесчеловечность и жажду наживы.​ Он принимает решение лишить Простакову права распоряжаться имением, передав его под опеку государства.​

Действие пятое⁚ Крушение планов Простаковой и наказание для героев

Пятое действие комедии – это развязка интриги и торжество справедливости.​ Простакова, лишенная власти над имением и крепостными, оказывается в полном одиночестве.​ Единственной отрадой для нее был сын, однако и он, воспользовавшись моментом, отрекается от матери, не желая делить с ней тяготы наказания.​

Митрофанушку, по решению Правдина, определяют на службу в армию, где он, избалованный и неприспособленный к труду, должен будет пройти суровую школу жизни.​ Скотинин, лишившись надежды на брак с Софьей, удаляется в свои владения, продолжая лелеять мечту о разведении свиней.​

Софья и Милон, получив благословение Стародума, готовятся к свадьбе. Их счастье – это не просто торжество любви, но и победа просвещения над невежеством, благородства над корыстью.​

Финал комедии оставляет горькое послевкусие.​ Простакова, некогда властная и деспотичная, вызывает скорее жалость, чем злорадство. Ее судьба – это пример того, к чему приводит невежество, жажда наживы и отсутствие любви к ближнему.​

Коротко о главных персонажах

В комедии «Недоросль» Фонвизин создал яркую галерею образов, высмеивающих пороки современного ему общества.​ Каждый персонаж наделен говорящей фамилией, которая подчеркивает его характер и роль в пьесе.​

Госпожа Простакова

Властная и невежественная помещица, главный отрицательный персонаж комедии. Простакова – олицетворение невежества, жестокости и деспотизма, царивших в дворянской среде XVIII века.​ Она безраздельно властвует в своем доме, тираня мужа и крепостных.​ Слепая материнская любовь к Митрофанушке толкает ее на обман, лицемерие и даже преступление.​ В финале комедии Простакова оказывается опозоренной и наказанной, лишенная власти и уважения.

Митрофан

Шестнадцатилетний сын Простаковых, «недоросль» – молодой дворянин, не получивший должного образования.​ Митрофан – избалованный и ленивый, лишенный каких-либо интересов и устремлений.​ Он не способен ни любить, ни дружить, ни сострадать.​ Единственная цель его жизни – вкусно поесть и поспать.​ Фонвизин показывает, что недоросль – это не просто необразованный человек, но и безнравственный, неспособный на высокие чувства и благородные поступки.

Стародум

Дядя Софьи, носитель просветительских идей. Стародум – антитеза Простаковой и Митрофану. Он умен, образован, честен и справедлив.​ Стародум выступает за гуманное отношение к крепостным, ратует за просвещение и воспитание молодежи в духе нравственности.​ Он видит истинную ценность человека не в богатстве и происхождении, а в его душевных качествах.

Софья

Молодая девушка, племянница Стародума.​ Софья – воплощение доброты, ума и благородства.​ Она получила хорошее образование, любит читать, стремится к знаниям. Софья – настоящая дворянка не по происхождению, а по духу. Она способна на искреннюю любовь, ценит в людях честность и порядочность.

Милон

Молодой офицер, возлюбленный Софьи.​ Милон – образцовый герой, наделенный всеми добродетелями⁚ он храбр, благороден, честен и образован.​ Милон искренне любит Софью и готов на все ради ее счастья.​

Помимо главных героев, в комедии действуют второстепенные персонажи, которые также играют важную роль в развитии сюжета⁚ Скотинин, Вральман, Цифиркин, Кутейкин.​ Каждый из них – яркий типаж, высмеивающий определенный порок или недостаток.​

Краткий вывод

Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 1782 году٫ не теряет своей актуальности и в наши дни.​ Это острая сатира на невежество٫ жестокость и деспотизм٫ царившие в дворянской среде XVIII века.​ Фонвизин бичует пороки общества٫ высмеивает невежество и косность дворянства٫ ратуя за просвещение и гуманное отношение к людям.

Главный объект сатиры Фонвизина – система воспитания, порождающая «недорослей» – невежественных, ленивых и безнравственных молодых дворян, неспособных ни к службе, ни к семейной жизни.​ Митрофан, главный герой комедии, становится символом нравственного падения дворянства, утратившего свои лучшие качества.​

Противопоставляя невежеству и жестокости Простаковых и Митрофана ум, честность и благородство Стародума, Софьи и Милона, Фонвизин утверждает идеалы Просвещения⁚ важность образования, гуманного отношения к людям, высокие нравственные принципы.​

Комедия «Недоросль» – это не просто сатира на нравы прошлого, но и призыв к духовному пробуждению общества, к утверждению вечных ценностей⁚ добра, справедливости, любви и просвещения.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Сидорова

    Хороший краткий пересказ для тех, кто не читал комедию целиком. Захотелось прочитать оригинал!

  2. Дмитрий Кузнецов

    Всегда поражался, как точно Фонвизин подмечал человеческие слабости. «Недоросль» актуален и сегодня!

  3. Алексей Николаев

    Не люблю читать пьесы, но этот пересказ вполне увлекательный. Спасибо!

  4. Ольга Петрова

    Классическое произведение русской литературы! Отлично передана атмосфера того времени и нравы дворянства.

  5. Мария Козлова

    Очень живо и интересно описаны персонажи. Кажется, что видишь их перед собой!

  6. Елена Смирнова

    Простакова — просто воплощение невежества! Фонвизин мастерски высмеивает пороки общества.

  7. Иван Иванов

    Интересный пересказ, но хотелось бы больше подробностей о развитии сюжета и персонажах.